Меню

Показатели санитарно эпидемиологической безопасности почвы

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Гигиена почвы — Санитарно-эпидемиологический надзор

Гигиена почвы

Гигиена почвы

Почва имеет важное санитарно-гигиеническое и медицинское значение. В отличие от других сред в почве отсутствует возможность ее быстрого очищения, поэтому химические загрязнители могут сохраняться в ней долгие годы и, включаясь в экологические цепи, обусловливать длительное комплексное и комбинированное воздействие токсикантов на организм человека, что повышает риск возникновения хронических интоксикаций. В частности, вредное действие может передаваться по пищевым цепочкам в системе почва – растения – животные – человек.

К числу приоритетных тяжелых металлов, загрязняющих почву населенных мест, относятся кадмий, марганец, медь, мышьяк, ртуть, свинец, цинк. Загрязнение тяжелыми металлами является одним из главных факторов, отрицательно сказывающимся на свойствах городских почв и качестве выполнения ими функций, по сравнению с природной почвой. В Архангельской области источниками загрязнения почвы селитебных территорий являются предприятия лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, сельского хозяйства, автотранспорт, хозяйственно-бытовая деятельность человека.

В Архангельской области в 2010 г. эксплуатировалось 7 полигонов для твердых бытовых отходов в городах Коряжма, Котлас, Новодвинск, Северодвинск, Мирный, в населенных пунктах Яренск и Плесецк. Отводы земельных участков, проекты строительства полигонов твердых бытовых отходов (далее ТБО), ввод в эксплуатацию были осуществлены по согласованию с органами Роспотребнадзора. Во всех остальных населенных пунктах обустроены свалки для ТБО. Пункты радиационного контроля на полигонах, свалках не оборудованы. На всех полигонах области и свалке г. Архангельска проводится регулярный производственный лабораторный контроль. Вывоз бытовых отходов производится специализированным транспортом.

Основная доля твердых отходов в Архангельской области утилизируется на свалки. Санитарно-техническое состояние большинства свалок неудовлетворительное: отсутствует обваловка по периметру, водонепроницаемые основания, технологический цикл по изоляции отходов не обеспечен. На местах разгрузки и складирования ТБО отсутствуют переносные сетчатые ограждения.

В сельской местности большинство свалок эксплуатируются без санитарно — эпидемиологических заключений, так как на свалки не переоформлены правоустанавливающие документы из-за изменения владельцев (колхозы, леспромхозы, которые в настоящие время изменили свой статус, реорганизованы). Переоформление затягивается из-за отсутствия средств. Производственный лабораторный контроль на большинстве свалок не организован.

Проблемным вопросом является организация санитарной очистки территории в сельских населенных пунктах. Санитарная очистка проводится в основном в весенне — осенний период года, сбор отходов осуществляется в деревянные помойницы, выгребные ямы. Вывоз ТБО проводится специализированным транспортом или приспособленными машинами муниципальных предприятий или техникой, арендуемой у сторонних организаций, или самовывозом. Графики очистки помойных и выгребных ям, мусорных контейнеров не всегда выполняются, в связи с недостаточным количеством и неудовлетворительным техническим состоянием автотранспорта.

На территории Архангельской области действует долгосрочная целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2009-2011 годы», в которую включены следующие мероприятия:

  • утилизация ртутьсодержащих отходов бюджетных организаций Архангельской области;
  • утилизация и транспортировка бесхозных источников ионизирующего излучения и радиоактивного загрязнения фрагментов металлолома на территории Архангельской области.

На выполнение данных мероприятий было запланировано выделить 1842 тыс. рублей, однако, в 2010 г. финансирование работ не проведено. В 2010 г. правительством Архангельской области совместно с органами местного самоуправления проводилась работа по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территории Архангельской области. Всего выявлено 1012 несанкционированных свалок, ликвидировано – 684, вывезено отходов на свалки – 5333,7 м 3 .

Читайте также:  Какие растения вызывают заболачивания почва

В целях повышения уровня благоустройства, улучшения санитарно — эпидемиологической и экологической обстановки на территории г. Котласа в 2010 г . в рамках целевой программы «Благоустройство и охрана окружающей среды МО «Котлас» на 2008-2010 годы» были проведены:

  • работы по рекультивации старой свалки г. Котласа (освоено 100 тыс. руб. местного бюджета);
  • строительство двух контейнерных площадок в районе жилого частного сектора, (освоено 70 тыс. руб.);
  • утилизация ртутьсодержащих отходов бюджетных организаций (за счет средств местного бюджета 27 тыс. руб.).

В рамках реализации программы социально-экономического развития МО «Город Онега и Онежский район» на 2008-2010 гг. в 2010 г . проведены следующие мероприятия:

  • приобретение установки «Крематор» (освоено 264 тыс. руб.);
  • оборудование площадки для ТБО и подъезда к ней в п. Кодино (освоено 30 тыс. руб.).

Пинежский район вошёл в российско – норвежский проект по снижению ртутьсодержащего загрязнения на территории Архангельской области. Администрация МО «Пинежский район» выступила с техническим заданием на выполнение инженерно -геологических изысканий для разработки проекта генерального плана совмещённого с проектом планировки с. Карпогоры Пинежского района (полигон ТБО МО «Междуреченское»), финансирование на 2010г. составило -250 тыс. руб.

На территории Вельского района действует целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение сбора и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории МО «Вельский муниципальный район» на 2008 – 2010 гг.», объем финансирования на 2010 г. составил 450,1 тыс. руб.

В г. Новодвинске действует социально-экономическая целевая программа «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности муниципального образования «Город Новодвинск» на 2009-2011 годы». На основании Постановления администрации МО «Город Новодвинск» от 18.05.2010г. № 351-па «О внесении изменений в Перечень мероприятий социально-экономической целевой программы «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности МО «Город Новодвинск» на 2009-2011 годы» на 2010 год (в редакции постановления администрации МО «Город Новодвинск» от 15.02.2010г. № 139-па), в указанную программу были внесены изменения и в 2010 году было запланировано выполнение двух мероприятий по охране почвы. В соответствии с программой в 2010 г. проведены следующие мероприятия:

  • разработана и проведена экспертиза проектно-сметной документации по расширению полигона ТБО г. Новодвинска (освоено 1093,5 тыс. руб.). Получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии предпроектных материалов по предоставлению земельного участка для расширения полигона ТБО г. Новодвинска санитарному законодательству;
  • разработана «Генеральная схема санитарной очистки территории г. Новодвинска» (освоено 332,5 тыс. руб.).

В соответствии с Муниципальной долгосрочной целевой программой «Мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования «Северодвинск» на 2010-2012 годы» на территории г. Северодвинска выполнены следующие мероприятия:

  • организация весового контроля на полигоне ТБО (освоено 2239,9 тыс. руб.);
  • утилизация ртутьсодержащих отходов (освоено 17,5 тыс. руб.);
  • содержание территории общего пользования (берега рек, озер, прилегающие территории к домам и др.), освоено 265,8 тыс. руб.;
  • ликвидация несанкционированных свалок (освоено 500 тыс. руб.);
  • выполнение работ по капитальному ремонту очистных сооружений (освоено 582,5 тыс. руб.);
  • проведение дней экологической безопасности (освоено 16,0 тыс. руб.).

В 2010 году за нарушение требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, охраны почвы Управлением наложено 96 штрафов, в т.ч. 25 штрафов на юридических лиц. Общая сумма наложенных штрафов – 1037,9 тыс. руб., в том числе на юридических лиц – 613,5 тыс. руб.

Читайте также:  Посадка лука подготовка почвы удобрения

Анализ санитарного состояния почвы Архангельской области

В целях контроля загрязнения почвы в области за 2010 год было исследовано 4090 проб почвы (в 2009 г. – 4140) на санитарно-химические, микробиологические, паразитологические, радиологические показатели, преимагинальные стадии мух. Из указанного числа проб 522 (12,8%) исследовались на санитарно-химические показатели, из них 79 проб (15,1%) не соответствовали гигиеническим нормативам. Из общего числа исследованных проб по санитарно-химическим показателям в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах применения пестицидов и минеральных удобрений исследовано 27 проб почвы, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 10 (37,0%), на территории детских учреждений и детских площадок – 240 проб, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 35 (14,6%), в селитебной зоне – 441 проба, из них не соответствовала гигиеническим нормативам 61 (13,8%). Из всех отобранных проб на санитарно-химические показатели 511 проб (12,5%) исследовано на содержание тяжёлых металлов, из них 62 пробы (12,1%) не соответствовали гигиеническим нормативам.

В 2010 г. исследовано 2 пробы почвы на пестициды, все пробы соответствовали гигиеническим нормативам.

Из 1395 исследованных проб почвы по паразитологическим показателям не соответствовало гигиеническим нормативам 77 (5,5%), в том числе в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах применения пестицидов и минеральных удобрений 2,4%, в селитебной зоне 5,7%, на территории детских площадок 5,1%.

Из 1128 исследованных проб на микробиологические показатели не соответствовало гигиеническим нормативам 291 (25,8%), в том числе в зоне влияния промышленных предприятий, транспортных магистралей, в местах применения пестицидов и минеральных удобрений 34,3%, в селитебной зоне 24,6% на территории детских площадок 21,6%.

Исследовано 49 проб почвы на радиоактивные вещества и 996 проб на преимагинальные стадии мух, из них все соответствовали гигиеническим нормативам.

Источник

Гигиенические требования к земельным участкам для строительства объектов жилого и общественного назначения

Требования к земельным участкам регламентированы ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в редакции от 29.07.2017 г. (с изм. и доп. , вступ.в силу с 30.09.2017 г.), санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами: СанПиН 2.1.7.1287-03 »Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», СанПиН 2.6.1.2523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ -99/2009)», СанПиН 2.6.1.2800-10 «Гигиенические требования по ограничению облучения населения за счет природных источников ионизирующего излучения», СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»: ГН 2.1.8/2.2.4.2262-07 «Предельно допустимые уровни магнитных полей частотой 50 Гц в помещениях жилых, общественных зданий и на селитебных территориях», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест» (с изменениями и дополнениями), ГН 2.1.7.2041-06 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в почве», ГН 2.1.7.2511-09 «Ориентировочные допустимые концентрации (ОДК) химических веществ в почве».

Читайте также:  Применение конского перегноя как удобрение

При решении вопросов о размещении объектов жилого и общественного назначения, выборе земельных участков под строительство объектов должны соблюдаться санитарные правила, выполнение требований которых является обязанностью индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (ст. 11, ст. 12 п.2 №52-ФЗ).

Оценка земельного участка на соответствие требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов проводится как на стадии предпроектной документации (обоснование инвестиций, градостроительное обоснование и др.) , так и на стадиях выбора земельного участка, разработки проектной документации , выполнения строительных работ и после завершения строительства. Проектно-сметная документация на строительство объекта должна быть разработана с соблюдением требований санитарных правил и гигиенических нормативов о соответствии земельного участка под размещение (строительство) определенного объекта.

Оценка соответствия земельного участка санитарно-эпидемиологическим требованиям проводится на основании комплексной санитарно-эпидемиологической экспертизы качества почвы, радиационной обстановки , уровня загрязнения атмосферного воздуха , уровней шумового и электромагнитного загрязнения в границах земельного участка. При необходимости проводится оценка соответствия качества подземных вод (грунтовых) по результатам исследований воды из пробуренных скважин на территории земельного участка.

Санитарно-эпидемиологические экспертизы земельных участков проводятся учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аккредитованными в установленном порядке , а также иными экспертными организациями , имеющими в области аккредитации соответствующий вид деятельности. На территории Республики Мордовия к таким учреждениям относится ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» , аттестат аккредитации № RA. RU. 710004 от 08.04.2015 г. Санитарно-эпидемиологические экспертизы проводятся как в рамках обеспечения мероприятий по государственному санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору), так и в рамках выполнения работ по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами на возмездной основе в соответствии с принятым прейскурантом на условиях предварительной оплаты.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза или санитарно-эпидемиологическая оценка показателей безопасности земельных участков под строительство зданий и сооружений является комплексной и состоит из экспертизы показателей радиационной безопасности, экспертизы уровня электромагнитного излучения , шумового загрязнения, экспертизы уровня загрязнения почвы , уровня загрязнения атмосферного воздуха. Оценка соответствия или несоответствия проводится на основании результатов лабораторных исследований и измерений , проведенных аккредитованными испытательными лабораториями. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» в своем составе имеет аккредитованный испытательный лабораторный центр, аттестат аккредитации № POCC. RU.0001.510112 от 03.06.2013 г. Область аккредитации лабораторного центра включает полный перечень необходимых исследований и измерений для объективного изучения земельных участков.

Специалистами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» на основании нормативных и методических документов, в том числе: МУ 2.1.7.730-99 «Гигиеническая оценка качества населенных мест», МУ 2.6.1.2398-08 «Радиационный контроль и санитарно-эпидемиологическая оценка земельных участков под строительство жилых домов, зданий и сооружений общественного и производственного назначения в части обеспечения радиационной безопасности» и опыта практической деятельности разработана Примерная план-программа санитарно-эпидемиологической экспертизы по результатам лабораторно- инструментальных исследований земельного участка под размещение объекта строительства, которая включает в себя объемы исследований (проб), виды, показатели.

За один земельный участок принимается площадь до 5000 кв. м (0,5 га) с последующим увеличение кратности исследований на каждые 0,5 га.

Источник

Adblock
detector