Почва — особая оболочка Земли 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цели урока:
- Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.
- Выделить главное свойство почвы – плодородие.
- Познакомить с типами почв России и своего края.
- Показать необходимость охраны почв.
- Развивать исследовательский подход к изучению природных объектов.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карты, макеты почв, магнитофон.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_geografii_pochva.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии «Почва — особая оболочка Земли». 6-й класс
- Сформировать понятие о почве, разнообразии почв.
- Выделить главное свойство почвы – плодородие.
- Познакомить с типами почв России и своего края.
- Показать необходимость охраны почв.
- Развивать исследовательский подход к изучению природных объектов.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карты, макеты почв, магнитофон.
Тип урока: урок изучения нового материала.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня наш урок я хочу начать словами великого Гете: « Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему я начала урок с этих слов?
– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.
III. Работа над новым материалом.
– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?
– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв России и охране.
– Что такое почва? Выберите правильный ответ:
- Верхний слой земли.
- Верхний слой земли, где есть песок и глина.
- Верхний плодородный слой земли.
- Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.
– Почему вы выбрали именно это определение?
– А может ли растение развиваться на гладком камне или глине? Назовите главное свойство почвы? ( Плодородие ).
– Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.
– Назовите состав почвы.
– Значит, почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.
– А теперь мы с вами пойдем в лес. Давайте остановимся вот под этим дубом. Посмотрите, как густо он населен. Как вы думаете, чем занят кабан? Он разрывает лесную подстилку, ищет желуди, корешки.
– А кто из вас задумывался, из чего состоит лесная подстилка, на которой так удобно посидеть, отдохнуть, помечтать?
– Но если уж мы решили изучать природу, а сейчас забрели в дубраву, то воспользуемся случаем и узнаем, что же такое лесной ковер.
– Лесная подстилка толщиной сантиметров 5 состоит из листьев деревьев, мелких веточек, скорлупок орехов и желудей. В верхнем слое – и опавшие недавно, и прошлогодние листья дуба. Дубовые листья разлагаются медленно – 2–3 года. Ниже – слой полуразложившихся листьев. Как только листья падают на землю, на них буквально набрасываются жуки, слизни, другие животные и грибы, обитающие в лесной подстилке. Они поедают, перетирают листья, разрушают их.
Если бы опад не разрушался, то он уже засыпал бы деревья. Но он разрушается и образуется главная часть почвы – перегной или гумус – сложное органическое вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных.
Из него под воздействием микробов образуются животные. Когда животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. Затем в соли. Их используют растения. Вот так вещества «путешествуют по кругу». Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Происходит круговорот веществ!
– Таким образом, растения леса сами удобряют почву, создают ее плодородие.
– Больше половины территории России находится в зоне лесов, здесь сформировались особые лесные почвы. ( Показ на карте ).
– Под дубовым лесом образуется своеобразная серая лесная почва. Это достаточно плодородная почва. Поэтому многие дубовые леса были вырублены, пни выкорчеваны, и на их месте возникли посевы и посадки сельскохозяйственных культур.
– А теперь закройте глаза и представьте, что вы попали в густой ельник. А вот посмотрите – повалилась ель. Корни распростерты в разные стороны от лежащего на земле дерева. Вы видите, что прямого, идущего в глубину стержневого корня у ели нет. Все корни расположены близко к поверхности почвы, удаляясь в разные стороны от ствола на 20 и более метров. Как только ель перестает расти, корни с краев отмирают, уменьшается устойчивость дерева. И при сильном ветре зеленая ель падает.
– Взгляните сюда – какая серая, похожая на золу земля на бугре от вывернутых корней ели. Народ так и назвал ее – подзол.
В хвойных лесах часто идут дожди. Образовавшиеся в почве соли вымываются с водой в нижние горизонты, и почва становится белёсой, похожей на золу. Поэтому почвы называются подзолистые. ( Показ на карте ).
– А сейчас мы с вами отправимся в открытую степь. Степь – это царство типчака, ковыля и других засухоустойчивых растений. Как густо они покрывают почву! А какие богатые почвы! Это знаменитые черноземы!
«Царь почв – русский чернозем», – сказал знаменитый почвовед В.В. Докучаев. ( Показ портрета В.В. Докучаева ).
– В степи под растениями образовался этот чернозем. ( Показ макета чернозёмных почв ). Он называется черноземом, потому что прокрашен перегноем. Верхний слой очень темный, можно сказать просто черный. Черная земля – говорят в народе, или чернозем. Перегнойный слой весь состоит как бы из зерен – частичек почвы. Между этими частичками свободно проникает воздух, а во время дождя – вода. Все это создает благоприятные условия для растений. Верхний перегнойный слой поэтому густо пронизан живыми и отмершими корешками трав. На самом его верху просто плотная дернина, растения теснят друг друга, стараясь ухватить побольше этой плодородной земли (почвы). Такой плодородной почвы нигде больше не найдешь.
Черноземы темным ковром устилают всю степную зону. Это очень плодородные почвы. На них вызревают богатые урожаи пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей. Но и за черноземами нужен уход. Нельзя на них только сеять, собирать урожай, увозить зерно и солому.
– Посмотрите на карту. Какие типы почв еще распространены на территории России?
– Как вы думаете, почему для России характерно такое многообразие почв?
– Скажите, а какие почвы распространены в нашей области?
– Какие культуры мы будем выращивать на чернозёмных почвах?
Земля заботу любит.
– Поясните ее смысл.
– Как вы думаете, а есть ли у почвы враги? ( Вода, овраги, ветер, человек ).
– А можно спасти почву от разрушения, от ее врагов?
– Послушайте стихотворение Анны Ахматовой «Родная земля»:
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах,
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно – своею.
– Своя, родная земля. Значит, именно человек должен бережно относиться к почве, ведь только он может спасти почву от разрушения.
– Вам было дано задание – провести исследование по теме «Надо ли сжигать сухую листву и траву».
Давайте заслушаем результаты исследования .
1) Из-за ежегодного сгребания и сжигания листвы и сухой травы почва лишается перегноя, становится истощенной и бесплодной. Ведь подстилка из опавших листьев и побегов – отличное органическое удобрение, которое обеспечивает растущие деревья, кустарники и травы питательными веществами. Опавшие листья – это не мусор, а единственное удобрение для дикорастущих растений. При сжигании оно буквально вылетает в воздух. Кроме того, оголенная, выжженная земля намного быстрее теряет накопленную за зиму влагу, что мешает полноценному развитию и жизнедеятельности растений.
2) Сжигание травы – большая беда для обитателей «травяных джунглей»: растений и животных. В огне гибнут насекомые, лягушки, кладки птиц, гнездящихся на земле. Сгорают корни и корневища растений, их семена, так и не попав в землю. Не случайно так беден видовой состав растений и животных в местах частых пожаров.
3) Не каждый думает о том, сколько копоти и вредных газов попадает в это время в атмосферу, загрязняя ее. Терпкий запах горящей листвы и старой травы к тому же небезопасен. Ведь даже дым от обычного костра из хвороста содержит десятки веществ, вредных для здоровья человека. При весенних и осенних кострах и палах, сжигающих «мусор», концентрация этих веществ во много раз превышает гигиенические нормы, предъявляемые к воздуху, которым мы дышим. Такие кострища буквально пышут ядом. У людей ухудшается самочувствие, обостряются аллергические заболевания, заболевания органов дыхания. Массовое сжигание листвы и травы приводит к такому загрязнению атмосферы, которое сравнимо с мощными промышленными выбросами.
– Значит не зря в народе говорят: от пала все пропало . И это справедливо. Теперь вы знаете, почему нельзя сжигать мусор, а полезнее закапывать его в землю, пусть превращается в удобрение. Значит, будет больше плодородных земель, богаче будет наша страна.
Охрана почв – важнейшая задача человечества. Известные почвоведы нашей области А.И. Климентьев, А.А. Чибилев, Блохин и другие сотрудники института степи в 2001 году издали первую в мире «Красную книгу почв Оренбургской области», в которую внесены все типы почв, надлежащие сохранению их в естественном виде. ( Показ Красной книги почв ).
– Перед вашим уроком я встретилась с Александром Ильичем Климентьевым. Послушайте, что он рассказал вам о почве. ( Слушание магнитофонной записи ).
– Единство человека с природой… Всегда ли мы осознаем, как тесно связаны с природой, как зависим от неё?
– Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – это вода, а ¼ часть – земля, если эту маленькую часть поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор. А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, – землю нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура – это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.
– Какой вывод можно сделать?
– Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.
- Что такое почва?
- Назовите основное свойство почвы?
- От чего зависит плодородие почвы?
- Какие типы почв распространены на территории России?
- Почему нужно бережно относиться к почвам?
- Что вам особенно запомнилось из новой темы?
V. Д/З: страница 167. Составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях».
– Наш урок я хочу закончить словами Сухомлинского: «Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем, кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир».
– И только от нас, людей, зависит, сможем ли мы увидеть и сберечь эту необыкновенную красоту.
Источник
Конспект урока по теме «Почва» (6 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цели урока: 1. Сформировать понятие о почве и ее составе.
2. Выделить главное свойство почвы – плодородие.
3. Создавать условия для развития:
— умения применять знания и опыт в различных ситуациях, в том числе
— навыков работы с разнообразными источниками информации: текстом
учебника и иллюстрациями;
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Развивать любознательность.
Средства обучения: карта почв, атласы, учебник (В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение: учебник для 6 класса. М.: Дрофа, 2014), медиапрезентация «Почвы».
Основные понятия используемые на уроке: Почва, гумус, плодородие, В.В.Докучаев.
«Я знаю, что такое почва. Это не мертвая горная порода, это полное жизни, совершенно особое природное образование» (В.В.Докучаев )
Этап 1. Организационный момент
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
Учащиеся приветствуют учителя
Этап II . Актуализация знаний
Вам сегодня предстоит сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, думают о будущем.
Вспомните: 1) Что такое литосфера?
2) Что такое земная кора?
3) Из чего состоит земная кора?
— Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, моркови, помидоров.
Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?
Вот о почве мы сегодня и поговорим на уроке.
Вспоминают знания, полученные ранее, и высказываются вслух.
Этап III . Усвоение новых знаний
Исследуем свойства почвы. Для этого мы будем работать в группах. (Каждая группа получает свое задание).
— По инструкциям, лежащим на ваших партах, вам необходимо провести опыты, записать в тетради выводы и рассказать о них. Используйте ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, остатки живых организмов, мусор. Опыт№1.
1.Возьми стакан с водой.
2. Брось в него комочек почвы.
3. Что ты наблюдаешь?
1. Возьми фильтровальную бумагу.
2. Насыпь на нее немного почвы.
3. Плотно придави ее к бумаге вторым листом.
4. Стряхни почву обратно в стакан.
5. Что ты наблюдаешь?
1. Возьмите стакан с водой и с почвой.
2. Что видите на дне стакана?
3. Рассмотрите внимательно муть.
4. Попробуйте сделать вывод, Итак, какой мы сделаем вывод?
Кто из вас скажет, как это называется одним словом?
Чем богаче земля перегноем, тем она плодороднее, тем лучше на ней растут любые растения. Значит главное свойство почвы – плодородие. Плодородие почвы во многом зависит от наличия в ней перегноя.
Что такое почва? Выберите правильный
1. Верхний слой земли.
2. Верхний слой земли, где есть песок и глина.
3. Верхний плодородный слой земли.
4. Верхний слой земли, где есть песок, глина, вода и воздух.
А почему вы выбрали именно это определение?
Правильно. Основное свойство почвы – это плодородие.
Как вы думаете, от чего зависит плодородие?
Правильно. Плодородие почв определяется их свойствами: содержанием перегноя, влаги, воздуха, а также составом почвообразующих пород.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать питание растений.
Почва пронизана корнями растений и служит средой обитания для множества животных и микроскопических водорослей, грибов и бактерий.
Отмирающие растения и их части с помощью микроорганизмов превращаются в перегной. Почвенные животные перерывают и перемешивают почву. Особенно дождевые черви в этом процессе играют большую роль,
А кто из вас может сказать, какие почвы являются самыми плодородными?
Правильно. А сформировались они в степной зоне.
Какой вы себе представляете степь?
Степь – это царство типчака, ковыля и других засухоустойчивых растений. Как густо они покрывают почву! И здесь самые богатые почвы. Это знаменитые черноземы, которые В.В.Докучаев назвал «царь почв».
1. А почему почву считают одним из самых удивительных природных объектов нашей планеты?
2.Предлагаю открыть учебник, параграф 50 и самостоятельно прочитать и сравнить свои знания с текстом учебника.
Ответ: Мы взяли стакан с водой и бросили в него комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят пузырьки воздуха. Значит, в почве есть воздух.
Ответ: Мы взяли фильтровальную бумагу, насыпали на нее немного почвы и плотно придавили вторым листом. Мы заметили, что на бумаге осталось мокрое пятно. Значит, в почве есть вода.
Ответ: Мы рассмотрели почву и увидели песок, глину, остатки живых организмов, мусор. В почве есть воздух, вода, песок, глина, корешки, части насекомых, мусор.
Это верхний плодородный слой земли.
Потому что растение не может развиваться на гладком камне или глине. Растению необходима плодородная почва.
Высказываются версии, что на плодородие почвы влияет климат, солнце, влага, животный мир и т.д.
Уч-ся рассказывают, какой они представляют себе степь.
Уч-ся формулируют ответы и высказываются свои мнения.
Уч-ся сопоставляют материал и делают вывод о процессах образования почвы и формулируют определение, используя рис.174 на стр.198.
Этап IV Создание проблемной ситуации
— Ребята, скажите честно, так ли вы представляли себе процесс формирования почвы?
— Теперь, когда вы знаете, что в формировании почвы участвуют все природные оболочки и почва их объединяет, попробуйте схематично изобразить это в своих тетрадях.
— А теперь посмотрите, как это выглядит на самом деле. На мультимедийном проекторе показ правильной схемы.
Отвечают, находя ошибки в своих предположениях о процессах формирования почвы.
Выполняют схему в тетради «Формирование почвы».
Сравнивают свои и демонстрационную версии, анализируют, находят ошибки и исправляют их.
В почве выделяется несколько горизонтов, которые напоминают слои. Горизонты появляются постепенно, по мере образования почвы. Они не имеют резких границ и плавно переходят один в другой.
Исходя из того, что мы с вами выяснили о существовании разных типов почв, предлагаю познакомиться с текстом учебника и рис.176 и выявить закономерность, по которой будут изменяться условия и типы почв. Это задание предлагаю выполнить в парах.
Из-за разнообразия условий образования выделяют много типов почв. Эти почвы имеют разное строение и свойства.
А теперь мы с вами познакомимся с образцами почв.
Знакомятся с текстом учебника, анализируют рис.176 и делают вывод, что чем больше влаги и тепла, тем почва более плодородна и наоборот.
Уч-ся рассматривают образцы почв и делают выводы.
Этап VI «Открытие» новых знаний
Такую закономерность обнаружил русский ученый В.В.Докучаев. Он создал науку о почве, законах ее образования и сохранения плодородия. И называется эта наука почвоведение. А как это происходило, мы узнаем из выступлений учащихся.
«Почва — зеркало природы», утверждал В.В.Докучаев. Смысл этого образного выражения заключается в многообразии факторов почвообразования и в четкой зависимости образования и распространения различных типов почв от климата, внутренних вод, рельефа, горных пород, растительности, микроорганизмов, деятельности человека и т.д.
Заранее получают домашнее задание по подготовке сообщения или презентации о В.В.Докучаеве.
Этап VII Применение новых знаний
Исходя из того, что вы узнали на уроке, используя текст учебника, заполните таблицу.
2. условия развития почвы
3. характеристика почвы
Учащиеся самостоятельно используют полученные знания и текст учебника, заполняют таблицу. Затем по цепочке проверяют и дополняют ответы.
Этап VIII Рефлексия (итог урока)
Вот перед вами яблоко. Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – вода, а ¼ часть – земля. Если эту маленькую часть мы поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор и т.д. А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, — землю нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура – это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит, от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.
— Какой вывод можно сделать?
Можете ли вы точно сформулировать понятие почва, плодородие?
Чьи выступления ваших одноклассников вам понравились и почему?
Что на уроке у вас вызвало затруднение? Оцените свою работу на уроке.
— Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.
Учащиеся отвечают, пользуясь схемой на доске.
Объясняют, что вызвало затруднение на уроке, почему так оценили свою работу на уроке.
вопросы и задания
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1100568
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник