Почва и почвенные ресурсы 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Основная цель урока — познакомиться с видами почв и их образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alyoshina_urok.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока : Почва и почвенные ресурсы.
Учитель: Алёшина И.В.
Цель урока : знакомство с видами и образованием почв;
воспитание патриотических чувств и бережного отношения
Оборудование : 1. Схема «Факторы почвообразования» (учебник).
2. Схема «Строение почвенного профиля» (учебник).
3. Образцы почвенного грунта.
4. Справочные материалы.
5. Почвенная карта (атлас).
Метод : работа в группах; изучение нового материала.
1. Организационный момент.
2 . План урока. (на доске)
Пословица о Земле.
Почва, гумус, плодородие, почвенный профиль, почвенная фауна, почвенная карта.
Особенности земельного фонда
Соотношение площади страны и с/х угодий.
Рельеф -> климат ->растительный мир -> животный мир -> время -> человек.
А o , А 1 , А 2 , В, С.
Песок, супесь, суглинок, глина.
Главное свойство почв
3. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя:
«Природа может всё и всё творит» Мишель Монтень 1533-1592гг. (французский писатель, философ.) На доске.
Объектом изучения на сегодняшнем уроке будет одно из замечательных творений природы, без которого не было бы жизни на Земле.
Учащиеся анализируя пословицы и поговорки определяют тему – ПОЧВА –
и вписывают ее в план.
Согласно плану учитель оглашает задачи на уроке и предлагает их решить совместной работой в группах.
4. Формируются группы и определяются конкретные задания в группах.
I группа (3-4 человека): эксперты по терминологии.
Задание: Определения составляются по списку словарных слов, представляются в устной форме, фиксируют термины на доске.
II группа (2 человека): историки.
Задание: По тексту параграфа учебника учащиеся составляют в письменной и устной форме историческую справку о В.В.Докучаеве и фиксируют это в плане на доске.
III группа (3-4 человека): эксперты-почвоведы .
Задание:1) Используя текст параграфа и схему «почвенный профиль» назвать все почвенные горизонты от материнской горной породы до поверхности, указав особенности каждого из них. Фиксируют в плане горизонты в буквенном обозначении.
2) Используя рисунок «Состав почвы» определить % соотношение песка и глины для различных видов почв по механическому составу и зафиксировать в плане виды почв.
3) Провести опыт с почвенным грунтом. Разбавить образцы водой и по осадку определить их видовой состав. Сделать выводы.
IV группа (3-4 человека): графологи-аналитики.
Задание: 1) По справочным материалам составить диаграмму «Земельный фонд России», зафиксировать в плане соотношение с/х угодий к общей площади России. Сделать вывод.
2) Проанализировать в учебнике схему «факторы почвообразования»я почвы от материнской породы до образования почвенного покрова. Зафиксировать в плане на доске.
V группа : (3-4 человека): эксперты-агрономы .
Задание: 1) составить определение «мелиорация» и её виды;
2) Определить какими документами регламентируется использование земельных ресурсов в стране.
3) Проанализировать почвенную карту России, назвать районы благоприятные для с/х развития и плодородные типы почв.
5.Закрепление изученного материала: Заслушать все выступления учащихся, подвести итоги по плану.
6. Объяснить и дать рекомендации по домашнему заданию.
Дом.задание :1) параграф 26, 2)сообщения «Почвы- главное богатство Саратовской области» (дополнительно) 3) Инд.сообщения – Изложи свою точку зрения – почему в последние годы снижается плодородие почв?
7. Учитель благодарит учащихся за урок, объявляет оценки, выставляет их в журнал и дневники, высказывает уверенность в том, что на следующем уроке ребята будут такими же активными и справятся со всеми поставленными перед ними задачами.
1. На доброй земле – чертополох пшеницей станет, на дурной — пшеница, чертополохом взойдет.
2. Возвращай Земле долг – будет толк!
3. Не гляди в небо – там нет хлеба, а в земле ниже к хлебу ближе!
Источник
Урок географии в 8 классе на тему ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ.
Цели урока: —изучить закономерности использования почв человеком, дать знания учащимся о причинах разрушения почв и путях повышения плодородия почв;
-рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв человеком;
— наметить меры по охране почвенных ресурсов, повышению плодородия почв;
-познакомить с понятиями земельные ресурсы, мелиорация, рекультувация.
Оборудование: И.К- Земельные ресурсы России И-8кл-6, карта «Земельные ресурсы России»
I . Организационный момент.
II . Проверка домашнего задания. Географический диктант..
Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих верхний горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые.)
Тип почв, имеющий глеевой горизонт. (Тундрово-глеевые.)
Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы.)
Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга.)
Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки.)
Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. (Степь.)
Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол.)
Органическое вещество почвы. (Гумус.)
Главное свойство почвы. (Плодородие.)
П I . Изучение нового материала.
— Значение почв для жизни человека.
Почвы для человека выступают как неоценимое богатство, как земельные (почвенные) ресурсы. Это те земельные площади, которые могут использоваться в сельском и лесном хозяйстве. Эти земли вместе с остальными, так называемыми неудобными землями (пустоши, ледники, болота, горы), составляют земельный фонд России.
Почва — это богатство страны. Чем выше плодородие почв, тем больший урожай можно получить.
Мы часто почву называем землей. Но есть еще два понятия, которые касаются почв: земельные ресурсы и почвенные ресурсы.
Земельные ресурсы — это территория страны, на которой размещаются города, предприятия, дороги, поля, пастбища.
Часть земельных ресурсов, используемая в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, называют почвенными ресурсами.
В какой части России больше земельных ресурсов? А почвенных ресурсов?
45% земельных ресурсов (земельного фонда) занято лесами, 13% -почвенные ресурсы, из которых 8% занято под пашню.
Какие почвы более всего распаханы? (Плодородные: черноземы, серые лесные.)
В характере использования почв существуют различия: почвы тундры -это оленьи пастбища, они не распаханы, на почвах полупустынь — пастбища верблюдов и овец. А почвы степей на 85% и более распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу.
— Почему необходимо охранять почву? И как охраняют почву?
Главным врагом почвы является эрозия.
Водная эрозия заключается в смыве плодородного слоя талыми водами, ливнями. Особенно велико разрушение почвы на распаханных склонах возвышенностей в степях и лесостепях Русской равнины. Ветровая эрозия усиливается во время пыльных бурь, когда ветер уносит верхний плодородный слой с тысяч гектаров земли.
Спасти почвы, повысить их плодородие возможно.
Первый путь — это противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов, соблюдение агротехники (вспашка на определенную глуби ну, поперечная вспашка склонов) полезащитные лесонасаждения. Сохранение лесов одно из важнейших противоэрозионных мероприятий.
Спасти почвы от эрозии — это лишь первый шаг, необходимо сделать и второй: повысить плодородие почв.
Мелиорация — это совокупность мер по улучшению почв с целью длительного повышения их плодородия. К мелиоративным мерам относятся: орошение, осушение, борьба с эрозией, обводнение, пастбище, внесение удобрений.
Но мелиорация почв должна быть тщательно обдумана, иначе она может принести больше вреда, чем пользы. Очень осторожно должны проводиться осушительные работы, иначе может поступить обмеление рек и озер, которые получают питание из болот. Могут погибнуть иссохшие леса.
При внесении удобрений и минеральных и химических нужно соблюдать нормы и режим внесения, иначе произойдет отравление почвы излишком минеральных солей, смыв солей в водоемы, цветение водоемов, гибель рыбы. А в культурных растениях будет излишнее вредное для человека содержание нитратов.
Определите, какие виды мелиорации проводятся на юге Русской равнины, на севере Русской равнины.
В какой природной зоне необходимо известкование почвы? (В тайге, т. к. там кислые почвы, а известкование нейтрализует кислотность почвы.)
Почему орошение почв может привести к их засолению? (Орошение приводит к подъему уровня грунтовых вод, при высокой температуре влага испаряется, а соли остаются.)
Чем отличается мелиорация почв в тайге, от мелиорации почв в степях?
В тайге необходима комплексная мелиорация:
-внесение удобрений (из-за промыва почвы),
-известкование (почвы кислые),
-осушение (избыточное увлажнение).
В степях основные меры — это противоэрозионные (борьба с оврагами и пыльными бурями, орошение).
С какой целью проводится террасирование склонов? (Это противоэрозионное мероприятие — террасы — ступеньки должны снизить вероятность образования оврагов.)
Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (Под хвойной растительностью -почвы подзолистые, под травами — черноземы.)
Какие виды мелиорации проводятся в вашей местности? Почему?
Домашнее задание §28. Повторить 26-27.
Источник
Почвы и почвенные ресурсы (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ
Образование почв и их разнообразие.
Основные типы почв на территории России.
8 класс.
Страпко Е.В Южно-Степная СОШ
Описание слайда:
Цели:
Знать ученых-почвоведов.
Знать понятия темы.
Сформировать знания о почве как особом природном теле и факторах почвообразования
Особенностях строения и размещения на территории России.
Научиться анализировать почвенный профиль, работать с почвенными картами.
Научиться давать характеристику основным зональным типам почв в России.
Описание слайда:
ВСПОМНИ.
Что такое почва?
Какое основное свойство почвы?
От чего зависит плодородие почвы?
Для чего в почву вносят песок?
Можно ли создать искусственную почву?
Чем почва отличается от материнской породы?
Описание слайда:
Почва-это рыхлый поверхностный плодородный слой суши, особое природное тело-результат взаимодействия живой и неживой природы
Основатель- ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич (1846-1903), русский естествоиспытатель, профессор Петербургского университета (с 1883). В классическом труде «Русский чернозем» (1883) заложил основы генетического почвоведения. Создал учение о географических зонах. Дал научную классификацию почв (1886). В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892) изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру почвоведения (1895). Идеи Докучаева оказали влияние на развитие физической географии, лесоведения, мелиорации и др.
Описание слайда:
Почва-зеркало ландшафта. Докажите.
ПОДСКАЗКИ:
Что служит источником минеральной части почвы?
От каких компонентов поступает в почву органическое вещество?
Что служит источником почвенной влаги?
Какие условия необходимы для развития бактерий?
(по рис.60)
Почва-зеркало ландшафта. Докажите.
Описание слайда:
Строение почв
Почва как слоеный пирог, состоит из нескольких слоев, которые формировались в течение времени в результате расслаивания материнской горной породы и деятельности организмов – почвенные горизонты.
Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов.
В верхних горизонтах образуется ГУМУС, который и определяет степень плодородия почвы.
Разрез почвы- почвенный профиль.
Описание слайда:
Описание слайда:
Механический состав и структура почвы
Содержание в почве частиц глины и песка различно.
Различают почвы легкие и тяжелые.
По рис.62 сделайте вывод о составе почв.
Почвы бывают структурными и бесструктурными. Дайте определение.
Описание слайда:
Разнообразие и размещение почв в России
По почвенной карте определите какие почвы распространены в России.
Каким законам подчиняется смена почв. Обоснуйте ответ.
По рис.63 проследите закономерность размещения почв и сделайте вывод.
Описание слайда:
Вопросы для повторения:
Какие почвы формируются под лесами?
Какие почвы самые плодородные?
Почему под лесами в почве меньше гумуса?
Что такое почвенные горизонты и как они образовались?
В какой зоне происходит накопление солей?
Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые а таежно-мерзлотные?
Почему в лесной (таежной) зоне гумуса мало, ведь растений много?
Описание слайда:
Домашнее задание.
§ 22, 23.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
- Сейчас обучается 119 человек из 50 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 353 человека из 66 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- Сейчас обучается 200 человек из 53 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Форматы использования информационно-образовательного портала «Российская электронная школа»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Доноведение»
«Михай Еминеску ши Вероника Микле»
ПРО ЛИСЕНКА РЫЖИКА Пьеса по правилам дорожного движения
Сценарий об искусстве театра для начальной школы
Договор о материальной ответственности
Изучаем экономику Факультативное занятие
Использование технологии развития критического мышления на уроках
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5378736 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник