Меню

Почва значение почвы открытый урок

открытый урок по окружающему миру по теме «Что такое почва»
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Урок по окружающему миру построен как урок изучения и первичного применения новых знаний.

Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения- обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.

Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.

Скачать:

Вложение Размер
kospekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru.docx 35.47 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

Тема : «Что такое почва?»

Тип урока : Урок изучения и первичного применения новых знаний

Образовательная система: «Школа России»

  1. Формировать у учащихся понятие “почва”;
  2. Ознакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
  3. Продолжать учить детей выделять существенные признаки предмета (почвы ), делать выводы, обобщения, сопоставления на основе наблюдений, развивать исследовательский подход к изучению природных объектов; воспитывать заботливое отношение к природе.

Задачи:
1.Дать представление о составе почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию — почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов — аккуратность.

  • образцы почвы,
  • прозрачные стаканы с водой,
  • палочки,
  • стекло (лабораторное),
  • колба,
  • спиртовка,
  • штатив,
  • держатель,
  • промокательная бумага
  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • таблицы
  • опорные слова
  • карточки с заданиями ,конверты
  • цветные фишки
  • учебник
  • рабочая тетрадь.

Вступительное слово учителя: Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.

I. Проверка домашнего задания:

1 этап “Заморочки из бочки” ( за правильные ответы команды получают цветные фишки, результаты оценивают сами ребята)

Учитель: Вынимая из бочки капсулы киндер- сюрприза с вопросами и посоветовавшись со своими сотрудниками ответьте на вопросы:

1 группа : Почему морская вода имеет вкус? Почему вода в океанах и морях не пригодна для питья ? (В морской воде растворена соль, т к вода растворитель. Вода в морях и океанах соленая, а для питья необходима пресная вода)

2 группа : В стакане находится мутная, загрязненная вода. Как бы вы её очистили? Как называется этот способ? ( Загрязненную воду можно очистить с помощью бумажного или тканевого фильтра. Такой способ очистки называется фильтрованием.)

3 группа : Почему реки, озера, другие водоемы не промерзают до дна? Имеет ли это значение для растений, животных, зимующих в этих водоемах ? (Водоемы не промерзают до дна, потому что лед легче воды, он не тонет, плавает на поверхности водоема и защищает воду от замерзания. Подо льдом живут различные животные и растения )

2 этап «Ты- мне, я- тебе» (г руппы проводят фронтальный опрос по разделу «Проверь себя» с 64 учебника

II. Планирование. Целеполагание.

В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток).

— Интересно, что это? Читаем записку:

Бьют меня ногами

Режут грудь ножами

Каждый хочет растоптать

А я с подарками опять.

— Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва»)

(показ среза земли, взятого с обрыва)

А о каких подарках идет речь?

Послушайте рассказ :Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь: вместо одного мешка в кладовой -20.Ведро картошки превращается в чудесной кладовой в10 ведер. Горстка семян делается грудой огурцов, редисок ,помидоров, морковок.

— Ребята а теперь поступила просьба изучить данный материал.

-Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

— Действительно, тема урока — «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва»)

III.Коллективное составление плана урока

— Научные сотрудники работают по плану.

— Я предлагаю и вам составить план работы на уроке.

— С чего начнем? ( Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос)

— Знаете ли Вы, что такое почва?

— Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На экране появляется надпись «Что такое почва?»)

— Что еще хотели бы узнать о почве?

— Какими свойствами она обладает? ( На экране появляется следующая надпись «Свойство почвы»)

— Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет)

— Значит, с чем познакомимся?

— С видами почв. (Ниже надпись «Виды почв»)

— А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая надпись «Почва человеку»)

«Что такое почва?»

— Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей)

IV.Работа по плану:

— Приступим к работе, следуя составленному плану.

— Так, что же такое почва?

— Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос?

— Внимательно рассмотрите верхний слой.

— Какого он цвета.

— Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой.

(На экране вывод, сделанный детьми «Почва — это верхний, темный, рыхлый слой земли»)

-Ответили на первый пункт плана? (Да)

— Переходим к выполнению следующего пункта плана.

— С какими свойствами почвы вы познакомились раньше? (Способность пропускать воду)

— Рассмотрите еще раз верхний слой почвы.

— Что увидели? (траву, растения, деревья)

— Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды)

— Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва?

— Это — плодородие. (Появляется на экране еще одна надпись со словом «Плодородие»)

— Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей)

-Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»?

— Прочитаем значение этого слова в толковом словаре.

— Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие)

— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.)

V. Практическая работа. Проведение опытов.

— Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

— Сейчас каждая группа будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будут записывать в таблицу. (У каждой группы на парте лежит таблица)

— Через лупу рассмотрите почву.

— Запишите свои наблюдения в таблицу.

— Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых)

— Кто знает, как это называется одним словом?

-Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу «перегной»)

Учитель: Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы. Что вы увидели?

Дети: Из почвы выходят пузырьки воздуха.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть воздух.

(Дети делают запись в таблицу)

(размешивают почву в стакане с водой отставляют в сторону)

Учитель: Посмотрите на лабораторный столик, я нагреваю немного почвы. Над почвой устанавливаю стекло. Стекло стало влажным. Что доказывает этот опыт?

Дети: В почве есть вода.

Учитель: Будем продолжать нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?

Дети: Над почвой появился дым. В классе распространяется неприятный запах.

Учитель: Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает почве темный цвет. Какой вывод мы с вами должны сделать?

Дети: В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, остатки насекомых, червей, из этого получается перегной.

Опыт № 4 (рассматривают отстоявшую воду с почвой)

Учитель: Возьмите стаканы с водой и почвой. Что вы видите?

Дети: На поверхности воды плавают останки насекомых, листьев. На дне стакана муть.

Учитель: Рассмотрите внимательно эту муть на дне стакана. Что вы видите?

Дети: Песок поверх которого осела глина.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Дети: В почве есть песок и глина.

Учитель: Я беру несколько капель воды из стакана, в котором долго находилась почва. Помещаю их на стекло и подержу над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остались белые кристаллики. Как вы думаете, что это?

Дети: Это похоже на соль.

(Дети рассматривают налет на стекле)

— О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке.

— Что интересного узнали о роли минеральных солей?

Дети: Соли – это вещества, необходимые для роста и развития растения.

Учитель: Верно. Образуются они из перегноя под действием микробов, которые живут в почве.

Какие выводы можно сделать?

Дети: В почве есть соли, которые могут растворяться в воде.

VII.Подведение итогов практической работы:

Учитель: Пользуясь таблицей, перечислите, из чего состоит почва.

Дети: Почва состоит из воздуха, воды, перегноя, песка, глины и минеральных солей.

(Вывод на экране)

6. Минутка отдыха

VIII. Закрепление материала

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы.

Песок, глина, стекло, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.

(Дети не хлопают в ладоши, когда учитель называет стекло, бумагу, целлофановые пакеты)

Учитель: (Экологический момент): Стекло, бумага, целлофановые пакеты – не входят в состав почвы, а только наносят вред, засоряя ее. Бумага полностью разлагается в течение 100 лет. Стекло не разлагается вовсе, от него может возникнуть пожар.

Учитель: Прорастут ли наши зерна в почве с острова?

Дети: Да, в ней содержится всё необходимое для развития растения.

Учитель: Какое главное свойство почвы?

Дети: Плодородие – главное свойство почвы.(запись на экране)

2. Работа с учебником

Учитель: откройте страницу 67 учебника “Окружающий мир”. Найдите в тексте то, о чем мы еще не говорили на уроке.

Дети: В тексте мы узнали, что растения получают из почвы и что в почве обитают мелкие животные.

Учитель: Что вы знаете об этих животных?

Дети: Кроты приносят пользу, уничтожая личинки вредных насекомых. Но они наносят и вред, когда прокладывают свои подземные ходы недалеко от поверхности и выбрасывают молодые ростки растений.

Дети: Дождевые черви – ночные животные. По ночам они выползают из земли в поисках пищи, а днём уползают в землю. Черви рыхлят почву. Через ходы в почве, которые делают черви, воздух и вода поступают к корням растений. Черви, пропуская землю через свой кишечник, удобряют её.

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

3.Самостоятельная работа в рабочих тетрадях с 27 №1-2

4.Оценивание работы (подсчет цветных фишек в группах за разные виды работы, выявление самых активных ребят группы)

Наш рабочий день подошел к концу :

Что нового каждый для себя узнал на уроке?

Почему землю называют кормилицей?

— На все ли пункты плана ответили? (Нет)

— Поэтому часть работы предлагаю взять домой и перенести на следующий урок.

Вариативность домашнего задания

— Вам предлагается два варианта домашней работы. (2 конверта с заданиями)
1. Подготовить ответ на вопрос: а) Как человек использует почву и ее охраняет?

б) Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона?

2.Почва и ее состав. а) Кроссворд: Вопросы:

  1. Слой земли, на котором растут растения.
  2. Одна из основных частей почвы.
  3. Вещество, повышающее плодородие почвы.
  4. Основное свойство почвы.

б ) рабочая тетрадь с27 №3,4

— Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание;2 задание.

Определение темы следующего урока:

Посмотрите на наш план и скажите о чем будем говорить на следующем уроке?

Анализ урока по окружающему миру по теме «Что такое почва?»

1.Для развития познавательных интересов и творческой активности на уроке учитель применяет активные методы обучения- обучение деятельностью. В процессе всего урока дети не пассивные слушатели, а активные участники учебного процесса.

Исходя, из поставленных задач урока на разных этапах учитель применяет различные методы обучения:

— словесный метод : при формировании теоретических знаний, используя в своей работе рассказ ,беседу

— наглядный метод : в виде наблюдения за ходом работы учащихся

— практический метод: выполнение разнообразных упражнений ,опытов

— частично- поисковый -для развития самостоятельного мышления, творческого подхода к делу

— метод проблемного изложения учебного материала

— метод самостоятельной работы — так как имеется разнообразный дидактический материал, и он доступен для самостоятельной работы

2.Использование данных методов способствуют продуктивной работе мышления и воображения, целостности восприятия изучаемого предмета, осмысленности, включение учащихся в деловой ритм , учит самостоятельному анализу, сравнению ,самоконтролю, коллективному способу нахождения истины ,умению дискутировать ,критически оценивать свои действия, находить пути реализации допущенных ошибок.

3Для активизации учебного процесса учитель использовал систему проблемных вопросов и проблемных ситуаций ,игровые моменты ,разнообразный раздаточный материал, использование заданий творческого характера, практическую работу, использовал групповую форму работы , при которой все вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого, чередовал разные виды деятельности уч-ся, рационально распределял и использовал время урока, применял современные ТСО, стимулирование проводил на каждом этапе урока.

4.Для самостоятельной работы учителем были выбраны разные виды заданий: практическая работа в группах, наблюдение, работа с книгой, справочной литературой. Организация самостоятельной работы на разных этапах способствовали развитию интереса к окружающему миру, потребности приобретения новых знаний, выявлению возможностей каждого ребенка, расширению кругозора мл школьников, объективной самооценки, развитию творческих способностей, как формирование умения применять полученные знания и приобретать новые, участие в практической работе(выполнение опытов) способствовало развитию умений сопоставлять, сравнивать ,анализировать, обеспечивало развитие познавательной самостоятельности.

5.Разнообразие форм и методов обучения на уроке способствуют формированию положительной учебной мотивации, стимуляции творческой деятельности учащихся, самостоятельного поиска путей реализации проблем, активности и самостоятельности мышления учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: «Кто такие птицы?»

Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять при.

Открытй урок по окружающему миру на тему «Кто такие насекомые?»

Открытй урок по окружающему миру на тему «Кто такие насекомые?» Программа «Школа России» к учебнику А.А.Плешаков «Окружающий мир».

Открытый урок по окружающему миру» Кто такие птицы»

Урок по открытию новых знаний.

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 3 КЛАСССЕ «Что такое погода?»

УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс.

Открытый урок по окружающему миру на тему: «Почва»

На этом уроке ребята узнают состав и строение почвы, а так хе о ее свойствах. Узнают что означает термин «плодородие» путем проведения различных опытов.

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе «Почва. Состав почвы»

формирование у учащихся понятие почвы и ее состава.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе по теме: Почва.

Конспект открытого урока на конкурсе профессионального мастерства муниципального этапа » Учитель года » 2020.

Источник

Читайте также:  Обогрев парника при заморозках
Adblock
detector