Меню

Почвы презентация 7 класс география алексеев

Презентация «Почвы мира» 7 класс

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Маломощный гумусовый горизонт

Горизонт вымывания (похож на золу)

Горизонт вмывания (доступен только для деревьев)

Серые лесные почвы

  • Умеренный климат – зона широколиственных лесов

Более мощный гумусовый горизонт, так как листья опадают и разлагаются каждый год

Горизонт вымывания менее выражен, но есть. Значит увлажнение несколько избыточно.

Коричневые почвы

  • Субтропический климат – зона жестколистных лесов и кустарников

Горизонт вымывания отсутствует, гумусовый горизонт сформирован.

Почва формируется в условиях сухого жаркого лета и прохладной влажной зимы.

Чернозёмные почвы

  • Умеренный климат южной части пояса (внутренние районы) – зона степи и лесостепи

Гумусовый горизонт очень мощный, формируется из-за большого количества травы, которая остается в степи и перегнивает каждый год.

Увлажнение недостаточное для вымывания, поэтому гумус весь на месте формирования!

САМЫЕ ПЛОДОРОДНЫЕ ПОЧВЫ МИРА!

Бурые почвы

  • Тропический и субтропический климат (внутренние районы) – зона пустынь

Мало продуктивные, сухие, засоленные почвы.

Засушливый и жаркий климат, мало растительных остатков, которые быстро разлагаются и не приводят к формированию гумуса, а пополняют почву солями.

Красно-бурые почвы

  • Субэкваториальный климат – зона саванн

Во влажный жаркий сезон нарастает большое количество растений, но идет интенсивное промывание.

В сухой сезон промывание замедляется и идет накопление перегноя.

Почвы относительно плодородны, активно используются населением для сельского хозяйства.

Тундрово-глеевая

  • Экваториальный климат – зона влажных экваториальных лесов

Большое количества органического вещества (опад) быстро разлагается и не накапливается

постоянные дожди промывают почву, питательные вещества уходят на глубину, доступную только крупным деревьям.

Почва красная из-за окисления железа.

Изучите рисунок 55 на стр. 76-77. Прочитайте текст §20. Заполните таблицу (следующий слайд).

  • Дома: вопросы на стр. 77 №1-5 устно.

Типы почв мира:

Тундра и лесотундра

Низкие температуры, многолетняя мерзлота, переувлажнение

Бедность питательными веществами, не плодородна

Источник

Почва — » особое природное тело» презентация по географии 7 класс
презентация к уроку по географии (7 класс)

География 7 класс раздел : Геогафическая оболочка — самый крупный природный комплекс. Презентация: Почва — » особое природное тело»

Скачать:

Вложение Размер
pochva_osoboe_prirodnoe_telo.ppt 911.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Почва — «особое природное тело»

Василий Васильевич Докучаев- основатель почвоведения. (1846 – 1903) Доказал, что почва не горная порода, а совершенно особое естественно – историческое тело.

– Почва есть результат многовекового взаимодействия живой и неживой природы

Формирование почвы начинается с выветривания горных пород. Рыхлые продукты выветривания, на которых поселяются растительные и животные организмы, называются материнской или почвообразующей породой.

Факторы почвообразования Горные породы Рельеф Климат Животные Микроорганизмы Растения

Разнообразие почв В каждой местности своё разнообразие почв Свой почвенный покров

Какое строение имеют почвы ?

Почва со своим набором горизонтов обладает важным свойством, как соответствие определённым условиям образования

Основные типы почв России

Выводы Почвы возникшие в процессе взаимодействия других природных тел, стали полноправным компонентом природы, играющим особую роль в жизни природы и человека, переоценить которую невозможно.

Итог урока Кто основатель почвоведения? Что такое почва? Назовите факторы почвообразования Какие типы почв распространены на территории России?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Почва – особое природное тело

1. Класс 8 2. Тема и номер урока в теме тема «Природа России», .

Почва — особое природное тело.

Изучение темы в разделе» Почвы России». Дать понятие ; что такое почва.Выяснить, кто является основоположником науки о почвоведении.

план конспект урока » Почва-особое природное тело Земли»

«спасая почву мы спасаем себя и жизнь на нашей планете».

«Почва-особое природное тело»

Конспект урока (учебник Е.М.Домогацких).

ДО, География, 5 класс, ВОПРОСЫ по уроку «Почва — особое природное тело».

Вопросы по уроку географии, 5 класс «Почва — особое природное тело» 28.04.2020 или 30.04.2020.

Самоанализ урока географии в 8 классе по теме: «Почва — особое природное тело»

Тип урока – урок открытия нового знания, вид урока — комбинированный. Специфика урока состояла в организации индивидуальной работы на деятельностной основе. Это 19 урок по теме «Природа». Урок опир.

Урок по теме «Почва-особое природное тело» (5 класс)

Технологическая карта урока географии по теме «Почва — особое природное тело» (5 класс).

Источник

Урок-презентация по географии в 7 классе «Почва»

Цель: Сформировать представления о почвах Земли, их разнообразии.

1. Развивать умение сравнивать, анализировать.

2. Сформировать понятие почва.

3. Воспитывать бережное отношение к почвам.

Оборудование: учебник, схема «Почвы природных зон Земли», атлас, презентация.
Тип урока: изучение нового материала.

Повторение изученного материала

Изучение нового материала.

Подведение итогов урока

II. Повторение изученного материала

— Какие особенности природы материков мы изучили? (рельеф, климат и воды суши).

— Какие условия вы считаете необходимыми для жизни растений?

(тепло, влага, почва)

— Какие природные зоны протягиваются с запада на восток по всему материку?

Тундра и лесотундра, тайга, высотная поясность

— Из каких царств состоит биосфера? (растения, животные, грибы, бактерии).

— Расскажите о любом животном, занесённом в Красную книгу?

— Расскажите о любом растении, занесённом в Красную книгу ?

III. Изучение нового материала.

Итак, цель нашего урока: почва.

— узнать, что такое почва; образование почв.

— выяснить, как появились почвы на Земле;

— выяснить, из чего состоят почвы, главное свойство почв.

Сказала лопата:
Земля — чтобы рыть.
Ботинки сказали:
Земля — чтоб ходить.
А люди сказали:
Земля — чтобы жить. А. Тетивкин

— Как вы понимаете эти слова? О какой земле идёт речь? (О почве)
Почва — поверхностный слой литосферы Земли, обладающий плодородием и представляющий собой структурную систему, образовавшуюся в результате выветривания горных пород и жизнедеятельности организмов. Это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. Оно обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Почвы образуются очень медленно: за 100 лет мощность почвы увеличивается на 0,5 — 2 см.

Описанию свойств почв и их классификации человек уделял внимание со времени возникновения земледелия. Тем не менее, появление почвоведения как науки произошло лишь в конце XIX века и связано с именем В. В. Докучаева.

В. И. Вернадский также внёс вклад в почвоведение. Он называл почву биокосным образованием, то есть состоящим из живого и неживого вещества.

Выдающийся русский ученый — основоположник науки о почве (почвоведения) В.В. Докучаев писал, что почва — «зеркало» природы. Горные породы, рельеф, климат, воды, микроорганизмы, растения и животные участвуют в формировании почв. Среди этих факторов особое место занимает деятельность человека. Строение почв.

В формировании почв принимают участие процессы выветривания, образования гумуса и передвижение органического вещества, и образование гумуса и передвижения органических и минеральных соединений в пределах почвенного профиля. Верхний горизонт — гумусовый. Он густо пронизан корнями. Здесь происходит накопление органического вещества и образование гумуса. Гумусовый горизонт самый темный. Цвет его зависит от накопившегося перегноя. Количество перегноя уменьшается сверху вниз, поэтому горизонт светлее в нижней части. При выпадении осадков и таянии снега через гумусовый горизонт просачивается влага, которая растворяет и выносит из него часть органических и минеральных соединений. В почвах, формирующихся в условиях большого количества осадков, под гумусовым горизонтом образуется горизонт вымывания. Это очень осветленный горизонт, из которого вынесена значительная часть органических и минеральных соединений. Иногда вынесено всё, что может раствориться, и остается один кремнезём. Это подзолистый горизонт. Ниже лежит горизонт вмывания. В него попадает то, что теряет верхняя часть почвы. Под ним находится слабо измененная материнская порода, на которой изначально и начался процесс почвообразования. Между горизонтами происходит непрерывный обмен веществом, путем циркуляции почвенного раствора. По строению почвенного профиля, т.е. по степени выраженности отдельных горизонтов, их мощности и химическому составу, определяют принадлежность почвы к определенному типу. По механическому составу — соотношение различных по величине минеральных частиц (песка, глины) почвы подразделяются на глинистые, суглинистые и песчаные. Поддерживанию благоприятного для растений водного и воздушного режима способствует структура почвы — способность почвенных частиц соединяться в относительно устойчивые комочки. Форма, величина комочков неодинаковая в разных типах почв. Лучшей является зернистая, или мелкокомковая, структура с комочками диаметром 1 — 10 мм. Если в почве содержится мало гумуса и глинистых частиц, то такие почвы обычно бывают бесструктурными (песчаные и часто супесчаные).

Разнообразие и размещение почв

Тип, механический состав, структура почвы, её плодородие и т. д. зависят от сочетания факторов почвообразования в конкретных географических условиях. Размещение почв на Земле зависит, прежде всего, от климата. На равнинах наблюдается смена почв от экватора к полюсам, а в горах — от подножия к вершинам. В условиях одинакового климата разнообразие почв обусловлено рельефом и горными породами. Для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.

Для определения механического состава почвы надо из горсти увлажненной земли попробовать скатать шарик, и если:

шарик рассыпается — почва песчаная;

шарик скатывается, но из него не получается цилиндрик — почва супесчаная;

цилиндрик получается — почва глинистая;

цилиндрик при сгибании растрескивается — почва суглинистая;

из цилиндрика легко получаются кольца и жгуты почва тяжелоглинистая.

Как правило, это заболоченные, переувлажненные почвы. На них растут специфические растения, которые могут служить биологическими индикаторами — хвощ, конский щавель, подорожник. Иван-да-Марья, ромашка, пырей, вьюнок, бодяк желтый и др. указывают на слабокислую и нейтральную реакции. Точнее значение кислотности в таких случаях надо определять в специальных лабораториях.

Улучшение кислых почв: внесение древесной золы или извести (гашеной или негашеной) — 2-6 кг/10 м.кв. Доза зависит от уровня кислотности и типа почвы: на легких она ниже, а на тяжелых глинистых — больше. Вместо извести можно использовать шлаки, мел, мергель и другие известковые материалы. Почву лучше обрабатывать весной, а если это делают осенью, то одновременно нужно вносить большие дозы навоза.

Солонцы и солонцеватые почвы

Характерные при знаки: весной почва плохо «созревает » — сверху быстро высыхает, образуя твердую плотную корку, а под ней почва остается переувлажненной, неоструктуренной — легко мажется и не поддается обработке ( «неспелая » почва). Для нейтрализации натриевых солей, которые в данном типе почвы обычно находятся в избытке, осенью, после перекопки, по поверхности разбрасывается и заделывается под грабли мелкомолотый гипс (3-6 кг на Юм2). На второй год вносятся большие дозы навоза. Применение извести, глиногипса, хлористого кальция менее эффективно, чем применение гипса. В других случаях проводят землевание нанесение хорошо оструктуренной почвы слоем не менее 20-25 см. Для сокращения затрат выкапывают канавы на расстоянии 80-140 см друг от друга шириной 25-30 см и глубиной 0-35 см, которые заполняют плодородной почвой, и на ней высевают (высаживают) с/х культуры (желательно с большой площадью питания)

По всем показателям, отличные почвы для выращивания с/х культур за исключением того, что они плохо удерживают влагу и питательные вещества.

Способы улучшения: снимают поочередно верхний слой песка лентами шириной 40-50 см и глубиной 20-25 см и на дно укладывают слой глины или глинистой почвы (толщиной не менее 10-15 см), а затем сверху снова насыпают песчаную почву, перемешав ее с навозом, компостом, минеральными удобрениями. Вместо глины можно использовать полимерную пленку или толь (рубероид). Способ очень трудоемкий, но дает отличные результаты, особенно по влаголюбивым культурам, нуждающимся в усиленном режиме орошения и внесении повышенных доз органических удобрений.

Серые лесные почвы

По многим показателям близки к дерново-карбонатным почвам (только несколько выше кислотность (рН—5,5-6,5). Они склонны к замыванию и переуплотнению. Нуждаются в периодическом известковании, углублении пахотного горизонта, а также в удобрении фосфором и азотом.

Характеризуются высоким естественным плодородием и большим содержанием азота (2-4%), низким содержанием фосфора, высокой кислотностью (рН=3,5-5) и низкими физико-механическими свойствами. Нуждаются в регулировании водного режима (осушение-орошение), внесении фосфорно-калийных удобрений, регулярном известковании и внесении микроэлементов.

Лучшие из почв по всем показателям (уровню плодородия, глубине гумусового горизонта (если не эродированы), содержанию макро- и микроэлементов и физико-механическим параметрам почвы). Оподзоленные черноземы склонны к заиливанию и переуплотнению, а карбонатные черноземы бедны железом в доступной для растений форме (провоцируется хлороз винограда и плодовых).

рек и речушек или у основания протяженных или крутых склонов часто бывают увлажненными или заболоченными. Их можно окультурить, внося соломистый навоз, компосты, песок, дерновую землю, а так же устроив дренаж: для удаления избыточной влаги.

Тяжелоглинистые и глинистые почвы

Обладают низкой водопроницаемостью (низкой способностью впитывать влагу), вследствие чего испытывают сильную эрозию, особенно при летних интенсивных осадках (ливнях) при обильном орошении, особенно на склонах.

Второй недостаток: из-за высокой водоудерживающей способности, особенно на пониженных местах, часто отмечается переувлажнение почвы. Вследствие этого появляется склонность к сильному уплотнению (переуплотнению) и медленному прогреванию (нагреву) почвы весной ( «холодные «почвы), а также отмечается хлороз винограда, плодовых и других культур (из-за анаэробных условий). Наиболее оптимальное соотношение основных параметров отмечается на легких суглинистых почвах, с высоким содержанием органического вещества (гумуса). Если почва тяжелоглинистая или заплывающая в результате ирригационного засоления, осенью при перекопке (вспашке) крупные комья не разбивают; лучше будет, если они к весне рассыплются под воздействием зимнего промораживания (зябь).

V. Закрепление изученного материала.

Работа в парах. Составить описание почвы природной зоны.

Краткая характеристика (цвет, мощность почвенного слоя)

Хозяйственное использование почв и меры по улучшению их плодородия

Воздействие человека на почву вызывает ухудшение ее качества и плодородия. К особо опасным последствиям воздействия человека на почву следует отнести эрозию почвы, загрязнение химическими веществами, неправильные методы земледелия (распашка легко эродируемых почв, неправильная распашка склонов, внедрение монокультур), засоление, заболачивание, а также прямое уничтожение и занятие почв под постройки и т. д.
Возможности для дальнейшего увеличения площади пахотных земель в мире почти полностью исчерпаны. Поэтому для удовлетворения потребностей населения в продуктах питания, а промышленности в сырье необходимо рациональное использование почвенных ресурсов и повышение плодородия почв. Важная роль в этом принадлежит мелиорации земель.
VII. Домашнее задание.

Источник

Читайте также:  Как рассчитать удобрение для озимой пшеницы
Adblock
detector