Меню

Почвы 4 класс школа 21 века

Урок по окружающему миру 4 класс УМК «Начальная школа 21 век»
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Урок по окружающему миру 4 класс УМК «Начальная школа 21 век» Н.Ф.Виноградова

Тема урока «Почвы России»

Цель: познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для

растений и живых организмов; выделить основное свойство почвы – плодородие.

Задачи: дать представление о составе и видах почвы, показать значение перегноя;

развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, развивать

умение ставить простейшие опыты и на их основании делать выводы, воспитывать

бережное отношение к национальному богатству — почве.

Скачать:

Вложение Размер
urok.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Почвы России».

Подготовила учитель начальных классов

Анна Федоровна Русакова

Цель: познакомить с процессом образования почвы; показать значение почвы для

растений и живых организмов; выделить основное свойство почвы – плодородие.

Задачи : дать представление о составе и видах почвы, показать значение перегноя;

развивать познавательный интерес к предмету, наблюдательность, развивать

умение ставить простейшие опыты и на их основании делать выводы, воспитывать

бережное отношение к национальному богатству — почве.

  1. Вступительное слово учителя.

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять, ведь вы многое хотите знать!

Доброе утро, ребята!

Сегодня у вас необычный урок. Во-первых, проведу его я, Анна Фёдоровна. Во-вторых, на уроке много гостей. И, в-третьих, я привезла вам привет от ребят моего класса.

Ребята, представьте, что вы находитесь не в классе, а работаете в учебной лаборатории. В связи с этим, сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а исследователями. Как выдумаете, чем занимаются исследователи? Хотите выступить в роли исследователей? Поэтому будьте внимательны, наблюдательны и аккуратны.

В нашу лабораторию пришла посылка.

— Вам интересно узнать, что в ней находится? Тогда открываем.

Поступила просьба изучить данный материал. Как вы считаете, что это?

Есть на Земле чудесная кладовая.

Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать.

Ведро картошки в чудесной кладовой превращаются в двадцать вёдер.

Горстка семян делается большой грудой огурцов, помидоров, моркови.

Сказка это или не сказка?

Чудесная кладовая есть на самом деле, и называется она.

У слова Земля несколько значений. Одно из них — «почва».
Что же будет объектом нашего изучения? (правильно, почва)

II. Объяснение нового материала.

Научные сотрудники работают по плану. Я тоже предлагаю вам составить план работы.

— Что бы вы хотели узнать о почве?

(Выслушав вас, мы запишем следующий план)

  1. Что такое почва
  2. Свойство почвы
  3. Состав почвы
  4. Охрана почв

Приступим к работе, следуя составленному плану, и отчёт запишем в таблицу.

— Что же такое почва? (ответы детей)

— Для полного определения почвы, обратимся к толковому словарю (дети делают запись в таблицу)

Переходим к выполнению следующего пункта плана.

— Как вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? (плодородием)

— Как вы понимаете смысл этого слова?

— Найдём значение этого слова в толковом словаре. (записать в таблицу)

— Что, по вашему мнению, делает почву плодородной?

Проверить ваши предположения нам помогут опыты.

Сейчас вы будете выполнять очень важную исследовательскую работу, а результат запишите в таблицу.

Через лупу рассмотрим почву.

— Какие частицы вы увидели?

( песок, глину, остатки листьев, корешки, частицы насекомых).

— Кто знает, как называются остатки листьев, корешки, частицы насекомых?

(Это перегной. Результат запишем в таблицу)

Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.

Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать?

Запишите состав почвы в таблицу.

Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.

Прокаленную почву высыпаем в стакан с водой и размешиваем.

— Что наблюдаем? ( Видим песок и глину).

Профильтруем воду, в которой находится почва. Несколько капель поместим в пробирку и нагреем. Что наблюдается? ( Белый налёт)

Это соли. Соли — это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною, под действием микробов, которые живут в почве.

( запишем результат в таблицу)

Итак, ребята, скажите мне, мы исследовали «что»?

Посмотрим еще раз рисунок почвы.

А теперь составим схему «состав почвы»

Вы работаете в группе. А чтобы группа была еще сплочённее, давайте выполним упражнение. Встаем вкруг, беремся за руки. Почувствуйте, что мы один большой, живой организм. Почувствуйте себя единым целым. Теперь мы будем шагать.

На счет 1, делаем шаг внутрь круга, на счет 2 – из круга. Давайте попробуем. Теперь на счет 1,2 – в круг два шага, 3,4 – из круга. Получается! Теперь садимся на свои места и продолжаем работать ещё более сплоченной командой.

Итак, продолжаем работу.

— Ребята, как вы думаете, все ли почвы одинаковые?

— чем они различаются?

Русский естествоиспытатель, Василий Васильевич Докучаев, создал науку о почвах — почвоведение.

Он первым составил почвенные карты России, создал научную классификацию почв, принятую во всем мире.

( презентация «виды почв»)

После просмотра работа в таблице.

Один см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см, за 5-6 тысяч лет.

— О чем это говорит?

Почву необходимо беречь, не допускать разрушение, уничтожение.

IV. Самостоятельная работа.

-Что необходимо делать, об этом вы узнаете, собрав пазл.

— Кто желает выйти к доске?

А теперь по собранной картине, скажите мне:

— Что должен делать человек по охране почвы.

Молодцы! Запишем результат в таблицу.

3. сажать лесные полосы

Ребята, наша работа в научной лаборатории подошла к концу.

Подведем итоги. Продолжите фразы.

— Мне было интересно…

— Мне было трудно…

Оцените, пожалуйста, свою работу: если вы работали дружно и сплоченно — положите свои правые ладошки в центр стола, а если пока не получилось работать дружно — положите левые ладошки.

— Ребята, ну а теперь скажите, кто был самым активным на уроке.

Вы получаете сегодня наивысшие оценки.

И закончить урок, мне хотелось бы стихотворением Ладонщикова «Родная земля»:

Источник

Урок «Почвы России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

1.Филинюк Елена Александровна

2.Учитель начальных классов г.Саратов МОУ «СОШ №60»

3. Окружающий мир

4. 4 класс «Начальная школа 21 века»

5.Тема: Почвы России

6.Урок изучения нового материала

Скачать:

Вложение Размер
«Почвы России» 30.62 КБ

Предварительный просмотр:

1.Филинюк Елена Александровна

2.Учитель начальных классов г.Саратов МОУ «СОШ №60»

3. Окружающий мир

4. 4 класс «Начальная школа 21 века»

5.Тема: Почвы России

6.Урок изучения нового материала

С оздать условия для ознакомления учащихся с различными видами почв и их составом; обоснования необходимости и раскрытия способов охраны почв; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Предметные Создать условия для усвоения обучающимися знаний о почве как верхнем слое земли, выявить состав почвы и ее типы, определить способы защиты почвы от разрушений; (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

Оборудование: Ноутбук, экран, проектор;

Методы и формы работы: О бъяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах

Продолжительность: 45 мин

1.Организационный момент (1 мин)

— Добрый день! Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какое у вас настроение?

— Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранялось на протяжении всего урока, а если у вас плохое настроение пусть этот урок принесет вам только положительные эмоции и поднимет настроение.

2. Проверка домашнего задания ( 3 мин)

-А сейчас я хочу посмотреть, как вы подготовили домашнее задание. На экране вы видите вопросы. На чистых листах вам нужно написать букву правильного варианта ответа.

1.Долгая холодная зима, короткое прохладное лето. Среднегодовая температура ниже 0. Почва сильно заболочена.

О) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима;

Ж) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;

Н) ярко выделяются все четыре времени года.

3. В Арктической зоне растут…

И) кедры, берёзы, черёмуха

Ч) лишайники, мхи, полярный мак

Р) бузина, орешник, айва

4. Самую большую территорию занимают ..

У) смешанные леса;

Д) широколиственные леса.

5. На карте природных зон зона степей закрашена . цветом:

-Ребята, какое слово у вас получилось? (Почва)

— Ребята о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

-Тема урока «Почвы России»

— А что вы знаете о почве? Ответ на этот вопрос вы запишите в таблицы ЗХУ. Заполните первый столбик «Знаю». В этот столбик запишите все, что вы знаете о Почве. (дети работают самостоятельно 2 мин)

(заслушиваются ответы детей)

-А что нового вы бы хотели узнать сегодня на уроке? Заполните второй столбик «Хочу знать». (2 мин, заслушиваются ответы детей).

-Ребята а где мы можем получить ответы на ваши вопросы? (в учебники, словаре, энциклопедии…).

-Молодцы ребята. Итак, отправляемся на поиск ответов на ваши вопросы.

-На партах у вас лежат словари, найдите определение слову Почва. (работа в парах). Один ученик зачитывает.

Почва-это верхний плодородный слой суши, в котором живут растения, животные и микроорганизмы.

-А что значит плодородный слой? (ответы детей)

— Рассмотрите образцы почвы на ваших столах. Что вы видите? (Она разного цвета)

— Как вы думаете, почему почва имеет разные оттенки? ( Она состоит из различных веществ)

— А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. На какой вопрос мы должны получить ответ в ходе нашей работы? (что входит в состав почвы)

Практическая работа в группах (4 группы).Каждая группа получает инструкцию по проведению опыта. После проведения опыта, группа делает выводы.

(Из почвы идут пузырьки. В почве есть воздух).

  1. Возьмем стакан с водой
  2. опустим туда комочек почвы
  3. Запишите, что вы видите и сделайте вывод?

(Влажное пятно. В почве есть вода.)

  1. Возьмите бумажную салфетку
  2. положим на нее немного почвы
  3. сильно сожмем
  4. Стряхнем почву в лоток. Что осталось на салфетке?

(Вода в стакане стала мутной.На самом дне видны песчинки, а сверху – глина. В состав почвы входит песок и глина.)

