Презентация на тему «Почвы Курской области»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Презентация на тему : почвы Курской области
Как известно, наши русские черноземные степи по характеру климата, рельефу местности, растительности и животным, а отчасти также по грунтам и почвам, составляют неразрывную часть того великого степного пояса, который почти сплошь опоясывает все северное полушарие…», — писал учёный-почвовед Василий Васильевич Докучаев.
Плодородный черноземный слой почвы метровой толщины природа создавала в течение тысячелетий в степях с определенным гидротермическим режимом. Именно под влиянием растительности луговых (северных) степей сформировались почвы Центрально-Черноземного заповедника имени Алехина. Большое содержание перегноя придает ему темную окраску.
Под курскими целинными заповедными степями толщина верхнего темноокрашенного — гумусового слоя чернозема достигает 1.5 метра. Содержание гумуса в верхних 10 сантиметрах почвы составляет 9–12 процентов, а запас его в метровом слое равен 540 тонны на гектар. Мощные черноземы заповедника на нескашиваемой целине находятся в режиме, близком к тому, в каком они были в доисторических степях.
По запасам питательных веществ местные черноземы не имеют себе равных в Европе. В.В. Докучаев писал: «Чернозем, взятый не из-под плуга или сохи, а в девственной степи, отличается зернистой структурой, он представляет из себя как бы самую лучшую губку, пронизанную мельчайшими порами и пропускающую через себя воздух и воду»
Почвообразующей породой черноземов является лессовидный суглинок. Под ним залегают коренные породы — третичные пески и мела, иногда они выходят на поверхность земли. Это особенно видно на меловых склонах участков Баркаловка и Букреевы Бармы.
Почва неотделима от обитающих в ней живых организмов. В черноземе, особенно в его верхнем слое, обитает огромное количество беспозвоночных (черви, многоножки, жуки и их личинки) исчисляются десятками и сотнями на 1 квадратном метре, а мелких членистоногих (клещей, ногохвосток) насчитывают на той же площади тысячи и сотни тысяч.
Почвенные животные играют большую роль в увеличении биологической активности почвы, обогащении ее жизненно важными для развития высших растений веществами. Общая биомасса почвенной фауны в несколько раз больше биомассы надземной! Черноземы лесостепи – самые богатые микроорганизмами почвы умеренного климата. И хотя микробные клетки очень малы, общая масса их в метровом слое почвы составляет почти 20 тонн на гектар
На черноземах выращивается более 80 процентов всего продовольственного зерна. Однако, несмотря на огромные средства, вложенные в сельскохозяйственное производство, урожайность полевых культур на некогда богатейших черноземах вот уже два десятилетия остается на одном уровне. Ещё 100 лет назад В.В. Докучаев писал, что чернозем напоминает нам «арабскую чистокровную лошадь, загнанную и забитую».
Каждый год на полях из чернозема выносятся миллионы тонн различных химических элементов, смываются почвы, и только в Центрально-Черноземном заповеднике этого не происходит. Целинные черноземы заповедника служат эталоном, в сравнение с которым определяется степень нарушенности окружающих пахотных земель. В.В. Докучаев говорил, что еще ни в одной лаборатории мира искусственно не создано ни грамма черноземной почвы, и никакие экономисты не в состоянии оценить «силу и мощь царя почв, нашего русского чернозема. Он был, есть и будет Кормильцем России».
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-456442
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В МГПУ сформулировали новые принципы повышения квалификации
Время чтения: 4 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
План урока «Почвы Курской области».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Почвы и почвенные ресурсы Курской области.
Цель урока: сформировать представление о почвах и почвенных ресурсах Курской области .
1.Познакомить учащихся с особенностями почв, с основными типами почв Курской области, их свойствах, различие в плодородии и особенностях размещения почв на территории Курской области.
2. Развивать познавательные умения . Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
3. Воспитывать интерес к изучению предмета, культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.
Планируемые результаты деятельности учащихся:
. Сформировать понятие о почвах, причинах, влияющих на формирование различных типов почв.
. Изучить механический состав почв, их свойства.
. Продолжить формирование умений анализировать почвенные профили.
. Формировать представление о различных типах почв и их размещении по территории Курской области.
. Активизировать речевую и мыслительную деятельности учащихся.
. Развивать познавательные умения.
. Развивать аналитическое мышление, частично – поисковые умения.
. Совершенствовать навыки само – и взаимопроверки.
. Воспитывать интерес к изучению предмета, культуру речи, поведения, умения групповой коммуникации.
Межпредметные связи : с экологией, биологией.
Обеспечение урока: Карта «Почвы Курской области», климатическая карта Курской области, изображения почвенных профилей, атлас Курская область.
1. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.
Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
3 .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Подводящий диалог, игровой элемент.
Загадывает загадку о почве.
Меня бьют, колотят,
Ворочают, режут,
Я все терплю
И всем добром плачу.
Предлагает определить значимую цель урока:
Совместная формулировка темы урока, запись темы урока в тетрадь.
Постановка цели урока с помощью учителя.
Беседа по вопросам ранее изученного материала по теме «Почвы и почвенные ресурсы России»:
Что такое почва и каково её главное свойство? От чего оно зависит?
Чем почва отличается от горной породы?
Механический состав почв. Почвенный профиль.
Закономерности распространения почв по территории России.
5.Первичное усвоение новых знаний.
Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Особенности почв своего региона и своей местности. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв.
В какой природной зоне находится территория нашей области?
Какие типы почв формируются в пределах этой природной зоны?
Какие факторы повлияли на образование самых плодородных почв?
Какие типы почв ещё сформировались на территории Курской области (осуществляется количественная характеристика).
Почвы. В области чернозёмы занимают 74%, а серые лесные почвы 24,5%. На долю светло-серых лесных почв на территории области приходится 3,6%, а серые и темно-серые лесные почвы занимают 10,4 и 10,6% соответственно.
Организует практическую работу в группах, используя инструктивные карточки.
Задание каждой группе: дать характеристику отдельным видам почв по предложенному плану:
1) место расположения почв по территории области;
2) особенности механического состава почвы, включая опыт по определению механический состав почвы пришкольного участка;
3) мощность и окраска гумусового горизонта.
Дискуссия с учащимися по вопросам:
Использование земельных ресурсов.
По мере постоянного использования, природная почвенная плодородность истощается. Она разрушается и загрязняется. Ядохимикаты и удобрения, используемые для увеличения урожайности зерновых и других культур, приводят к превышению концентрации отравляющих веществ и снижению темпов образования гумуса в ее верхнем слое.
Работа учащихся по таблице «Почвы Курской области» с последующим выявлением видов почв области, их площадей, процентного соотношения.
Работа учащихся в группах:
1 группа – чернозёмы разных типов;
2 группа – серые лесные и дерново – подзолистые;
3 группа – лугово – чернозёмные и аллювиально – луговые.
В конце оценивают свою работу.
Каждая группа предоставляет отчёт о проделанной работе.
Совместно с учителем подводят итоги практической деятельности.
Проводят дискуссию по предложенным учителем вопросам, используя различные источники информации.
Убеждают себя в том, что необходимо охранять почвы, приводят примеры личного участия в экологическом мониторинге почв своей местности.
Применение ранее полученных знаний в новой ситуации.
7. Первичная проверка понимания.
Вопросы к классу:
1. Что такое почва?
2. Что такое плодородие?
3. Под влиянием каких природных факторов формируются почвы Курской области?
4. Какие почвы преобладают на территории Курской области? (покажите по карте)
Игра «Найди правильный ответ»
Учитель объясняет правила игры, а затем зачитывает утверждения:
— Почва ничем не отличается от песка и глины;
— Почва, в отличие от песка и глины обладает плодородием;
— В Курской области преобладают серые лесные почвы;
— Типичные чернозёмы распространены на востоке области;
— Выщелоченные чернозёмы обладают более светлой окраской гумусового горизонта, чем типичные;
— По механическому составу серые лесные почвы относят к супесчаным;
— В целом тепловой и водный режимы почв области благоприятны для выращивания многих сельскохозяйственных культур.
9. Домашнее задание . Выучить записи в тетради.
Предлагает домашнее задание на выбор:
написать мини – сочинение по одной из предложенных тем:
1.Влияние природных факторов на формирование почв области.
2. Роль человека в почвообразовании.
3. Причины интенсивного развития почвенно – эрозионных процессов области.
Выбирают домашнее задание и записывают его в дневник.
Учитель подводит итоги урока.
Возвращается к таблице, которую учащиеся начали заполнять в начале урока, предлагает на данном этапе заполнить графы:
Выставление отметок за урок.
Учитель подводит итоги урока, комментирует и выставляет оценки за урок.
Я хочу сказать, что вы молодцы, вы сегодня замечательно работали. Но наиболее плодотворно и аргументированно отвечали (Назвать имена и оценки ребят).
Большое вам спасибо за плодотворное сотрудничество, очень приятно!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-219151
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник