Удивительное творение природы — почва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnoe_tvorenie_prirody_-_pochva.ppt | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Удивительное творение природы – ПОЧВА Автор: Чумин Дмитрий Ученик 6 класса МАОУ «Демиховский лицей»
«Это сооружение построено в 1421 году в эпоху династии Мин. В середине находится желтая почва, в восточной стороне — голубая, на западе — белая, на юге — красная и на севере — черная почва. Все эти земли различных цветов принадлежат императору».
Цель: Выяснить, почему почву называют удивительным творением природы Задачи определить: 1), что такое почва, из чего она состоит ; 2) какими свойствами обладает; 3) к какому типу почв относятся почвы нашей местности 4) Что символизировал памятник почве?
Науку о почвах – почвоведение – создал замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев. По В.В.Докучаеву, почва – это «четвертое царство природы» вслед за царствами минералов, растений и животных.
Климат, материнские породы, растительные и животные организмы и рельеф местности В.В.Докучаев назвал факторами почвообразования. К факторам этим факторам можно отнести и деятельность человека.
Самое главное особым свойство –плодородие . Это уникальная способностью почвы обеспечивать урожай растений. Человечество получает основную часть продуктов питания (98%) за счет использования почв.
Цвет почвы Описание почвы Темно-серый или черный – признак большого количества перегноя. Бурый (охристый) — цвет содержания в почве красно-бурого соединения железа с кислородом и водой. Белесый, цвет пепла – это цвет песчинок (зерен кварца), очищенных от налета ржавчины. Это может быть цвет известняка или белой глины(каолина). Желтую окраску почве придают некоторые соединения железа.
Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов, называемых почвенным профилем. Почвенный профиль может служить своеобразной летописью природы. Формирование каждого почвенного горизонта происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью. Поэтому В.В.Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта».
Так выглядел наш почвенный разрез. .
Изучение почвенного разреза: 1 слой – (1-7 см) в нем попадаются корни растений. Рыхлый. Цвет определили как черный. 2 слой – (8-25 см) толщина его на стенках разреза различна. Пишем максимальную. Цвет белесый. Встречаются только крупные корни. 3 слой – (26-60 см) границы слоя хорошо видны. Цвет красно-коричневый, охристый. 4 слой – ( ниже 60 и до 83) светло-коричневый, однородный, плотный. Форма границ между горизонтами волнистая.
Рассмотрев почвенные горизонты, мы взяли образцы каждого слоя почвы. Различия образцов в цвете стали более заметными, чем на стенках разреза.
Лесная подстилка Гумусовый горизонт Е Подзолистый горизонт вымывания Горизонт вмывания Материнская порода
Источник
Проект по естествознанию «Почва-удивительное творение природы»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна- а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него- оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит -глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что не обхватишь.[1]
Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? Это почва. Почему только в почве могут вырасти растения? И почему сейчас так много говорят о том, что ее нужно сберечь?
Мы поставили перед собой цель исследований:
Изучить происхождение, состав и свойства почвы.
Доказать необходимость её охраны.
Задачи :1.Изучить теорию вопроса в литературных источниках.
2.Провести эксперименты, доказывающие происхождение, состав и свойства почвы.
3.Изучить особенности почв Казахстана.
4.Рассмотреть вопросы охраны почв. Предложить меры по восстановлению почв.
5.Сформулировать выводы. Оформить презентацию проекта.
Методы : 1. Анализ литературы
Объект исследований : почва
Предмет исследований : состав и свойства почвы.
Гипотеза : Почва- уникальное природное богатство, необходимое всем живым организмам. Она обладает множеством удивительных свойств.
Учёные утверждают, что горные породы постоянно разрушаются. Этот процесс называется выветриванием или эрозией. При разрушении горных пород образуются более мелкие: щебень, песок, глина. Почему камни разрушаются? Ведь они такие крепкие? [2]
Чтобы понять этот процесс проведём несколько экспериментов.
Эксперимент №1 «Изменчивая монета»
Возьмём монету. Проведём её через самодельные ворота, размер которых равен её диаметру. Монета свободно движется. А теперь её нагреем в пламени и снова пропустим через ворота. Не проходит! (рис. 1)
Рис.1 Опыт с монетой
Вывод : твёрдые тела при нагревании расширяются.
Далее наблюдаем- монета остыла и снова стала проходить между гвоздиками.
Вывод : при охлаждении твёрдые тела сжимаются. Вот так и в природе.
Камни- это твёрдые тела. В природе в тёплые солнечные дни камни, скалы нагреваются, а по ночам остывают. При этом они то расширяются, то остывают. При этом они то расширяются, то сжимаются. Причём в одних местах они нагреваются больше, а в других- меньше. Значит, расширяются и сжимаются камни неравномерно. Поэтому постепенно в них образуются трещины. [3]
Убедимся в этом!
Эксперимент №2 «Разрушение гранита»
Нагреем горную породу «Гранит» над огнём и охладим её. Проделаем это несколько раз. Наблюдаем: твёрдый камень раскрошился на мелкие кусочки (рис.2)
Рис. 2 Разрушение гранита
Вывод: Тепло солнца, неодинаковый нагрев- причина процесса выветривания.
Возникли трещины. А дальше? В трещины попадает вода. Что с ней происходит зимой? Она замерзает и расширяется. [5]
Чтобы в этом убедиться,мы наполнили стеклянную бутылку водой и поместили в морозилку. Вода замерзла и разломила стекло, ей стало тесно.(рис.3)
Рис.3 Сильная вода
Значит и в природе лёд с огромной силой давит на стенки трещин, ещё больше раздвигает их.
Посмотрим на горы. Что мы видим? На них растут растения. А как они там оказались? В трещины скал ветер заносит семена растений. В результате среди камней вырастают пучки трав, кусты и даже деревья. Корни их, разрастаясь ещё больше расширяют трещины, тем самым разрушают камни. Сильный ветер тоже помогает разрушать камни.
Потоки воды после дождя, при таянии снега подхватывают камни и камешки, перекатывают их, переносят их с одного места на другое, перетирают друг о друга, измельчают. И постепенно превращаются в песок и глину.[6]
В пойме реки Громотуха таким образом появились огромные валуны (крупные округлые камни), галька, песок и глина.(рис.4)
Рис.4 Река Громотуха
Измельченная горная порода – это начало образования почвы. А дальше?
Ученые говорят, что основная роль в образовании почв принадлежит растениям. Отмершие части растений под действием микроорганизмов превращаются в перегной –гумус.Немалую роль играет и животный мир: дождевыечерви, личинки, насекомые, кроты и другие… Они рыхлят почву и тем самым создают возможность для проникновения воздуха, воды.[8]
Итак, мы выяснили, что почва состоит из минеральных частиц, воды, воздуха и перегноя(гумуса).
«Состав и свойства почв»
Мы провели ряд экспериментов для изучения состава и свойств почв.
Результаты наших исследований:
Почва между 2-мя листами фильтровальной
На бумаге осталось влажное пятно
В почве есть вода
В стакан с водой разбавим почву и размешаем
На дне осадок-песок и глина, на поверхности-остатки растений и животных
В почве есть песок и глина, остатки растений и животных
Из стакана с водой, где долго находилась почва возьмем воду и нагреем
В почве есть соли. Они образуются под действием микробов.
Мы заинтересовались, как много может находиться соли в почве? Не вредит ли это растениям? Есть ли такая проблема в Казахстане?
«Плодородие и солевой состав почв в Казахстане»
Из литературных источников мы узнали, что в Казахстане почвы разные: чернозёмные, каштановые, бурые, серо-бурые, серые лесные.[9]
Самыми плодородными почвами являются черноземные, в них много гумуса.
Но есть большая проблема: почти половина почв непригодны для использования. В почвах пустынь мало перегноя и много солей. Такие почвы безжизненны, и только некоторые виды растений приспособлены к обитанию на засоленных почвах. Это растения – галофиты. (Рис.4) [5]
Ежовник членистыйШведка (сведа) египетская
Cолянкадеревцевидная (боялычдеревцевидный) Солерос
Они способны регулировать содержание солей и выделять соль через листья и стебли.
Ученые уверены, что выращивание таких растений спасет почвы от засоления. А на смену им придут другие виды, которые улучшат состояние почв.
Возможен ли сад на засоленном участке почвы?
Мы предлагаем свое маленькое решение проблемы.
Эксперимент №7 «Сад в пустыне»
Мы создали «Модель» сада в пустыне. В первой ёмкости почва соленая. В другой сняли верхний слой, заменили его благоприятной почвой. Наблюдаем. Во второй ёмкости растения чувствуют себя достаточно хорошо, а в солёной почве растение чахнет, на листьях видна соль. (рис.5)
Рис. 5 «Модель сада в пустыне»
Вывод: подобная технология: верхний плодородный слой, надёжный дренаж и обильный полив помогут вырастить сад в пустыне.
«Какие силы могут разрушить почву?»
Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает её мёртвой. Даже вы не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры. Тревожные факты: за год в наших лесах нарастает слой почвы всего в 2-3 мм. А сгорает он за несколько минут. Слой почвы толщиной 18 см вода может смыть в лесу за 500 тысяч лет, на лугу- за 226 тысяч лет, а там, где нет растений – за 15лет. Сильные ветры способны унести слой почвы, толщиной 15 см. Бумага может пролежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, а стекло – до тысячи лет.[11]
Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден заботится о ней. Что делают люди?
Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает её, вносит удобрения, поливает ( а где необходимо – осушает). Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.
Источник
Презентация по теме «Почва. Описание почвы по внешнему виду» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Мир природы и человека 4 класс
Тема «Почва. Описание почвы по внешнему виду.
Описание слайда:
Землей называют и нашу планету, и сушу, и почву (землю), по которой мы ходим.
Описание слайда:
Почвой мы называем землю, по которой ходим.
Описание слайда:
На планете Земля есть суша и моря. Покажи их на карте
Описание слайда:
Верхний слой земли правильно называть — почва
Описание слайда:
Благодаря почве растут растения
Описание слайда:
Почва является опорой для корней
Описание слайда:
В почве находятся вещества необходимые для роста растений
Описание слайда:
Человек обрабатывает почву. Выращивает овощи, фрукты, хлеб
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация по теме «Свойства песка» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Практические задания по теме «Явления в неживой природе: ливень, град, роса, туман» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Презентация по теме «Явления в неживой природе: ливень, град, роса, туман» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Практические задания по теме «Режим дня. Предупреждение перегрузок» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Презентация по теме «Ражим дня. Предупреждение перегрузок, правила чередования труда и отдыха» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Практическое задание по теме «Ражим дня» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Презентация по теме «Режим дня» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Презентация по теме «Растения летом» Мир природы и человека 4 класс (для детей с умственной отсталостью)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5376596 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник