Меню

Почвы образование почв урок

план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

план урока по теме «Образование почв и их разнообразие»8 класс.

Скачать:

Вложение Размер
obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.docx 33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Образование почв и их разнообразие.

  • обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
  • показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
  • сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы как особом природном теле (компоненте), об её уникальной роли в круговороте веществ;
  • показать научный подвиг В.В Докучаева и знаний его трудов в науке и практике;
  • познакомить с новыми терминам;
  • продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами .

Оборудование: карты – физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, электронный учебник, интернет.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)

Основное содержание: В.В Докучаев – основатель науки « Почвоведение». Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат, растения и животные, время, деятельность человека.

Состав почвы. Почвенный профиль. Плодородие – основное свойство почвы.

Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль.

1) Организационный момент.

На данном уроке организация познавательной деятельности учащихся является главной для учителя, поэтому учащийся сразу же вовлекается в активную беседу, отвечая на вопросы учителя.

2) Актуализация знаний по теме в форме фронтального опроса.(Слайд 1)

  • Что такое почва?
  • Чем отличается почва от горной породы?
  • Отчего зависит плодородие почвы?
  • Какие почвы Евразии вам известны?
  • К каким компонентам — живой или не живой природы относится почва?

Так учащиеся подводятся ключевому вопросу, который для многих стал проблемой, заинтересовал и стимулировал поиск ответа.

Изучение нового материала. (Слайд 2-3) «Образование почв и их разнообразие»

— Сегодня мы узнаем ,

как образуется почва;

какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы;

— Что такое почвенные горизонты.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.

— Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.

Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.

Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)

Сказочно богаты недра на Родины. В подземных кладовых хранятся великое множество сокровищ, необходимые для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)

Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.

Слово «земля» в русском языке имеет много значений.

Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.

Писатель М. Алексеев в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную. Слайд 10)

Как бы сужаясь, слово то заключает в себе и большие поля, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, и все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.

Отношение русского человека к земле отразилось в поговорке: « Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Без хозяина земля круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». ( Слайды 11-13)

О родной земле человек сложил самые сокровенные песни.(прослушивание песни).

Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым. ( Слайд) Земля — мать человеку, его кормилица, и отношение к ней было свято.

— Что же такое почва, каков её состав. Обратимся к справочникам, словарям и поищем ответ в Интернете. ( Слайд 14)

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

До конца х׀х века почву считали просто верхним геологическим слоем Земли и не видели разницу между нею и, например, черными глинами, залегающими иногда а нескольких десятков метров от поверхности. ( Слайд 15)

*Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества ( песок, ил, глина, щебень).

*Жидкая часть — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.

* Газообразная часть – почвенный воздух.

Тысячи лет человек пахал землю, засеивал её, собирал урожай. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего находил из собственного опыта. В России изучение почв началось в хv веке с описанием всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».

Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат « О слоях Земных» где он ставит вопрос: « Что есть почва?» и отвечал: « Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».

К середине х׀х века в России были уже описаны многие земли и начали составлять почвенные карты. В 1875 году В.В.Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Основателем науки « Почвоведение» стал русский ученый В.В Докучаев. ( Слайд – портрет 17) Наука о почве родилась в 1883 году, когда вышла книга Докучаева « Русский чернозем». ( Слайд 18)

В.В Докучаев (1846-1903 г.г.) – основоположник научного (слайд 17) почвоведения.

  • Доказал зональность распределения почв на Земле.
  • Установил роль почвообразующих факторов.
  • Утверждая, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.

Выступление ученика о В.В. Докучаеве (2 мин.)

Рассмотрим условия образования почв

Ведь когда-то на Земле вообще не было почв? Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см – в тундре, до 2 см – в степях.

Вот что говорится об этом в одном из сказаний североамериканских индейцев: «Вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали её: это образовало землю. Постепенно стали произрастать растения на земле, их листья опадали и образовывали ещё большие земли. Тогда стали расти сосны, и их иглы и шишки опадали каждый год и с другими листьями и корой образовывали большие земли,… Так рос мир — и так он растет теперь» (Слайд-рисунок 19),(показ фильма «Образование почвы(органно-минеральной матрицы)

В этом сказании хотя и наивно, но совершенно правильно рассказывается об образовании почвы. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы – микробы и растения. Тогда-то и началась история почвы. Растения и другие живые организмы отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы – перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. (Слайд 20 — факторы почвообразования).

Анализ рисунка – выявляются факторы, влияющие на процесс образования почвы: (слайд 21).

  • Материнские породы, которые определяют механический состав почвы;
  • Растения, животные, микроорганизмы, обогащающие почву органическим веществом, гумусом;
  • Климат, влияющий на тип почвы – промывные, засоленные;
  • Рельеф, который влияет на количество влаги и тепла, на механический состав почвы;
  • Время, точнее историческое время, т.к. процесс почвообразования весьма продолжителен;
  • Деятельность человека, которая либо приводит к истощению почв, либо поддерживает их естественное плодородие и даже улучшает их свойства.

Каково же строение почв?

До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт – гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозём, бурозём, серозём). В процессе образования почв образуются несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образуют почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Всем вам, наверняка, приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном слое склоне оврага, при вскапывании огорода.

(слайд 22 — почвенный профиль )

Работа с почвенным профилем:

  • А(0) — лесная подстилка.
  • А(1) — Гумусовый горизонт( чем он мощнее, тем плодороднее почва)
  • А(2) — горизонт вымывания, он обычно формируется при избыточно увлажнении в подзолистых почвах ( тайге). Не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу — подзолистые.
  • В — горизонт вмывания, в нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
  • С — материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса.

Механический состав почвы (Слайд 23)

— Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья – известняках. Минеральная часть почвы будет различна.

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы делятся по механическому составу на:

Механический состав почвы

Песчаные Супесчаные Суглинистые Глинистые

-бедны гумусом и элементами питания

-требуют обильного полива летом

-необходимо вносить песок (особенно в глинистые)

-наиболее благоприятные для земледелия

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо:

— Если кольцо развалилось – легкая песчаная почва.

– Если есть в кольце трещины – супесчаная.

— Если трещины неглубокие по внешнему краю – суглинистая.

— Если нет трещин – глинистая.

Структура почвы (слайд 24)

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы.

Источник

Конспект урока на тему: «Образование почв и их разнообразие»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: « Образование почв и их разнообразие»

Формировать знания о факторах почвообразования, познакомить с основными видами почв, обозначить роль В. В. Докучаева в изучение почв.

Развивать умение анализировать, сравнивать, сделать выводы.

Воспитывать у учащихся бережное отношение к почве, как к природному богатству, чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, презентационный материал, указка.

Даль В. Пословицы и поговорки русского народа. М.: ЭКСМО – Пресс, 2002 г.

Баринова И. И. Поурочные разработки по географии России. 8 класс: к учебнику И. И. Бариновой «География России: 8 класс» – М.: «Экзамен», 2008 г.

Жижина Е. А. Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007 г.

Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Актуализация знаний учащихся по теме изучения.

Рассказ учителя о роли В. В Докучаева в изучении почв.

Беседа с учащимися с целью самостоятельного определения ими почвообразующих факторов.

Изучение основных свойств почв и их значения.

Анализ схем почвенных профилей.

Беседа с учащимися об основных видах почв (по схеме).

Закрепление изученного на уроке материала в форме кодированного диктанта

Изучение нового материала

Тема нашего урока «Образование почв и их разнообразие» (слайд 1) На уроке мы с вами должны (слайд 2):

обозначить вклад В. В. Докучаева в изучение почв;

дать определение понятию «почва», определить факторы почвообразования, обозначить основное свойство почвы, рассмотреть почвенные профили;

познакомиться с основными видами почвы.

— Вспомните, что же такое почва? (Верхний слой земной коры, обладающий плодородием)

— Чем отличается почва от горной породы? (Почва обладает плодородием, в ней обитают животные и микроорганизма, растут растения)

— От чего зависит плодородие почвы? (От наличия питательных веществ) Откройте атласы на с.18-19.

— Какие виды почв вам известны?

— Мы привыкли называть почву – землей. Отношение русского человека к земле всегда было свято, отразилось оно в пословицах, поговорках, песнях (слайд 3).Прочитайте внимательно пословицы. Как вы их понимаете?

— Какие пословицы о земле вам известны? (Господь повелел от земли кормиться; Без хозяина земля круглая сирота)

Почвы всегда интересовали людей, так как люди издревле занимались земледелием.

— Первым исследователем почв в России был Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 4). В своем трактате «О слоях земли» он ставит вопрос: «Что есть почва?» Так что же «есть почва». Вот как М. В. Ломоносов сам отвечает на этот вопрос: «Почва – это особое природное тело, образующиеся на поверхности Земли и обладающие уникальным свойством – плодородием , т.е. способностью обеспечивать рост растений, давать им питание».

Основателем же науки «Почвоведение», которая занимается изучением почв, был русский ученый Василий Васильевич Докучаев (слайд 5). Он впервые доказал, что почва – это не горная порода, не просто верхний слой Земли, а особое естественноисторическое тело, результат взаимодействия органического и неорганического мира.

Вся научная деятельность В. В. Докучаева была направлена на изучение свойств почв, разработки методов их защиты. Докучаев научно доказал, что «земля живая», что её неправильная обработка, истощение могут «убить» её.

«Царем почв» Василий Васильевич называл русский чернозем (слайд 6). Он писал: «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота и самоцветов русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был, есть и будет кормильцем России».

В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов фашистские захватчики вывозили из нашей страны эшелонами именно чернозем, подтверждая тем самым справедливость учения В. В. Докучаева.

В. В. Докучаев справедливо называл почвы «зеркалом ландшафта».

— Как вы думаете, почему?

А это значит, что именно почвы, как никакой другой компонент природы, являются выразителем самых главных особенностей территории.

— Какова же роль В. В. Докучаева в русской и мировой науке?

Мы с вами рассмотрели несколько вариантов определения «почва». Попробуйте из всего выше сказанного сами сформулировать определение «почва».

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени, в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа (слайд 7). Запишите определение в тетрадь.

— Так что же такое почва?

— Прочтите внимательно определение и скажите, под влиянием каких факторов формируется почва (слайд 8).

— Какое влияние на почву оказывает материнская порода?

От материнской породы зависит не только минеральный состав почвы, но и мощность самой почвы.

— Как на почву влияют растения и животные?

— Как влияет климат на формирование почв?

— Какое влияние будет оказывать рельеф?

— Как вы думаете, как время будет влиять на образование почв?

— Какой фактор мы с вами не упомянули?

— Как деятельность человека влияет на почву? Каковы отрицательные стороны влияния человека на почву? Назовите положительные стороны влияния человека на почву.

— Назовите основные почвообразующие факторы.

— Вспомните, пожалуйста, основное свойство почвы.

— Что такое – плодородие? (слайд 9)

Плодородие — это способность обеспечивать растения необходимым набором и количеством питательных веществ.

Как вы думаете, от чего зависит плодородие почвы? (слайд 10)

Исключительно важное значение для плодородия имеет перегной или гумус, в котором накапливаются необходимые для питания растений элементы: азот, фосфор, калий и др. Но плодородие зависит не только от наличия в почве питательных веществ, но также и от механического состава почвы. Песчаная почва или глинистая, зернистая или комковатая – все это влияет на плодородие.

Например: на водоупорных глинах образуются тяжелые, плохо промываемые, заболачиваемые и засоряемые почвы (слайд 11).

В процессе образования почв образуется несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образует почвенный профиль (слайд 12).

Почвенный профиль – это вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

Всем вам наверняка приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном склоне оврага или балки. Посмотрите внимательно на фотографию (слайд 13), которая была сделана на берегу Цимлянского водохранилища. Здесь хорошо просматриваются почвенные горизонты. И видно даже древнюю материнскую породу.

Давайте рассмотрим графическое изображение почвенного профиля (слайд 14), где

А 0 – это лесная подстилка (если рассматривать лесные почвы) или луговой войлок (в степи и лугах);

А 1 – это гумусовый горизонт;

А 2 – иллювиальный горизонт или горизонт вымывания;

В – элювиальный горизонт или горизонт вмывания;

С – это материнская порода.

— Назовите эти горизонты еще раз.

Почвенные профили разных природных зон будут совершенно отличаться друг от друга (слайд 15). Откройте атласы на с.18-19.

— Посмотрите внимательно на почвенные профили и скажите, почему мощность почв тундры, намного меньше мощности почв смешанных лесов?

— Как вы думаете, почему в почвах тайги гумусовый горизонт в несколько раз меньше, чем в черноземах степей?

— Мы с вами рассмотрели почвенные профили разных природных зон. Какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?

Действительно, на территории России почвы очень разнообразны.

— От чего зависит образование почв?

Посмотрите на схему «Основные типы почв» (слайд 16).

Все почвы земли поделены на три основные группы:

покровные ледники-территории, лишенные почв.

— Определите, какая группа занимает наибольшую территорию.

— Каких почв на равнинах больше всего?

— Как вы думаете можно ли получить урожай с тундровых почв? Почему?

Возможно ли ведение сельского хозяйства на пойменных почвах?

Почвы пойм очень плодородны. Эти почвы некогда «вскормили» древнюю цивилизацию египтян, которые, несмотря на то, что вокруг их древнего государства была пустыня, всегда имели хороший урожай (слайды 17, 18)

В Древней Руси, люди тоже селились по берегам рек, замечая, что на этой территории очень хорошо растут растения, что отображено в первых письменных источниках.

— Подумайте, почему почвы пойм рек будут так плодородны?

— Определите по карте «Почвы», какие почвы получили распространение в Ростовской области? Какие из них являются самыми плодородными?

— Черноземы В.В. Докучаев называл «царем русских почв», как вы думаете, почему?

Черноземы – главное почвенное богатство России и донского края, поэтому каждый земледелец должен бережно относится к земле-кормилице: применять грамотную агротехнику, севообороты, заботится о плодородии почв.

Запишите домашнее задание в дневник. Внимательно прочитайте параграф, ответьте на вопросы к нему, самостоятельно рассмотрите схемы в этом параграфе, выучите термины, записанные в тетрадь.

Закрепление изученного материала

Для того, чтобы проверить как вы усвоили материал нашего урока, мы проведем кодированный диктант по вариантам. Ваша задача слушать внимательно вопросы и ставить цифру правильного, на ваш взгляд, ответа.

Вопросы для кодированного диктанта

Самый богатый, по количеству питательных веществ почвенный горизонт.

Этих почв на равнинных территориях больше всего.

Основатель науки почвоведение.

Вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы.

Основа для формирования почв.

Он написал трактат «О слоях земных»

Почвы, образованные илистыми наносами.

Способность обеспечивать растения необходимыми им питательными веществами, водой, воздухом.

Это рыхлый поверхностный слой суши, образование которого происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия органического и неорганического мира.

— Сдайте работы, оценки за кодированный диктант вы узнаете на следующем уроке географии.

Источник

Читайте также:  Когда собирать урожай салата
Adblock
detector