Древнее Двуречье
Урок истории в 5 классе
Цели: ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с исторической картой.
Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Ход урока
ВАРИАНТ 1
I. Организационный момент
II. Изучение новой темы
План
1) Природные и климатические условия Древнего Двуречья.
2) Занятия жителей Двуречья.
3) Религия и письменность древних жителей Двуречья.
На доске: тема урока.
1. Рассказ учителя.
Мы закончили изучать историю Древнего Египта. Мы знаем, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат. Как можно было добраться египтянам до этой реки?
2. Работа по карте (с. 31 Вигасина).
Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат.
— Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? (Двуречье или Междуречье.)
— Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат? (Турция, Сирия, Ирак.)
— Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат? (Обе реки текут с севера на юг с гор Закавказья в Персидский залив.)
— Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат? (Местность делится как бы на две части: на севере — гористая и каменистая, а на юге — совсем ровная и камней там нет.)
3. Работа с историческими документами.
Геродот. История
193. …Вся Вавилония, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды Деметры (древнегреческая богиня плодородия). Напротив, плодовые деревья там даже вообще не произрастают: ни смоковница, ни виноградная лоза, ни маслина. Что же до плодов Деметры, то земля приносит их в таком изобилии, что урожай здесь вообще сам-двести, В (в хорошие годы) даже сам-триста. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырех пальцев в ширину. Что просо и сезам (масличное растение) бывают там высотой с дерево, мне хорошо известно, но я не стану рассказывать об этом. Я знаю ведь, сколь большое недоверие встретит мой рассказ о плодородии разных хлебных злаков у тех, кто сам не побывал в Вавилонии. Оливкового масла вавилоняне совсем не употребляют, но только из сезама. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготовляют хлеб, вино и мед…
Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1987. С. 58.
Вопросы к документу:
— Какая земля существовала в Древнем Двуречье? (Земля очень плодородная.)
— Какие культуры выращивали жители этой страны? (Пшеницу, ячмень, просо, сезам, финиковые пальмы.)
— Какие занятия существовали у жителей Двуречья? (Строили каналы, занимались земледелием, делали вино, мед, пекли хлеб.)
Миф о потопе (Вигасин, с. 65)
Вопросы к документу:
— Из-за чего возник потоп? (Из-за дождей.)
— Какому человеку бог Эа сообщил о предстоящем потопе? (Праведному человеку Утнапишти.)
— Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»? (Разливы рек Тигр и Евфрат.)
— Какую информацию о людях Двуречья дает этот документ? (О существовании у них религиозных верований.)
— Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Как в нем отразилась природа страны? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?
4. Рассказ учителя.
Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, — короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о Всемирном потопе, который погубил почти всех людей.
Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, еще в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине Нила — более пяти тысяч лет назад.
5. Решение задачи.
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы — будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
— Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени? (Писали на глиняных табличках, существовали школы, люди были грамотными, писали клинописью.)
6. Рассказ учителя.
Для деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого ее можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи, и строить из них дома, храмы и дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?
7. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п. 3 § 13 на с. 64 Вигасина.
8. Беседа по прочитанному.
— Каким богам преклонялись жители Двуречья? (В одном городе богу солнца Шамашу, в другом — богу луны Сину, мудрым считали бога воды За, к богине плодородия Иштар люди обращались с просьбой о богатых урожаях.)
— Почему почитаемые боги Двуречья так или иначе связаны с природными факторами? (Жители Двуречья не могли объяснить многие явления природы, а от них зависела их жизнь, вероятно, поэтому они и преклонялись этим богам.)
— Какую роль играли жрецы в Двуречье? (Они были служителями храмов, могли общаться с богами.)
ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК
Для проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «египтяне» и «жители Междуречья». Одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие — Междуречья.
Учитель на доске чертит таблицу.
Египет | Междуречье |
Ученики, защищая преимущества климатических условий Египта и Междуречья, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетрадями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументированными. Для того чтобы таблица представляла собой систематизированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:
1) разливы рек;
2) плодородие почвы;
3) растительность;
4) строительный материал;
5) письменность и климатические условия.
По мере предложений учеников учитель должен заполнять таблицу, а ученики — переносить ее в тетради. За каждое аргументированное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший(ие) наибольшее количеству очков, получает пять.
III. Закрепление изученного материала
1. Беседа по вопросам.
— Что общего в природных условиях, жизни жителей Египта и Двуречья?
Ответы:
а) В Двуречье, как и в Египте, происходили разливы рек Тигр и Евфрат, оставляя после этого плодородный слой ила на полях.
б) Жители этих стран занимались земледелием и ремеслом. Строили оросительные каналы для своих полей.
в) Практически в одно и то же время появились государства, города, религиозные верования, письменность.
— В чем различия? (Разливы рек Тигр и Евфрат проходили очень бурно, смывая все на своем пути. Строили все из глины, писали не иероглифами, а клинописью, не на папирусах, а на глиняных дощечках.)
2. Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 47 (с. 41).
3. Заполните таблицу.
Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье | Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье |
IV. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 13 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 46 (с. 40).
Источник
Древнее Двуречье
Урок 16. История древнего мира 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Древнее Двуречье»
На предыдущих уроках мы с вами изучали историю Древнего Египта. Далее нам предстоит изучить историю Передней Азии, Древней Индии и Китая. Именно здесь, на Древнем Востоке, началась история человечества. Здесь зародились первые цивилизации.
Под термином «Древний Восток» следует понимать совокупность очень далеких по географическим и хозяйственным условиям областей оседлых и кочевых народов на территории которых возникли и развивались первые в истории человечества цивилизации.
Территорию, которая граничит со Средиземным и Черным морями, а также с Индийским океаном, называют Западной или Передней Азией. Здесь несут свои воды реки Тигр и Евфрат. Они берут свое начало в горах Кавказа и впадают в Персидский Залив. В среднем и нижнем течениях этих рек расположена древняя страна Месопотамия, что означает Междуречье.
С севера и востока Месопотамию окружали горы. На западе она граничила с Сирийской пустыней. На юге Месопотамию омывал Персидский Залив.
Именно в южной части Месопотамии зародилась древнейшая цивилизация Шумер.
В глубокой древности условия жизни в этих местах были крайне суровыми: летом мучила невыносимая жара, зимой – лютый холод. Непроходимые джунгли и болота чередовались с выжженной солнцем пустыней. Дожди выпадали редко, но если шел дождь, то это был настоящий ливень.
Основным источником влаги, а значит и жизни были две реки Тигр и Евфрат, которые разливались от весеннего таяния снегов в горах Кавказа.
Геродот так писал о природе Древней Месопотамии: «Дождей в этой земле выпадает мало, но и этих незначительных дождей достаточно для первоначального питания и роста корней злаков. При этом посевы орошаются из реки, зреют, и злак растет. Вся Южная Месопотамия, подобно Египту, перерезана каналами».
Первым выходил из берегов Тигр, за ним Евфрат. Разливаясь, они затопляли обширные территории. Как и в Египте, воды рек обильно орошали поля, насыщая их влагой и делая плодородными. Плодородная земля речных долин и теплый климат позволяли собирать по два урожая в год. Земля была основным богатством Междуречья.
Природа не всегда благоприятствовала жителям Месопотамии. Иногда реки разливались больше обычного. Наводнения и песчаные бури губили все живое. От этих бедствий надо было уметь защищаться.
Как и в Древнем Египте, территорию Месопотамии люди начали заселять в V тысячелетии до нашей эры. Уже первым поселенцам пришлось вырубать кустарники, строить каналы и дамбы, осушать болота, сооружать водохранилища.
Однако, несмотря на все усилия людей, иногда случались страшные наводнения. Рассказы об этих катастрофах, по-видимому, и породили легенду о всемирном потопе.
«Боги решили уничтожить людей, затопив всю землю. Но бог воды рассказал об этом решении тростинкам, из которых была сделана хижина одного человека. Тростины передали известие хозяину хижины. Человек построил большой корабль, разместил в нем свою семью, умелых ремесленников, а также разных зверей и птиц. В день, назначенный богами, черная туча закрыла небо, начался ливень, вода затопила землю. Погибли все люди, кроме тех, кто спрятался на корабле. Через шесть дней буря утихла. Вода начала спадать, Ворон, который вылетел с корабля, нашел твердую землю, на которую затем высадились люди и животные».
Земледельцы Междуречья сеяли пшеницу и ячмень, а также просо. Выращивали лен и кунжут.
Особое внимание уделялось садоводству. Люди выращивали виноград и гранатовое дерево, смоковницу и яблони. Среди прочих садовых культур особое место занимала финиковая пальма: ее называли «деревом жизни». Финики употребляли в пищу, из их сока делали напитки, косточками кормили скот, а из листьев плели корзины и другие изделия.
Жители Месопотамии занимались и животноводством. Они выращивали крупный рогатый скот и использовали его при вспашке земель, молотьбе, перевозке грузов. Люди разводили коз, свиней и овец, а также домашнюю птицу.
В междуречье развивались и ремесла. Несмотря на то, что своих металлов, дерева и строительного камня в Месопотамии почти не было, ремесленники использовали местные материалы: глину, тростник, шерсть, кожу, лен.
