Меню

Помет птичий отход или удобрение

Позиция Минприроды России по вопросу лицензирования в области обращения с отходами животноводства

Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»(далее – Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.

Одновременно с этим, согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления» (далее – ГОСТ) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.

При этом перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (далее — ФККО).

Согласно ФККО подтип отходов – отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных) содержит такие группы отходов, как «Навоз крупного рогатого скота» (код 1 12 110 0000 0), «Навоз конский» (код 1 12 210 0000 0), «Навоз верблюжий» (код 1 12 310 0000 0), «Навоз мелкого рогатого скота» (код 1 12 410 0000 0), «Навоз свиней» (код 1 12 510 0000 0), «Помет птичий» (код 1 12 710 0000 0), «Навоз пушных зверей» (код 1 12 911 0000 0).

В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерпльного закона от № 99-ФЗ «…»деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ к отходам не относят «побочный продукт» — дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

На основании комплексного анализа норм действующего законодательства, отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.

Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.

Читайте также:  Перегной для грядки можно или нет

Так, положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 октября 2002 г. № 36, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.

При несоответствии результатов исследования проб нормам технических условий, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а также с ГОСТ 31461-2012 «Межгосударственный стандарт. Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия», введенным в действие приказом Росстандарта от 15 ноября 2012 г. № 883-ст, устанавливающим требования для всех видов помета — органического сырья, используемого при производстве удобрений, птичий помет не может быть реализован как продукция для производства работ или оказания услуг.

Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию навоза жидкого установлены ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 9 января 1984 г. № 47).

Требования к удалению навоза при содержании крупного рогатого скота (далее – КРС) в целях его воспроизводства, выращивания и реализации, установлены приказом Минсельхоза России от 13 декабря 2016 г. № 551 «Об утверждении Ветеринарных правил содержания крупного рогатого скота в целях его воспроизводства, выращивания и реализации» (далее – Правила).

Правилами устанавливаются требования к условиям содержания КРС в целях воспроизводства, выращивания, реализации, а также требования к осуществлению мероприятий по карантинированию КРС, обязательным профилактическим мероприятиям и диагностическим исследованиям КРС, содержащегося гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 500 голов КРС включительно (далее — Хозяйства), а также организациями, содержащими более 500 голов КРС (далее — Предприятия).

Согласно пункту 11 Правил навоз в Хозяйствах необходимо убирать и складировать на навозохранилищах и (или) площадках для хранения и биотермического обеззараживания навоза.

В соответствии с пунктом 64 Правил во всех животноводческих помещениях Предприятий необходимо осуществлять своевременную уборку навоза, а также его обеззараживание биологическим (длительное выдерживание), химическим или физическим (термическая обработка или сжигание) способами.

Таким образом, Правилами предусмотрено, что удаление навоза должно завершаться процессом обеззараживания.

Поскольку обеззараживание является последней и обязательной стадией удаления навоза, фиксировать (учитывать) факт образования навоза в качестве отхода деятельности по содержанию животных следует после завершения технологического цикла по его удалению, а именно, после завершения стадии его обеззараживания.

Аналогичные подходы реализованы в ветеринарных правилах содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 29 марта 2016 г. № 114 (далее – Правила № 114).

Согласно пункту 9 Правил № 114 навоз свиней необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.

Читайте также:  Что такое торф как удобрение

Требования биотермического обеззараживания помета птиц установлены ветеринарными правилами содержания птиц на личных подворьях граждан и птицеводческих хозяйствах открытого типа, утверждены приказом Минсельхоза РФ от 3 апреля 2006 г. № 103.

Согласно нормам ветеринарных правил содержания птиц на птицеводческих предприятиях закрытого типа (птицефабриках), утвержденных приказом Минсельхоза РФ от 3 апреля 2006 г. № 104, птицеводческие предприятия должны включать зону хранения и утилизации отходов производства, включая пометохранилище, площадку для компостирования, цех сушки помета.

Таким образом, приведенные выше нормативные правовые акты предусматривают обезвреживание навоза и помета как обязательный технологический процесс при содержании и разведении животных и птиц.

Обязательность обеззараживания навоза после его удаления из помещений для содержания животных указывает на то, что обеззараживание отходов не является специализированной деятельностью в области обращения с отходами и лицензированию, согласно требованиям статьи 9 Закона № 99-ФЗ, не подлежит.

Дополнительно Минприроды России обращает внимание, что исходя из судебной практики, судами признается необоснованным требование о наличии у хозяйствующего субъекта лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, в случае если навоз, образующийся в результате его хозяйственной деятельности, используется им в качестве удобрения для собственных нужд, им разработаны технические условия и технологический регламент получения и применения удобрения, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы, получены экологический сертификат соответствия и паспорт качества продукции (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 февраля 2019 г. № Ф09-9803/18 по делу № А07-21119/2018).

Также, согласно статье 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления к объектам обезвреживания и (или) объектам размещения отходов, проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, а также проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

Источник

Отходы животноводства: навоз свиней, помет птичий

Среди вопросов, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители, остается до сих пор нерешенным вопрос обращения с отходами. В соответствии с законодательством, навоз свиней и помет птичий с одной стороны считаются отходами производства, а с другой – может быть использовано фермерами как сырье и удобрения.

Поэтому они подпадают под разные формы регулирования. Как же фермерские хозяйства работают с отходами животноводства в современных реалиях? Как переработать куриный помет в условиях птицефабрик?

Навоз и помет как отходы производства

Отходы жизнедеятельности животных в каталоге ФККО отнесены в 1-й блок «Сельское, лесное хозяйство и рыбалка» подтип «Отходы животноводства». Код ФККО – 11200000000.

Более подробно о кодах ФККО для различных видов деятельности можно прочитать здесь.

В зависимости от вида навоза и помета каждой группе отходов присваивается класс опасности отхода.

Так, навоз и помет подразделяется на свежий (только что образовавшийся) и перепревший. Для перепревшего навоза класс опасности снижается, т.к. он разлагается и теряет влагу.

Класс опасности навоза и помета птичьего:

Навоз и помет свежий

Читайте также:  Деаэрация электролита почвы это

навоз крупного рогатого скота свежий

навоз конский свежий

навоз мелкого рогатого скота свежий

навоз пушных зверей свежий

навоз свиней свежий

помет куриный свежий

помет утиный, гусиный свежий

Навоз и помет перепревший

навоз крупного рогатого скота перепревший

навоз конский перепревший

навоз мелкого рогатого скота перепревший

навоз пушных зверей перепревший

навоз свиней перепревший

помет куриный перепревший

помет утиный, гусиный перепревший

Трудности для отрасли

Согласно ст. 14 Закона № 89-ФЗ, если в результате хозяйственной деятельности образуются отходы производства, то ответственное юрлицо обязано определить класс опасности и оформить паспорта отходов. Деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности также подлежит обязательному лицензированию.

Стоит отметить, что V класс опасности отходов не требует получение лицензии как наименее вредный для окружающей среды.

Ст. 1 Федерально Закона №89 от 24.06.1998 года дает определение деятельности по обращению с отходами. Сюда относится транспортировка, утилизация, перевозка и обработка отходов. В свою очередь, накопление отходов – это размещение отходов на срок не более чем 11 месяцев.

Таким образом, фермеры обязаны приобрести лицензию, если срок хранения навоза и помета составляет более 11 месяцев. Навоз и помет могут накапливаться и хранится в специально обустроенных местах без лицензии сроком до одиннадцати месяцев. Хотя зачастую этот срок недостаточен для сельхозпроизводителей.

В чем же сложность исполнения данного требования на практике?

Например, если сельхоз предприятие имеет оснащенные навозохранилища, но они находятся за пределами основной производственной площадки – данному предприятию придется оформить лицензии на оба объекта. Транспортировка между хранилищами и подготовка отходов – деятельность, также подлежащая лицензированию.

В связи с этим, затраты крупных предприятий и мелких фермерских хозяйств существенно увеличиваются, что влечет за собой рост цен на конечную продукцию и вытеснение малого и среднего бизнеса из сельского хозяйства.

Отходы животноводства как удобрение

Навоз животных и помет птичий может использоваться в хозяйственной деятельности в качестве удобрения. Разработан также специальный ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические», в котором даны методические рекомендации по подготовке навоза и помета к использованию как удобрения.

Если фермер решит использовать навоз и помет I-IV класса опасности в качестве удобрения, либо вывезти за пределы оборудованного участка хранения, нужна будет лицензия.

Отходы животноводства должны соответствовать ветеринарным и экологическим нормам, если в планируется их применение как органических удобрений.

Таким образом, на практике животноводческим хозяйствам необходимо:

  • Оформить паспорта отходов животноводства
  • Разработать проект ПНООЛР
  • Лицензировать деятельность для отходов I–IV классов опасности
  • Ежегодно сдавать отчет МСП в Росприроднадзор
  • Разработать проект ПДВ
  • Внести места хранения навоза и помета в государственный реестр объектов размещения отходов

В случае выявления проверяющими органами отсутствие лицензий на обращение с навозом и птичьим пометом, на фермерские хозяйства налагаются штрафы. Размер штрафов составляет от 10 до 30 тысяч рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тысяч рублей — на юридическое лицо. Стоимость лицензии начинается от 100 тысяч рублей и может составлять до 2 млн рублей.

Проблема стоит довольно остро, ведь для небольших и средних фермерских хозяйств, получение лицензии, прохождение государственной экологической экспертизы является непосильным финансовым бременем. Поэтому подавляющее большинство животноводческих хозяйств скрывает хранение навоза и помета птиц и не занимаются про

Источник

Adblock
detector