Меню

Почва загрязнение почвы урок

Занятие «Загрязнение почв»
план-конспект занятия (9, 10, 11 класс)

Методическая разработка зантия «Загрязнение почв» включает в себя характеристики основных антропогенных факторов, влияющих на качество почв на современном этапе развития человечества.

Материалы занятия могут быть использованы при организации дополнительного образования детей естевеннонаучной направленности и внеурочной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
ekologiya_obshchaya._zan._24._zagryaznenie_pochv.doc 66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Загрязнения почвы.

Основные загрязняющие вещества почв г. Новокузнецка»

Цель занятия: изучение нового теоретического материала и формирование понятийного аппарата обучающихся.

  1. ознакомление обучающихся со следующими понятиями: почва, компоненты почвы, почвенные организмы, гумус, эрозия почв, загрязняющие вещества почв;
  2. формирование навыков работы с информацией, навыков составления конспекта;
  3. воспитание интереса к изучению экологических закономерностей и природы Земли в целом.
  1. тетради, ручки;
  2. учебная литература по экологии и биологии.
  1. Организационная часть занятия. Приветствие.
  2. Основная часть занятия.

Теоретическая часть занятия.

Почва – верхний слой суши, образовавшийся под влиянием растений, животных, микроорганизмов и климата из материнских горных пород, на которых он находится. Это важный и сложный компонент атмосферы, тесно связанный с другими ее частями.

В почве сложным образом взаимодействуют следующие основные компоненты:

1) минеральные частицы (песок, глина), вода, воздух;

2) детрит – отмершее органическое вещество, остатки жизнедеятельности растений и животных;

3) живые организмы.

Таким образом, почва – это биокосная система, основанная на динамическом взаимодействии между минеральными компонентами, детритом, детритофагами, почвенными организмами.

В своем развитии и формировании почвы проходят несколько этапов. Молодые почвы являются результатом выветривания материнских горных пород или переноса отложения осадков. На этих субстратах поселяются микроорганизмы, пионерные растения (лишайники, мхи, травы), мелкие животные. Постепенно внедряются другие виды растений и животных, состав биоценоза усложняется, между минеральным субстратом и живыми организмами возникает целая серия взаимосвязей. В результате формируется зрелая почва, свойства которой зависят от исходной материнской породы и климата.

Процесс развития почвы заканчивается, когда достигается равновесие, соответствие почвы с растительным покровом и климатом, то есть возникает состояние климакса. Таким образом, изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, напоминают сукцессионные изменения экосистем.

Каждому типу почв соответствуют определенные типы растительных сообществ. Например, сосновые боры растут на легких песчаных почвах, а еловые леса предпочитают более тяжелые и богатые питательными элементами суглинистые почвы.

Почва является как бы живым организмом, внутри которого протекают сложные процессы. Для того. Чтобы поддерживать почву в хорошем состоянии, необходимо знать природу обменных процессов всех ее составляющих.

Поверхностные слои почвы обычно содержат много остатков растительных и животных организмов, разложение которых приводит к образованию гумуса. Количество гумуса определяет плодородие почвы.

В почве обитает великое множество различных живых организмов – эдафобионтов, формирующих сложную пищевую детритную сеть: бактерии, грибы, водоросли, простейшие, моллюски, членистоногие и их личинки, дождевые черви и другие животные. Все эти организмы играют большую роль в формировании почвы и изменении ее физико-химических характеристик.

Растения поглощают из почвы необходимые минеральные вещества, но после смерти растительных организмов изъятые элементы возвращаются в почву. Почвенные организмы постепенно перерабатывают все органические остатки. Таким образом, в естественных условиях происходит постоянный круговорот веществ в почве.

В искусственных агроценозах такой круговорот нарушен, так как человек изымает значительную часть сельскохозяйственной продукции, используя ее для своих нужд. Из-за неучастия этой части продукции в круговороте почва становится бесплодной. Чтобы повысить плодородие почв, человек вносит органические и минеральные удобрения.

