Меню

Почва живая земля кто создает почву для

«Почва- живая земля. Кто создает почву?»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Скачать:

Вложение Размер
kto_sozdaet_pochvu.docx 19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Мечта»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Почва- живая земля. Кто создает почву?»»

Золотова Елена Валентиновна

Цель: расширять представления детей о почве и подземных обитателях.

— Развивать познавательную активность.

— Учить выдвигать предположения, проверять их и делать элементарные выводы о составе почвы, ее загрязнении, в процессе опытнической деятельности.

— Формировать дружеские отношения во время опытов, игр.

— Закреплять знания о представителях почвенной фауны (дождевой червь, крот и д. р.)

— Воспитывать культуру поведения в природе.

— Обобщать и активировать в речи слова: почва, подземные обитатели, воздух и другие слова по теме.

Коллекция «Почва и ее состав», письмо, видеоматериалы «Подземные обитатели», иллюстрации дождевого червя, крота и др., стаканчики с водой, 2 банки с водой и мыльной водой, почва, угощение.

1. Дети стоят в кругу.

Воспитатель (далее В ):

— Сегодня я получила письмо, где нас приглашают в лабораторию проведения опытов. Наверно нам будет интересно узнать, какие опыты там проводят? Чтобы попасть в эту лабораторию отгадайте загадку:

Русский народ придумал много поговорок и пословиц о Земле. Под словом Земля имеется в виду почва.

— Где нет земли, там нет травы.

— Нет земли краше, чем наша.

— Без хозяина земля- круглая сирота.

— В землю не положишь, с земли не возьмешь.

Игра «Если я приду в лесок.»

Буду говорить свои действия, а вы отвечайте «да» или «нет»- «плохо», «хорошо».

— Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

— Если съем я конфетку и выброшу бумажку? (нет)

— Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)

-Если хлебушка кусок на земле пеньке оставлю? (да)

— Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

— Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

— Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)

— Почему землю называют «живая земля»? (ответ детей)

Проходите на стульчики, сейчас мы посмотрим видеофильм о земных обитателях.

-Кто живет в земле?

-А как же они дышат под землей?

Чтобы ответить на этот и другие вопросы отправимся в нашу лабораторию.

«Есть ли в почве воздух?»

В стакан с водой бросаем кусочек земли-если входят пузырьки и поднимаются к верху-это и есть воздух. Дети проделывают сами.

Вывод: в почве есть воздух, значит там могут жить подземные жители.

А из чего состоит почва? (рассматриваем стакан с водой и землей)

Если в стакане на дне лежит песок, вода помутнела- из-за глины, а на поверхности плавают остатки растений, корешки-это перегной.

Вывод: следовательно, почва состоит из (смотрим коллекцию «Почва и ее состав»):1. перегноя, 2. песка, 3. глины. Почва-это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения и живут подземные обитатели. В создании перегноя участвуют: дождевые черви, кроты, мокрицы, слизни, многоножки, и мелкие микроорганизмы (см. иллюстрации). В результате их деятельности образуется перегной.

Игра «Что я видел на участке» (закончи предложение)

Вспомните ребята, что вы видели и знаете…

-Осенью с деревьев падают… (листья, плоды)

— Листья бывают… (желтые, оранжевые)

— От дождя листья становятся… (мокрые)

— Если листья темнеют и покрываются пятнами, они…(гниют)

— Кто помогает перерабатывать осенние листья, траву, превращая в перегной … (черви, насекомые)

— Мы часто видели на участке слизней… ((муравьев, божьих коровок и тд)

— Перед дождем из своих норок выползают… (дождевые черви)

Ребята, а везде почва одинаковая, чистая и благоприятно в ней жить подземным обитателям?

«Загрязнение почвы» (проводит воспитатель)

Две большие банки с чистой водой и водой мыльной (пенистой)

— Что будет с почвой, если ее полить чистой водой?

-А если бы вы были подземными обитателями, где бы вы захотели жить? в чистой или мыльной почве? Подойдите к той баночке и встаньте рядом (объясните, ответы детей).

-Ребята, вы любите природу? Вам нравится, когда вокруг красивые цветы и деревья, поют птицы, чистый воздух?

— Охраняете ее? Значит вы защитники природы!

Природу будем защищать (руки в стороны)

Зря деревья не ломать (маршируем на месте)

Ребята, вам понравилось в лаборатории? Что мы делали? Как мы с вами можем помочь подземным обитателям? (не разводить костры, ходить только по дорожкам, растения поливать чистой водой). А что это за пакет? Это пакет от всех подземных жителей, они рады были познакомиться с вами и прислали угощение.

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы, возраст от 6 до 7 лет. В количестве 13 детей. Длительность 30 минут , что соответствует нормам СанПина.

Подготовила помещение в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, продумала расположение демонстрационного и наглядного материала к НОД.

Интеграция: НОД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «Познавательное развитие», «Коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Разрабатывая данный конспект образовательной деятельности, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей старшей группы. Учитывая все это, я определила: цели ,задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.

Мною были поставлены задачи:
Образовательные задачи: создавать условия для:

— развития познавательного интереса к миру природы;

— формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

— развития умений проводить несложные опыты с водой.

— обобщения представлений детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

— предупреждения утомляемости детей. «Физическое развитие»;

— активации словарного запаса детей: природа, насекомые, рыбы, помощь. — развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли (Речевое развитие) ;

-развития умения изображать природные объекты в цвете (Художественно-эстетическое развитие)

— формирования навыков коллективного общения

— формирования партнерских отношений у детей в процессе исследовательской деятельности (Социально-коммуникативное развитие)

Воспитательные задачи: создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Развивающие задачи: создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.

Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей,
поощрение, анализ занятия;

Наглядные: рассматривание карточек;

Игровые: дидактические игры, м.п. игра, использование сюрпризных моментов(поощрение), Выполнение игровых действий.
Практический : самостоятельная деятельность детей.

Приёмы:
Игровые моменты.
Создание проблемной ситуации.
Показ и рассматривание иллюстраций.
Беседа
Награждение .

НОД проводилась с группой детей старшего возраста 6 — 7 лет, состояла из четырёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

1. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности.

2. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено провести занятие в виде викторины.

3.Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач.

4.В заключительной части НОД дети сделали выводы.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

Обращала внимание на осанку детей во время работы за столами.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление-все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и задач.

Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую .

Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены.

Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всей образовательной деятельности.

Источник

Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?»

Наталия Герасимова
Конспект ОД в подготовительной группе «Почва — живая земля. Кто создаёт почву?»

Выполнила: воспитатель МАДОУ ЦРР д/с №110 г. Калининград Герасимова Н. Е.

Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли.

1) Познавательно-исследовательские, формировать навык опытнической деятельности;

2) Коммуникативные; учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

3)Речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

4)Двигательные:давать возможность активно двигаться посредством чередования видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва — взаимосвязь с окружающим, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность;

5)Восприятие фольклора: пословиц о земле.

ПК и презентация «Состав почвы«, «схема-плакат состав почвы«,для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев, пословицы,для игры: листья, стаканчики с землёй (по количеству детей, наголовники с изображением дерева 2 шт., и с изображением дождевого червя- 2шт., обруч — 4 шт., 8 леек для полива.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Восптатель: — Есть у природы удивительная кладовая, положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять вёдер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. — Как вы думаете ребята, что это? (ответ земля, почва).

— Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто вней живёт, и как мы можем сохранить её.

— Что же такое почва?

— Как вы думаете дети? (ответ детей)

Вопитатель: — Знаете ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно-давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. Возникали моря и океаны, появлялись, а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом

появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ «СОСТАВ ПОЧВЫ«.

Конечно же, вы правы, почва это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую — что слишком грязно. А ведь пыль и грязь -это не прото земля. Под ногами у нас почва — это правильное название. Она поит и кормит растения в тёплое время года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды (весна, лето, но этот тёплый период сменяется прохладным временем года, которое приносит нам дары — осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу-землю (или как првильно её называют почву)толстым покрывалом сухих листьев: жёлтых, красных, оранжевых, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю: жёлуди, орехи, яблоки, груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили. И им одна дорога,как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю уйдут«.

— А, что это означает? (ответы детей).

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и веки перегнивают, и в этом участвуют, и различные подземные обитатели невидимые нашему глазу. — А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? (ответы детей).

— Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей).

— Правильно дети, почва состоит из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух. Сейчас мы свами проверим это на опытах.

ОПЫТ №1. В почве есть воздух. Им дышат многие животные из подземного мира. Возьмём стакан с водой и бросим в него комочек почвы. — Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта.Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаюся наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ №2. Состав почвы. Размещаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений — это и есть перегной.Вывод: почва в своём составе имеет перегной, песок, глину.

ОПЫТ №3. Ещё мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения. — Откуда же она берётся в почве? (ответы детей).

Всё правильно дети. Вода попадает в почву, когда идёт дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.Вывод: на стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит там можно жить.

— Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? (ответы детей).

— Кто живёт под землёй?

Почва даёт приют многим растениям и животным. Так хорошо уживаются они вместе. Помотрите, как они живут, помогают друг другу. Растения растут в почве, берут у неё питательные вещества. И наступает время — осень,когда растения : деревья, кустарник, травы, цветы опадают теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле (рассказ о переработке листьев, так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ.

Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке, зовёт нас с вами немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ».

— Молодцы, а как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей). Подойдём к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого? Беседа у плаката.

Ну вот и пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ».

Дети делятся на 2 команды. В каждой команде свой «червяк» и соё «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червячков. От каждой команды выделяется ребёнок испоняющий роль-дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землёй. В противоположном конце помещения положить ещё два обруча для детей, которые будут выполнять роль-деревьев. Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «Осень» — дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землёй. Потом возвращается с ним к дереву и отдаёт. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесёт землю своему дереву.

— Сегодня на занятии вы познакомились с понятием почва. Вспомните пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает? (ответы детей).

— Как же мы можем сберечь почву дляэтих существ?

— Что же мы сможем сделать?

— Что полезного мы узнали сегодня? (ответы детей)

— А вы знаете ребята, нас с вами 2 дня не было в Зимнем саду, и почва за эти дни высохла, потому что вон какие большие растения здесь растут, они выпили всю воду, я предлагаю вам сделать доброе дело — полить почву, а она напоит растения. Как вы думаете, что бы нам сказали почва и растения Зимнего сада, если бы они умели говорить? Ведь мы о них заботимся?

— Какие пословицы о земле вы знаете?

Без хозяина земля — круглая сирота.

В землю не положишь — и с земли не возьмёшь.

Где нет земли, там нет травы.

Земля — кормилица.

— А сейчас, я предлагаю вам зарисовать, кого-нибудь из «подземного жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ. Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Источник

Читайте также:  Выращивание цветов с применением гидрогеля сообщение
Adblock
detector