Меню

Почвы краснодарского края урок кубановедения 3 класс

Почвы краснодарского края урок кубановедения 3 класс

Богатство почв и растительного мира Кубани

1. Определите значение терминов.

Почва — поверхностный слой литосферы Земли.

Чернозём — тип почвы, сформировавшийся в условиях сухого и умеренного климата.

Желтозёмы — почвы влажных субтропических лесов.

2 Заполните таблицу «Почвы Краснодарского края». Объясните, что способствовало образованию разных типов почв на территории нашего края.

Тип почвы Область распространения

Занимают обширные площади Азово-Кубанской равнины

2 Южные чернозёмы Сухие степи Таманского полуострова 3 Горные чернозёмы В юго-восточной части края 4 Серые лесные В предгорьях и горах 5 Бурые горно-лесные В предгорьях и горах 6 Дерново-карбонатные В предгорьях и горах 7 Горно-луговые В предгорьях и горах 8 Коричневые почвы Субтропические сухие леса 9 Засоленные почвы Побережье Азовского и Чёрного морей, в дельте реки Кубани и на Таманском полуострове 10 Желтозёмы и подзолисто-желтозёмные почвы В прибрежной полосе Чёрного моря 11 Рисовые почвы Вследствие развития рисоводства на Кубани

Ответ: Образованию различных типов почв способствовала неоднородность климатических условий, почвообразующих пород, растительности, рельефа. Немаловажный фактор — хозяйственная деятельность человека.

3. Какие почвы распространены в вашей местности? Как их используют в сельском хозяйстве?

Распространён чернозём, его используют для посева сельскохозяйственных культур, так как данный тип почвы даёт хороший урожай

4. Заполните схему «Растительный мир Краснодарского края».

5. Разгадайте ребусы, в которых зашифрованы названия растений Черноморского побережья. Подготовьте краткое сообщение об одном из растений.

Мимоза
Мимоза является на самом деле кустарником, а не цветком, известно не многим. А еще она из семейства бобовых, и называется на самом деле акация серебристая либо от страны происхождения австралийская акация. Их грациозные веточки маленькими ярко-желтыми шариками и пушистыми листиками манят своим весьма сильным и легко запоминающимся ароматом. В народе этот цветок стал считаться символом женского праздника, который празднуется в России 8 Марта.

Тис
Древом смерти и жизни раньше называли этот ядовитый кустарник, который является многолетним растением и занесен в Красную Книгу. Хвойное вечнозеленое тисовое дерево имеет красные плоды, которые несут смертельную опасность для людей и животных. Дерево является долгожителем среди деревьев. Размер ствола с буровато-красной корой может вырастать до 2,5 метров. Густую форму кроны подчеркивает насыщенный зеленый цвет с темным оттенком. Дерево тис имеет одиночные семенные шишки и опыляется в последние месяцы весны. Интересным фактом является то, что все части растения (в том числе ягоды тиса и пыльниковые шишки) ядовиты.

Эвкалипт
Вечнозелёные кустарники или деревья высотой до 100 метров. Произрастают по всему миру, в основном в условиях субтропического и тропического климата. Эвкалипты были посажены в Сочи впервые С. Ю. Соколовым в рамках многолетней борьбы с малярией. Затем по распоряжению Академии наук СССР от 8 апреля 1950 года в Сочинском дендрарии был заложен экспериментальный участок мировой коллекции эвкалипта.
Эфирное масло растения характеризуется мощным лечебным эффектом и применяется для лечения ряда заболеваний.

6. Расставив буквы в правильном порядке, запишите названия растений. Используйте подсказку (заглавная буква — первая в зашифрованном слове).

сЯецен — Ясенец
ниявСлаьи — Сальвиния
нольПы — Полынь

Сшитам — Самшит
деРст — Рдест
нижоМельжвек — Можжевельник

7. На территории Краснодарского края много ботанических памятников природы: лесопарки, искусственные насаждения, отдельные деревья и др. Например, в Лазаревском районе города-курорта Сочи на берегу реки Шахе растёт тюльпанное дерево. Ему более 170 лет. Оно неоднократно возгоралось от ударов молнии. Однажды могучий ствол расщепило надвое, но люди стянули его канатами — и растение выжило.
Используя дополнительные источники информации, узнайте, какие еще ботанические памятники природы имеются на территории Краснодарского края. Напишите небольшое сообщение об одном из них.

Читайте также:  Микроорганизмы почвы способны усваивать азот

Ботанический сад в Краснодаре

Ботанический сад является признанным памятником природы всей Кубани. Это пример кропотливой многолетней работы по селекции растений, с каждым годом количество видов только множится. Сейчас парк насчитывает более 1200 различных видов растений, причем более трех сотен из них являются экзотическими и произрастают исключительно в тропиках. А более 70 видов растений занесено в Красную книгу.
Весь парк разбит по секторам: в одном — хвойные деревья, в другом — буковые, в третьем – цветы и т.д. Представьте, какой стоит аромат в хвойном секторе, ощущение, что ты находишься в сосновом бору.

Источник

урок кубановедения «Почвы Краснодарского края»
план-конспект урока по теме

урок кубановедения для начальной школы

Скачать:

Вложение Размер
urok_kubanovedeniya_pochvy_krasnodarskogo_kraya.docx 47.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13.

Урок кубановедения в 3 классе

Из опыта работы учителя начальных классов

Корецкой Марины Борисовны

Урок кубановедения № 4

ТЕМА — Чудесная кладовая. Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.

  • познакомить с составом почвы, ее свойствами, значением почвы для жизни растений и мелких животных;
  • развивать познавательные навыки, любознательность;
  • формировать умение работать с картой;
  • воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям.
  • образцы почвы
  • прозрачный стакан с водой
  • промокательная бумага
  • спиртовка, штатив, лупа
  • карточки с названиями почв
  • карточки с заданиями
  • карандаши
  • карта Краснодарского края
  • атласы, контурные карты
  • схема «Состав почвы»
  • диск «Мир природы. Познавательные материалы об окружающем мире»

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие в мир природы. А вот о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте отгадать.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Видал ли ты когда-либо семечко с двумя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его и не обхватишь.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Ты уже, должно быть, догадался, как она называется.

Ученики (хором): Почва.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Это вещество знакомо вам с раннего детства. Называют его по-разному: земля, глина, песок, а то и просто «грязь». Правильное название – почва.

А кто из вас знает, что такое почва?

Ученики: Почва – это верхний, плодородный слой, который питает, кормит растения.

Учитель: Правильно. Растениям, как и нам с тобой, нужна пища. Пищу, растения получают из почвы. И готовит ее волшебница-природа.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Давайте вспомним и расскажем, как растения получают из почвы «пищу». (ответы учащихся)

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель: На прошлой неделе мы были с вами на экскурсии в лесу и видели подземную кладовую, в которой хранятся несметные богатства. И могут они превратиться в румяную булочку, нарядное платье, прекрасный цветок… Ведро картошки в этой кладовой превращается в двадцать ведер, а щепотка семян может стать огромной корзиной огурцов, редиски, помидоров или моркови. Но происходит это не само собой. Для нормального роста и развития растениям, кроме воды и воздуха, нужна почва, которую обрабатывают умелые руки человека.

Сделаем с вами макет почвы. (учитель демонстрирует макет почвы) На дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них – глину, сверху – песок. И на самый верх – почву. Это она вместе с водой и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Попадая в нее, семена прорастают и становятся деревьями до самого синего неба, цветами, которые спорят красотой с бабочками, шелковистой травой… Пищей для всего живущего на Земле.

Но вот почему в одних местах летом вырастает сочная ярко-зеленая трава до пояса, а в других – только редкие сероватые травинки?

Ответить на этот вопрос мы сможем, если определим, что же это за вещество – почва? Как образуется? Из чего состоит? Какими свойствами обладает? Это мы узнаем, если исследуем почву.

Учитель: Для начала возьмем комочек почвы из пакета, которые принесли с экскурсии, и рассмотрим его через увеличительное стекло. Что вам удалось увидеть? Опустим комочки почвы в банку с водой и дадим ей отстояться. Что вы наблюдаете?

Ученики: На дно емкости опускаются песок, глина, камешки, а остатки растений плавают сверху.

ВЫВОД: в почве содержится глина и песок.

Учитель: Тоненькие, как ниточки, корешки, обломки сухих травинок, полусгнивших листьев, крылышки мертвого жука… Песчинки, пылинки, склеенные между собой в комочки разного размера. Все? А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? Призовем на помощь опыт.

Возьмем стакан с водой и аккуратно опустим туда комочек почвы. Что вы наблюдаете?

Ученики: На комочках появились прозрачные пузырьки. Побежали вверх серебристые дорожки.

Учитель: Как вы думаете, что это? Зарисуйте!

Конечно, воздух, бывший внутри комочка между песчинками и пылинками. Вода проникла внутрь и вытеснила его. Он запузырился, всплыл и смешался с окружающим нас воздухом.

ВЫВОД: в почве содержится воздух.

Попробуйте сами сделать вывод из следующего опыта.

Учитель: Возьмем промокательную бумагу, насыплем на нее немного почвы и прижмем ее плотно к бумаге. Что вы наблюдаете?

ВЫВОД: в почве содержится вода.

Учитель: В чистую сухую жестяную банку из-под консервов положим комочек почвы и поставим ее на самый маленький огонь. Над жестяной банкой появляется сероватый дым. Понюхайте его! Что вам напоминает этот запах? (ответы учащихся). Вероятнее всего, дым костра, в котором осенью жгут сухие листья и траву.

Сходство это ни случайно: в почве перегорают остатки растений. Называются они так: перегной. От слова «гнить», «перегнивать».

Перегной черного цвета. В одной почве его больше. И почва, поэтому темная, почти черного цвета. В другой меньше. Эта почва светлее. Поэтому-то и бывают почвы разного цвета: серые, светло-серые, темно-серые, черные и даже красные. И называются почвы по-разному: черноземная, красноземная, сероземная, желтоземная.

Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.

ВЫВОД: в почве содержится перегной.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ «СОСТАВ ПОЧВЫ»

воздух вода перегной глина песок

Учитель Какая почва называется плодородной?

Как будут чувствовать себя растения, если в почве будет содержаться только песок, или только глина?

Да, ребята, почва везде разная. В одном месте в ней больше песка. Такую – называют песчаной. В другом – глинистая почва. В ней много глины. Бывает почва темная. Ее весной привозят на огромных самосвалах и разбрасывают по газонам и клумбам, чтобы лучше росла трава и ярче цвели декоративные растения.

Есть на Земле огромные пространства, где нет почвы, один песок. Там почти нет и растений: могут расти только те, у которых очень длинные корни, и питание себе они достают глубоко под землей. Как называют такие места? Правильно. Это пустыни. Слышите, как похоже это название на слово «пусто».

ИГРА “КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ”.

Учитель: А сейчас проверим, хорошо ли вы запомнили, что входит в состав почвы. Вам надо хлопнуть в ладоши, если услышите правильный ответ и не хлопать на неправильный ответ.

Песок, ведро, вода, сметана, воздух, бумага, стекло, перегной, полиэтиленовые пакеты, червяк, глина.

Учитель: Правильно. А почему вы решили, что стекло, бумага, полиэтиленовые пакеты – не входят в состав почвы? Да, вы правы, что эти предметы наносят вред, засоряют почву. Так, брошенная бумага может лежать в почве до полного разложения более двух лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет, а стекло – более 1000 лет. О чем говорят эти факты? (ответы учащихся)

РАССКАЗ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ПОЧВЫ РОДНОГО КРАЯ. РАБОТА С КАРТОЙ

Учитель: В нашем крае почвы разнообразны.

На Азово-Кубанской равнине (учитель показывает на карте и прикрепляет на карту карточку с названием почв) распространены черноземные почвы. Они отличаются темным, почти черным цветом и имеют мощный поверхностный плодородный слой, богатый полезными веществами, которые образовались из перегнивших растительных и животных остатков. Черноземные почвы активно пропускают воздух, необходимый растениям. На этих почвах хорошо растут пшеница, подсолнечник, сахарная свекла и другие растения.

В долинах и низовьях рек встречаются луговые почвы. Интересно то, что во влажном виде эти почвы черные, а когда высыхают, становятся ржаво-бурыми. На этих почвах хорошо растет рис.

В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают щелочные черноземы, темно-серые лесные и подзолистые почвы.

В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы. Как вы думаете, почему эти почвы содержат значительное количество перегноя? (От ежегодно отмирающей листвы).

Рассмотрите внимательно карту и скажите, какие почвы характерны для Черноморского побережья. Правильно, это – горнолесные и перегнойно-карбонатные почвы. Эти почвы пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов.

А где еще растут виноградники? (На Таманском полуострове) Правильно. Но обратите внимание — на западе Таманского полуострова преобладают каштановые почвы, а вот на северо-востоке частично болотные почвы.

А теперь рассмотрите в атласе почвенную карту и определите виды почв нашего края. Раскрасьте виды почв родного края в контурной карте.

И так, кто может показать на карте и назвать типы почв, распространенные в Краснодарском крае? (ответы детей)

ФИЗМИНУТКА ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

Отгадайте загадки и расскажите, как они связаны с почвой.

Да сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (крот)

  1. Малы, а никому не милы. (мышь)
  1. Мой хвост не отличишь от головы,

Меня всегда в земле найдете вы. (червяк)

А каких обитателей почв вы знаете еще? (ответы учащихся)

Хотели бы вы узнать, кто из этих животных делает почву более плодородной?

ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА (диск «Мир природы» — «Обитатели почв», «Почвенные микроорганизмы»)

Общий вывод: все мелкие животные роют ходы, куда легко проникают вода и воздух, перемешивают почву, измельчают остатки растений. Так они повышают плодородие почвы.

Самостоятельная работа. Работа с карточками

На уроке я узнал…..

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Почему землю называют чудесной кладовой?

Что вы можете рассказать о почве нашего края?

Каково значение почвы в жизни растений и животных?

Молодцы, ребята. Очень хорошо работали на уроке. На следующем уроке мы узнаем, как образуется почва, причины, по которым она разрушается.

Дома попробуйте составить кроссворд по теме «Почва Краснодарского края».

КАРТОЧКА С ЗАДАНИЕМ

1. Определи, верны ли высказывания. Отметь правильные выражения знаком «+», неправильные знаком «–»

В почве обитает много растений и животных.

Почва сохраняет влагу и тепло для растений и животных.

Деятельность дождевых червей разрушает верхний слой плодородной почвы.

Во время прогулок надо разрушать слой нападавших листьев, уничтожать насекомых, рвать охапками цветы.

Источник

Adblock
detector