Презентация «Почвы мира» 7 класс
Код для использования на сайте:
Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Маломощный гумусовый горизонт
Горизонт вымывания (похож на золу)
Горизонт вмывания (доступен только для деревьев)
Серые лесные почвы
- Умеренный климат – зона широколиственных лесов
Более мощный гумусовый горизонт, так как листья опадают и разлагаются каждый год
Горизонт вымывания менее выражен, но есть. Значит увлажнение несколько избыточно.
Коричневые почвы
- Субтропический климат – зона жестколистных лесов и кустарников
Горизонт вымывания отсутствует, гумусовый горизонт сформирован.
Почва формируется в условиях сухого жаркого лета и прохладной влажной зимы.
Чернозёмные почвы
- Умеренный климат южной части пояса (внутренние районы) – зона степи и лесостепи
Гумусовый горизонт очень мощный, формируется из-за большого количества травы, которая остается в степи и перегнивает каждый год.
Увлажнение недостаточное для вымывания, поэтому гумус весь на месте формирования!
САМЫЕ ПЛОДОРОДНЫЕ ПОЧВЫ МИРА!
Бурые почвы
- Тропический и субтропический климат (внутренние районы) – зона пустынь
Мало продуктивные, сухие, засоленные почвы.
Засушливый и жаркий климат, мало растительных остатков, которые быстро разлагаются и не приводят к формированию гумуса, а пополняют почву солями.
Красно-бурые почвы
- Субэкваториальный климат – зона саванн
Во влажный жаркий сезон нарастает большое количество растений, но идет интенсивное промывание.
В сухой сезон промывание замедляется и идет накопление перегноя.
Почвы относительно плодородны, активно используются населением для сельского хозяйства.
Тундрово-глеевая
- Экваториальный климат – зона влажных экваториальных лесов
Большое количества органического вещества (опад) быстро разлагается и не накапливается
постоянные дожди промывают почву, питательные вещества уходят на глубину, доступную только крупным деревьям.
Почва красная из-за окисления железа.
Изучите рисунок 55 на стр. 76-77. Прочитайте текст §20. Заполните таблицу (следующий слайд).
- Дома: вопросы на стр. 77 №1-5 устно.
Типы почв мира:
Вложение | Размер |
---|---|
pochva_osoboe_prirodnoe_telo.ppt | 911.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почва — «особое природное тело»
Василий Васильевич Докучаев- основатель почвоведения. (1846 – 1903) Доказал, что почва не горная порода, а совершенно особое естественно – историческое тело.
– Почва есть результат многовекового взаимодействия живой и неживой природы
Формирование почвы начинается с выветривания горных пород. Рыхлые продукты выветривания, на которых поселяются растительные и животные организмы, называются материнской или почвообразующей породой.
Факторы почвообразования Горные породы Рельеф Климат Животные Микроорганизмы Растения
Разнообразие почв В каждой местности своё разнообразие почв Свой почвенный покров
Какое строение имеют почвы ?
Почва со своим набором горизонтов обладает важным свойством, как соответствие определённым условиям образования
Основные типы почв России
Выводы Почвы возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека, переоценить которую невозможно.
Итог урока Кто основатель почвоведения? Что такое почва? Назовите факторы почвообразования Какие типы почв распространены на территории России?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почва – особое природное тело
1. Класс 8 2. Тема и номер урока в теме тема «Природа России», .
Почва — особое природное тело.
Изучение темы в разделе» Почвы России». Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении.
план конспект урока » Почва-особое природное тело Земли»
«спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».
«Почва-особое природное тело»
Конспект урока (учебник Е.М.Домогацких).
ДО, География, 5 класс, ВОПРОСЫ по уроку «Почва — особое природное тело».
Вопросы по уроку географии, 5 класс «Почва — особое природное тело» 28.04.2020 или 30.04.2020.
Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»
Тип урока – урок открытия нового знания, вид урока — комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Это 19 урок по теме «Природа». Урок опир.
Урок по теме «Почва-особое природное тело» (5 класс)
Технологическая карта урока географии по теме «Почва — особое природное тело» (5 класс).
Источник
Урок-презентация по географии в 7 классе «Почва»
Цель: Сформировать представления о почвах Земли, их разнообразии.
1. Развивать умение сравнивать, анализировать.
2. Сформировать понятие почва.
3. Воспитывать бережное отношение к почвам.
Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Повторение изученного материала
Изучение нового материала.
Подведение итогов урока
II. Повторение изученного материала
— Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).
— Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?
(тепло, влага, почва)
— Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?
Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность
— Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).
— Расскажите о любом животном, занесённом в Красную книгу?
— Расскажите о любом растении, занесённом в Красную книгу ?
III. Изучение нового материала.
Итак, цель нашего урока: почва.
— узнать, что такое почва; образование почв.
— выяснить, как появились почвы на Земле;
— выяснить, из чего состоят почвы, главное свойство почв.
Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин
— Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
Почва — поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов. Это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см.
Описанию свойств почв и их классификации человек уделял внимание со времени возникновения земледелия. Тем не менее, появление почвоведения как науки произошло лишь в конце XIX века и связано с именем В. В. Докучаева.
В. И. Вернадский также внёс вклад в почвоведение. Он называл почву биокосным образованием, то есть состоящим из живого и неживого вещества.
Выдающийся русский ученый — основоположник науки о почве (почвоведения) В.В. Докучаев писал, что почва — «зеркало» природы. Горные породы, рельеф, климат, воды, микроорганизмы, растения и животные участвуют в формировании почв. Среди этих факторов особое место занимает деятельность человека. Строение почв.
В формировании почв принимают участие процессы выветривания, образования гумуса и передвижение органического вещества, и образование гумуса и передвижения органических и минеральных соединений в пределах почвенного профиля. Верхний горизонт — гумусовый. Он густо пронизан корнями. Здесь происходит накопление органического вещества и образование гумуса. Гумусовый горизонт самый темный. Цвет его зависит от накопившегося перегноя. Количество перегноя уменьшается сверху вниз, поэтому горизонт светлее в нижней части. При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений. В почвах, формирующихся в условиях большого количества осадков, под гумусовым горизонтом образуется горизонт вымывания. Это очень осветленный горизонт, из которого вынесена значительная часть органических и минеральных соединений. Иногда вынесено всё, что может раствориться, и остается один кремнезём. Это подзолистый горизонт. Ниже лежит горизонт вмывания. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы. Под ним находится слабо измененная материнская порода, на которой изначально и начался процесс почвообразования. Между горизонтами происходит непрерывный обмен веществом, путем циркуляции почвенного раствора. По строению почвенного профиля, т.е. по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу, определяют принадлежность почвы к определенному типу. По механическому составу — соотношение различных по величине минеральных частиц (песка, глины) почвы подразделяются на глинистые, суглинистые и песчаные. Поддерживанию благоприятного для растений водного и воздушного режима способствует структура почвы — способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина комочков неодинаковая в разных типах почв. Лучшей является зернистая, или мелкокомковая, структура с комочками диаметром 1 — 10 мм. Если в почве содержится мало гумуса и глинистых частиц, то такие почвы обычно бывают бесструктурными (песчаные и часто супесчаные).
Разнообразие и размещение почв
Тип, механический состав, структура почвы, её плодородие и т. д. зависят от сочетания факторов почвообразования в конкретных географических условиях. Размещение почв на Земле зависит, прежде всего, от климата. На равнинах наблюдается смена почв от экватора к полюсам, а в горах — от подножия к вершинам. В условиях одинакового климата разнообразие почв обусловлено рельефом и горными породами. Для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.
Для определения механического состава почвы надо из горсти увлажненной земли попробовать скатать шарик, и если:
шарик рассыпается — почва песчаная;
шарик скатывается, но из него не получается цилиндрик — почва супесчаная;
цилиндрик получается — почва глинистая;
цилиндрик при сгибании растрескивается — почва суглинистая;
из цилиндрика легко получаются кольца и жгуты почва тяжелоглинистая.
Как правило, это заболоченные, переувлажненные почвы. На них растут специфические растения, которые могут служить биологическими индикаторами — хвощ, конский щавель, подорожник. Иван-да-Марья, ромашка, пырей, вьюнок, бодяк желтый и др. указывают на слабокислую и нейтральную реакции. Точнее значение кислотности в таких случаях надо определять в специальных лабораториях.
Улучшение кислых почв: внесение древесной золы или извести (гашеной или негашеной) — 2-6 кг/10 м.кв. Доза зависит от уровня кислотности и типа почвы: на легких она ниже, а на тяжелых глинистых — больше. Вместо извести можно использовать шлаки, мел, мергель и другие известковые материалы. Почву лучше обрабатывать весной, а если это делают осенью, то одновременно нужно вносить большие дозы навоза.
Солонцы и солонцеватые почвы
Характерные при знаки: весной почва плохо «созревает » — сверху быстро высыхает, образуя твердую плотную корку, а под ней почва остается переувлажненной, неоструктуренной — легко мажется и не поддается обработке ( «неспелая » почва). Для нейтрализации натриевых солей, которые в данном типе почвы обычно находятся в избытке, осенью, после перекопки, по поверхности разбрасывается и заделывается под грабли мелкомолотый гипс (3-6 кг на Юм2). На второй год вносятся большие дозы навоза. Применение извести, глиногипса, хлористого кальция менее эффективно, чем применение гипса. В других случаях проводят землевание нанесение хорошо оструктуренной почвы слоем не менее 20-25 см. Для сокращения затрат выкапывают канавы на расстоянии 80-140 см друг от друга шириной 25-30 см и глубиной 0-35 см, которые заполняют плодородной почвой, и на ней высевают (высаживают) с/х культуры (желательно с большой площадью питания)
По всем показателям, отличные почвы для выращивания с/х культур за исключением того, что они плохо удерживают влагу и питательные вещества.
Способы улучшения: снимают поочередно верхний слой песка лентами шириной 40-50 см и глубиной 20-25 см и на дно укладывают слой глины или глинистой почвы (толщиной не менее 10-15 см), а затем сверху снова насыпают песчаную почву, перемешав ее с навозом, компостом, минеральными удобрениями. Вместо глины можно использовать полимерную пленку или толь (рубероид). Способ очень трудоемкий, но дает отличные результаты, особенно по влаголюбивым культурам, нуждающимся в усиленном режиме орошения и внесении повышенных доз органических удобрений.
Серые лесные почвы
По многим показателям близки к дерново-карбонатным почвам (только несколько выше кислотность (рН—5,5-6,5). Они склонны к замыванию и переуплотнению. Нуждаются в периодическом известковании, углублении пахотного горизонта, а также в удобрении фосфором и азотом.
Характеризуются высоким естественным плодородием и большим содержанием азота (2-4%), низким содержанием фосфора, высокой кислотностью (рН=3,5-5) и низкими физико-механическими свойствами. Нуждаются в регулировании водного режима (осушение-орошение), внесении фосфорно-калийных удобрений, регулярном известковании и внесении микроэлементов.
Лучшие из почв по всем показателям (уровню плодородия, глубине гумусового горизонта (если не эродированы), содержанию макро- и микроэлементов и физико-механическим параметрам почвы). Оподзоленные черноземы склонны к заиливанию и переуплотнению, а карбонатные черноземы бедны железом в доступной для растений форме (провоцируется хлороз винограда и плодовых).
рек и речушек или у основания протяженных или крутых склонов часто бывают увлажненными или заболоченными. Их можно окультурить, внося соломистый навоз, компосты, песок, дерновую землю, а так же устроив дренаж: для удаления избыточной влаги.
Тяжелоглинистые и глинистые почвы
Обладают низкой водопроницаемостью (низкой способностью впитывать влагу), вследствие чего испытывают сильную эрозию, особенно при летних интенсивных осадках (ливнях) при обильном орошении, особенно на склонах.
Второй недостаток: из-за высокой водоудерживающей способности, особенно на пониженных местах, часто отмечается переувлажнение почвы. Вследствие этого появляется склонность к сильному уплотнению (переуплотнению) и медленному прогреванию (нагреву) почвы весной ( «холодные «почвы), а также отмечается хлороз винограда, плодовых и других культур (из-за анаэробных условий). Наиболее оптимальное соотношение основных параметров отмечается на легких суглинистых почвах, с высоким содержанием органического вещества (гумуса). Если почва тяжелоглинистая или заплывающая в результате ирригационного засоления, осенью при перекопке (вспашке) крупные комья не разбивают; лучше будет, если они к весне рассыплются под воздействием зимнего промораживания (зябь).
V. Закрепление изученного материала.
Работа в парах. Составить описание почвы природной зоны.
Краткая характеристика (цвет, мощность почвенного слоя)
Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия
Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия (распашка легко эродируемых почв, неправильная распашка склонов, внедрение монокультур), засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.
Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.
VII. Домашнее задание.
Источник
➤ Adblockdetector