Меню

Почва урок по экологии

Почва
методическая разработка по экологии на тему

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_po_teme_pochva.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока Тема: « Почва»

Цель: Сформировать у учащихся знания о составе почвы.

Задачи: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;

выявить основные свойства почвы; способы защиты почвы от разрушения;

в процессе опытов установить состав почвы;

развивать мышление, наблюдательность, любознательность.

штатив, спиртовки, почва, минзурки, стекло, колбы.

1. Организационный момент.

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать.

2. Работа над изученным.

1. Индивидуальная работа за компьютером.

2. Работа в парах

1. О каких природных зонах идет речь?
а) Царство деревьев – . (зона лесов)
б) Царство льда и снега – . (Арктика)
в) Море трав – . (степь)
г) Земля солнечного огня – . (пустыня)
д) Царство мхов , лишайников и карликовых деревьев– . (тундра)

2. Узнай растение по описанию, запиши название:

1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах. (Лишайники).

2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши (дубы).

3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница).

4. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. (Ковыль).

1. Хозяин Арктики. (Белый медведь).

2. В гору бегом, с горы кувырком. (Заяц).

3. Нос долог, голос тонок,

Тот свою кровь прольет. (Комар).

4. Всю ночь летает – мышей добывает.

А станет светло –спать летит в дупло. (Сова).

5. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось).

3. Рассели растения и животных по природным зонам.

Кактус, верблюжья колючка.

Лось, медведь, белка.

Морж, тюлень, белый медведь.

Северный олень, песец, лемминг.

Змеи, ящерицы, скорпионы.

Слон, страус, зебра, лев.

Полынь, ковыль, тюльпан.

Уж, хомяк, бабочка, орел.

3. Изучение нового.

Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Бьют меня ногами,

Режут грудь ножами.

Каждый хочет растоптать.

А я с подарками опять. (Земля)

У слова «земля» есть несколько значений. ( Планета, суша, страна)

Земля! Какое это емкое слово!

Земля-кормилица, земля-поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную землю.

Твердые горные породы в природе очень медленно разрушаются. Это вызвано изменениями температуры, действием воды, ветра, растений. Образуется верхний слой коры нашей планеты, который назван почвой.

Сегодня объектом нашего изучения будет почва.

Вы узнаете состав почвы, ее свойства, способы защиты от разрушений.

IV. Что такое почва?

Почва — это.
Почва — это верхний плодородный слой земли.

Почва — чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь — вместо одного мешка в кладовой — двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Какое же главное свойство почвы ?

А везде ли есть почва?

Таким образом, почва — это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Глубина почвенного слоя различна. В одних местах он тонкий, всего 3-4 см, в других — достигает несколько метров. Почвенный слой словно чехол одевает сушу нашей планеты. Там же, где на поверхность нашей планеты выходят горные породы, этого чехла вообще нет.

Рассмотрите почву. Давайте проделаем несколько опытов и выясним состав почвы.

V. Практическая работа «Состав почвы».

Опыт 1 .
Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?

Вывод : в почве есть воздух.

Стеклянной палочкой хорошо размешайте получившийся раствор. Посмотрите на осадок. Что вы видите? Какой вывод можно сделать?

Вывод : в почве есть песок и глина.

Чашечку с почвой поставить на кольцо штатива. Взять спички и зажечь спиртовку. Начинаем нагревать почву. Возьмите предметное стекло и поместите его над почвой. Что вы видите? Что доказывает этот опыт

Вывод : в почве есть вода.

Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Что доказывает этот опыт?

Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах. Почему это происходит? Это горят старые листья, остатки травы и насекомых.

Вывод: это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. в почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей — это перегной или гумус.

Продолжаем нагревать почву. Что вы видите ? Как изменился цвет почвы? Что доказывает этот опыт?

Вывод : Почва стала серого цвета. Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

Мы исследовали почву и составили схему «Состав почвы»

VI. Что растения получают из почвы?

Подумайте «Что растения получают из почвы?»

VII. Как образуется почва.

Подумайте, как давно появились первые участки почвы.

Почвы Земли начали образовываться тогда, когда первые растительные организмы вышли из океана на сушу и поселились в рыхлых горных породах. Отмирающие корни и стебли растений обогащали поверхностные слои почвы перегноем. С тех пор в течение миллионов лет идет непрерывный процесс образования почвы.

Первыми на планете образовывались почвы под влажными тропическими лесами, в более поздний период в сухом климате пустынь — пустынные почвы.

По подсчетам ученых, требуется две тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

Твердые породы в природе постоянно разрушаются. Получается рыхлый слой, состоящий из мелких камешков, песка, глины.. В нем почти нет питательных веществ, необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые растения и лишайники селятся здесь. Из остатков под действием бактерий образуется перегной.

Теперь в почве могут поселиться растения. Они дают еще больше перегноя. Так медленно камни, песок, глина под действием живых существ превращаются в почву. В почве селятся различные животные: насекомые, кроты и др. Они повышают плодородие почвы. Как видите почва не может появиться без живых существ. В то же время и растениям, и животным необходима почва.

Вот замечательное подтверждение того, что в природе все взаимосвязано.

Главная часть почвы — перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» в природе как бы по кругу. Из почвы в растения, из растений — в тела животных, и с остатками растений и животных — снова в почву. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе.

Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на земле и люди.

Вот почему русский ученый В.В.Докучаев говорил, что почва дороже золота. Без золота люди прожить могли бы, а без почвы — нет.

10 миллиардов микроорганизмов и бактерий. Эти микроорганизмы измельчают остатки сгнивших растений, лесной подстилки и животных, которые быстрее сгнивают и превращаются в перегной. Эти микроорганизмы умирают, разлагаются, образуя при этом вещества, которые растение может хорошо усваивать. Получается такой круговорот веществ в природе.

Почву часто называют домом для животных. Здесь можно увидеть насекомых, червей, многоножек, грызунов и зверей. Одни в почве живут постоянно, другие прячутся от врагов и холода, третьи откладывают яйца для размножения.

Из насекомых в почве можно встретить ос, шмелей, жуков и муравьев. Они постоянно в работе. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – дождевые черви. Они приносят большую пользу. Дождевые черви вылезают по ночам в поисках пищи, а днем уползают в землю. Они питаются упавшими, начинающими гнить листьями. Выделения червей являются удобрением для почвы. Черви также рыхлят почву. Через их ходы воздух и вода попадают к корням растений. Продвигаясь под землей, черви пропускают через себя и обогащают ее полезными для растений солями. Ученые установили , что дождевые черви – одни из главных почвообразователей.

Кроме дождевых червей в верхнем слое земли живет много мелких животных. Это мыши, кроты, суслики и хомяки. В почве обитает много жуков и муравьев, которые также помогают ей.

Почва образуется очень медленно. Один сантиметр почвы образуется в природе за 250–300 лет. Слой в 20 сантиметров – 5–6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.

Но почва разрушается, как любые твердые вещества. Какие силы природы могут разрушать почву?

Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытаний различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.

Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что делают люди?

Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает. Для того, чтобы почвы не выветривались, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагом. На полях весной проводят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

Науку о почвах- почвоведение- создал русский ученый- почвовед Василий Васильевич Докучаев ( слайд 18). Более 100 лет назад Докучаев доказал, что основные типы почв размещены на земле по типу зональности. Каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.

VIII. Отчего почва разрушается?

Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см — за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.

Разрушаться по вине людей почва может очень быстро. Предложите способы защиты почв от разрушения.

Слой толщиной в 1 см образуется за 100 лет. На сколько увеличится толщина слоя почвы за человеческую жизнь (75 лет)?

Слой почвы толщиной в 18 см вода может смыть

Источник

Конспект Нод по экологии «Почва» подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия для детей подготовительной к школе оруппы по теме почва с интересными заданиямии опытами.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt.docx 33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Белочка»

совместной образовательной деятельности

по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста.

«Почва и её свойства »

Косарева Татьяна Сергеевна

Цель: ознакомление детей с понятием «почва»на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли

  1. Обучающие:
  • Познакомить с процессом образования почвы.
  • Дать представление о почве и ее составе.
  • Показать значение почвы для растений и живых организмов.
  1. Развивающие:
  • Развивать умение проводить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
  • Развивать мыслительные способности: анализ, обобщение.
  • Развивать умение применять полученные знания о почве.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать в детях партнерские отношения при работе в парах.
  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  1. Развитие словаря: почва, воздух, увеличительное стекло (лупа), лаборатория, опыт, плодородная, перегной, минеральные соли.
  2. Развитие интереса к речи, как особому объекту познания.
  3. Обогащение словарного запаса детей.
  • Прозрачные стаканчики с водой, пластиковые тарелочки, ложки, лупы (на каждую рабочую пару). Большие банки для воспитателя. Свеча, пипетка, предметные стекла, подносы.
  • Мультимедийная презентация «Почва»;
  1. Работа в уголке природы (рыхление, полив).
  2. Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
  3. Показать иллюстрации с изображением почвы.
  4. Рассмотреть макет почвы, рассмотреть почву в горшках в процессе труда.

Методы и приемы:
1. Словесные: мини-беседы с детьми, рассказ, объяснения, вопросы, пояснения, инструкция.
2. Наглядные: показ способов проведения опытов.
3. Практические: элементарные опыты.
4. Игровые: расшифровка слова после отгадывания кроссворда.

Источник

Урок экологии в 7-м классе по теме: «Почва как среда жизни»

Цели:

  • выяснить признаки живых организмов — обитателей почвы;
  • определить составные части почвы, обеспечивающие жизнь этих существ;
  • выявить особенности почвы как среды жизни и основные адаптации организмов к ней.

Оборудование:

  • цветные мелки;
  • карточки с описанием разных животных (4);
  • тексты по теме (1 на парту).

Несколько уроков мы с вами обращали внимание на одну из экологических закономерностей: в зависимости от того, где живут представители разных видов живых организмов, на них действуют разные комплексы экологических факторов, в связи с этим на нашей планете можно выделить 4 основные среды жизни, сильно различающиеся по условиям существования:

— наземно-воздушную — другой организм

По внешнему облику разных видов животных и растений можно понять, в какой среде они живут.

? Попробуйте определить по описанию внешнего облика живого существа, к какой среде жизни его следует отнести:

1. Четвероногое животное с сильно развитой мускулатурой бедер на задних конечностях и гораздо более слабой — на передних, которые к тому же укорочены, с относительно короткой шеей и длинным хвостом. (Кенгуру).

2. Передние конечности превращены в крылья, кости полые, зубы отсутствуют, тело покрыто перьями. (Птица).

3. Голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. Тело покрыто чешуей, обильно смазано слизью; спинка часто темная, а брюшко светлое; есть специальные выросты — плавники — для передвижения. (Рыба).

4. Компактное тело с коротким хвостом и короткими конечностями, из которых передние очень мощные и выглядят похожими на лопату или грабли, подслеповатые глаза, короткая шея и короткий мех. (Крот).

Первый и второй — представители наземно-воздушной среды, третий – водной.

Где может жить четвертый организм? В почве.

Итак, тема урока: ПОЧВА как среда жизни

? Попробуйте определить обитателей почвы (работа выполняется учащимися самостоятельно, затем “зигзагом” заслушивается: первая парта называет первого обитателя, вторая — второго и т. д., затем так же — компоненты почвы).

? Каким образом, по вашему мнению, каждый компонент почвы может пополняться?

Напишите над стрелками источники:

2. из атмосферы при рыхлении и с водой

3. при выветривании горных пород

4. разложение живых организмов

5. разложение органических веществ, из горных пород

6. поселение, размножение и т.д.

Далее каждая парта получает текст (краткое, но полное описание почвы как среды жизни).

ПОЧВА КАК СРЕДА ЖИЗНИ

В почве обитают многочисленные организмы. С какими трудностями они сталкиваются?

Во-первых, почва достаточно плотная, и ее обитатели должны жить в микроскопически малых полостях или уметь рыть, прокладывать себе дорогу.

Во-вторых, сюда не проникает свет, и жизнь многих организмов проходит в полной темноте.

В-третьих, в почве недостаточно кислорода.

Но водой она вполне обеспечена, в ней много минеральных и органических веществ, запас которых постоянно пополняется за счет умирающих растений и животных.

В почве нет таких резких колебаний температуры, как на поверхности.

Все это создает благоприятные условия для жизни определенных организмов. Почва буквально насыщена жизнью, хотя она не так заметна, как жизнь на суше или в водоеме.

Корни растений, грибницы различных грибов пронизывают почву. Они поглощают воду и растворенные в ней минеральные соли. Особенно много в почве микроорганизмов. Так, в 1 кв. см почве содержатся десятки и даже сотни миллионов бактерий, простейших, одноклеточных грибов и даже водорослей. Микроорганизмы разлагают органические массу — мертвые остатки растений и животных — до простых минеральных веществ, которые, растворяясь в почвенной воде, становятся доступными корням растений.

Обитают здесь и более крупные животные: это прежде всего различные клещи, некоторые насекомые. Они не имеют специальных приспособлений для рытья проходов и поэтому живут в готовых полостях почвы. А вот дождевые черви, многоножки, личинки насекомых могут самостоятельно прокладывать себе дорогу. Дождевой червь раздвигает частички почвы головным отделом тела, а когда это невозможно, как бы “вгрызается” в нее и пропускает через себя.

Самые крупные из постоянных обитателей почвы — кроты и слепыши. Всю свою жизнь они проводят в почве, в полной темноте, поэтому имеют неразвитые глаза. Все у них приспособлено к жизни под землей: удлиненное тело, густой и короткий мех, сильные копательные передние конечности у крота и мощные резцы у слепыша. С их помощью они создают сложные системы ходов, ловушки, кладовые.

Кроме постоянных “жителей” в почве есть временные “квартиранты”: суслики, сурки, кролики, барсуки. Они роют в почве норы, в которых отдыхают, спасаются от врагов, размножаются, зимуют, делают запасы.

ЗАДАНИЕ: прочитать текст и, пользуясь сведениями, которые в нем содержатся, а также предыдущими записями (схемы на доске и в тетради), заполнить таблицу:

Особенности почвы как среды жизни

Особенности почвы Приспособления организмов Примеры организмов
1.Высокая плотность Микроскопические размеры Роющие конечности, способность изменять толщину своего тела, мощные резцы Округлая, червеобразная форма тела Водоросли, грибы, простейшие, вирусы, бактерии Кроты, медведки, слепыши Дождевые черви, личинки насекомых, многоножки
2. Комковатая структура Прочные и гибкие покровы тела (защита от повреждений) Жуки, клещи, муравьи
3. Отсутствие света почти во всех горизонтах Редукция органов зрения, исчезновение пигментации (окраски) у части растений и животных Кроты, слепыши Микроорганизмы
4. Полости заполнены газами и растворами Наличие плотной, не проницаемой для воды и газов оболочки — кутикулы Почвенные насекомые
5. Недостаток кислорода, избыток углекислоты Кожное дыхание (использование воздуха, растворенного в воде) Дождевые черви, личинки насекомых и другие беспозвоночные
6. Большое количество мертвых организмов Развитие сапрофагии — питания разложившимися остатками Дождевые черви, бактерии, грибы

Данные таблицы зачитываются учащимися по очереди:

1 парта — особенность

2 парта — соответствующую ей адаптацию

3 парта — примеры организмов.

Далее — обсуждение, исправление, добавление и т. д.

? Давайте сделаем вывод: что же следует называть почвой?

ПОЧВА — сложное природное образование со свойствами и качествами живой и неживой природы.

Домашнее задание: написать “письмо” от имени одного из обитателей почвы (например, крота или дождевого червя), раскрыв в нем основные особенности почвы как среды жизни.

Источник

Читайте также:  Чем подкормить чернику садовую осенью
Adblock
detector