Меню

Почва значение почвы лабораторная работа

Лабораторная работа «Исследование почвы»
презентация к уроку по экологии (11 класс) на тему

Презентация к лабораторной работе по экологии «Исследование почвы», элективный курс «Экология», 11 класс

Скачать:

Вложение Размер
laboratornaya_rabota_pochva.ppt 119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лабораторная работа «Исследование почвы» Цель: изучить структуру, механический состав, цвет и степень кислотности образца почвы.

Оборудование Образец почвы, лупа, дистиллированная вода, «Треугольник Захарова», универсальный индикатор.

ХОД РАБОТЫ 1. Определите структуру почвы, пользуясь таблицей (используйте лупу)

2. Определите механический состав почвы, пользуясь таблицей (для этого смочите почву водой )

3. Определите цвет почвы, используя «Треугольник Захарова» Для этого смочите почву водой и сделайте мазок на белой бумаге. Подождите высыхания мазка.

4. Определите рН почвы, используя универсальный индикатор. Для этого смочите почву дистиллированной водой и опустите в полученную массу индикаторную бумагу. Сравните цвет индикаторной бумаги с цветом шкалы.

ВЫВОД Каковы свойства исследуемой почвы?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Лабораторная работа с использованием цифровой лаборатории «Архимед» «Анализ почвы»

Презентация была создана в процессе экологического мониторинга природной среды прилегающего к школе микрорайона. Презентацию можно использовать при изучении раздела «Экология» в 9-11 классах и в.

Презентация урока «Значение почвы для растений. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв «

Презентация к уроку экологии в 6 классе.

6 класс. Почва, ее образование и плодородие почв.

Урок по теме «Почва, ее образование и плодородие почв .». Конспект урока.

Почвы. Формирование почв.

Презентация к уроку.

Конспект урока по живому миру в 4 классе специальной (коррекционной) школы по теме «Почва. Состав почвы».

Тема: Почва. Состав почвы.Цель: формировать у учащихся представление о почве и её составе.Задачи:1.Дать представление о почве и её составе; учить формулировать и обобщать результаты практи.

Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

8 класс Практическая работа № 10 Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с .

Тематическая проверочная работа по теме: Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России. Почвы и человек для 8 класса

Тематическая проверочная работа по теме «Почвы и факторы их образования. основные типы почв России. почвы и человек&quot.

Источник

Конспект практической работы «Исследование почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1.1. Определение механического состава почвы

Оборудование: пробы почвы, вода в склянках.

Ход работы : В ходе исследования нами было отобрано 250 грамм почвы из разных участков:1 и 2. Затем мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав.

Рис. 1. Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Вид образца в плане после раскатывания

Шнур не образуется — песок

Зачатки шнура — супесь

Шнур дробится при раскатывании — легкий суглинок

Шнур сплошной кольцо при свертывании распадается — средний суглинок

Шнур сплошной кольцо с трещинами — тяжелый суглинок

Шнур сплошной кольцо дельное — глина

1 .2.Определение структуры почвы.

Под структурностью почвы подразумевают ее способность естественно распадаться на структурные отдельности и агрегаты, состоящие из склеенных перегноем и иловатыми частицами механических элементов почвы. Форма структурных отдельностей зависит от свойств самой почвы.

В поле у разреза определяют структуру почв следующим образом. На передней стенке из исследуемого горизонта ножом вырезается небольшой образец грунта и подбрасывается несколько раз на ладони (или лопате) до тез пор, пока он не распадается на структурные отдельности. Рассматривая эти структурные элементы, определяют степень их однородности, размер, характер поверхности.

Если структура неоднородна, то для её характеристики пользуются двойными названиями (комковато-зернистая и т.д.), последним словом указывая преобладающий вид структуры.

Рис. 2 Типичные структурные элементы почв (по С.А.Захарову).

1.3.Определение плотности и сложения почвы.

Определяется с помощью ножа, лопатки или лопаты.

Под сложением почвы внешнее выражение степени и характера её плотности и прозрачности (величина и форма воздушных пор и полостей).

Различают следующие степени плотности почв в сухом состоянии:

*Очень плотное или слитое сложение — почва не поддаётся действию лопаты (входит в почву не более 1 см.)

* Плотное сложение — лопата или нож с трудом входят в почву на глубину 4-5 см, и почва с трудом разламывается руками;

* Рыхлое сложение — лопата или нож легко входят в почву, почва хорошо оструктурена, но структурные агрегаты сравнительно мало сцементированы между собой

* Рассыпчатое сложение — почва обладает сыпучестью, отдельные частицы не сцементированы между собой.

