Конспект урока «Почва -важнейшая часть экосистемы»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
урок окружающего мира в 3 классе по образовательной системе «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок 21. 11. 2010
Предмет : окружающий мир
Тема : Почва – важнейшая часть экосистемы.
- Предметные: — познакомить учащихся с составом, свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.
- Метапредметные: -формирование умения формулировать тему урока;
-ставить учебную задачу и удерживать ее;
-строить высказывания, понятные собеседнику;
-анализировать информацию и делать выводы;
-формировать начала предметной рефлексии;
-формировать умение работать с информацией;
-формировать умение работать с учебником.
- Личностные: -формировать навыки взаимодействия в коллективе (умение сотрудничать),
-развивать мотивы учебной деятельности ,
-формировать экологическое мировоззрение.
- традиционные: беседа, тест, работа с учебником
- нетрадиционные: работа в парах
- индивидуальное: карточки для самостоятельной работы
- общеклассное: АРМ, слайды
знаний и постановка проблемы.
Какие роли выполняют в экосистеме организмы?
Где живут производители, потребители, разрушители?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Какой вопрос можно поставить?
Производители — производят органические вещества.
Потребители получают вещества. Поедая растения или животных, а возвращая углекислый газ.
Разрушители – превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.
Растения производители и разрушители живут в почве, потребители на почве.
Что такое почва?
-формулировка темы урока,
-постановка учебной задачи,
-построение высказываний, понятных собеседнику
Поиск решения проблемы
1.Как вы думаете, ч то же такое почва?
-Какие основные свойства почвы? (слайды 5,6)
Давайте поближе познакомимся с почвой.
Выполните опыты на странице 44.( слайды 7-16).
Что можно сказать о составе почвы?
3. Что растения получают из почвы?
Проведём ещё один опыт. Давайте сожжём почву (опыт проводит учитель).
Как вы думаете, что выгорает и светится искрами? ( Учитель обращает внимание на минеральные вещества )
Давайте вернёмся к нашему определению почвы.
Это не просто слой земли, а какой слой?
4. Образование почвы.
Как вы думаете, из чего и как образовалась почва?
Вспомните, как разрушаются камни?
( Горные породы разрушаются под действием воды, воздуха, температуры, живых организмов.)
А как называется плодородный слой почвы?
Какой он по сравнению с другими?
Докучаев ( слайд 21 ).
Почва — часть экосистемы.
Почва — слой земли.
Если в ней живут организмы, почва обеспечивает их водой веществами.
Она является опорой для организма.
На столах стаканы с водой. Бросают в воду кусочек почвы.
Почва удерживает воду , но не всю. Когда бросили
немного земли в воду, то часть её опустилась на дно, часть осталась на поверхности. На поверхности остались перегнившие остатки. Из утонувшего кусочка почвы выходит воздух.
Дети внимательно наблюдают и рассказывают обо всём, что заметили.
Вывод: в почве есть органические и минеральные вещества.
Почва – это плодородный слой земли.
Те организмы, которые живут в почве, перерабатывают остатки других организмов в минеральные вещества. Почва от этого становится лучше.
Плодородный слой почвы называется перегноем.
Он меньше остальных слоёв.
Фронтально работают по схеме
Воспринимают рассказ учителя,
работают по схеме на слайде 20.
-работа со схемой,
-работа с учебником,
Ответьте на вопросы теста.
Работают индивидуально по карточкам
Проверка – слайд 22.
-работа с кроссвордом
-Какую проблему мы решали на уроку? ( Слайд 23 )
Как мы можем ответить на этот вопрос?
Почва – верхний плодородный слой земли. В её состав входят органические минеральные вещества. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.
-анализ результатов своей деятельности,
-построение высказываний, понятных собеседнику
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру «Почва – важнейшая часть экосистемы»
Урок окружающего мира по УМК «Гармония», 3 классЦели: 1. Познакомить учащихся с понятием “почва”, её свойствами и роли в экосистеме. 2. Развивать умение сравнивать, анализировать, стави.
Конспект урока окружающего мира по теме «Почва-важнейшая часть экосистемы.»
з классрабочая программа «Школа 2100″урок изучения нового материала.
Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс
Урок окружающего мира по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» составлен с примененем приёмов технологии развития критического мышления.
конспект урока по теме «Почва — важнейшая часть экосистемы» 3 класс.
Конспект урока в 3 классе по теме: «Почва — важнейшая часть экосистемы» с использованием технологии РКМЧП.
«Почва — важнейшая часть экосистемы»
Предлагаю ва технологическую карту урока по окружающему миру «Почва-важнейшая часть экосистемы» (для учащихся 3 класса).
Методическая разработка урока окружающий мир Почва – важнейшая часть экосистемы
Урок по окружающему миру 3 класс УМК «Школа 2100».
Источник
Урок окружающего мира 3 класс «Почва — важнейшая часть экосистемы», ОС «Школа 2100»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы
2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ
3)продолжить формирование знаний о роли почвы в экосистеме
1)развить навыки НОТ: умение ставить цель, выделять существенное, подводить итоги, работать в оптимальном темпе
2)развивать навыки мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное)
3)способствовать развитию речи, увеличению словарного запаса учащихся
4)способствовать развитию общеучебных навыков
1)формировать научное мировоззрение, научное мышление
2)воспитывать экологическую культуру через предметное содержание
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация «Почва», почва, вода, пробирки, горелка, комнатный цветок, мерный стакан, карточки, словарные слова, лабораторные карты, учебник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pochva_2.doc | 103.5 КБ |
prezentatsiya_pochva.ppt | 927 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 11. Почва – важнейшая часть экосистемы.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления .
1)способствовать формированию у учащегося понятия почвы
2)помочь учащемуся выявить причину плодородия почв с учетом новых знаний о круговороте веществ
3)продолжить формирование знаний о роли почвы в экосистеме
1)развить навыки НОТ: умение ставить цель, выделять существенное, подводить итоги, работать в оптимальном темпе
2)развивать навыки мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное)
3)способствовать развитию речи, увеличению словарного запаса учащихся
4)способствовать развитию общеучебных навыков
1)формировать научное мировоззрение, научное мышление
2)воспитывать экологическую культуру через предметное содержание
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, презентация «Почва», почва, вода, пробирки, горелка, комнатный цветок, мерный стакан, карточки, словарные слова, лабораторные карты, учебник.
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на мастерской. Предлагаю вам сегодня вспомнить школьные годы. Попробуем вместе пройти по этапам урока в режиме деятельностного метода. Итак, вы – ученики 3-го класса, и у нас урок естествознания. Пожелаем друг другу хорошего настроения, улыбнемся.
2.Создание проблемной ситуации и актуализация знаний. (Индивидуальные задания по карточкам 3 человека)
Учитель: На прошлом уроке мы говорили об экосистеме. Что это такое?
Учитель: Организмы каких «профессий» входят в состав
экосистемы? ( Производители, потребители, разрушители.)
Учитель: Какие роли они выполняют в экосистеме? ( Производители — производят органические вещества, потребители получают вещества, поедая производителей и выделяют углекислый газ, разрушители — превращают умершие организмы в вещества, необходимые растениям.)
Учитель: Где живут разрушители? (Разрушители живут в почве.)
Учитель: (ПРИГЛАШАЕТ 2-х УЧЕНИКОВ – Репку и ДЕДА)
Посадил дед репку.
Росла-росла репка и выросла большая-пребольшая. Такая большая, что дед не смог ее вытащить. (Репка прикрепляется к доске). Все вы знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» и как заканчивается. Мы знаем, что все растут, потому что принимают пищу. Чем же кормил дед репку, что выросла она такая огромная? Разве дед возил для репки на тележке булочки, пирожные, чтобы она выросла? (Да нет же.)
Учитель: Что же помогло репке вырасти? ( Вода, солнце, земля, почва.)
Учитель: У всех ли огородников вырастают крупные овощи (корнеплоды)?( Разные по размеру.)
Учитель: Почему? ( Это зависит от разных факторов: уход, плодородие почвы, …..)
Учитель: Хотите ли вы узнать о причинах, которые влияют на богатый урожай?
Учитель: Как вы думаете, понятия «земля» и «почва» — одинаковые или нет?
Предположения детей: Земля-это земной шар, Родина, суша — почва.
Учитель: Итак, какое новое слово будет сегодня талисманом нашего урока? ( Почва.) (СЛАЙД №2) Почва — доска
Учитель: А где вы видели почву? Что вы знаете о почве? Что бы вы хотели узнать о почве?
Высказывания детей, формулирование целей:
1)Из чего состоит почва? (состав)
2)Чем питает почва растения? (функция)
3)Какие бывают почвы?
4)Как образуется почва? (образование) (СЛАЙД №3)
4. Выработка гипотезы и экспериментальная проверка. Работа в группах.
Учитель: Как это проверить?
Многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты. Мы сегодня будем исследователями. Сделаем несколько опытов и понаблюдаем, чтобы убедиться, действительно ли здесь есть то, что мы предполагаем.
Давайте сначала вспомним, какими мы должны быть при проведении опыта, какие правила соблюдать? Какая группа действительно серьезно отнесется к такой работе и будет наблюдательнее.
Учитель: Предположите, из чего может состоять почва? ( Высказывают свои мнения )
Работа в группах одновременно, учащиеся разного уровня подготовки.
Учитель: Перед вами лежат инструкции. Прочитайте, пожалуйста, задание и заполните таблицу).
Учитель: как убедиться, что в почве есть воздух?
Опыт №1 (Стакан, вода, комок сухой почвы)
Учитель: Расскажите, что вы делали и что наблюдали? (Из почвы выходят пузырьки воздуха.)
Учитель: какой вывод можно сделать? ( В почве есть воздух.)
Учитель: Что мы можем еще поискать в почве? ( Воду.)
Учитель: Для нормальной жизни растений нужна вода. Если мы не поливаем комнатные растения, то они погибают.
Как определить наличие воды?
Опыт 2 делают дети. (100 мл воды, цветок, блюдце, мерный стакан)
Учитель 2 способ: Вспомните круговорот воды в природе. При нагревании вода испаряется, а при охлаждении превращается в капельки воды.
Для этого нагреем пробирку с землей, посмотрите, уже стал появляться пар, потом превратился в капельки воды.
Вывод : можно утверждать, что в почве есть вода.
Учитель: Что вы еще предполагаете найти в почве? ( Остатки растений и животных.)
Опыт №3. (Стакан, вода, комок почвы, ложечка) УЧЕБНИК «ОКР. МИР» 3 класс
Учитель: что можно увидеть на поверхности воды? ( Останки насекомых, мусор, листья, на дне — песок, глина.)
Учитель: сделайте вывод. В почве есть песок, глина и перегной .
(На доске таблички: ГЛИНА, ПЕСОК, ПЕРЕГНОЙ ) — как вы понимаете это слово, дополните свои знания текстом учебника? С 45-1 абзац (СЛАЙД 4) УЧЕБНИК «ОКР. МИР» 3 класс
Учитель: Итак, сформулируйте вывод: в почве есть песок, глина и различные животные.
- Можно отнести ПОЧВУ к живой природе?
- А откуда все это попало в почву, кто и как принимает участие в образовании почвы?
6. Первичное закрепление. Работа с учебником. с.44 учебника. УЧЕБНИК «ОКР. МИР» 3 класс(СЛАЙД 5) со слов «Почва возникает…»
Учитель : Сделайте вывод :
В образовании почвы участвуют объекты живой и неживой природы.
ОПЫТ №4 (Комок почвы, ложечка, горелка, асбестовая сеточка.)
Учитель: Что наблюдали? Что осталось в ложечке? (Органические вещества сгорали и остались минеральные вещества) Минеральные вещества — доска
Учитель: Рассмотрите коллекцию состава почвы. Все ли почвы имеют такое количество перегноя? (Слайд №6)
7.Первичное закрепление. Работа с учебником. с. 44 Со слов «В почве живет..»
Учитель: Какую роль играют «мусорщики в почве»? ( Мусорщики в почве превращают остатки растительных и животных организмов в минеральные вещества и перегной. Поэтому почва играет важнейшую роль в круговороте вещества экосистемы. )
Чем богаче почва перегноем (гумусом) , тем она плодороднее . Самые плодородные почвы называют черноземы . Россия богата черноземами. (КАРТА ПОЧВ — СЛАЙД 7) Плодородие – одно из важнейших свойств почвы. Какое это слово с точки зрения русского языка? Подберите синонимы: ПЛОДОРОДИЕ – ПЛОДОВИТЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ.
ОБРАТИМСЯ В МИНИ ЛАБОРАТОРИЮ
-В какой почве лучше проросли семена? Почему?
Учитель: Сформулируйте вывод о почве (СЛАЙД 8)
Почва – верхний плодородный слой земли. Это уникальный бесценный дар природы. Пока есть почва, на столе всегда будет кусок хлеба.
Сообщение СЛАЙД 9
Учитель: Почва образуется медленно. 10 см почвы образуется 100 лет. Почву нужно охранять!
Теперь вернемся к сказке.
— Что помогло вырасти репке? (Плодородие почвы)
Источник