Меню

Почва живое мертвое тело да или нет

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Почва»

Цель. Развитие научно-познавательных интересов учащихся.

  1. В процессе опытов познакомить учащихся с составом почвы.
  2. Развивать у учащихся умение работать в парах.
  3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
  1. Штатив.
  2. Сухое горючее.
  3. Спички.
  4. Банка с водой ( для учителя и учеников).
  5. Лупа (для учителя и учеников).
  6. Фильтр.
  7. Салфетки.
  8. Пакетик с почвой (для учителя и учеников).
  9. Стекло.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

Текст-загадка (читает учитель).

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая. Земля.

– Ребята, у слова земля несколько значений. Земля, которая необходима Кто догадался? (Ответы детей) (Почва)

– У нас с вами сегодня необычный урок. Наш класс — это научно-исследовательская лаборатория, а мы с вами научные сотрудники. Объектом нашего исследования будет почва. В процессе опытов нам нужно выяснить состав почвы, что получают растения из почвы для жизни и роста.

– Вы готовы приступить к работе?

– Ребята, почва это живая или неживая природа? (Ответы детей).

3. Новый материал.

– Приступаем к проведению опытов. Предлагаю работать парами.. “Одна голова хорошо, а две лучше”. (Слайд 2)

Опыт 1. Возьмите кусочек почвы и положите в воду. Что вы заметили? (Пузырьки воздуха). Сделайте вывод. Вывод: В почве есть воздух. (Слайд 3)

Опыт № 2. Положите небольшое количество почвы на салфетку и плотно сожмите в кулак. Что вы чувствуете? (Салфетка стала влажной) Сделайте вывод.

Вывод: В почве есть вода. (Слайд 4)

Опыт № 3. Возьмите лупу и очень внимательно рассмотрите почву. Что вы видите? (Перегной.) Он образуется из остатков растений, животных и насекомых. Перегной придает почве темный цвет. Это самая главная, основная часть почвы. Количеством перегноя определяют плодородие почвы. Что еще есть в почве? Сделайте вывод. Вывод: В почве есть перегной. (Слайд 5)

Опыт 4. Насыпать в банку с водой почву, закрыть плотно крышкой и перемешать. Подождать немного. На дно банки осядут песок и глина. Вывод: В почве есть песок и глина. (Слайд 6)

Опыт 5. Профильтровать воду из банки с почвой. Несколько капель этой воды нанести на стекло. Подержать стекло над огнем. Вода испарится, а на стекле останется белый налет. Это соли. Соли образуются благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. Вывод: В почве есть соли. (Слайд 7)

– Ребята, что мы обнаружили в почве?

– Какой состав имеет почва?

– А что же растения получают из почвы? (Слайд 8)

Корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Они всасывают из почвы воду, а вместе с водой корни получают растворенные соли. Эти питательные вещества, без которых растения жить не могут.

6. Обобщение изученного.

Слайд 9. Круговорот веществ

– Научные сотрудники, вы выяснили, что главная часть почвы это? . (Перегной.) Из него под действием микробов образуются? . (Соли.) Их используют растения, растениями питаются животные. Когда животные умирают, их остатки превращаются в перегной. А из перегноя образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные. Так вещества путешествуют в природе: из почвы в растения, из растений в тела животных, а остатками растений и животных снова в почву. Ученые называют это круговоротом веществ.

Представьте себе, что почвы не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не сможем жить и мы с вами. “Почва дороже золота”. Почему так говорят? Ребята, давайте снова попробуем ответить на вопрос:

– К какой природе отнесете почву? (. )

– Ученые долго ломали голову над этим вопросом.

Изучению почвы всю свою жизнь посвятил русский ученый, естествоиспытатель, профессор В.Л. Докучаев. (Слайд 10)

Он назвал почву “Живое – мертвое тело”. – Почему? (. ) (Слайд 11)

Вывод: В почве соединяются и живая, и неживая природа. Без почв жизнь невозможна, да и сами почвы насыщены жизнью.

(Слайд 12. Карта почв Пермского края)

– Докучаев создал науку – почвоведение. Есть такая профессия – почвовед. Он впервые составил почвенные карты России. В нашем пермском крае 18 различных почв. В основном подзолистые почвы, В нашем районе почвы древесно-средне-подзолистые.

7.Сообщение ученика. (Слайд 13. Образование почвы)

– Ребята, что нового узнали на уроке?

– Где можно применить эти знания? (Приложение. Слайд 14. Тест)

Источник

Читайте также:  Подкормка крыжовника ранней весной

Правильно ли утверждение, что почва — «живое-мёртвое тело»? Почему?

Ученые долгое время не могли прийти к единому мнению о том, к какой природе отнести почву. Спорили о том, живая или мертвая её природа.

А вот учёный Василий Васильевич Докучаев, решил их спор. Он посвятил большую часть своих исследований почве, в результате дал определение почве «живое-мёртвое тело.»

И это верно, ведь почва состоит, как из живой среды, так и из мертвой.

Первое, что бросается в глаза при наступлении весны — это с каждым днём убывающий снег. Он тает прямо на глазах. День-другой и уже повсюду журчат весёлые ручьи. Не отстают и сосульки: звенит капель, сверкает на солнце хрустальная бахрома крыш.

Дни становятся длиннее и теплее — ведь Солнце поднимается всё выше над горизонтом.

Ночью слышен гул — это лёд на реке оседает, начинается ледоход. Реки от избытка воды выходят из берегов, затапливая низины — половодье. Тут уж не до игр возле реки: того и гляди, оторвётся льдина от берега — быть беде.

От земли идёт пар, почва оттаивает, наполняется влагой. Высокое голубое небо иногда затягивается тучами, вот-вот сверкнёт молния, прогрохочет гром — это первая гроза и из туч на землю хлынет дождь, а не снег, как было зимой.

Весенние ночи темны, всего три ярких звезды льют свой призрачный свет на Землю. Наиболее приметное созвездие весеннего неба — Лев.

Красавец Дон удивляет людей разнообразием — здесь и равнинные участки, и перекаты, и многочисленные ерики (рукава), и притоки. Но Дон уже давно нуждается в защите, поскольку прежде всего деятельность человека приносит реке большой вред.

Самое главное отрицательное влияние оказывает судоходство.Суда поднимают сильную волну (волнобой), которые разрушают дно и берега реки. Основной вред заключается в заиливании нерестилищ, размыванию устья протоков, рукавов, небольших речушек; рыба не может спокойно пройти на нерест к своим излюбленным местам. Более того, судоходство приводит к гибели икры и мальков таких пород рыб, как сельдь и чехонь.

Суда являются источниками загрязнений — с них в воду сбрасываются фекальные, балластовые воды, попадают в воду нефтепродукты. Всё это снижает способность реки к самоочищению.

Иногда бывает сброс канализационных вод в Дон, как это было в 2010-ом году при аварии на канализационной сети.

С целью охраны экологии Дона в верхнем течении реки все-таки запретили судоходство для мощных судов, которые плохо влияли на состояние дна и берегов. Люди разводят рыбу и выпускают в Дон мальков, восстанавливая ценные породы.

Проводят мероприятия по укреплению береговой линии. Чистят русло реки, удаляя лишний ил и заросли камыша. Созданы заповедники на некоторый участках по берегам реки, где разводят животных и птиц, которые очищают водоем.

Разработаны правила для судов, запрещающие сброс неочищенных сточных вод, утечку нефтепродуктов. Но этого все равно недостаточно.

О вкусах спорить не принято даже среди людей, что же говорить о животных. Впрочем, осиновая кора не только горькая, но и необычайно полезная. Даже люди с давних пор использовали осиновую кору в народной медицине для лечения цинги, что говорит о том, что в коре осины содержится большое количество витаминов. А кроме того осиновая кора содержит сахарозу и фруктозу, то есть не такая уж она и горькая.

Горечь осиновой коре придают дубильные вещества, но они же могут быть прекрасным глистогонным средством для животных.

Впрочем, считается, что заяц гложет зимой осину из-за высокого содержания в ней жира, более 10%, а жир зимой — это и сытость и тепло. В коре осины очень много жирных кислот, которые необходимы животному.

Мой второй внук учится в четвёртом классе и поэтому я совершенно случайно знаю варианты, из которых надо выбрать это изделие:

1) железнодорожный мост

2) Останкинская башня

3) глиняный цветочный горшок

Если выбирать из этого, то, конечно же, это — глиняный цветочный горшок, так как ещё во втором классе дети узнали, что всё, что не растёт и находится в одном и том же состоянии относится к объектам неживой природы. А глина изначально природный материал.

Повзрослев, они узнают о других признаках и свойствах природных объектов, а пока для прохождения итогового теста им достаточно и этих познаний.

Если же варианты были не такие, то вот ещё изделия из объектов неживой природы: ледяная скульптура, тротуарная плитка из природного камня, скульптура из песка, каменная ваза, кирпич.

Одна из уникальнейших рек Сибири река Лена имеет протяженность более четырех тысяч километров. Она занимает восьмое место по полноводности и десятое место по протяженности в мире! Эту реку питают воды осадков — талые и дождевые, а также грунтовые. То, что река протекает по суровым краям, спасает ее от многих неприятностей, которые может доставить хозяйственная деятельность человека, например, использование в сельском хозяйстве пестицидов, которые с полей могли бы смываться в реку. Тем не менее, человек создает неблагоприятную экологическую обстановку. Как следствие этого, можно рассказать об удивительно вкусной и, к сожалению, редкой сейчас рыбе осетре, который раньше вырастал до двух метров в длину, а сейчас сильно измельчал.

Читайте также:  Пластиковые бутылки вместо парника

Лена используется, как источник питьевой воды, для судоходства и для рыбалки. На дне Лены очень много затонувших судов. Появляются нефтяные пятна в период судоходства.

Природоохранные меры заключаются в том, чтобы:

  • прекратить сброс в воду промышленных и бытовых отходов, отходов с транспортных и пассажирских судов. Обязательно должны быть очистные сооружения. Потому государство финансово поддерживает те предприятия, которые их обустраивают.
  • В том, чтобы не загрязнять берега реки и пойму, потому что местами Лена широко разливается и затапливает большие площади, а потом может смыть весь хлам в свое русло.
  • на берегах реки расположены девяносто населенных пунктов, а очистных сооружений всего одиннадцать — этого очень мало, нужно строить еще и еще.
  • принимаются жесткие меры к нарушителям:

  • в 2013-ом году построена сливная станция.

Эту удивительную реку нужно обязательно сберечь, восстановить экологию!

Источник

Исследовательская работа по теме: «Почва-«живое-мёртвое тело»

Название Исследовательская работа по теме: «Почва-«живое-мёртвое тело»
Дата конвертации 07.11.2013
Вес 159,63 Kb.
Категория Исследовательская работа
1. /Почва — живое — мертвое тело.doc Исследовательская работа по теме: «Почва-«живое-мёртвое тело»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Исследовательская работа по теме:

Ученика 3 «в» класса Филатова Даниила

Цель работы:

  1. Углубить знания о почве, её составе, значении её качества в сельском хозяйстве.
  2. Развивать наблюдательность и познавательный интерес у ребёнка.
  3. Выяснить связи между почвой, растительностью и живыми организмами.
  4. Выяснить причины загрязнения почв. Воспитать в ребёнке привычку заботиться о природных ресурсах.

Содержание:

    1. Что такое почва?
    2. Образование почвы.
    3. Живые организмы в почве.

4 – 5. Животные, живущие в почве: крот.

6 – 7. Дождевые черви.

8 – 9. Медведка.

      1. Кроссворд на тему : « Урожай».
      2. Кроссворд на тему: « Почва и её состав».
      3. Лабиринт « Симбиоз».

13 – 14. Источники загрязнения почвы.
15 – 16. Защитим землю вместе!

Почва – тонкий верхний слой земной коры,
дающий жизнь растениям. Это самостоятельное
природное тело, представляющее собой нечто
среднее между живым и мёртвым веществом. В
почве взаимодействуют литосфера (1),
атмосфера (2), гидросфера (3) и биосфера (4). А
плотность живого вещества планеты
максимальна.

Самое ценное свойство почвы — плодородие , т.е.
способность обеспечивать растения необходимыми питательными веществами и
влагой. Почва состоит из минеральных частиц,
органического вещества в основном
растительного происхождения, почвенной воды,
почвенного воздуха и населяющих её живых
организмов. В различных районах Земли
толщина почвы колеблется от нескольких
сантиметров до 2-3 метров.

        1. Литосфера – в нешняя твёрдая оболочка Земли.
        2. Атмосфера – газовая оболочка Земли.
        3. Гидросфера – водная оболочка земли.
        4. Биосфера – оболочка Земли, заселённая живыми организмами.

Образование почвы.

Почва может образовываться на любой породе или её
обломках. Первыми поселяются на поверхности породы
лишайники. Лишайники очень неприхотливы. Они
получают питательные вещества и вла1у из воздуха.
Бактерии разлагают умершие лишайники. Со временем
образуется тонкий слой гумуса (основное органическое
вещество почвы с питательными веществами). Там, где есть гумус, могут расти высшие растения. Их корни тоже
разрушают горные породы. Высшие растения со временем
отмирают и разлагаются. Они гниют и перемешиваются с
минеральной частью почвы. Микроорганизмы и
беспозвоночные животные перерабатывают остатки
растений и животных, превращая их в частиц ы почвы.

Живые организмы в почве.

Почва-это среда обитания множества
организмов. Наименьшими организмами
являются бактерии, водоросли, грибки,
одноклеточные организмы, обитающие в
почвенных водах. В одном кубиче ском метре
может обитать до 100 000 миллиардов
организмов. В почвенном воздухе обитают
беспозвоночные животные, такие как клещи,
пауки, жуки, ногохвостки и дождевые черви.
Они питаются остатками растений, грибницей и
другими организмами. В почве обитают и
позвоночные животные, одно из них – крот. Крот
очень хорошо приспособлен к обитанию в
абсолютно тёмной почве, поэтому он глухой и
практически слепой.

Живые организмы создают структуру почвы:
сеть каналов, труб и ходов. Эта структура не
разрушается веками. Она и обеспечивает жизнь:
всасывает и накапливает воду, проводит воздух,
спускает вниз углекислый газ, без которого не

Животные, живущие в

Кр оты – насекомоядные
мелких и средних размеров.
Они приспособлены к
подземному, роющему образу
жизни. Туловище у них
вытянутое, округлое, покрытое
густым, ровным, бархатистым
мехом. Окрас у крота однотонный, чёрный, чёрно-бурый
или тёмно-серый. Конечности укороченные, лапы
лопатообразно расширены; ногти крупные.

Зрение у кротов слабое; у некоторых видов глаза закрыты
кожей. Хорошо развиты обоняние и осязание.

Кроты обитают в местности с влажными почвами, лёгкими
для рытья. Большинство видов ведут подземный образ
жизни, копая туннели и кормясь подземными
беспозвоночными и частями растений.

Кроты приносят пользу,
разрыхляя землю и тем самым
способствуя её насыщению
кислородом и увлажнению.
Многолетняя роющая
деятельность кротов приводит
к улучшению почвы; избыток
влаги по кротовинам уходит в более низкие почвенные
горизонты. Они уничтожают большое количество
беспозвоночных, являющихся вредителями сельского и
лесного хозяйства. Некоторый вред кроты причиняют,
поедая дождевых червей и повреждая корни садовых и
овощных культур.

Земляные или
дождевые черви
— крупные
беспозвоночные
животные,
живущие в
земле. Обитают
на всех
континентах
кроме Антарктиды. Имеют длинное тело от 2 см.
При передвижении черви опираются на щетинки,
расположенные на каждом кольце.

Питаются черви остатками растений, бактерий,
грибов и водорослей. После переваривания они
выделяют в почву вещества, защищающие её от
болезней.

Земляные черви приносят огромную пользу
земледелию. Они рыхлят её, прокладывая
множество ходов. Это способствует «дыханию»
и увлажнению почвы.

Чем больше червей в почве, тем она
плодороднее.

Медведка – крупное роющее
насекомое, длиной 3,5-5 см.
Сверху тёмно-бурого цвета,
снизу буро-жёлтое.

Селится медведка обычно около
рек, где почва всегда достаточно увлажнена. Живут
медведки в почве, копая длинные и довольно
глубокие норы. Это насекомое активный землекоп,
способный реагировать на любую вибрацию почвы,
поэтому редко удаётся выкопать его на месте
повреждённого растения.

Среди огородников медведка
давно заслужила репутацию
беспощадного уничтожителя
урожая. Всё дело в месте
обитания. Попав на огород,
медведка, конечно способна
нанести немалый урон корням и клубням картофеля,
моркови и другим культурам. А в условиях дикой
природы она приносит немалую пользу, поедая,
например, действительно вредных личинок
насекомых (майского жука).

Кроссворд на тему: «Урожай».

По горизонтали : 2. Сидит дев ица в темнице, а коса на улице.

4. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи.

5. Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

8. Над землёй трава, под землёй алая голова.

По вертикали : 1. Скинули с Егорушки золотые пёрышки – заставил Егорушка плакать и без горюшка.

3. Летом – в огороде, свежий, зелёный, а зимою – в бочке, крепкий, солёный.

6. Красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зелёным листом.

7. Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, как мёд, а вкус не тот.

Кроссворд на тему: Почва и её состав».

4. Остатки органических и неорганических веществ, содержащихся в почве.

6. Основное свойство почвы.

1. Плодородный слой почвы.

2,3. Компоненты, входящие в состав почвы.

5. Верхний слой земли, на котором растут растения.

Симбиоз- это тесное и продолжительное сосуществование
представителей разных биологических видов, (растения и
растения, животные и растения, животные и животные).

На почвах, богатых органическими веществами и сырым
гумусом (1), возникает симбиоз (связь) деревьев и грибов.
Пройдя по лабиринту, найди пары симбиоза.

Гумус – осно вное органическое вещество почвы, содержащее питательные вещества, необходимые растениям.

Ответы: 1). Белый гриб – сосна, дуб, ель. 2). Маслёнок –
лиственница. 3). Подберёзовик – берёза, осина.

Источники загрязнения почвы.

Окружающая среда загрязняется жидкими и твёрдыми
загрязняющими веществами и отходами. Установлено, что
ежегодно на одного жителя Земли образуется одна тона
отходов.

Источники загрязнения почвы
разделяются следующим образом.

Жилые дома и бытовые
предприятия. В составе загрязняющих
веществ этой категории источников преобладают бытовой
мусор, пищевые отходы, строительный мусор и т.д. Всё это
собирается и вывозится на свалки. В больших городах
уничтожение таких свалок представляет собой большую
проблему. При сжигании таких свалок образуются очень
токсичные (вредные, опасные) вещества.

Опасность представляют выбросы
отходов производства, в которых
содержится огромное количество
токсинов, вредных для окружающей
среды и человека. Осаживаясь, токсины попадают в почву,
делая её не пригодной для использования под посадку
растений.

Транспорт. При работе двигателей
внутреннего сгорания интенсивно
выделяются вредные вещества: сажа,
углекислый газ и другие. Эти
вещества осаживаются на
поверхность земли и поглощаются
растениями. Также эти вещества попадают в почву и
негативно влияют на круговорот, связанный с пищевыми
цепями.

В результате загрязнения вредные вещества в почве
постепенно накапливаются, со временем становятся угрозой для человека.

Защитим Землю вместе!

Убирать за собой мусор после пикников на природе!

Любить и беречь животных!

Сделать предприятия с безвредными отходами!

Источник

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector