Урок по окружающему миру в 3-м классе. Тема «Почва»
На данном уроке применяется технология исследования с целью формирования новых знаний о составе почвы.
Средства ИКТ – для углубления и расширения знаний по данной теме.
Для самостоятельного изучения материала и развития коммуникативных качеств используется работа в группах.
Тип урока: исследование (опыты, работа в группах)
Цель: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством и охраной.
Задачи:
- Дать элементарные знания о почве;
- Познакомить с разнообразием почв;
- Выяснить простейшие связи между почвой, растительностью, животными и горными породами.
Оборудование:
- Раздаточный материал: коробочки с глиной, песком, землей
- Пакетики с неорганическими удобрениями
- Штатив, спиртовка, стекло, стаканы, воронка
- Гербарии
- Кроссворд
- Электронная презентация
Литература: популярная энциклопедия для детей “Все обо всем”, “Кто такой? Что такое?” 2 том, “Детская энциклопедия”
Ход урока
I. Введение в тему.
Прежде чем начать изучение нового материала, давайте посмотрим на содержимое коробочек (у каждого на парте 3 коробочки с песком, глиной, землей). Обсуждение
— Содержимое какой коробочки вам хотелось бы изучить сегодня и почему?
Ставятся общие цели и задачи урока. (Приложение № 1, слайд № 1)
Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва, что в ней содержится, основное её назначение, может ли почва удивить нас.
II. Исследование.
— С чего начнем наше исследование? Что такое почва, из чего состоит?
Опыт № 1. В стакан с землей бросить кусочек сухой земли. Что заметили? Пузырьки.
Вывод: в почве содержится воздух
Опыт № 2. Подержать над нагретой почвой холодный кусочек стекла. Он покрылся капельками воды.
Вывод: в почве содержится вода.
Опыт № 3. Прокаливание почвы. Почувствовали запах, появился дым.
Вывод: это доказывает, что в почве есть перегной (Остатки растений, сухих листьев, останки умерших мелких животных). В одних почвах его мало, в других много. Чем больше, тем почва темнее, богаче питательными веществами.
Опыт № 4. Прокаленную почву опустить в стакан с водой. Отстоялась, разобрать слои: песок вверху, ниже глина.
Вывод: в почве есть песок и глина.
Опыт № 5. Сделать три воронки в стаканчики с землей, глиной, песком. Налить воды. Сравнить проходимость воды.
Вывод: почва пропускает воду хуже глины, но лучше песка.
— Сделайте большой вывод: что такое почва, из чего состоит? (Приложение № 1, слайд № 2, 3, 4)
“Чудесная кладовая” — чтение рассказа учителем.
— Каково же основное свойство почвы? Плодородие.
Работа с учебником, с. 21 (“Мы и окружающий мир”).
— Одинакового ли цвета почва в разных местах?
— При каких условиях плодородие почвы будет более высоким? Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения.
Самое большое количество перегноя содержится в черноземных почвах (показ образца в коробке). На них выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных растений. (Работа по карте) Черноземы – средняя полоса России: Тула, Курск, Воронеж, Самара, Челябинск, Омск. У вас на партах лежит тот состав почвы, который чаще всего встречается в нашей стране. На что похож по цвету состав почвы? На золу.
Это подзолистые почвы. В них перегноя не очень много. Именно такие почвы у нас на Урале. Есть почвы, в которых много глины. Дайте им название. Глинистые.
Почвы с преобладанием песка… Песчаные. (Приложение № 1, слайд № 5,6)
Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Они коричневого цвета. Хотя в них много остатков растений, перегноя в них меньше, чем в черноземах. На болотах много воды и растения перегнивают плохо. Для использования торфяных почв их осушают. (Показ на карте местонахождения торфяных почв: Сибирь, тундра)
В) Обработка почв.
Нам дали участок земли под огород. Что мы должны сделать, чтобы получить хороший урожай? (Идет обсуждение)
— Почва – одно из основных наших природных богатств. Почему? (ответы детей)
Без неё человек не может обеспечить себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. Живые растения берут питание из почвы, тем самым уменьшая её плодородие. Как же сохранить это важнейшее свойство почвы?
(Работа в группах с дополнительной научно-популярной литературой)
Результат обсуждения – таблица.
Неорганические удобрения выпускаются у нас в Пермском крае. Где? Город Березники. Калийный комбинат. (Показ образцов удобрения).
— Почва образуется в природе очень медленно. (Приложение № 1, слайд № 7,8)
Коль почва растет, живая ли она? (Приложение № 1, слайд № 9)
Образуется почва медленно, а вот разрушается очень быстро. Что разрушает почву? (Ответы детей) Почву может постичь эрозия – разрушение. (Выступления детей: “Овраг”, “Ветер”. (Приложение № 2(а), 2(б); Приложение № 1, слайд № 10,11)
Почва требует ухода. Сильно изношенные и истощенные почвы могут “заболеть”, т.е. они могут утратить свою жизнедеятельность, перестанут плодоносить.
В Конституции нашего государства записано: “Все землепользователи обязаны рационально, т.е. разумно, целесообразно использовать почву, бережно относиться к ней, повышать её плодородие”. Как защитить почву? (Ответы детей. Приложение № 3)
Д) Это интересно.
Растения помогают определять, какая почва. Если встретились заросли печёночницы благородной, значит, почва здесь плодородная, богатая перегноем. Пышно разросшийся подорожник говорит об очень кислой почве. На ней нельзя вырастить высокий урожай большинства культурных растений. В такую почву надо внести известь или её хорошо удобрить золой. Если среди сорняков растут вьюнок полевой, клевер, такая почва не требует известкования. Здесь хорошо будут расти овощные растения. Там, где растут черемуха, дуб, почва хороша для выращивания садовых растений. (Показ гербариев)
III. Закрепление. Кроссворд.
1.Верхний слой земли, в котором растут растения.
2.Одна из составных частей почвы.
3.Вещество, повышающее плодородие почвы.
4.Основное свойство почвы.
IV. Рефлексия.
— Кого вам хотелось бы поблагодарить сегодня на уроке?
— Кто оценивает свою работу на “отлично”?
— Кому нужна по изучению данной темы помощь, в чьём лице?
Электронная презентация, созданная автором проекта совместно с группой учащихся данного класса: Нисов Артём, Моисей Андрей, Нечаев Александр.
Приложение № 2(а)
Большой вред почвам может принести вода. Во время сильных дождей или быстрого таяния снега весной почва не может впитывать всю выпавшую на неё воду. Она начинает стекать под уклоном, смывая и унося сначала верхние, а затем более глубокие слои почвы. Так образуются овраги. Люди ведут борьбу с оврагами: обсаживают их склоны, вершины деревьями и кустарниками, засевают травами. Чтобы замедлить скорость потока воды, а значит, и уменьшить смыв почвы, на дне оврага ставят запруды из камней, бетона или дерева. Вблизи оврагов не пасут скот, не распахивают почву. Если овраг находится на пахотном поле, то почву распахивают на некотором удалении от оврага и обязательно поперек склонов. Если не укреплять овраги, вода всё больше будет размывать их дно и склоны. Овраги всё время будут “расти”, отнимая от полей, огородов, садов плодородные почвы. Там, где не ведут борьбу с оврагами, бывает, что после одного ливня овраг увеличивается на 15–20 м. Не случайно длина некоторых оврагов достигает нескольких километров.
Приложение № 2(б)
Другой враг почвы – ветер. Сильные ветры могут унести слой почвы толщиной до 25 см. После такой работы ветра на участках долгие годы не растут растения. Там, где ветер угрожает почвам, через определенные промежутки высаживают лесные полосы, сеют траву.
Приложение № 3
Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её, делая более проницаемой для воды и воздуха. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Так эти животные обогащают почву перегноем. Поэтому дождевых червей надо охранять.
Источник
Определение органических веществ
Источниками накопления органических веществ в почве являются главным образом
остатки различных растений (корни, листья и т. п.) и животных. Под действием
микроорганизмов эти остатки превращаются в органические вещества, образующие гумус.
Для определения органических веществ существуют два метода: содовой вытяжки и метод
прокаливания почвы. Первый метод основан на том, что гуматы плохо растворимы в воде,
а в щелочах растворяются хорошо. В торой метод основан на выжигании гумуса.
Оборудование и реактивы.
Штатив металлический, весы и разновес, две большие фарфоровые выпарительные
чашки, горелка, тигель металлический, муфельная печь, 10 % раствор углекислой соды.
Помещают 25 г воздушно-сухой почвы в фарфоровую чашку, приливают 50 мл 10 %
раствора соды и в течение 10 минут кипятят, после чего раствору дают отстояться. Затем
раствор сливают в предварительно взвешенную фарфоровую чашку, а осадок промывают
водой два раза с последующим отстаиванием. Промывную воду соединяют с полученным
ранее раствором. Жидкость выпаривают досуха сначала на горелке, а затем в сушильном
шкафу при температуре не выше 105-110°. Остаток _________взвешивают вместе с чашкой, и массу
последней вычитают из общей массы. Полученный результат определяет количество
органических веществ в почве. Отсюда легко рассчитать процент гумуса.
50 г почвы, из которой предварительно отобраны корешки, всыпают в металлический
тигель и подвергают просушиванию в сушильном шкафу в течение 1-2 часов, в
зависимости от влажности почвы, при температуре 105-110°, после чего взвешивают и
определяют массу остатка и процент влажности.
Остаток прокаливают в муфельной печи при температуре не выше 400°, иначе вместе
с гумусом могут выгореть фосфор и калий. Прокаливание продолжают до тех пор, пока
почва не изменит свой цвет (станет красновато-сероватого цвета). После прокаливания
почву взвешивают и устанавливают разницу масс между предыдущим и последующим
взвешиванием. Так определяется процент органических веществ в почве.
Определение влагоемкости почвы.
Под влагоемкостью понимается способность почвы удерживать воду. Влагоемкость
почвы определяется ее насыщением до постоянной массы и установлением разницы между
массой почвы, насыщенной водой, и первоначальной массы в воздушно-сухом состоянии.
Оборудование и материалы.
Весы с разновесом, штатив с кольцами и лапкой, кристаллизатор, широкий стакан,
трубка стеклянная диаметром 30-35 мм и длиной 20-25 см, кусочек марли, почва.
Дно стеклянной трубки затягивают марлей, затем трубку взвешивают. Насыпают в нее
на три четверти объема воздушно-сухую почву и встряхивают несколько раз, чтобы почва
уплотнилась, после чего трубку с почвой взвешивают и устанавливают массу почвы.
Трубку закрепляют на штативе и подводят под нее кристаллизатор или широкий стакан с
водой с таким расчетом, чтобы одна треть почвы находилась в воде. Через сутки трубку
вынимают из сосуда и точно взвешивают. Записав массу, и установив ее увеличение,
трубку снова опускают в сосуд с водой и оставляют еще на сутки, по истечении которых
взвешивание повторяют. Опыт продолжают и на третьи сутки. Когда будет установлено,
что масса не изменяется, опыт прекращают и устанавливают разницу в массе сухой и
Определение капиллярного поднятия воды в почве.
Капиллярная, или волосная, вода передвигается в тонких порах почвы. Это движение
происходит в силу поверхностного натяжения и смачивания. Вода по капиллярам
поднимается тем выше, чем меньше диаметр капилляра, чем тяжелее механический состав
Опытные данные показывают, что в первый момент исследования водоподъемная
способность почвы наиболее велика в крупнозернистой почве, а затем она падает.
Наибольшей водоподъемностью отличаются мелкозернистые почвы, у которых вода
поднимается на наибольшую высоту.
При уплотнении почвы капиллярный подъем воды увеличивается; чтобы избежать
этого, необходимо рыхлить почву, и, наоборот, чтобы притянуть влагу к поверхности
почвы, последнюю уплотняют.
Оборудование и материалы.
Емкость с водой, стеклянные трубки диаметром 4-5 мм, длиной 50-60 см, почва 100 г,
кусочек марли, металлический штатив с лапками.
Берут стеклянную трубку диаметром 4-5 мм и длиной 50-60 см, нижний конец ее
завязывают марлей и насыпают в нее воздушно-сухую почву доверху. Трубку с почвой
встряхивают несколько раз, чтобы почва уплотнилась, после чего ее закрепляют в лапках
штатива и под нижний конец подводят сосуд с водой с таким расчетом, чтобы трубка была
опущена в воду не более чем на 0,5 см.
Отмечают время погружения трубки в воду и наблюдают скорость поднятия воды, что
определяется по изменению цвета почвы.
Определение водопроницаемости почвы.
Водопроницаемостью называют совокупность трех процессов, совершающихся в
почве: 1) впитывание воды почвой, 2) промачивание почвы и 3) фильтрация.
Оборудование и материалы.
Стеклянные трубки длиной 40 см и диаметром 10 мм — 3 шт. (могут быть использованы
бюретки без кранов). Воронка, штативы, стаканы — 3 шт.
Берут три стеклянные трубки высотой 40 см и диаметром 10 мм, завязывают нижние
их концы марлей и насыпают в каждую по 20 г воздушно-сухой почвы, взятой из разных
мест. Трубку встряхивают несколько раз для уплотнения почвы и затем закрепляют на
штативе. Под каждую из них подставляют стакан, затем через воронку, вставленную в
трубку наливают воду на высоту 4 см и поддерживают этот уровень в течение всего опыта.
Время прохождения воды через почву характеризует степень проницаемости почвы.
Для прохождения воды через глинистую почву требуется более продолжительное
время. Через песчаную почву вода протекает быстро. Промежуточные почвы имеют
водопроницаемость, определяемую средними величинами между этими цифрами.
Источник