  1. Бросьте комочек почвы в воду
  2. что произошло в стакане
  3. Что вы видите на дне стакана

(листья, остатки насекомых, песок, трава)

Опыт 4. (Проводит учитель)

— Возьмем несколько капель воды из стакана, где у нас был комочек почвы, и помещу их на стекло. Нагреваю стекло над огнем. Что вы видите? (На стекле образовался белый налет.)

— Кто догадался, что это такое? (Это соль.)

— Совершенно верно, это соли — питательные вещества, необходимые растениям. Сделайте вывод. (В почве есть соли.)

Каждая группа зачитывает свой опыт и сделанные выводы, при возникновении трудностей одноклассники помогают сделать правильный вывод. Все ответы детей учитель записывает на доске в виде Кластера «Состав почвы».

Состав почвы

— Давайте еще раз перечислим, что входит в состав почвы.

— Как вы думаете почва везде одинаковая?

Работа с текстом прием «Инсерт»

— В природе существует большое число типов почв. Это зависит от места расположения на территории страны, от состава почвы. Откройте учебник прочитайте текст и выясните, какие бывают типы почв? Если вы нашли ответ на вопрос поставьте знак «+», если вам что- то непонятно и информация в тексте требует дополнительного разъяснения, поставь знак «?», если прочитанная информация вас очень заинтересовала или удивила и вы хотите поделиться и обсудить ее с классом, поставьте «!».

-Итак, какие типы почв, встретились в тексте?

-Какая информация заинтересовала или удивила вас? (ответы детей)

-Какие типы почв самые распространенные в нашей стране?

-Самые плодородные? (чернозёмные)

-Что входит в состав болотных почв? (торф)

— Что входит в состав луговых почв? (дёрн)

-Есть ли вопросы по данному тексту?

-А сейчас мы заслушаем рассказ о «Земле-кормилице», и попытаемся ответить на вопрос, почему ее так называют? (Учитель или специально подготовленный ребенок рассказывают ).

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

— Что называют волшебной кладовой и почему?

— Что издавна делает земля-матушка? (кормит людей) И не только людей, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю?

-Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь без почвы? Почему?

-Нуждается ли почва в защите?

-Как человек может защитить почву от разрушений? (Надо сажать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, зимой проводить снегозадержание, применять удобрения и ядохимикаты в меру, умеренно орошать) .

5.Закрепление. Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь Упр.44 (самопроверка работы с доски и самооценка).

-Кто выполнил задание без ошибок, поднимите руку? Кто допустил ошибки при выполнении задания? (корректировка знаний)

-Какие вопросы мы сегодня ставили перед собой в начале урока?

-Смогли ли мы ответить на них?

-Возьмите таблицу ЗХУ и заполните последний столбик, что вы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)

-Совпали ли ваши знания, имеющиеся в начале урока, с информацией которую вы получили на уроке?

-Остались ли у вас вопросы по данной теме?(ответы детей)

-На следующем уроке мы с вами продолжим отвечать на ваши вопросы.

— А теперь попробуйте составить Синквейн, на тему «Почвы России» (работа в паре). Но прежде чем начать работу, вспомним правила составления Синквейна. (ответы детей).

Кормит, разрушается, образуется

Почва нуждается в охране

(дети зачитывают свои Синквейны)

-А теперь оцените работу вашей группы. (Сигнальными карточками)

— Вашу работу на уроке. Самооценка. (Сигнальными карточками)

-Работу в паре. (Сигнальными карточками)

-А теперь обозначьте флажком своё настроение .

8. Выставление оценок. Домашнее задание

Стр. 37-39, читать, отв. на вопросы. Задание по выбору: ПОДОБРАТЬ СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ О ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира «Леса России» в 4 классе, УМК «Школа России»

Красочная презентация по теме урока делает изучение темы «Леса России» из раздела «Природные зоны» интересным и занимательным. Материал может быть использован для проведения внеклассного м.

Урок гражданственности по теме: «Россия – родина моя. Я – гражданин России.»

Классный час расширяющий знания о Государственной символике Российской федерации для 2 класса. Содержит познавательную информацию, конкурсы, творческое задание.

Окружающий мир 3 класс (1-4) по программе «Школа России» «Золотое кольцо России»

Тема урока: «Золотое кольцо России»Тип урока: Урок путешествиеЦели урока:Познакомить детей с древними городами России, показать красоту и изысканность русских городов.Прививать любовь к родному краю.

Сценарий «Россия — всё, чем я живу» (геральдика России)

Цель: создание условий для осознания учащимися государственной символики России, воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну.

Тест по окружающему миру по теме «Основной закон России и правао человека» ( УМК «Школа России» учебник А.А. Плешаков)

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места.

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Светская этика. Урок «Россия — наша Родина», 4 класс

Россия в 18 веке. Петр Ι — царь преобразователь. Новая столица России- Петербург. Провозглашение России империей

Цели урока: 1.Познакомить учащихся со значением личности Петра 1 в истории.

Источник

Читайте также:  Чем удобрять клубнику во время цветения для лучшего урожая

Все про удобрения © 2023
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
  1. Рассмотрим почву под микроскопом
  2. Что еще входит в состав почвы?