1.4. Определение окраски почвы

Для определения окраски почвенного горизонта необходимо:

1.Установить преобладающий цвет.

2.Определить насыщенность этого цвета (темно-светлоокрашенная).

3.Отметить оттенки основного цвета (например, буровато — палевый и т.д.).

При описании почвы необходимо указывать и степень однородности окраски. Например, буровато — сизый, неоднородный, на сизом фоне бурые и ржавые пятна и примазки. Такое описание помогает полнее охарактеризовать почву и оценить её в генетическом отношении.

При определении окраски почвы в полевых условиях необходимо учитывать влажность почвы и степень освещенности почвенного разреза. Влажная почва имеет более тёмную окраску, чем воздушно-сухая, поэтому очень важно указывать при описании почвы степень её увлажнения. Это облегчает дальнейшую камеральную обработку полевых материалов.

Многое также зависит и от освещения почвы солнцем. Освещение должно быть равномерным по всему профилю почвы, так как в тени почва выглядит темнее и можно легко ошибиться при определении её цвета. Лучше определять окраску почвы при высоком стоянии солнца, чем рано утром или вечером.

По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию: одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску.

1.5. Изучение насыщенности почвы воздухом

Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Благодаря учениям Б. Небела, мы также сможем определить аэрацию почв (рис 2).

Рис. 2.

Для проведения опыта нам потребовались два разных образца почв. Мы отобрали цилиндрические образцы песчаной и глинистой почв. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха, величину пузырьков и интенсивность выделения воздуха.

1.6. Исследование кислотности почвы

Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.

Ход работы: в пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см ). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то щелочной.

Источник

Почва.Практическая работа №6 Свойства почвы

Развивающие цели урока: развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой, развивать познавательную активность, навыки исследовательского подхода(опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой, воспитывать интерес к учебному предмету, к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе

Просмотр содержимого документа
«Почва.Практическая работа №6 Свойства почвы»

Тема: Почва. Практическая работа №6 «Свойства почвы»

Образовательные: формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

Развивающие: развивать логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей между живой и неживой природой, развивать познавательную активность, навыки исследовательского подхода(опыты), умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой, воспитывать интерес к учебному предмету, к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Личностные: формирование целостного взгляда на мир в единстве природы через рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, внутренняя позиция школьника как ответственного ученика, доброжелательное отношение к окружающим, мотивация к творческому труду, работе на результат.

Предметные: обучающиеся учатся проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование, исследовать с помощью опытов состав и свойства почвы, обнаруживать взаимосвязи в природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Регулятивные: обучающиеся научатся понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем, планировать своё высказывание и свои действия в течение урока, оценивать свою деятельность.

Познавательные: обучающиеся научатся понимать содержание текста, фиксировать результаты опытов в листе наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи в природе, проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные: обучающиеся научатся включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, формулировать ответы на вопросы, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Форма урока: урок – исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

1) для опытов: образцы почвы, стаканчики с водой, палочки, держатель, спиртовка, чашечка, фильтрованная бумага, спички, стекло, колба

2) иллюстрации животных и растений Крыма, презентация «Почва», на доске – кроссворд, тема и план урока

Источник

Конспект урока по теме «Почва. Свойства почвы. Лабораторная работа №1: «Определение свойств почвы»

Открытый урок по познанию мира. 2 А класс. Кушнарева И.В.

Тема: Почва. Свойства почвы. Лабораторная работа №1: «Определение свойств почвы»

Цели:

  • Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах используя приемы технологии ТРИЗ;

· Показать значение почвы для растений и живых организмов.

· Выделить основное свойство почвы — плодородие.

Задачи:

· 1.Дать представление о составе и свойствах почвы. Показать значение перегноя.

· 2. Развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи

· 3. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Почва. Свойства почвы. Лабораторная работа №1: «Определение свойств почвы» »

Открытый урок по познанию мира. 2 класс

Почва. Свойства почвы. Лабораторная работа №1: «Определение свойств почвы»

КГУ «Черемшанская средняя школа»

Открытый урок по познанию мира. 2 А класс. Кушнарева И.В.

Тема: Почва. Свойства почвы. Лабораторная работа №1: «Определение свойств почвы»

Формировать понятие “почва”, представление о ее образовании, составе и свойствах используя приемы технологии ТРИЗ;

Показать значение почвы для растений и живых организмов.

Выделить основное свойство почвы — плодородие.

1.Дать представление о составе и свойствах почвы. Показать значение перегноя.

2. Развивать познавательный интерес; обогащать словарный запас, кругозор; ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы, выявлять причинно-следственные связи

3. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность.

Мы пришли сюда учится

Не лениться, а трудиться

Чтобы больше нам узнать

Природу будем изучать.

На предыдущих уроках мы с вами изучали вещества без которых жизнь на нашей планете была бы невозможна.

— Проверим хорошо ли вы их усвоили?

1. Работа в паре: Игра « Точка зрения». У вас на столах задание.

Вы должны прочитать текст, догадаться о каком веществе идет речь. ( « Тихий ответ» — учителю на ушко)

Затем рассказать о своем веществе другим ребятам от своего имени. То есть представить себя этим веществом, рассказать о себе.

Догадайтесь, о каком веществе идет речь?

Это вещество- смесь газов, пара и пыли. Оно прозрачное и бесцветное. Не имеет формы, но занимает место (объем). Сжимаемое и упругое. Хорошо поддерживает горение. Если чистое, не имеет запаха. Необходимо для дыхания живых организмов, так как содержит кислород.

Это вещество прозрачное, бесцветное. Не имеет формы. Если чистое, не имеет запаха. Текучее. Может одновременно находиться в твердом, жидком и газообразно состоянии. Необходима для жизни всем живым существам.

2. Проверка работы пар: Вы можете говорить вместе, можете выбрать одного отвечающего. Главное, чтобы вы работали дружно (вода, воздух)

-Почему воздух и воду надо охранять и беречь?

— Сейчас мы немного отдохнём

-Я буду называть воду в трёх её состояниях: если это жидкое состояние, то мы поплаваем, газообразное, то мы полетаем, твёрдое, присядем и превратимся в лёд

Лёд, роса, снег, дождь, иней, туман, град, облака, снежинка

— О чем же мы будем говорить сегодня, попробуйте узнать. Послушайте рассказ «Чудесная кладовая» (М.Ильин,Е.Сегал)

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна- а осенью смотришь : вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылышками?

Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полетит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже догадались, как она называется?

– Да. Это земля. Слово “земля” имеет много значений, Алена нашла в словаре толкование этого слова, послушайте ее:

это и название нашей планеты, на которой мы живем;

это и суша как противоположность водному и воздушному пространству;

это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая-нибудь большая территория.

– К нам в школу по электронной почте из научно-исследовательского института почвоведения пришло сообщение с просьбой изучить объект, изображенный на этой фотографии. Как вы думаете, что же это такое? (Фотография среза земли, взятого с обрыва реки Ульба)

– Мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле – матушке нашей кормилице или . о чем? Каково ее научное название?
– Почва.
– Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

2. Работа в тетради: запись темы урока.

3. Системный оператор. И так начинаем наше исследование.

-Я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем изучать состав и свойства почвы в научных лабораториях. (Распределение класса по лабораториям). В лаборатории есть научный руководитель и лаборанты. Лаборанты проводят исследования, а руководитель отвечает за исследовательскую работу)

2 экран (надсистема)

4 экран (прошлое системы)

5 экран (будущее системы)

I экран: — Что такое почва? (Высказывание детей)

ПОЧВА, верхний плодородный слой земной коры, несущий на себе растительный покров суши и обладающий плодородием. Формируется и непрерывно изменяется под воздействием воды, воздуха, живых организмов и других факторов. ( Опережающее задание) В 1экране размещается фотография среза почвы.

II экран: — Частью чего является почва? Где находится почва?

Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей планеты.(Вывешивается фотография земного шара во втором экране )

— Что значит плодородный слой земли? (родящий плоды)

— Почему же почва плодородна?

Наверное в ней содержится вещества, которые необходимы растениям для жизни.

Чтобы узнать это изучим состав и свойства почвы.

III экран: — Из чего состоит почва?

Опыт №1 : (Проделывают дети в своих лабораториях).

Руководители получают задание на бланке.

1.Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Из почвы выходят пузырьки воздуха.

В почве есть воздух.

По результатам опыта выступает научный руководитель I лаборатории.

(Вывешивается карточка в 3 экране «Воздух»)

-Вы правильно заметили, что в почве есть воздух, размешайте почву палочкой и отставьте стакан в сторону. Продолжаем изучение почвы.

-Посмотрите, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт? (Почва продолжает нагреваться).

По результатам опыта выступает научный руководитель II лаборатории.

-Этот опыт доказывает, что в почве есть вода

(Вывешивается карточка в 3 экране «Вода»)

-Будем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

-Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

-Как вы думаете, что сгорает в почве? (Дети в своих лабораториях высказывают предположения, а руководитель формулирует общее мнение и высказывает его).

-В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, части насекомых, черви — это перегной, он и сгорает выделяя неприятный запах.

Учитель: — Это сгорает перегной, который образуется из остатков растений и животных. Именно перегной придаёт почве чёрный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Чем плодороднее почва, тем она темнее.

-Как вы думаете, какие почвы преобладают в нашем селе?

(Проделывают дети в своих лабораториях. III лаборатория заранее сделала готовый образец).

1.Возьмите стакан воды с почвой, который оставили после первого опыта. Что вы видите?

На поверхности воды плавают останки насекомых, мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакана мутный осадок.

2.Рассмотрите внимательно осадок на дне стакана. Что вы видите?

В почве есть песок, глина, перегной.

По результатам опыта выступает научный руководитель III лаборатории.

-Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Несколько капель воды помести на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. Как вы думаете, что это такое? (Дети в своих лабораториях рассматривают налёт и высказывают предположения, а руководитель формулирует общее мнение и высказывает его).

-Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве. В почве содержатся соли, которые могут растворяться в воде.

— И так, что входит в состав почвы?

— Кроме этого в почве обитают живые существа:

Микроорганизмы, насекомые, черви, почвенные животные.

-Как вы думаете, какая часть почвы самая главная?(Перегной) Почему?

-Из него под воздействием микробов образуются соли. Соли необходимы для питания растений. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву. Под воздействием микробов и бактерий они превращаются в перегной, затем в соли. Процесс опять повторяется. Этот процесс называется круговорот веществ в природе.

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.

— От чего зависит плодородие почвы? Какого цвета будет такая почва?

IV экран Прошлое: Каким образом образовалась почва? Какой она была раньше?

➊Плодородная почва содержащая перегной (гумус) — соли→ растения→ животные→ перегной→ круговорот веществ

➋Малоплодородная почва (рыхлый слой с простейшими растениями)

В ней уже могут поселиться неприхотливые простейшие растения. Постепенно от гниения остатков растений и животных образовался перегной, который смешивается с разрушенными горными породами.

➌ Материнская горная порода (разрушенные горные породы).

1 см почвы образовался за 250-300 лет . 20 см- за 5-6 тысяч лет.(Соответствующие карточки вывешиваются в 4 экране)

V экран : Будущее: образовался верхний плодородный слой земли-почва.

-Что с ней произойдет дальше? Почва может стать бесплодной в результате воздействия воды, ветра, солнца, хозяйственной деятельности человека.

Игра « Хорошо – плохо». Почву используют люди. Это хорошо или плохо?

-Добыча полезных ископаемых

Как сделать так чтобы плохого было меньше или вообще не было?(Прием ИКР-идеальный конечный результат)

( Высаживание растений; удобрение; снегозадержание; правильная распашка почвы на склонах; лесополосы; снимать верхний слой при строительстве и использование озеленений; использованные карьеры засыпать, а почву укладывать на прежнее место.)

IV Итог: Тест- Будьте внимательны, не попадитесь в ловушки.(Повторить задания перед выполнением теста)

1. Что такое почва:

А) верхний слой земли, на котором растут растения

Б) верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

В) чистые горные породы.

2. Цвет почвы, ее плодородие зависят от количества:

А) мельчайших организмов

А) песок, микроорганизмы, перегной

Б) воздух, вода, глина, песок, перегной, соли

В) песок, глина, перегной

4. Почва разрушается под влиянием

А) солнца, воды, ветра, растений

Б) воды, ветра, солнца, хозяйственной деятельности человека

В) взрывов, животных, температуры

2. Взаимопроверка, оценивание.

-Ребята, понравилось ли вам быть исследователями?

-Что нового вы узнали?

-Чтобы наша Земля была живой, цветущей и здоровой, надо ответственно и заботливо относиться к природе родного края, беречь её чудесную кладовую.

стр. 30-32, читать, отвечать на вопросы.

Творческое задание по выбору:

1.Придумать обращение почвы о помощи к людям.

2.»Помоги растению» (в горшочке рассмотреть внимательно почву и определить её состояние).

3.Сочинить сказку «Приключение жучка из недр почвы на поверхность».

Источник

Читайте также:  Гречиха когда собирать урожай
Adblock
detector