Меню

Подготовить почву фразеологизм происхождение

Подготовить почву

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Подготовить почву» в других словарях:

Подготавливать/ подготовить почву — для кого, для чего. Книжн. Создавать условия для осуществления чего л. кем л. Ф 2, 56 … Большой словарь русских поговорок

ПОДГОТОВИТЬ — ПОДГОТОВИТЬ, подготовлю, подготовишь, совер. (к подготавливать и к подготовлять). 1. что. Приготовить, заранее устроить, запасти или предварительно сделать что нибудь для устройства чего нибудь. Подготовить материал для работы. Подготовить сцену… … Толковый словарь Ушакова

Почву подготовить — (иноск.) основаніе для дальнѣйшихъ дѣйствій (какъ обработка земли для посѣва). Ср. Когда почва была подготовлена она очутилась въ его объятіяхъ. П. Боборыкинъ. Прошло. 3. Ср. Экзамены были на носу. Подготовляю почву, думалъ онъ: тамъ и за… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

почву подготовить — (иноск.) основание для дальнейших действий (как обработка земли для посева) Ср. Когда почва была подготовлена она очутилась в его объятиях. П. Боборыкин. Прошло. 3. Ср. Экзамены были на носу. Подготовляю почву, думал он: там и за экзамены.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

подготовить — влю, вишь; св. кого что. 1. Заранее привести в порядок всё необходимое для использования, применения, употребления. Надо п. вагоны для погрузки. П. лекцию, роль, собрание. П. банки под варенье. П. холст для картины. П. материал к статье. 2.… … Энциклопедический словарь

подготовить — влю, вишь; св. см. тж. подготавливать, подготавливаться, подготавливание, подготовлять, подготовляться … Словарь многих выражений

Подготавливать почву — для кого, для чего. ПОДГОТОВИТЬ ПОЧВУ для кого, для чего. Книжн. Создавать условия для кого либо или чего либо. Мы проходили по местности, где уже была подготовлена почва для партизанских дел, подпольными организациями и бурлившим в народе… … Фразеологический словарь русского литературного языка

подгото́вить — влю, вишь; сов., перех. (несов. подготавливать и подготовлять). 1. Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего л. Подготовить лекцию. Подготовить наступление. Подготовить роль. Подготовить собрание. || Приготовить… … Малый академический словарь

Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

Источник

Подготавливать почву

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Подготавливать почву» в других словарях:

Подготавливать/ подготовить почву — для кого, для чего. Книжн. Создавать условия для осуществления чего л. кем л. Ф 2, 56 … Большой словарь русских поговорок

Подготовить почву — ПОДГОТАВЛИВАТЬ ПОЧВУ для кого, для чего. ПОДГОТОВИТЬ ПОЧВУ для кого, для чего. Книжн. Создавать условия для кого либо или чего либо. Мы проходили по местности, где уже была подготовлена почва для партизанских дел, подпольными организациями и… … Фразеологический словарь русского литературного языка

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

США. ИСТОРИЯ. НОВОЕ ГОСУДАРСТВО — Население. Среди нововведений федеральной Конституции было положение о проведении общенациональной переписи населения каждый десять лет. Первоначально имевшая цель обеспечить основу для периодической коррекции пропорционального представительства… … Энциклопедия Кольера

ШТАКЕЛЬБЕРГ, Оттон Магнус — (1736 1800) русский дипломат, по происхождению лифляндец. В 1767 71 Ш. занимал пост посланника в Испании. В августе 1772 был назначен посланником в Варшаву, где принял участие в осуществлении первого раздела Речи Посполитой (см. Петербургская… … Дипломатический словарь

Непал — Королевство Непал, гос во в Юж. Азии. Название от санскр. нипа у подножья гор , алай жилище , обитаемое место , т. е. жилище у подножья горы , что соответствует реальной геогр. действительности: наиболее населенные р ны страны (долина Катманду и… … Географическая энциклопедия

Карл II (король Наварры) — Карл II Злой Charles II de Navarre, Charles le Mauvais … Википедия

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ — целостные совокупности характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально экономических, политических и др. отношениях. Осн. подходы к их выделению были заложены славянофилами. Концепцию К. и. т.… … Русская философия: словарь

ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ — – использование воды в установленном законом порядке. В СССР все водные ресурсы национализированы и являются исключительной собственностью государства. Национализация вод установлена декретом «О земле» и закреплена в ст. 6 Конституции СССР.!… … Советский юридический словарь

Культурно-исторические типы — целостные совокупности характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально экономических, политических и др. отношениях. Осн. подходы к их выделению были заложены славянофилами. Концепцию К. и. т.… … Русская Философия. Энциклопедия

Источник

Значение словосочетания «подготовить почву»

Значение слова «подготовить&raquo

ПОДГОТО́ВИТЬ , —влю, —вишь; сов., перех. (несов. подготавливать и подготовлять). 1. Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л. Подготовить лекцию. Подготовить наступление. Подготовить роль. Подготовить собрание. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «почва&raquo

ПО́ЧВА , -ы, ж. 1. Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь; земля. Повышение плодородия почвы. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова охотка (существительное):

Читайте также:  Как улучшить глинистую почву песком

Ассоциации к слову «подготовить&raquo

Ассоциации к слову «почва&raquo

Синонимы к словосочетанию «подготовить почву&raquo

Предложения со словосочетанием «подготовить почву&raquo

  • Только кропотливый труд и щепетильность при привлечении необходимых ресурсов могут подготовить почву для появления поражающих воображение компаний.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «подготовить почву»

  • Приезжай в Москву, — так заканчивал хитрый царедворец свое послание, может быть, в чем и успеешь, я же пока постараюсь подготовить почву и стороной разведать, как может быть принято такое ходатайство.

Сочетаемость слова «подготовить&raquo

Сочетаемость слова «почва&raquo

Афоризмы русских писателей со словом «подготовить&raquo

  • Теория учит нас, что прежде чем приступить, надо подготовить необходимые условия и соответствующую почву.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «подготовить&raquo

ПОДГОТО́ВИТЬ , —влю, —вишь; сов., перех. (несов. подготавливать и подготовлять). 1. Провести предварительную работу для осуществления, проведения и т. п. чего-л. Подготовить лекцию. Подготовить наступление. Подготовить роль. Подготовить собрание.

Значение слова «почва&raquo

ПО́ЧВА , -ы, ж. 1. Поверхностный слой земной коры, в котором развивается растительная жизнь; земля. Повышение плодородия почвы.

Предложения со словосочетанием «подготовить почву&raquo

Только кропотливый труд и щепетильность при привлечении необходимых ресурсов могут подготовить почву для появления поражающих воображение компаний.

Прежде чем посадить семена, нужно тщательно подготовить почву, сделать её максимально плодородной.

Перед тем как определить её на намеченное на садовом участке место, нужно заранее подготовить почву.

Источник

Урок русского языка в 10 классе фразеологизмы.docx

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок русского языка в 10 классе

· совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;

· развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;

· воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;

· воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

1. Организационный момент

2. Мне хотелось бы эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку взять следующие строки:

Итак, не будем бить баклуши.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

— Как вы считаете, почему именно это изречение я взяла в качестве эпиграфа? Что вы видите в нашем эпиграфе? (фразеологизмы).

Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка. Ф. выполняют роль одного члена предложения)

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф. Подобное мы видим и в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимое словосочетание.

Например, существуют слова: вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь = как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. ДОСКА

(водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)

Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.

Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота

Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.

Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.

-Что же такое фразеология? (Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.)

Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.

Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?

Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению

IV. Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы)

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

Читайте также:  Как подкормить перец нашатырным спиртом

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

– Рассказ о происхождении фразеологизмов нить Ариадны, ящик Пандоры (сообщение)

Это выражение пришло из мифа об афинском герое Тезее. Ариадна, дочь критского царя Миноса, помогла Тезею, прибывшему из Афин, сразиться с ужасным Минотавром. С помощью клубка ниток, который дала Тезею Ариадна, он сумел после победы над чудовищем благополучно выбраться из лабиринта – жилища Минотавра.

Переносное значение выражения “нить Ариадны”: средство выйти из затруднения или руководящее начало.

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили, не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометей не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на Землю красивую женщину – Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.

Выражение “ящик Пандоры” имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

“Неспроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится” – говорят в народе. И действительно, каждое народное выражение, ставшее крылатой фразой, имеет свое основание. Знание таких выражений обогащает речь, а знание происхождения их откроет нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа. Мы часто говорим: остаться с носом или зарубить на носу. Оказывается, они не только разного происхождения, но и не имеют никакого отношения к слову “нос” в современном понимании.

Остаться с носом, зарубить на носу

По древнему обычаю жених невесты приносил родителям невесты нос, т.е. приношение. Подарок, выкуп (на Востоке – калым). Если жениху отказывали, он оставался с носом. Остаться с носом – значит потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Иного происхождения фразеологизм “зарубить на носу” носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу – значит хорошо запомнить.

А теперь давайте поработаем по определению группы фразеологизмов.

Мифология древнего мира

За тридевять земель (1), при царе Горохе (1), кануть в Лету (2), провалиться в тартарары(2), казанская сирота (3), по щучьему веленью (1), Троянский конь (2), вавилонское столпотворение (2), у разбитого корыта (1), искать жар-птицу (1), метать громы и молнии (2).

Теперь самостоятельно распределите фразеологизмы по нескольким группам.

Охота, рыбная ловля

Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?

Ученики. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.

— Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)

— Что такое антонимы? (Антонимы — слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)

Поработаем с карточками. Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)

Найдите фразеологические синонимы

Витать в облаках

Связывать по рукам и ногам

Вставлять палки в колеса

Из другого теста

Небо и земля

Семи пядей во лбу

В тот же миг

Строить воздушные замки

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колесе

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Найдите фразеологические синонимы

Набрать в рот воды

Встал не с той ноги

Теряться в догадках

Играть в молчанку

Как сквозь землю провалился

Днем с огнем не найдешь

Найдите фразеологические антонимы

Как из-под земли вырос

Бить баклуши

Сидеть сложа руки

Как кошка с собакой

Как сквозь землю провалился

Не покладая рук

– Замените, пожалуйста, фразеологизм одним словом.

1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. НОС

2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. УШИ

3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР

Прочитайте предложения. Найдите в них фразеологизмы (подчеркните). Определите их значение.

4. 2) Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев) 3) Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев) 4) Сначала все шло как по маслу , и наш француз вошел в Москву с поднятой головой . (И.Тургенев) 5) Он только что приехал в город и присматривался , куда бы кинуть якорь . (В.Мильчаков) 6) Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета . (Н.Носов) 7) И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык , замолчал. (В.Даль)

Учитель. Пришло время закрепить наши знания. Для этого мы продолжим свою тестовую работу, в которой будут использованы задания ЕГЭ. Работа проводится по вариантам.

Читайте также:  Плант удобрение для растений

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.

б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.

в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.

г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.

2. Укажите предложение с фразеологизмом.

а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.

б) Топором не размахивай.

в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.

г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.

3. Укажите предложение с фразеологизмом.

Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.

б) Комар сел мне на шею.

в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!

г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.

4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?

а) сильно разбогатеть;

б) нравственно опуститься, одичать;

в) терпеливо ждать;

г) возмужать, повзрослеть.

5. Укажите неверное утверждение

а) фразеологизмы — свободные сочетания слов;

б) существуют фразеологизмы-синонимы;

в) фразеологизмы придают речи живость и образность;

г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения

1. Укажите предложение с фразеологизмом.

а). Сидел кот в мешке и мяукал.

б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.

в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.

г) Эти ваши предложения — кот в мешке

2. Укажите предложение с фразеологизмом

а) Не только дом разрушен — двора не осталось.

б) До постоялого двора осталось три версты.

в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.

г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоко­ лом

3. Укажите предложение с фразеологизмом

а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.

б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.

в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!

г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката

4. Закончите фразеологизм: «нить _____________ »

г) царя Соломона

5. В каком предложении не используется фразеологизм?

а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.

б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.

в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и суме­ла в гостях победить соперника.

г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)

Работа над упр 70 1-5 предложение , коментарий

-Давайте скажем, что мы сегодня вспомнили о фразеологизмах?

-Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов?

-С какой целью фразеологизмы используются в художественной литературе?

-Какова их роль в речи?

Домашнее задание стр 63 – 64 прав.учить, упр 70 предл 6-10, упр 72

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, коломенская верста, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом, чин чином.

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Лить колокола, бить баклуши, попасть впросак, тянуть канитель, разделать под орех, сбоку припека, мерить на свой аршин, во все тяжкие, пули лить, сходить со сцены, играть первую скрипку, ставить не на ту лошадь, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Лучше меньше да лучше, всерьез и надолго, головокружение от успехов, властитель дум, лицом к лицу, мы пахали, медвежья услуга, взгляд и нечто, блоху подковать, рыцарь на час, герой не моего романа, ворона в павлиньих перьях, свинья в ермолке, премудрый пескарь, пошла писать губерния. Волга впадает в Каспийское море, демьянова уха, быть или не быть, а король-то голый, последний из могикан, сражаться с ветряными мельницами, рыцарь печального образа.

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Соль земли, хлеб насущный, блудный сын, зарывать талант в землю, Фома неверующий, вложить персты в язвы.

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, нет пророка в своем отечестве, золотой телец. Манна небесная, валаамова ослица, посыпать пеплом голову, глас вопиющего в пустыне, краеугольный камень.

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Прометеев огонь, муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить, между Сциллой и Харибдой, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, аттическая соль, эзоповский язык, золотая середина, со щитом или на щите, и ты, Брут, перейти Рубикон.

Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.

Альма матэр, альтер эго, альфа и омега, не в своей тарелке, таскать каштаны из огня, ставить точки над и, синий чулок, разбить наголову, буря в стакане воды, после нас хоть потоп, потерпеть фиаско, воздушные замки, время – деньги, секрет полишинеля, пиррова победа, варфоломеевская ночь.

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, на точке замерзания, белое пятно, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости, удельный вес.

Охота, рыбная ловля

Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (6), закинуть удочку (2), поднимать целину (1), на ловца и зверь и бежит (2), доводить до белого каления (3), в здоровом теле здоровый дух (5), снять стружку (3), ни пуха ни пера (2), сложить головы (4), бить баклуши (2), держать порох сухим (2 или 4), на два фронта (4), сойти со сцены (6), понюхать пороху (4), переменить декорации (6).

Источник

Adblock
detector