Презентация по теме «Природа Алтайского края. Обобщение»
презентация к уроку по краеведению (8 класс) по теме
Презентация по географии Алтайского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_geografiya_altayskogo_kraya.pptx | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
География алтайского края природа 8 класс Учитель: Постнова Н.А.
Географическое положение Алтайский край расположен на юге Западносибирской равнины. Столицей края является город Барнаул. С какими территориями России и зарубежья граничит Алтайский край?
Рельеф алтайского края Рельеф Алтайского края очень разнообразен. Здесь встречаются плоские равнины, плато, возвышенности и горные территории . Чем обусловлено такое разнообразие рельефа?
Рельеф алтайского края В пределах края находится лишь северная часть горной системы Алтая. Это хребты Колыванский , Тигерецкий . А также, частично, Коргонский , Бащелакский , Ануйский , Чергинский , Семинский . Какие из указанных объектов находятся в зоне главного заповедника края?
Полезные ископаемые алтайского края Почему месторождения рудных полезных ископаемых связаны с древними складчатыми областями?
Климат. Алтайский край расположен далеко от морей и океанов, практически в центре континента Евразия. Осадки по территории края выпадают неравномерно. Больше всего их бывает на юго-западе, в предгорьях Алтайских гор (1500 мм), а меньше всего в Кулундинской равнине (120-200мм в год). Доказательством чего служит высокая среднегодовая (40˚С) и максимальная (90˚С) амплитуда температур?
зима Самое продолжительное время года. Она начинается в ноябре и длится до апреля. Усиливается приток холодного арктического воздуха с севера, что приводит к резкому снижению температуры, часты метели и снегопады. Чем обусловлены необычные для Сибири частые оттепели в горах?
Весна Вступает в пределы нашего края с юго-запада в течение марта – апреля, а в мае поднимается в горы. Весенний сезон – короткий, ясный, ветреный и сухой. При ясной погоде и обилии солнечного тепла быстро сходит снег, оттаивает и прогревается почва. От весенних вод взламывается лед на реках. Чем усложняется ведение полевых работ весной?
Лето Вступает в свои права к концу мая и продолжается с начала июня по август. Солнце в летний полдень поднимается над горизонтом в 4 раза выше, чем зимой. Земля хорошо прогревается, самый теплый месяц лета – июль. Как влияют на территорию края летом Атлантика, Северный Ледовитый океан и Монгольский максимум?
Осень Устанавливается с конца августа, когда появляются первые заморозки. Уменьшается приток солнечного тепла, значительно понижается температура воздуха. В сентябре теплые дни сменяются холодными ночами, погода неустойчивая, часты дожди. Как правило, во второй половине сентября бывают возвраты тепла — «бабье лето». Какой период климатологи называют предзимьем, сколько он длится?
Воды На территории нашего края от слияния Бии и Катуни берет начало великая река России Обь. Вместе с Иртышем она является самой длинной рекой страны. А после Лены и Енисея третьей по годовому стоку. Какова длина Оби в пределах края?
Озера В крае более 11 000 озер. Самое крупное по площади — Кулундинское (728км 2 ). Самое глубокое — Ая (21,7 м). Назовите самое соленое озеро Алтайского края и его соленость.
реки В крае насчитывается более 17 000 рек. Из них 776 имеют длину более 10 км, 32 реки – более 100 км, 5 рек – более 500 км. Перечислите крупнейшие реки края.
Хозяйственное значение рек Судоходство Водоснабжение Орошение Энергетика Рыболовство Рекреационные ресурсы Какие из выше перечисленных отраслей наименее развиты на реках края? Почему?
Растительность Дикая роза – шиповник Назовите лекарственные растения, встречающиеся в Алтайском крае.
Растительность Сосна обыкновенная Какие представители деревьев и кустарников наиболее распространены в крае?
Растительность Лесостепь — зона берез и осин Какие почвы встречаются в лесостепной зоне Алтайского края?
Животный мир Животные каких природных зон встречаются в природе Алтая?
Насекомые Самый многочисленный класс – насекомые Каково их значение в ведении сельского хозяйства? Приведите примеры.
Млекопитающие Сколько видов млекопитающих обитает в крае?
Птицы Утка- кряква является одним из популярных представителей орнитофауны края. Сколько видов птиц обитает в Алтайском крае?
Охраняемые территории Что такое особо охраняемые природные территории? Каково их значение? Приведите примеры охраняемых территорий в крае.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку «Географическое положение Алтайского края»
Презентация представляет собой слайды с иллюстрациями и заданиями, направленными на составление характеристики географического положения Алтайского края на контурной карте. Для проведения урока понадо.
Урок-презентация проектов «Алтайский край – край заповедных территорий»
Краткая аннотация к методической разработке урока-презентации проектов «Алтайский край – край заповедных территорий» Данный урок имеет просветительскую направленность с целью познакомить обуча.
ФЗ «Об образовании» и ФЗ «О персональных данных»; Закон Алтайского края «О СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ»
Нормативная база федарального и регионального уровня.
Презентация для интерактивной доски к уроку «Барнаул — столица Алтайского края»
Презентация для интерактивной доски к уроку «Барнаул — столица Алтайского края» составлена в программе SMART Notebook. Здесь представлены различные интерактивные задания для осуществления контроля усв.
Математические диктанты по курсу Алгебра 7 класс (под редакцией Теляковского С. А.) из опыта работы Поляковой Л. Е., учителя математики Алтайской средней школы Калманского района Алтайского края
В данной работе рассматриваются типы математических диктантов, методика их применения на уроках математики. Приведена разработка урока по теме «Построение графика квадратичной функции. Алгебра 9 класс.
Урок по «Географии Алтайского края» 8 класс тема: Растительность Алтайского края
Урок по «Географии Алтайского края» 8 класс тема: Растительность Алтайского края.
Источник
Презентация — Алтай
Текст этой презентации
Алтай
Школы №32 Г.Саранска
Выполнила: Зубанова Ксения Ученица 8 А класса
Географическое положение
Алтайский край находится в азиатской части России, на юго-востоке Западно-Сибирского экономического района. Основные особенности географического положения Алтайского края следующие: удаленность на тысячи километров от морей и океанов, расположение в северном умеренном поясе, на границе величайшей в мире Западно-Сибирской равнины и грандиозного пояса гор Южной Сибири. Алтайский край образован 28 сентября 1937 года. На его долю приходится 1,2% территории Российской федерации (вместе с Республикой Алтай), но этот процент составляет огромную площадь, равную 261,7 тыс. кв. км. На алтайской земле могли бы разместиться многие государства мира. Среди краев он занимает третье место, после Красноярского и Хабаровского. Протяженность территории края значительна: с запада на восток, между крайними точками, она составляет 850 км, а с севера на юг — 950 км.
Рельеф
Преобладающий рельеф местности — горный. Республика Алтай полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), соответственно рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами. Самая высокая гора Белуха (4506 м) является высочайшей точкой Сибири. На северо-западе расположена Кулундинская низменность, имеющая самые низкие в крае отметки высот (96—98 м).
Климат
Климат в Республике Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь-август) и продолжительной (ноябрь-март) холодной, местами очень морозной, зимой. Среднегодовая температура от +1°С до -6,7°С. Диапазон температур января от -9,2°С до -31°С. Диапазон температур июля от +11°С до +19°С. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм.
Почвы
В крае встречаются почти все известные типы почв умеренного пояса. На западе края расположена область, засушливого климата, которой соответствуют каштановые почвы сухих степей. К востоку количество осадков постепенно повышается, соответственно каштановые почвы сменяются черноземными. В лесостепях края черноземные почвы чередуются с дерново-подзолистыми. В высокогорных частях Алтая расположены горнолуговые и горнотундровые почвы.
Растительный мир
Кедр сибирский, Лиственница сибирская, Береза, Береза карликовая, Жимолость, Черная смородина, Красная смородина, Курильский чай, Шикша, Брусника, Чабрец, Золотой корень, Бадан толстолистный, Лук скорода, Лук батун, Ревень алтайский, Эдельвейс альпийский, Мак полярный, Ирис желтый, Огонек азиатский, Фиалка алтайская, Горечавка алтайская, Незабудка альпийская, Пушица
Незабудка альпийская
Горечавка алтайская
Бадан толстолистный
Золотой корень
Чабрец
Шикша
Курильский чай
Жимолость
Животный мир
Аргали, Марал Алтайский, Лось Сибирский, Горный козел, Верблюд, Як, Сурок, Сеноставка, Алтайская белка, Сибирский бурундук, Бородач, Черный коршун, Лебедь кликун, Огарь, Клушица, Варакушка, Маскированная трясогузка, Желтоголовая трясогузка, Ворон, Журавль-красавка
Аргали
Марал Алтайский
Сибирский горный козел
Сеноставка
Сибирский бурундук
Бородач
Огарь
Желтоголовая трясогузка
Минеральные воды
Минеральные подземные воды рассматриваются как полезные ископаемые. Предгорные равнины и горы Алтая являются уникальным природным рекреационным регионом. Здесь есть радоновые воды азотных терм. В этом месте расположен наиболее известный бальнеологический курорт Белокуриха. Кроме Белокурихинского месторождения, известны еще проявления теплых и холодных вод с низкой концентрацией радона, которые в настоящее время не используются. Применяется для лечения минеральная вода источника «Серебряный ключ» Бийского района Алтайского края. Наиболее освоенным местными жителями является во–допроявление, которое носит название Джумалинские теплые ключи, в Кош–Агачском районе Республики Алтай.
Источник
Почвы
Почвы Алтайского края сформированы в четвертичный период под влиянием разнообразных факторов: климата, рельефа, растительности. В крае встречаются почти все известные типы почв умеренного пояса. В размещении их наблюдается зональность: на равнинах — с запада на восток, в горах — в соответствии с вертикальной поясностью. На равнинах края широтная зональность в распределении почв нарушается в связи с особенностями климата. На западе края расположена область засушливого климата, которой соответствуют каштановые почвы сухих степей. К востоку количество осадков постепенно повышается, соответственно каштановые почвы сменяются черноземными. На востоке края черноземные почвы сливаются с лесными почвами Салаирского кряжа. На юге почвы равнин смыкаются с почвами Алтайских гор.
Важнейшие типы почв
Каштановые почвы распространены на западе в виде полукруга, примыкающего к границе края. Для произрастания растительности каштановые почвы имеют вполне благоприятную комковатую структуру и достаточное количество питательных веществ. Но это самый засушливый район края, и использование плодородных почв ограничено недостатком влаги. Среди каштановых почв, в пониженных участках и по берегам озер встречаются пятна солонцов и солончаков.
К востоку от зоны каштановых почв расположена широкая полоса самых плодородных черноземных почв, содержащих от 4 до 7% гумуса, с мощным слоем перегноя. В степях находятся южные черноземы, в лесостепях — обыкновенные, на Бие-Чумышской возвышенности — оподзоленные. В лесостепях края черноземные почвы чередуются с дерново-подзолистыми.
Смена почв в горах происходит через небольшие промежутки — вертикальные пояса, по мере изменения высоты и климата. Горные почвы имеют небольшую мощность горизонтов. Черноземные почвы предгорий и пологих склонов низкогорья сменяются серыми лесными и различными горнотаежными подзолистыми почвами, которые в отличие от равнинных не имеют четко выраженного перегнойного и подзолистого горизонтов. На крутых склонах преобладают почвы с грубо- щебенистым механическим составом. В лесах Горного Алтая с плотным покровом травянистой растительности интенсивно накапливается перегной, образуются горноподзолистые почвы. По склонам гор вода стекает, не успевая просачиваться и промывать гумус, поэтому мощность его увеличивается. Болотные почвы в горах занимают увлажненные участки.
Горночерноземные и горнокаштановые почвы встречаются на небольших участках горных степей, расположенных на плато, по долинам и межгорным котловинам.
Горные бурые и горнокаштановые почвы имеют менее мощный слой перегноя, чем на равнине, и значительную щебенистость. Среди бурых и каштановых горных почв встречаются солончаки. В высокогорных частях Алтая расположены горнолуговые и горнотундровые почвы. На горнолуговых почвах, богатых перегноем, находятся альпийские луга. Горнотундровые почвы — влажные, заболоченные, они занимают большую площадь, чем горнолуговые, и чередуются с участками, лишенными почв, и с болотами; завалены щебенкой или прослоены каменистым грунтом.
Источник
Урок окружающего мира в 4-м классе «Почвы Алтайского края»
Цели: Восстановить и расширить знания о почве: о ее составе, свойстве, образовании; дать представление об основных типах почв на Алтае; о взаимосвязи почвы и круговороте веществ; показать необходимость охраны почв.
Оборудование: карта Алтайского края; табличка с названием основных типов почв; опоры для составления схемы; «Круговорот веществ» почвенные монолиты.
I. Введение в тему.
«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешочек зерна — а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови».
(М. Ильин, Е. Сегал.)
— О какой кладовой идет речь?
— Прочитайте тему, записанную на доске, и поставьте вопросы, на которые нужно получить ответы на уроке.
II. Изучение нового материала.
— Вспомните, что вы знаете о почве?
Дети делают вывод: «Под почвой понимают верхний, рыхлый слой земли, обладающий плодородием. Плодородие — главное свойство почвы».
В ходе дальнейшей беседы устанавливают состав почвы, учитель обобщает, дополняет ответы; школьники вспоминают опыты, с помощью которых можно доказать наличие в почве перегноя, песка, глины и т.д.
— Что входит в состав почвы?
Перегной есть во всех почвах, но в одних его мало, а в других — много. Чем больше перегноя в почве, тем она темнее. Почва, в которой много перегноя, называется черноземной. На такой почве растения особенно хорошо растут и дают высокие урожаи.
— Что еще входит в состав почвы? Какой опыт доказывает, что в почве есть песок и глина?
— Если в почве много глины, ее называют глинистой. Глина плохо пропускает воду. Вот почему весной после таяния снега глинистая почва сильно пропитывает воду и долго не просыхает. В сухое лето глинистые почвы твердеют, как камень. В ней плохо развиваются корни растений. Глинистые почвы трудно обрабатывать: в мокрую погоду они вязки, в сухую — тверды.
— Почвы, в которых много песка, называют песчаными. Песок сыпуч и хорошо пропускает воду. Поэтому песчаные почвы рыхлы, быстро высыхают и хорошо прогреваются солнцем. Всходы растений на таких почвах появляются раньше. Но песчаные почвы бедны водой.
— Что ещё входит в состав почвы? Вода. Воздух. Демонстрируют опыт. В ходе повторения на доске — запись:
Вывод: почва — самостоятельное природное образование, возникшее в результате живой и неживой природы. Поэтому в почве есть все: разрушенные горные породы, воздух, вода, корни растений, животные
2. Рассказ. (С использованием работы с картой Алтайского края.)
— В Алтайском крае разные почвы. Это зависит от местности, где образовались почвы, какой они имеют состав. Мы уже говорили, что если почвы тёмные, т.е. в их состав входит много перегноя — это чернозёмы. Обратите внимание на карту: Бийско-Чумышская возвышенность, Приобское плато, Предалтайская возвышенность — чернозёмы
В Кулунде, в засушливых районах — каштановые почвы, они тоже включают большой слой перегноя, но меньше, чем черноземы. В зоне степей, где распространены каштановые почвы, встречаются солонцы и солончаки.
В Алтайском крае встречаются и другие почвы: дерново — подзолистые (Михайловский район, часть Угловского района, серые лесные — западные склоны Салаира; в горах Алтая — луговые, лесные, тундровые.
3.Беседа по содержанию загадки:
Меня бьют, колотят,
Режут, ворочают,
А я все терплю
И всем добром плачу, (земля пахотная, почва)
Заслушивание рассуждений детей.
Вывод: Чтобы получить хороший урожай, люди обрабатывают почву: вспахивают и боронят. Это делает почву более рыхлой. В нее хорошо впитывается вода, легко проходит воздух. В рыхлой почве семена быстро прорастают, ростки растений легко пробираются наружу, а корни свободно ветвятся. Обработка почвы очищает поле от сорняков, (можно выслушать рассуждения детей о выращивании картофеля, лука и др., опираясь на их опыт)
Объясняя круговорот веществ, использую приём моделирования. За основу можно использовать таблички: «растения», «животные», «остатки растений и животных», «перегной», «микробы», «соли».
— Какие органы имеет растение? Какую роль играют корни? Из чего образуются соли? Какое значение для животных имеют растения? Что происходит с растениями и животными в конце их жизни? Куда исчезают мертвые остатки растений и животных? Что дальше происходит с перегноем?
На доске учитель составляет схему, распределяя таблички по кругу, элементы соединяет стрелками: перегной — микробы — соли — растения- животные — остатки растений и животных — перегной.
- Что происходит, если не будет почвы?
- Что нужно делать, чтобы этого не произошло?
- Как охранять почву?
5. Работа с учебником с. 119. «Охрана почвы»
— Прочитайте и ответьте на поставленный вопрос.
На доске слова:
- лесные полосы
- снегозадержание
Объясняю эти понятия, дети записывают их в словарик.
6. Вывод по изученному материалу.
Работа над рубриками: «Подумай», «Проверь себя».
IV. Д/з: с. 120 №1-№3, с.121 рубрика «Боль природы».
Источник