В нормальных естественных условиях все процессы, происходящие в почве, находятся в равновесии. Но нередко в нарушении равновесного состояния почвы повинен человек. В результате хозяйственной деятельности происходит загрязнение, изменение состава почвы и даже ее уничтожение.

В настоящее время на каждого жителя планеты приходится менее одного гектара пахотной земли. И эти незначительные площади продолжают сокращаться. Зачастую из-за неумелой хозяйственной деятельности человека.

Громадные площади плодородных земель погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий и городов. Уничтожение лесов и естественного травянистого покрова, многократная распашка земли без соблюдения правил агротехники приводит к возникновению эрозии почвы – разрушению и смыву плодородного слоя водой и ветром. Подсчитано, что в 20 веке в результате водной и ветровой эрозий на планете потеряно 2 млрд. га плодородных земель активного сельскохозяйственного пользования.

Одним из последствий усиления производственной деятельности человека является интенсивное загрязнение почвенного покрова. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения, радиоактивные элементы, удобрения и ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве.

К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть и ее соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с ядохимикатами, с отходами промышленных предприятий, содержащими металлическую ртуть и ее соединения.

Более опасный и более массовый характер носит загрязнение почв свинцом. При выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается 25 кг свинца. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад. Эта проблема актуальна и для городов Кемеровской области, включая Новокузнецк.

Вблизи крупных центров черной и цветной металлургии почвы загрязнены железом, медью, цинком, марганцем, никелем, алюминием и другими металлами. В городе Новокузнецке во многих местах их концентрация в десятки раз превышает ПДК.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов, при удалении радиоактивных жидких и твердых отходов промышленных предприятий, АЭС или научно-исследовательских учреждений, связанных с использованием атомной энергии. Радиоактивные вещества из почв попадают в растения, затем в организмы животных и человека, накапливаются в них.

В городе Новокузнецке не наблюдается повышенного радиационного фона окружающей среды и превышение ПДК радиоактивных элементов в почве.

Значительное влияние на химический состав почв оказывает современное сельское хозяйство, широкое использование удобрений и химикатов для борьбы с вредителями, сорняками и болезнями растений. В настоящее время количество веществ, вовлекаемых в круговорот в процессе сельскохозяйственной деятельности примерно такое же. Что и в процессе промышленного производства. При этом с каждым годом производство и применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве возрастает. Особую опасность представляют стойкие органические соединения ядохимикатов. Они накапливаются в почве, в воде, донных отложениях водоемов. Они включаются в экологические пищевые цепи, переходят из почвы и воды в растения, затем в животных, в конечном итоге вместе с пищей попадают в организм человека.

В окрестностях г. Новокузнецка имеются многочисленные поселки и садоводческие общества, поэтому можно считать, что проблема загрязнения сельскохозяйственных земель актуальна и для нашего города.

Практическая часть занятия: с амостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов.

3. Заключительная часть занятия . Подведение итогов занятия.

Источник

ОБЖ. 5 КЛАСС. УРОК № 28. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВЫ. ПЛАН-КОНСПЕКТ.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Загрязнение почвы »

Дата проведения: 09 марта 2016 год.

Почва — это поверхностный «живой» слой земли, образующийся в результате

деятельности микроорганизмов, лишайников, растений и животных. Обитателей в нём —

великое множество: бактерии, микроскопические грибы, простейшие (амёбы, инфузории),

черви, моллюски, насекомые, водоросли. Для почв характерно одно уникальное свойство

— это плодородие. Почвы обладают необходимым запасом питательных веществ и влаги

для роста растений. От плодородия зависит урожай сельскохозяйственных культур.

Как ты уже знаешь, загрязнение окружающей среды — результат деятельности человека.

