Меню

Почвы чувашской республики 4 класс

Почвы чувашской республики 4 класс

ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ И ЛЕСИСТОСТЬ

Почвенный покров и лесистость служат дополнительными характеристиками частных водосборов в общем комплексе географических факторов.

Чувашская Республика находится в пограничной полосе между лесными и лесостепными зонами и отличается разнообразными типами почв и лесной растительностью. Специализированные исследования почвенного покрова республики проводили И.В. Тюрин (1935), С.И. Андреев (1968) и др. Гидрологическую роль почвенно-растительного покрова проанализировали Г.Н. Петров и Р.А. Сафиуллин (1957), Е.М. Зиновьева (1961), Р.А. Сафиуллин (1965) и др.

В северной части Чувашской Республики преобладают дерново-среднеподзолистые почвы в сочетании с дерново-слабоподзолистыми, а также дерново-слабоподзолистые в сочетании с дерново-среднеподзолистыми и светло-серыми почвами. Дерново-подзолистые почвы большей частью распространены в северо-западном Засурье. Их почвообразующими породами являются преимущественно четвертичные лёссовидные суглинки желто-бурого и палевого и палево-желтого цвета.

В дерново-среднеподзолистых почвах перегнойный горизонт имеет светло-серый, реже серый цвет, содержание гумуса составляет от 1,5 до 5%. В целинных условиях (под лесом) его мощность больше нижележащего подзолистого горизонта. Подзолистый горизонт имеет белесый цвет, рыхлое сложение. В дерново-слабоподзолистых почвах, по сравнению с дерново-средне под зол истыми, как перегнойный, так и подзолистый горизонты более гумусированы.

Характерной особенностью дерново-подзолистых почв является небольшая мощность перегнойного горизонта (не более 14—18 см в целинных условиях), повышенная кислая реакция (pH солевой вытяжки — 3,9—5,5) и сильная распыленность пахотного слоя. Все это отрицательно сказывается на водно-воздушном режиме и противоэрозионной устойчивости.

В центральных районах преобладают светло-серые лесные почвы, типично серые лесные в сочетании со светло-серыми и темно-серыми лесными, темно-серые лесные в сочетании с типично серыми лесными почвами и с оподзоленными или сильновыщелоченными черноземами. Они образовались на лёссовидных глинах и суглинках, на глинах пермских и меловых отложений.

Междуречное пространство Большого и Малого Цивиля занимают оподзоленные черноземы среднесуглинистого состава. Этот же тип черноземов, но тяжелосуглинистого состава, отмечается в бассейнах рек Кубня и Була. Далее к югу по бассейну Карлы распространены выщелоченные черноземы, сформировавшиеся на тяжелых суглинках и глинах. Правобережье р. Сура от южных границ до впадения р. Алгашка слагают в основном средне- и слабоподзолистые супесчаные и песчаные почвы.

Болотные почвы встречаются только в Заволжском и Присурском лесных районах республики. В них они представлены преимущественно переходными и мохово-торфяными болотными и реже лугово-торфяными почвами.

Кроме того, болотные почвы имеют широкое распространение в поймах рек, включая и малые. В одних случаях они представлены иловато¬болотными почвами (без горизонта торфа), в других — лугово-торфяными болотными. Поймы рек Волга, Сура, Цивиль, Аниш, Бездна, Киря и других, наиболее крупных, заняты дерново-пойменными аллювиальными и лугово-черноземными почвами надпойменных террас.

Влияние почвы на гидрологический режим реки можно показать на следующем примере. В районах преимущественного расположения оподзоленных почв на глинах и тяжелых суглинках интенсивность поступления подземных вод в реки обычно не превышает 0,5—1,0 л/с с 1 км2, а средний слой весеннего стока достигает 120—130 мм, в местах развития песчаных почв модули подземного стока часто возрастают до 5—10 л/с с 1 км2, а слой весеннего стока снижается до 90—80 мм.

Лес имеет большое значение как для формирования водного баланса территории, так и для существования самих рек, озер, родников, является компонентом окружающей среды. Лесные массивы способствуют продолжению жизни рек, озер, особенно малых, а также сохранению родников. Леса в Чувашской Республике занимают около 30% территории. Основные массивы относятся к заволжскому боровому району, приволж¬ским нагорным дубравам и присурским лесам. Общая лесистость заволжского района достигает 75%, приволжского нагорно-дубравного — 17%, присурского района — 70%.

Читайте также:  Свет при выращивании огурцов

При оценке гидрологической роли лесов необходимо учитывать процент лесистости водосборов и типы насаждений, а также геоморфологические и почвен но-геологические условия произрастания. В пределах республики наибольшее влияние на режим рек, озер оказывают леса присурского и заволжского лесных массивов. Здесь гидрологическая роль связана в первую очередь с его воздействием на снегонакопление, снеготаяние и потери талого стока на инфильтрацию. По научным данным, высота снежного покрова в лесу обычно больше, чем в поле, в среднем на 50—70%. Продолжительность таяния снега в лесу, как показали исследования Р.А. Сафиуллина, может изменяться от 2 до 50 дней. Наибольшие потери талого снега происходят в сосновых лесах, произрастаемых на песчаных почвах Заволжья, в бассейнах рек Карла, Бездна, Киря. Приволжские нагорно-дубравные леса не играют существенной роли в формировании стока малых рек, так как они приурочены в основном к бассейну Волги. А лесные участки на водосборах Юнги, Сундырки, Кукшума, Рыкши составляют незначительный процент к площади бассейнов этих рек.

Немалое влияние на водный баланс бассейнов рек оказывают полезащитные лесные полосы.

Данные докучаевской каменностепной станции позволяют широко оценить роль леса и полезащитных лесных полос в водном балансе рек, подземных вод.

По современным данным, полезащитные лесные полосы: 1) задерживают снег от сдувания его в овраги и балки; 2) задерживают талые воды зимних снегов; 3) превращают поверхностный сток талых и дождевых вод в подземный; 4) увеличивают запасы подземной влаги и поднимают уровень грунтовых вод; 5) препятствуют размыву почв, сохраняют почву на крутых склонах; 6) способствуют образованию почв на глинистых и каменистых склонах; 7) противодействуют развеванию почв ветром; 8) способствуют развитию родников; 9) повышают водность почв; 10) уменьшают наводнения; 11) предохраняют водохранилища и реки от наносов; 12) способствуют конденсации и осаждению водяных паров воздуха; 13) повышают влажность воздуха в приземном слое; 14) увеличивают осадки; 15) уменьшают и умеряют температуру воздуха; 16) улучшают водный режим прилегающих районов.

Следует отметить то, что лесные полезащитные полосы в бассейнах рек Аниш, Кубня, Була, Цивиль, Моргаушка, Унга играют большую роль в регулировании водного баланса самих рек, а также подземных вод.

Величина склонового стока при полезащитных лесных полосах должна уменьшиться. Это уменьшение будет вызвано тем, что в балках снега будет примерно вдвое меньше, между полезащитными полосами сток вод будет задерживаться в большом количестве вследствие должной обработки почвы, а также большей продолжительности таяния в лесной полосе. Кроме того, протекающие через лес воды будут задерживаться лесной подстилкой, что должно вызвать большое уменьшение стока.

В районе полезащитных полос между лесонасаждениями и особенно в лесонасаждениях количество снега увеличивается, созданная структурная почва облегчает просачивание воды в грунт, и, надо полагать, что количество воды, уходящей в грунтовый сток, увеличится.

Под лесными полосами вследствие большого накопления снега идет постепенное промачивание почвы, которое способствует образованию верховодки и питает грунтовые воды. Увеличение грунтового питания должно вызвать в свою очередь увеличение меженных расходов воды рек, что весьма желательно. Кроме того, в районе полезащитных полос все основные климатические характеристики на микроуровне изменятся. Увеличится влажность воздуха, облачность, изменится температура воздуха и почв, затихнут ветры. Учитывая вышеизложенное, на территории республики следует увеличить площади полезащитных лесных полос, что должно оказать положительное влияние на водный баланс рек, озер, родников.

Источник

Урок «Почвы, флора и фауна Чувашской Республики»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

«Почвы, флора и фауна Чувашской Республики »

Читайте также:  Фиторемедиация почв загрязненных нефтепродуктами

Автор: Казанова Мария Сергеевна, учитель географии

Образовательное учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики

Аннотация: Методическая разработка предоставляет возможность вспомнить основные понятия, узнать о почвенном покрове, противоэрозионных мероприятиях; распространения флоры и фауны и охране Чувашской Республики.

Аудитория: 7 8 класс

Тип урока: интегрированный урок по географии и биологии с элементами игры.

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Цель урока – Систематизация знаний учащихся о почве, растительном и животном мире, экологии Чувашской Республики.

Образовательные : систематизировать знания учащихся о почве, растительном и животном мире, экологии Чувашской Республики.

Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование познавательного интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Предметные: характеризовать виды почв и районы их распространения, узнавать представителей растительного и животного мира

Метапредметные : Познавательные : умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные : умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, умение планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Личностные: Познавательный интерес к изучению биологии, географии; понятие важности охраны и бережного отношения к живой природе

Основные термины: Почва, эрозия, флора, фауна, ООПТ.

Звучат звуки природы.

– Ребята, вы хотели бы найти клад? А что такое клад?

— Клад – это богатство, деньги, золото.

— Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Итак, в путь!

Класс делится на 4 группы.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке почувствовали себя путешественниками и защитниками природы, потому что будем знакомиться с почвами, растениями и животными Чувашии.

Ребята, давайте вспомним, что такое почва, как она образуется и кто является основоположником науки о почвах?

— Давайте попытаемся дать определение понятию «почва».

Осуществляется работа в группах. У вас на партах лежит конверт «Сконструируй определение». Используя слова – подсказки составить определение. Над каждым словом учащиеся ставят цифру по порядку.

Группы обмениваются листочками. 1-ая группа озвучивает свой ответ.

Правильный ответ выводится на экран, учащиеся сверяют свои ответы.

Учитель: Определите с помощью учебника «География Чувашской Республики» и карты Чувашской Республики основные типы почв в республике и районы их распространения. Запишите ответы в два столбца: «Типы почв» и «Районы распространения».

Районы распространения и типы почв ЧР

(примерные ответы учеников)

Заволжье и Присурье

Приволжье и северо-запад Засурья

Аликовский, Красноармейский, Канашский и Урмарский районы

Батыревский, Шемуршинский, Порецкий и Алатырский районы

Работа в группах , затем ведется обсуждение по вопросам.

Учитель : Особенностью большинства почв республики является их подверженность эрозии. Что такое эрозия, факторы развития и ее формы?

Ответы даются учениками в устной форме и учитель с учащимися делают запись в тетради.

дюны овраги смыв почвы

Учитель : Какие меры борьбы с эрозией вы можете предложить?

Каждая группа предлагает свои меры борьбы с эрозией и делают записи в тетради.

1. Запрет на вырубку лесов, распашку вдоль склонов;

Читайте также:  Как поставить фундамент для парника

2. Создание полезащитных насаждений;

3. Искусственное заиливание оврагов, укрепление их склонов;

4. Строительство плотин в русле, плетневых запруд по дну;

5. Регулированный выпас скота.

Учитель: На территории Чувашии обитают редкие и известные виды животных. Хотелось бы с вами вспомнить их. По звукам, вы должны определить их, чья группа угадает первыми я им даю изображение и они вклеивают в карту Чувашии в месте их обитания.

Учитель : Дальше мы с вами познакомимся и вспомним флору. Перед вами разрезанные карточки на которых изображены растения Чувашии, вы должны собрать и дать название растений.

2. Кувшинка белая;

6. Мать-и – мачеха

8. Чилим (водяной орех)

Учитель: В процессе хозяйственной деятельности человек изменил растительный и животный мир Чувашии. Для сохранения некоторых видов растений и животных создаются ООПТ (заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы).

Разбор презентации об ООПТ Чувашской Республики.

Закрепление. Составить синквейн о родной природе.

Восхищает, умиляет, вдохновляет

1 команда — синквейн о почве, 2 группа – о животном мире, 3 группа – о растительном мире, 4 группа – о природе.

Учитель: Рефлексия. Удалось ли достичь поставленных целей? Что на ваш взгляд получилось хорошо? Что можно было бы добавить (изменить)?

Оценивание. Подведение итогов.

1. Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6-10 классы. – М.: Дрофа , 1997.

Почва – это обладающий земной, плодородием слой коры верхний.

Почва – это обладающий земной, плодородием слой коры верхний.

Почва – это обладающий земной, плодородием слой коры верхний.

Почва – это обладающий земной, плодородием слой коры верхний.

Районы распространения и типы почв ЧР

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Интегрированный урок по географии и биологии.

Аннотация: Методическая разработка предоставляет возможность вспомнить основные понятия, узнать о почвенном покрове, противоэрозионных мероприятиях; распространения флоры и фауны и охране Чувашской Республики.

Предмет: География

Аудитория: 78 класс

Тип урока: интегрированный урок по географии и биологии с элементами игры.

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Цель урока – Систематизация знаний учащихся о почве, растительном и животном мире, экологии Чувашской Республики.

Задачи

Образовательные: систематизировать знания учащихся о почве, растительном и животном мире, экологии Чувашской Республики.

Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование познавательного интереса к изучаемому предмету.

Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные: характеризовать виды почв и районы их распространения, узнавать представителей растительного и животного мира

Метапредметные: Познавательные: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными источниками информации, анализировать информацию, делать выводы, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, умение планировать свою деятельность под руководством учителя, осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Личностные: Познавательный интерес к изучению биологии, географии; понятие важности охраны и бережного отношения к живой природе

Основные термины: Почва, эрозия, флора, фауна, ООПТ.

Источник

Adblock
detector