Меню

Почва тонкий поверхностный слой земной коры обладающий плодородием

Почвы

Что такое почва. Какие бывают почвы.

Что такое почва

Почва — это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва — особое природное тело, основное качество которого — плодородие. Это означает, что почва снабжает растения питательными веществами, а растения развиваются и дают урожай. Основу почвы составляют горные породы (их называют материнскими породами). Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных (особенно червей). С их помощью накапливающиеся остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в своеобразное органическое вещество — перегной (гумус), от которого и зависит почвенное плодородие.

Помимо гумуса, в почве обязательно должна быть вода для растений и воздух, без которого не может развиваться их корневая система. Поэтому лучшей почвой считается рыхлая, куда легко проникают и влага, и воздух.

Почва — тонкий (обычно от 2—3 см до 2 м) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Плодородие — главное качество, отличающее почву от горной породы.

Почва — верхний слой земной коры, обладающий плодородием.

Какие бывают почвы

На Земле существуют разные типы почв (рис. 108). Это зависит прежде всего от растительности и климата местности, а также от её рельефа, состава горных пород и деятельности человека. Плодородная почва образуется там, где в неё больше всего поступает органических веществ (отмерших растений и останков животных). Например, в степях России в растительном покрове преобладают однолетние травы. В самых плодородных почвах степей — чернозёмах — содержание гумуса доходит до 10— 14% и гумусовый слой достигает толщины 1 — 1,5 м.

Под хвойными лесами образуется совсем другой тип почвы. Там количество растительной массы больше, чем в степях. Но, в отличие от трав, дере&ья не отмирают каждый год. Ежегодно (и очень постепенно) в почву поступает только хвоя (которая содержит мало питательных веществ) да ещё немного травы, растущей под пологом леса. Кроме того, хвойные леса растут в достаточно холодном климате, где больше осадков. Поэтому часть органических веществ вместе с влагой просачивается с поверхности вглубь, а наверху остаётся белёсый слой, почти лишённый гумуса, похожий на золу. Эти почвы получили название подзолистых. Их плодородие невысоко.

Ещё менее плодородны почвы в северных безлесных областях, где растительность представлена низкорослыми травами и кустарниками, мхами и лишайниками.

Тип почвы зависит в первую очередь от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ.

Почва. Плодородие. Перегной (гумус).

1. Что такое почва?

Читайте также:  Срок службы оцинкованных грядок с полимерным покрытием

2. Какова роль живых организмов в образовании почвы?

3. Почву называют особым природным телом, потому что: а) её образуют обломочные горные породы; б) благодаря гумусу она обладает плодородием; в) в ней обитают различные животные.

4. Наиболее плодородными почвами являются: а) подзолистая; б) чернозём; в) тундровая глеевая.

5. Опишите растительный, животный мир и почвы своей местности.

Источник

Презентация по географии на тему «Почва — основа сельского хозяйства» 8 класс

Открытый урок на тему «Почва — основа селького хозяйства»

Просмотр содержимого документа
«Презентация по географии на тему «Почва — основа сельского хозяйства» 8 класс»

Почва – это единство минералов, растений, животных и климата. В.В. Докучаев

Проверка домашнего задания.

1. Почва –это тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

2. Плодородие почвы зависит от количества перегноя

3. Механический состав почвы:

Песок – супесь – суглинок – глина

4. Структура почвы: Структурная(комковатая, зернистая) и бесструктурная (пылеватая)

— гумусовый горизонт (А1)

— горизонт вымывания (А2)

— горизонт вмывания (В)

выявить факторы почвообразования, определить главные типы почв, сформировать понятия « земельные ресурсы» и «почвенные ресурсы», раскрыть значение охраны почв.

В. В. Докучаев (1846 – 1903)

Основоположник науки о почве

Выдающийся русский ученый, основатель научного почвоведения. Докучаев впервые сформулировал научное определение почвы, назвав почву самостоятельным естественно-историческим телом, которое является продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста почвы и отчасти рельефа местности.

Почвы – зональные системы

Закономерности распределения почв

Распространение основных типов почв России показано на карте. В нашей стране широтная зональность выражена ярче , чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью территории с севере на юг и преобладанием равнинного рельефа.

Характерной закономерностью смены почв в горах является высотная поясность.

Взаимосвязь почв, растительности и климата

Каждый тип почв формируется в строго определенных климатических условиях при определенном соотношении тепла и влаги .

В тоже время каждому типу соответствует и определенный тип растительности. Отмершие стебли и листья принимают непосредственное участие в образовании гумуса

Главные типы почв России

Рациональное использование почв

Мало тепла избыточное увл., скудная растит, малый опад

Избыточное увлажнение, малый опад

Достаточное тепло и увлажнение

Зона смешанных лесов

Количество осадков и испарение практически равны

Недостаточное увлажнение, слабый промыв, большой опад

Скудное увлажнение, незначительный опад

Очень скудное увлажн., незначительный опад

На крайнем севере России почва почти весь год находится в замершем состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. При этом почва переувлажняется. Здесь образуется маломощные тундрово-глеевые почвы

Читайте также:  Как приготовить кору для мульчирования почвы

Большую площадь в тайге занимают подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Они формируются под лесами в областях избытка жидкой воды. Осадков здесь выпадает больше, чем испаряется. При малом количестве растительных остатков и при интенсивном промывании в тайге образуются подзолистые почвы. Они бедны гумусом и минералами.

В южной части тайги увеличивается поступление растительных остатков, возрастают летние температуры, поэтому сквозное промывание почв происходит только весной. В этих условиях возрастает накопление гумуса, а часть растворимых минеральных соединений задерживается в почве. В широколиственных лесах формируются серые и бурые лесные почвы.

Почвы смешенных и широколиственных лесов

В этой зоне самые благоприятные условия. Здесь количество осадков столько же сколько может испариться с поверхности, а растения дают ежегодно большую массу веществ, т.е. в степях формируются самые богатые перегноем почвы – черноземы. Они обладают хорошей зернистой структурой . В них содержатся все необходимые растениям элементы питания. Чернозёмы – это лучшие почвы России.

При движении к югу климат становится суше и теплее, растительный покров- более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков, а значительная часть в течении длительного теплого периода разлагается на простейшие минеральные соединения . Гумуса в почвах накапливается все меньше. Здесь формируется каштановые и бурые почвы полупустынь и серо – бурые почвы пустынь . Плодородие почв уменьшается от каштановых к серо-бурым

Почвы пустынь и полупустынь

« Человек, в сущности, совершенно не думает о том, что у него под ногами. Всегда мчится. Или самое большее взглянет, как прекрасны облака. И ни разу не похвалит, как прекрасна почва»

Пашня – черноземы, серые лесные и темно- каштановые

Подзолистые – массивы сенокосов

На светло– каштановых, бурых и светло- бурых почвах, а также на горно -луговых почвах – пастбища.

Мелиорация и ее виды

Мелиорация – это совокупность мер, направленное на коренное улучшение почв, повышения плодородия с целью получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.

Источник

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 14. Почва как особое природное образование

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению почвы как особого природного образования.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с понятием «почва».
  3. Узнают об особенностях формирования и типах почв, плодородии разных типов почв.
  4. Узнают о необходимости охраны почв.
Читайте также:  Метод молчанова учет урожая

Почва – верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества.

Гумус основное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые высшим растениям.

Плодородие – способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Охрана почв – система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  3. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  4. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  5. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  6. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  7. Сайт: Федерация Интернет — образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  8. Сайт: WWF (Всемирный фонд дикой природы). http://www.wwf.ru.
  9. Сайт Образовательно — энциклопедический портал «Живая планета»: http://lifeplanet.org.
  10. Портал о живой природе. Сайт: http://www.apus.ru.
  11. Сайт: Юный натуралист. http://unnaturalist.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлом уроке мы узнали, что живое вещество в биосфере распределено крайне неравномерно. В его распространении есть закономерности. Какие это закономерности, мы узнаем сегодня. Задумывались ли Вы когда-нибудь, почему на одном огороде можно собирать большой урожай, а на другом – практически ничего не растёт? Одна из причин в почве, а точнее в её плодородии.

Почва – это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва особое природное тело, основное качество которого – плодородие. Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Верхний слой почвы состоит из особого органического вещества – гумуса. От содержания гумуса зависит плодородие почвы. На Земле существуют разные тины почв. Тип почвы зависит от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ. Под воздействием хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение и истощение почвы. Охрана почв – это целая система мер, направленных на осуществление определённых действий по защите, улучшению качества и рациональному использованию земельных ресурсов. Поддержание почвенного плодородия крайне важно для поддержания биологического равновесия на планете.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что такое почва?

Земная оболочка, в которой существуют живые организмы и продукты их жизнедеятельности.

Твердая, каменная оболочка земли.

Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Верхняя часть литосферы Земли.

Тонкий поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Задание 2. Восстановите последовательность процесса почвообразования, расставив предложенные позиции в нужном порядке.

Источник

Adblock
detector