Как и вода, и воздух, почвы страдают от загрязнения. В почву попадают промышленные

отходы, загрязнённые сточные воды, нефтепродукты и другие, опасные для всего живого,

вещества. Почва начинает терять своё свойство — плодородие. Этот процесс происходит

Огромные площади плодородных земель погибают при строительстве городов,

предприятий, горно — промышленных работах. Пройдись по своему району и, возможно,

увидишь овраги, брошенные поля, свалки и дороги. Общая протяжённость дорог на

планете соответствует 667 экваторам. Всё это считается землёй, но на самом деле эти

территории уже мертвы и бесплодны.

В результате хозяйственной деятельности человека происходит исчезновение почв и

наступление пустынь в основном в засушливых районах мира, например в странах

Африки — Сенегал, Нигерия, Мали, Буркина Фасо. В настоящее время опустынивание

угрожает около 3,2 млрд га земель, на которых проживает более 700 млн человек.

Территории с наиболее высокой степенью опустынивания составляют в Азии

около 19%, в Африке — 23%, в Австралии — 45% и в Южной Америке — около

10% от общей площади. Особенно страдают страны африканского континента.

Пустыня Сахара продвигается на юг со средней скоростью 6 км/год.

Уничтожение лесов, естественного травяного покрова, безграмотная распашка земли,

разработка полезных ископаемых приводят в действие процессы разрушения почвы

водой и ветром, называемые эрозией почв. В результате на месте пашен образуются

овраги, поднимаются пылевые бури. Если почва не закреплена растительностью, то

ветер может выдуть до 25 см почвенного слоя и поднять её частицы на высоту до 1— 3

км, переместив на огромные расстояния. Всё это оседает толстым слоем на посевы, сады

и посёлки, нанося значительный ущерб человеку.

Разрастающиеся овраги разрушают дороги и линии электропередачи.

Можно ли уберечь плодородные земли от разрушения и загрязнения, можно ли

восстановить утраченное плодородие? Конечно, да.

Разрабатываются безопасные системы распашки сельскохозяйственных земель,

создаются защитные лесополосы, ведётся систематическое наблюдение за состоянием

почв и контроль за степенью их загрязнения.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЖ. 5 КЛАСС.

Тема урока: « Загрязнение почвы».

Цель: познакомиться с основными источниками и последствиями загрязнения почв.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

Сообщение темы и цели урока.

Какова роль атмосферы?

Назовите основные источники загрязнения атмосферы.

Что такое озоновые дыры и чем они опасны?

Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Работа над новым материалом.

Учитель. Литосфера – это верхняя оболочка «твёрдой» Земли.

В результате взаимодействия геологических, климатических, биохимических факторов верхний тонкий слой литосферы превратился в особую среду – почву, где происходит значительная часть обменных процессов между живой и неживой природой. Главное её свойство – плодородие, способность обеспечивать растения усваиваемыми питательными веществами и влагой.

Неразумная хозяйственная деятельность человека привела к уничтожению плодородного слоя почвы, её загрязнению, изменению состава.

Многоразовые вспашки делают почву беззащитной перед ветрами, плоскостным смывом, вызванным талыми и дождевыми водами, в итоге происходит ускоренная ветровая и водная эрозия почвы, её засоление.

Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн га пашен. Только ускоренная эрозия почвы за последнее столетие повлекла за собой потерю 2 млрд га плодородных земель.

Использование в широких масштабах удобрений, химических ядов для борьбы с вредителями и сорняками предопределяет накопление в почве несвойственных ей веществ.

Громадные земельные площади погибают при горнопромышленных работах, при строительстве предприятий, городов, дорог, аэродромов.

Одно из последствий усиливающейся техногенной нагрузки – интенсивное загрязнение почвенного покрова металлами и их соединениями. В процессе производственной деятельности человек рассеивает сконцентрированные в земной коре запасы металлов, которые затем вторично аккумулируются в верхнем почвенном слое.

Ежегодно из недр земли извлекается не менее 4 км 3 горных пород и руд, причём прирост этих объёмов составляет около 3% в год. Если в древние времена человек использовал лишь 18 элементов таблицы Менделеева, к XVII в. – 25, в XVIII в. – 29, в XIX в. – 62, то в настоящее время используются все известные элементы.

На защите почв и недр нашей страны стоит Закон Российской Федерации «О недрах» (1995 г.), предусматривающий ряд ограничений пользования недрами, если такое пользование может нанести ущерб окружающей природной среде.

К наиболее опасным загрязнителям почв относят ртуть, свинец и их соединения. Ртуть поступает в окружающую среду с пестицидами, отходами целлюлозно-бумажной промышленности, при производстве соды и хлора, использовании ртутных электродов. Отходы промышленных предприятий часто содержат металлическую ртуть, а также её различные неорганические соединения.

Как показывают измерения, из всех металлов, отнесённых к первому классу опасности, загрязнение почв свинцом и его соединениями носит наиболее массовый характер. Известно, что при выплавке и рафинировании свинца на каждую получаемую тонну в окружающую среду выбрасывается до 25 кг этого металла.

В связи с тем, что соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, автотранспорт является едва ли не основным источником свинцового загрязнения. Поэтому нельзя собирать грибы, ягоды, яблоки, орехи и лекарственные травы вдоль автодорог!

Предприятия чёрной металлургии, сточные воды с рудников – это наиболее массовые источники загрязнения почв медью. Из промышленной пыли, особенно из рудников, и благодаря применению суперфосфатных удобрений происходит загрязнение почв цинком.

Радиоактивные элементы могут попадать в почву и накапливаться в ней в результате выпадения осадков от атомных взрывов или при удалении жидких и твёрдых радиоактивных отходов промышленных предприятий и научно-исследовательских учреждений, занимающихся изучением и использованием атомной энергии. Таким образом, радиоактивные изотопы попадают в цепь «почва – растение – животное – человек», накапливаясь в определённых тканях и органах организма человека: стронций-90 – в костях и зубах, цезий-137 – в мышцах, йод-131 – в щитовидной железе.

Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются жилые дома и бытовые предприятия. Здесь в числе загрязняющих веществ преобладают бытовой мусор, пищевые отходы, фекалии, строительный мусор, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода, мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, гостиницами, магазинами.

Самоочищение почв практически не происходит или происходит очень медленно. Токсичные вещества накапливаются, постепенно изменяя химический состав почв, откуда они попадают в пищевые цепи и, в конечном счёте, – в организм человека.

Подсчитано, что ежегодно на каждого человека в мире приходится 8 т отходов: из них 95% — промышленные отходы и 5% — бытовые. Каждый житель Нью-Йорка в год производит около 1 т мусора.

Бытовой мусор образуют пищевые и сельскохозяйственные отходы: пластмасса, металл, стекло. В год таких отходов накапливается до 400 млн т. При гниении бытовые отходы заражают почву, грунтовые воды, при сжигании в атмосферу выделяются ядовитые вещества.

В России перерабатывается менее 5% мусора, и объём его продолжает расти.

Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

Расскажите, как влияют на состояние почв техногенные аварии и катастрофы.

Почему нельзя собирать грибы, ягоды вдоль автодорог?

Приведите примеры неразумной хозяйственной деятельности человека, влекущей загрязнение и изменение состава почв.

Учитель. Сделайте вывод по теме урока.

Обучающиеся. Основными загрязняющими факторами для почв являются: эрозия, засоление, использование удобрений, пестицидов; урбанизация и индустриализация (строительство городов, предприятий, дорог, аэродромов), горно-промышленные работы, атомная энергетика, отходы коммунальных служб и работа бытовых предприятий; увеличение количества автотранспорта.

Токсичные вещества накапливаются, постепенно изменяя химический состав почв, откуда они попадают в пищевые цепи и, в конечном счёте, – в организм человека.

Домашнее задание. Подготовить к пересказу §6.4 «Загрязнение почв».

Выставление и комментирование оценок.

Источник

Читайте также:  Какие цветы любят яичную скорлупу для удобрения
Adblock
detector