Меню

Под почва ее обитатели

Под почва ее обитатели

ПОЧВА И ЕЕ ОБИТАТЕЛИ

1. Что такое почва?

Почва, обладающая плодородием — сложная природная система, состоящая из почвенных горизонтов, формирующихся в результате преобразования поверхностных слоев литосферы под воздействием воды, воздуха и живых организмов.

Почва образуется из выходящих на поверхность земли горных пород под влиянием различных факторов. Под действием ветра, атмосферной влаги, в связи с изменениями климата и температурными колебаниями горные породы, например, гранит, постепенно трескаются. На них появляются микроорганизмы, питающиеся преимущественно углеродом и азотом атмосферы и минеральными соединениями, которые они получают из горной породы. Микроорганизмы разрушают ее своими выделениями, и химический состав горной породы постепенно изменяется. Затем здесь поселяются лишайники и мхи. Животные и высшие растения окончательно разрушают горную породу, превращая ее верхний слой в почву.

2. Описание почвы

Для изучения морфологического строения почвы и описания характера почвообразовательного процесса делают почвенные разрезы. На вертикальном разрезе почвы видно, что она неоднородна и состоит из нескольких слоев, которые позволяют проследить превращение горной породы в почву. Каждый горизонт имеет буквенное обозначение.

Верхний горизонт (его обозначают буквой А) обычно окрашен в темный цвет, который зависит от накапливающегося в нем гумуса. Чем старше почва, тем мощнее гумусовый горизонт. В зависимости от типа почвы толщина горизонта А1 колеблется от нескольких сантиметров (например, в тундровых почвах) до 100 см и более (в черноземах). В почвах, занятых лесной растительностью, выделяют еще горизонт А0, т.е. лесную подстилку, которая лежит сверху горизонта А1.

В некоторых почвах, например, подзолистых, под гумусовым горизонтом образуется белесый горизонт А2 , напоминающий цветом золу. Из этого горизонта гумус и минеральные соединения вымываются в иллювиальный горизонт В, где и накапливаются. Горизонт В плотный, часто окрашен в красновато-бурый цвет. Под ним залегает слабо измененная, не содержащая гумуса горная (материнская) порода С.

Описание почвы по генетическим горизонтам осуществляется по следующим критериям.

  1. Мощность горизонта (см).
  2. Глубина залегания горизонта от поверхности почвы (см).
  3. Характер перехода в следующий горизонт (при переходе 1-2 см — резкий, до 5 см — постепенный и свыше 5 см — незаметный).
  4. Окраска.
  5. Структура (призматическая, глыбчатая, плитчатая, листоватая, зернистая, ореховатая, комковая, бесструктурная).
  6. Сложение (рыхлое, плотное, пористое, трещиноватое).
  7. Новообразования (в виде пятен, языков, подтеков, ходов животных).

Почвы различаются также по их механическому составу. Так, почвы нашего подзолистого типа (лесные) можно разделить на следующие виды: песок рыхлый содержит физической глины до 5%; песок связный — 6-10 % глины; супесь — 11-20 % глины; суглинок легкий — 21-30 % глины; суглинок средний — 31-40 % глины; суглинок тяжелый — 41-50 % глины; и собственно глина — глины свыше 50 %.

Определение механического состава почв полевым методом

Характер скатывания почвы в шнур Содержание физической глины, % Почва по механическому составу
Не скатывается 0 — 5 Песок рыхлый — почвы песчаные
Не скатывается, на руке остается пыль 6 — 10 Песок связный — почвы песчаные
Скатывается с трудом при диаметре(d) шнура 5 мм 11 — 20 Супесь — супесчаная
Скатывается при d > 3 мм 21 — 30 Суглинок легкий — суглинистые
Скатывается при d = 1,2 — 3 мм 31 — 40 Суглинок средний — суглинистые
Скатывается при d = 0,8 — 1,2 мм 41 — 50 Суглинок тяжелый — суглинистые
Скатывается при d = 0,8 — 1,2 мм и дает кольцо величиной с трехкопеечную монету свыше 50 Глина — глинистые

По характеру почвообразовательных процессов на территории Ленинградской области выделяют подзолистые (табл. 2) и дерново-карбонатные почвы. Последний тип формируется на породах, содержащих значительное количество карбоната кальция (известняк). Они богаче других почв области перегноем (5-10% гумуса) и минеральными веществами.

Характеристика основных типов лесных подзолистых почв таежной зоны

Тип почв Характеристика почвенных горизонтов
Подзолистые Горизонт А1 менее 5 см,
Подзолистый А2 — мощный
а) слабоподзолистые А2 менее 15 см
б) среднеподзолистые А2 15 — 25 см
в) сильноподзолистые А2 25 — 35 см
г) подзолы А2 35 — 60 см, А1 отсутствует
Подзолисто-заболоченные С сизоватым оттенком
Торфянисто-подзолистые Горизонт торфа (Т) до 20 см

Описание почвы по генетическим горизонтам в полевых условиях ведут, заполняя ведомость (Ведомость «Описание почвы»).

Рисунок почвенного разреза Описание по горизонтам. Окраска, структура, механический состав, влажность, наличие корней, характер переходов

3. Компонент почвы

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной и живой частей. Твердая часть — это минеральные и органические частицы. Они составляют 80-98 % почвенной массы и во многом определяют плодородие почвы.

В состав минеральной части входят:

SiO2 > Al2O3 > Fe2O3 > CaO, MgO, Na2O, K2O
70-99% 10-20% 2-5% 1-2 %

Жидкая часть почвы или почвенный раствор — вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями. Воды в почве содержится от долей процента до 40-60 %. Жидкая часть участвует в снабжении растений водой и растворенными элементами питания.

Газообразная часть, почвенный воздух, заполняют поры, не занятые водой. Почвенный воздух содержит больше углекислого газа и меньше кислорода, чем атмосферный воздух, а также метан, летучие органические соединения и др.

4. Почвенная фауна

Живая часть почвы состоит из почвенных микроорганизмов (бактерии, грибы, водоросли и др.), представителей беспозвоночных (простейших, червей, моллюсков, насекомых и их личинок), роющих позвоночных.

Среди этого почвенного мира животных мы можем различить такие формы, которые всю свою жизнь проводят в земле, никогда не показываясь на ее поверхности (например, мелкие малощетинковые черви, нематоды), и такие, которых мы можем встретить и вне почвы (большинство животных). Последние связаны как с наземной фауной, в частности, с травяным покровом, кустарниками и деревьями, так отчасти и с водой (некоторые водные жуки, как плавунцы и водолюбы, окукливаются в земле; некоторые представители этих семейств закапываются на зимовку в землю, то же делают и тритоны).

Население почвы в лице ряда представителей несет, несомненно, черты приспособления к подземному образу жизни (таковы копательные передние конечности крота и т.д.). Но у многих животных мы никаких особенностей в этом отношении не найдем (различные гусеницы, многие личинки жуков, как, например, жужелиц и т.д.).

Живя в почве, многие животные оказывают заметное влияние на окружающую их среду. Во-первых, они могут влиять на механическую структуру почвы, разрыхляя и перерабатывая ее, а во-вторых, благодаря своей жизнедеятельности , изменяют ее в химическом отношении. Помимо этого, многие вступают во взаимоотношения с подземными частями растений, которые служат им пищей (личинки хрущей) или поселяются около корней, как некоторые муравьи. Наконец, значительная часть животных, живущих в почве, ведет хищнический образ жизни, нападая на различных представителей той же почвенной фауны (кроты, разные хищные личинки, жужелицы и др.).

Животных в почве мы можем найти почти всюду, но распределение их является весьма неравномерным. Для добывания материала могут быть применены следующие приемы:

  1. копание более или менее глубоких ям;
  2. рыхление или перекопка поверхностных слоев почвы лопатой;
  3. выкапывание отдельных растений для обнаружения насекомых на корнях;
  4. осмотр поверхности почвы для обнаружения гнезд животных, поселяющихся в почве;
  5. осмотр слоев земли на разрезах почвы, откосах у берегов рек, в оврагах, в искусственных сооружениях (ямах, рвах и т.д.)

Если необходимо произвести количественный учет фауны, то следует заготовить ведомости примерно по следующему образцу и вносить в них при раскопках соответствующие данные (Ведомость «Фауна почвы»).

Источник

Презентация «Почва и ее подземные обитатели»
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа)

Почва и ее подземные обитатели. Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе.

Скачать:

Вложение Размер
Презентация «почва и ее обитатели» 1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация «Почва и подземные обитатели» Автор: воспитатель первой категории Волкова Жанна Ильдаровна МБДОУ детский сад №62 г. Энгельс 2017г.

ЗАГАДКА Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? ( ответ : земля, почва) .

Опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А вы знаете , какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой . Как вы думаете, из чего состоит почва ? Мы сейчас проверим с помощью опытов.

ОПЫТ №2 В почве есть вода ОПЫТ № 3 Состоит из: перегноя, песка, глины.

Мы узнали, что в почве есть вода , воздух – значит там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете ? Кто живет под землей? Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, как они живут и помогают друг другу.

Запомните дети и взрослые – спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете! Сегодня на занятии вы познакомились с понятием « почва » , напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей) . Как же мы можем сберечь почву для этих существ ? Что мы можем сделать? (Ответы детей : не загрязнять почву , поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать « подземных жителей » — ведь они нужны почве .)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Почва и подземные обитатели»

Крот устроился хитро:У него свое метро.Сам себе метро копал,Сам себя в метро катал.Строил много круглых станций –И на каждой вылезал.

Разработка ООД в подготовительной группе детского сада на тему «Почва и подземные обитатели».

конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру на тему «Почва и подземные обитатели «.

Конспект занятия предназначен для воспитателей по окружающему миру для занятий с детьми.

Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Программное содержание:Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.Развивать познавательную активность.Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойства.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Почва и подземные обитатели» (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )

laquo;Почва и подземные обитатели»(О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» ).

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе

Конспект занятия «Почва и подземные обитатели» в подготовительной группе.

Презентация «Почва и подземные обитатели» (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )

В данной презентации рассмотрены вопросы состава почвы, обитатели почвы и опыты с почвой и водой.

Источник

Конспект НОД «Почва и ее обитатели»
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Конспект «Почва и ее обитатели»

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_pochva_i_ee_obitateli.docx 23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района Саратовской области

непрерывной образовательной деятельности

по ОО «Познавательное развитие»

Подготовила воспитатель первой

Емельянова Юлия Александровна

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля. Кто создаёт почву?

ЦЕЛЬ : ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

ЗАДАЧИ: 1) познавательно-исследовательские: формировать навык опытнической деятельности; 2)коммуникативные: учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом; 3) речевые и игровые: учить общаться в процессе экологической игры, побуждать развитие фантазии, формировать умение выражать свои мысли; прививать бережное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности; 4) двигательные: давать возможность активно двигаться посредством чередование видов деятельности: беседа, опыты, физминутка, работа с моделью «почва- взаимосвязь с окружающим», сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность; 5) восприятие фольклора: пословиц о земле.

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК и презентация «Состав почвы», схема-плакат «состав почвы»; для опытов: образцы почвы, стаканы с водой, лупы, образцы листьев; пословицы, для игры: листья, стаканчики с землей (по количеству детей)наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт., 8 леек для полива, сюрприз- яблоки с волшебного дерева.

ХОД ЗАНЯТИЯ: В: Есть у природы удивительная кладовая. Положишь в неё весной горсть зерна — а к осени возьмёшь целый мешок. Ведро картошки в этой кладовой превращается в десять ведер. Горсточка семян становится россыпью огурцов и помидоров, моркови и свёклы, пучками редиса и укропа. Как выдумаете, ребята, что это? (ответ: земля, почва)

Сегодня мы поговорим с вами о почве, узнаем, из чего она состоит, кто в ней живет, и как мы можем сохранить ее.

-Что же такое почва?

-Как вы думаете дети? (ответы детей).

В.: Знаете, ребята, а оказывается, Земля существует миллионы лет. Когда-то давно- давно на земле не было такой почвы, как сейчас, не было растений. возникали моря и океаны, появлялись а затем разрушались горы, вулканы, под воздействием жары, воды и холода, и в результате появились глина, песок и другие минералы, а потом появились растения и животные. И вот десятки миллионов лет спустя планета Земля приняла тот вид, к которому мы с вами привыкли и теперь, мы видим такую почву.

Мультимедийная презентация. Состав почвы. Конечно же, вы правы, почва – это земля. Мы привыкли её так называть по имени нашей планеты –Земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду ворчим, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва- это её правильное название. Она поит и кормит растения в теплое время года( а напомните нам, пожалуйста, какие вы знаете теплые времена года, когда вся природа расцветает, а потом цветы превращаются в плоды(весна, лето), но это теплый период сменяется прохладным временем года которое приносит нам дары- осень, и наступает момент, когда деревья начинают сбрасывать листья, готовясь к зиме, они укрывают свою кормилицу–землю (или как правильно её называют — почву)толстым покрывалом сухих листьев желтых, красных, оранжевых…, а ещё мы можем видеть плоды, упавшие на землю, желуди, орехи, яблоки , груши, многие из них уже покрыты коричневыми пятнами гнили и им одна дорога, как говорит народная пословица: «Из земли пришли, в землю и уйдут»

-А что это означает? (ответы детей)

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами являются источником материала для строения почвы.

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают, и в этом участвуют, и различные поземные обитатели невидимые нашему глазу. А кто помнит, какие животные участвуют в создании перегноя? Черви, слизни и улитки, мокрицы и многоножки, крохотные земляные клещики, размером с песчинку, микроскопические грибы и бактерии и в результате их деятельности и образуется перегной – питательный почвенный слой.

-Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, перегноя, в почве есть вода, воздух

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация)

Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы.

-Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: М ы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод : Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. Еще мы говорили, что в почве есть вода, потому и растут растения .

-Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

Возьмём спиртовку, подогреем ком земли, прикрыв форму стеклом, и посмотрим на стекло.

Вывод : На стекле мы видим капельки воды, испарившиеся в результате прокаливания почвы, а это значит, что в почве есть вода..

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

-Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете?

-Кто живет под землей? (ответы детей)

Почва даёт приют многим растениям и животным. И так хорошо уживаются они вместе. Посмотрите, Как они живут и помогают друг другу. Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время, — осень, когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают, теряя лист и плоды и тогда начинается удивительная работа невидимого мира животных, спрятавшихся под слоем листьев и в земле(рассказ о переработке листьев), так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Сегодня пасмурно, но весёлая песенка о солнышке зовёт нас с вами немного отдохнуть!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: « Солнышко лучистое».

Молодцы! А как вы думаете, почва нужна только растениям? (ответы детей) Подойдем к плакату и посмотрим, чем же важна почва и для кого?

Беседа у плаката. Пришло время поиграть в игру. Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «деревьев». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к дереву и отдает. Участники команд повторяют свои действия, пока последний участник не принесет землю своему дереву.

-Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает?(ответы детей)

-Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве. Что полезного мы узнали сегодня? (ответы)

Как вы думаете, что бы нам сказали почва, если бы она умела говорить? (ответы)

Ребята, русский народ, мудрый народ придумал много поговорок и пословиц о Земле, и под словом земля в них имеется в виду почва:

Без хозяина земля — круглая сирота.

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Нет земли краше, чем страна наша . А эта пословица не только про страну нашу, но и про нашу землю, в нашем краю почва щедра, здесь леса богатые на почве этой растут, а поля, сады и огороды дают щедрый урожай. Давайте назовем, что родит земля: картофель, морковь, свёклу тыкву…

Я предлагаю вам зарисовать в группе, кого-то из «подземных жителей», который вам понравился больше всех. Вы можете нарисовать сад или поле, дающее урожай. Вашей фантазии нет границ.

Вы такие молодцы, очень хорошо работали сегодня, а что Земля дарит нам за то, что мы заботимся о ней?

Источник

Читайте также:  Удобрение для орхидей joy инструкция по применению
Adblock
detector