География
Тема 4
Позволяют ли российские почвы обеспечивать страну собственным продовольствием?
Когда мы слышим выражение «национальное достояние», нам представляется что-то очень весомое, дорогостоящее и уникальное, то, что составляет основное богатство страны. А тут почва — то, что у нас под ногами. Потребляя пищу, вряд ли мы задумываемся, что почва — это важнейшее условие и средство ее получения. А можем ли мы существовать без пищи? Соответственно и без почвы? На заре своей юности человечество всецело зависело от того, что давала природа. Люди собирали плоды и коренья, охотились на животных и ловили рыбу. Человек находился в полной зависимости от стихийных сил природы. Недаром историки называют этот период взаимоотношений человека с природой присваивающим. Однако, чтобы выжить, этого было недостаточно. Необходимо было получить больше гарантий от голодной смерти, а для этого самим разводить животных и выращивать съедобные растения. Без обработки почвы культурные растения не вырастить. Так возникли земледелие и производящий тип хозяйства. Это произошло еще в неолите (новом каменном веке — около 8 тыс. лет назад).
Ученые подсчитали: до появления сельского хозяйства все наземные животные и растения могли прокормить в общей сложности около 10 млн человек, то есть население, примерно равное по численности населению современной Москвы. Для сравнения давайте вспомним, что сейчас на планете проживает более 6,5 млрд человек.
Что такое земельные ресурсы?
Возникновение земледелия — величайшее достижение человечества. Не зря этот период ученые назвали «неолитической революцией». Археологи установили, что на территории России земледелием начали заниматься около 5 тыс. лет назад.
И вот уже много веков почва в нашей стране не только кормилица, но и важнейшая забота крестьянина. От того, сколько было земли (почвы), пригодной для обработки, от урожая зависело благосостояние, а порой и сама жизнь людей. Во все времена крестьянин стремился увеличить площади обрабатываемых почв, улучшить их свойства.
Наша страна необычайно богата землей, территорией, или, как говорят, земельными ресурсами 1 .
1 Земельные ресурсы — один из важнейших видов природных ресурсов, под которыми понимается территория с определенным качеством почв, климатом, рельефом, растительностью и т. д. Земельные ресурсы — это основа размещения народнохозяйственных объектов, расселения населения и главное средство производства в сельском и лесном хозяйствах.
Подсчитайте, сколько земельных ресурсов приходится на одного россиянина. Но этот избыток земельных ресурсов лишь кажущийся. Одни пространства заболочены, другие засолены, на третьих так холодно или, наоборот, жарко, что впору искать другое место для жизни. Только 13% территории страны используется в сельском хозяйстве. Это так называемые сельско-хозяйственные угодья. Распахивается и того меньше — 8%, то есть на каждого жителя приходится менее 0,9 гектара 2 земли, обладающей плодородием. Плодородие — одно из важнейших и отличительных свойств почвы. Так что же такое почва?
2 1 гектар равен 10 тыс. м 2 ; 1 сотка равна 1/100 гектара.
Рис. 80. Земельный фонд России
Василий Васильевич Докучаев (1846—1903)
Общепризнанным основателем научного почвоведения, впервые объяснившим причины различия почв и пути их происхождения, является выдающийся русский ученый Василий Васильевич Докучаев (1846—1903).
Главным положением научного «докучаевского» почвоведения является признание почв самостоятельными природными телами, образующимися на поверхности Земли в результате взаимодействия явлений живой и неживой природы и требующими специальных методов изучения.
Докучаев создал учение о географических зонах и установил совпадение зональности почвенного покрова с зональностью климата, растительности и животного мира.
§ 18. Почвы — «особое природное тело»
Почему почвы называют «особым природным телом»?
Почва, по определению выдающегося русского ученого В. В. Докучаева, — это совершенно особое естественно-историческое тело. Такое же самостоятельное, как живые тела природы — растения, животные, микроорганизмы — или неживые (их еще называют косными) — горные породы, вода, воздух. При этом почва — не мертвое, но и не живое природное тело, она занимает промежуточное положение. Почва есть результат многовекового взаимодействия живой и неживой природы. Поэтому не случайно наш другой замечательный ученый-натуралист В. И. Вернадский назвал почву биокосным образованием, то есть состоящим из живого и неживого вещества.
Вспомним из курса природоведения, как образуется почва. Формирование почвы начинается с выветривания горных пород. Рыхлые продукты выветривания, на которых поселяются растительные и животные организмы, называются материнской или почвообразующей породой. Под воздействием климатических факторов (тепла и влаги), растений и животных материнская порода постепенно преобразуется в почву. После отмирания растения и животные под воздействием микроорганизмов и кислот разлагаются и превращаются в присущее только почве органическое вещество — гумус. Микроорганизмы преобразуют органические вещества в неорганические, которые растворяются в воде и служат основным источником питания растений. Процесс образования почв длится непрерывно. Для полного формирования почвы требуется несколько столетий и даже тысячелетий.
Рис. 81. Факторы почвообразования
В каждой местности складывается свое особое (неповторимое) сочетание факторов почвообразования: материнской горной породы (где-то пески, где-то глины, а где-то каменистые отложения), форм рельефа (то холм, то западина, а то и просто плоская, как школьная доска, равнина), климата (южные склоны прогреваются лучше северных, сухие взгорки чередуются с заболоченными понижениями и т. д.). А про разнообразие растительности и животного мира, являющихся важнейшими факторами почвообразования, и говорить не приходится. Поэтому в природе сложилось удивительное разнообразие почв, отличающихся по своим свойствам и образующих на земной поверхности необычайную пестроту почвенного покрова, что человек в своей практической деятельности должен обязательно учитывать.
Какое строение имеют почвы?
Под воздействием просачивающейся воды, потоков тепла, идущих как от поверхности вглубь, так и от земных недр к поверхности, и при активной почвообразующей деятельности растений и животных исходная материнская горная порода «расслаивается» на отличающиеся друг от друга горизонтальные слои, составляющие единое целое — почву. Каждый такой горизонтальный слой — почвенный горизонт — отличается по способу образования, цвету, составу, свойствам. Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов, называемый почвенным профилем (рис. 82).
Рис. 82. Почвенный профиль
Сформировавшийся почвенный профиль и его горизонты могут служить своеобразной летописью и памятью природы. По особенностям почвенного профиля, свойствам и взаиморасположению почвенных горизонтов можно «прочитать» эту летопись, мысленно восстановить, какой климат был в то время, когда формировалась та или иная почва, какая растительность произрастала на ней. Все это возможно потому, что каждая почва со своим набором горизонтов обладает таким важным свойством, как соответствие определенным условиям образования. Ибо формирование каждого почвенного горизонта и собственно почвы происходит в конкретных местных условиях, при определенном климате, под определенной растительностью (рис. 83). Поэтому В. В. Докучаев и определил почву как «зеркало ландшафта».
Рис. 83. Основные типы почв России
A1 — гумусовый горизонт накопления. Гумус накапливается ежегодно; его количество зависит от количества и качества растительного опада, отмерших животных и от интенсивности их разложения. Чем больше гумуса, тем темнее цвет горизонта.
А2 — горизонт вымывания или подзолистый горизонт, имеет цвет золы. Беден минеральными и органическими соединениями, так как излишки почвенной влаги, просачиваясь, вымывают все, что может растворить вода.
В — горизонт вмывания, здесь накапливается все, что вымывается из верхних горизонтов, — соли, минеральные частицы. Обилие солей железа и алюминия придает горизонту бурый, нередко красноватый оттенок.
С — материнская порода.
ВЫВОДЫ
Итак, почвы, возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека, переоценить которую невозможно.
НОВЫЕ СЛОВА УРОКА:
присваивающий и производящий типы хозяйства;
почва — биокосное образование;
пестрота почвенного покрова;
почвы — зеркало ландшафта.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
- 1. Почему почвы относят и к живым, и к неживым, и к историческим природным телам?
- 2. Что такое гумус? Какие свойства почв зависят от его количества?
- 3. Как образуется гумус?
- 4. Назовите основные факторы почвообразования.
- 5. Почвы — летопись и память природы. Подумайте и приведите пример, свидетельствующий о том, что почвы «помнят» о прошлом.
- 6. Как вы думаете, чем можно объяснить, что на двух соседних участках строение и свойства почвенного покрова не обязательно совпадают?
Источник
Презентация к уроку географии 8 класс «Почвы России».
презентация к уроку по географии (8 класс) на тему
В данной презентации к уроку географии 8 класс по теме «Почвы России» дан иллюстрированный материал по теме и в конце проверочный срез из 5 вопросов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите основные типы почв с севера на юг. Какова общая закономерность распространения типов почв по территории России. Какие типы почв занимают наибольшие площади? Наиболее плодородные почвы….. Какие типы почв представлены на территории нашего региона?
«Почвы — национальное достояние страны»
«Почвы-национальное достояние страны» Главный источник получения сельскохозяйственных продуктов Источник сырья для некоторых отраслей промышленности. 98% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. С учетом продуктов животноводства – 98% Экологическая роль в жизни биосферы (обмен веществ, энергии между оболочками) Дополнительные рабочие места.
Структура земельного фонда России
Обеспеченность России почвенными ресурсами Россия достаточно богата почвенными ресурсами, но они преимущественно размещены в Европейской части России, на юге Западной Сибири и предгорьях Алтая. На одного человека приходится 0,9 га пашни. Это больше, чем в США, Китае, Канаде.
Мелиорация – работы, направленные на улучшение свойств земель, на повышение их производительности. Снегозадержание и снегонакопление и Внесение удобрений, известкование почв Борьба с эрозией Осушение и орошение Создание лесополос, пескозадержание Виды сельскохозяй- ственных мелиораций Земля заботу любит.
Продукция(сухая масса) зерновых культур на дерново-подзолистых почвах в зависимости от количества удобрений (т/га) Дозы удобрений зерно солома корни всего Без удобрений 1,0 3,5 1,5 6,0 Средние дозы 2,5 5,5 2,0 10,0 Высокие дозы 5,0 6,0 2,0 13,0 Чрезвычайно высокие дозы 10,0 15,0 2,5 27,0
Рост используемых удобрений (в млн.т)
Меры по поддержанию плодородия почв Удобрения повышают плодородие почв Урожайность культур увеличивается Чрезмерное внесение удобрений в почву приводит к ее «отравлению», что приводит к гибели микроорганизмов. «Нет вредных веществ, есть вредные концентрации». Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Механическая обработка почв Грамотная обработка почв с учетом климатических условий: 1. Улучшает структуру почв: Отвальная вспашка Безотвальная вспашка Боронование (рыхление) 2. Регулирует водный и воздушный режимы
1- Г 2-Б 3-Д 4-Е 5-В 6-А
Повторение изученного. 1.Плодородие почвы зависит от количества содержания в ней: а) живых организмов б) воды в) гумуса г) воздуха 2.Самой плодородной почвой в России является: а) каштановая б) подзолистая в) серая лесная г) чернозёмная
3.Процесс разрушения почвы называется: а) агротехника б) эрозия в) рекультивация г) мелиорация 4.Самой распространённой почвой России является: а) тундрово-глеевая б)чернозёмная в) бурая лесная г) подзолистая
5. По механическому составу лучшей считается почва: а) суглинистая б) супесчаная в) глинистая г) песчаная 1-в 2-г 3-б 4-г 5-б
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока географии по теме «Обобщение темы Внутренние воды России»
Презентация для урока географии по теме Обобщение темы «Внутренние воды России».
Презентация к уроку географии в 9 классе «Транспортная система России»
Презентация составлена к уроку по учебнику Алексеева.
Презентация к уроку географии в 8 классе по теме «Климат России»
Презентация является дополнением к уроку, служит вспомогательным ресурсом при формировании основных понятий темы: воздушные массы, циклон, антициклон.
Презентация к уроку географии в 9 классе «Хозяйство Центральной России»
Презентация к уроку географии в 9 классе по теме «Хозяйство Центральной России». К учебнику «География России» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.
Презентация к уроку географии в 8 классе «Рельеф России»
Практическая работа «Выявление взаимосвязи между рельефом и тектоническими структурами на территории России».
Презентация к уроку географии 9 класс Лесная промышленность России
Доступная форма презентации темы.
«Почвы России» Презентация к уроку географии 8 класс
Материал может быть использован при проведении уроков раздела «Почвы и почвенные ресурсы России».
Источник