В Месопотамии активно развивалась торговля. По рекам этой страны перевозили зерно, шерсть, шкуры и растительное масло. Эти продукты и изделия становились товарами. Товар – это продукт труда, изготовленный для продажи или обмена. Уже в древности сложились важнейшие торговые пути. Жители Месопотамии вели торговлю с соседними странами. Важнейшими для Междуречья были торговые пути, проложенные на запад, к побережью Средиземного моря. По ним в страну ввозили металлы и древесину.
В конце IV тысячелетия до нашей эры в Междуречье стали возникать города–государства – небольшие территории с городом в центре.
Самыми крупными и могущественными городами–государствами Шумера были Урук, Ур, Лагаш, Киш.
Во главе шумерских городов-государств стояли правители. Сначала это были верховные жрецы, а затем – цари. Царя называли «большой человек». Правители городов-государств обладали неограниченной властью над жителями.
Важную роль в жизни города играли жрецы. Как и в древнем Египте, жрецы занимали высокое положение в обществе и были очень влиятельными людьми. Они проводили религиозные церемонии, возносили молитвы богам.
Каждый город имел своего бога-покровителя. Как и в Древнем Египте, жители Междуречья поклонялись великому множеству богов. Известно, что шумеры почитали бога Энки – владыку земли и повелителя пресных вод, Энлиль – был богом ветра и воздуха. Главными богами также считались Уту – бог солнца, Нанна – бог луны. Самой почитаемой богиней была Инанна (Иштар) – богиня любви и плодородия.
В честь бога-покровителя в центре города строили храм. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу, устремленную в небо. Люди верили, что по этой лестнице жрецы и цари поднимаются к богам. Такие ступенчатые храмы называют зиккураты.
Мы уже отмечали, что территория Междуречья была скудна на полезные ископаемые. В Месопотамии почти не было своих металлов, строительного камня или дерева. Зато в изобилии были глина и камыш. Именно они и стали главными материалами для местных строителей и ремесленников. Вот и писать жители Междуречья научились именно на глине.
Из глины делали лепешки и придавали круглый или квадратный вид. И, пока глина сырая, на ней записывали нужную информацию. Потом табличку высушивали на солнце или обжигали.
Сначала на глиняной табличке писали рисунками. Такой способ письма называют пиктографией. Но на глине трудно рисовать. На ней стали выдавливать палочкой клинышки. Каждый знак состоял из нескольких таких клинышков. Он обозначал или целое слово, или отдельный слог. Такой способ письма называется клинописью.
Многие ученые сходятся во мнении, что письменность возникла в Месопотамии раньше, чем в Древнем Египте, и распространилась по всей Передней Азии. Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества.
В городах Шумера при храмах создавались школы. Учились в них только мальчики. Так же как и в Египте, на занятиях школьников учили писать, считать, рассказывать сказания о богах и героях.
Шумеры научились наблюдать за Солнцем, Луной, звездами. Они открыли пояс Зодиака – двенадцать созвездий, образующих круг, по которому движется Солнце в течение года.
В математике шумеры предпочитали шестидесятеричную систему исчисления. Элементами этой системы пользуемся мы и по сей день, деля год на двенадцать месяцев, час на шестьдесят минут, круг на триста шестьдесят градусов.
Северными соседями шумеров были аккадцы. Столицей их царства стал город Аккад.
В XXIV веке до нашей эры в Аккаде правил царь Саргон. Он создал первую в истории постоянную армию из профессиональных воинов. Сильная аккадская армия завоевала и подчинила себе Шумер.
Объединение Междуречья под властью Саргона привело к созданию сильного государства. Это позволило взять под строгий контроль ирригационные работы – они стали проводиться по всей стране, что привело к повышению урожаев.
Саргон и последующие цари заботились о развитии торговли как внутри страны, так и за ее пределами.
Он совершал успешные завоевательные походы в горные страны, где в изобилии было всевозможного сырья: метал, камень, строевой лес.
Наибольшего расцвета Аккадская держава достигла при внуке Саргона Нарам-Суэне.
Аккадская держава просуществовала около ста двадцати лет и около 2200 до нашей эры была разгромлена нашествием горцев-гуриев, вторгшихся с востока.
Таким образом, мы видим, что жизнь в Древнем Междуречье была сосредоточена в плодородных долинах рек Тигра и Евфрата.
Основными занятиями населения были земледелие и животноводство. Так же как и в Древнем Египте, жители Месопотамии рыли оросительные каналы, возводили плотины, отвоевывая у пустынь и болот все новые земли.
В конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Междуречье возникли города-государства, которыми управляли жрецы и племенная знать.
Главную роль в становлении и развитии государства в Месопотамии сыграли шумеры и аккадцы.
Источник