Меню

Познание мира что такое почва

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Почва-живая земля» (Образовательная область «Познание»).

Ольга Коробкина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром: «Почва-живая земля» (Образовательная область «Познание»).

Образовательные: I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.

II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:

— назвать предмет в целом (почва);

— при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;

— при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т. д.

Развивающая:развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.

Воспитательные:Воспитание экологической культуры:

формирование правильных способов взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, ухаживать за ними).

— сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.

Оборудование: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка,2 банки: с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла, баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка, стаканчики с землей (по количеству детей, семена, наголовники с изображением дерева-2 шт. ,и с изображением дождевого червя-2 шт,обруч-4 шт.

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.

Видал ли ты когда-нибудь семечко 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко стоит ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

— Вы догадались, как она называется?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле). Изображение почвы на экране.

А хорошо запомнить все, что мы сегодня узнаем о почве, помогут карточки которые я буду открывать. (мнемотаблица).

— А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

— А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

— А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай).

А кормит она не только нас, но и растения.

Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

— Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.).

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей. ЭВ

-Чем они дышат? Как и все воздухом.

В. — Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли. Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

В: Ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?

— Возьмите лупы и чашечки с небольшим количеством почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Что вы наблюдаете?

Д. — Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Читайте также:  Как правильно применять удобрения чтобы не допустить загрязнения ими ближайших водоемов

Д. – Это воздух поднимается из воды.

В. – Где же был воздух?

Д. – Воздух был в комочке земли.

В. – Да, воздух был внутри комочка между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В. — Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть?

Д. – В земле есть воздух.

Вывод: в почве есть воздух.

Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).

Для этого возьмем кусочек с клумбы (рыхлой почвы) и с места, где часто ходят люди – тропинки (уплотненной почвы).

Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.

Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).

— Где подземным жителям легче дышать?

— А почему в уплотненной почве воздуха меньше?

Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как — бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Давайте это увидим сами.

Опыт 2. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит. (работа с лупами)

Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.

— А сейчас сожмите кусочек земли в руке.

— Что с ним произошло? Каким он стал?

— Он увеличился или уменьшился? Почему?

Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.

— Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?

— Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке,лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать. Если вы правильно отгадаете, то подземный житель появится на экране.

1)Маленький рост,длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится,в поле ходит покормиться. (полевка)

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит,строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3)Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

4)Погляди на молодцов:веселы и бойки

Волокут со всех концов,материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,тут народ хороший.

Без работы, хоть убей жить не может (муравей)

5)Скачет зверушка, не рота ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Читайте также:  Технологический регламент производства органических удобрений

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

— К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.

Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.

Опыт 3. Рассмотрим воду у меня в баночках.

— Чем они отличаются?

Да, в одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.

— Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?

Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.

В первой банке почва стала влажной,но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.

А во второй? Почва стала не только влажной,но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.

Представьте себя на месте дождевого червяка или крота.

— Какую бы почву вы выбрали для своего дома?

— Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?

Вывод: В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных, но есть и «мертвая вода» — грязная, когда она попадает в почву,подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.

— Откуда берется «мертвая вода»?

Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т. д.

Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже неможет кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.

Поэтому необходимо бережно относится к «Подземному царству», стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.

-Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.

— Поле труд любит.

— Кто не сеет, тот не жнет.

-Земелька черная, а хлеб белый родит.

Землю пахать не в бабки играть.

Земля любит навоз, а лошадь овес.

Земля не уродит – никто не наградит.

А сейчас, чтобы увидеть, как действительно горсточка семян в земле превращается в цветы, овощи мы посеем их в ящики с землей. И в дальнейшем будем наблюдать за их появлением.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва — живая земля» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: «Почва – живая земля» Подготовила:Воспитатель: О. В. Коробкина.

Конспект занятия по экологи для детей старшей группы. «Почва — живая земля» Почва — живая земля Цель: познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов..

Источник

Урок по познанию мира на тему «Почва и её охрана» (2 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Дата:________

Предмет: Познание мира

Тема : Значение почвы и ее охрана.

Цель: Формировать знания о значение почвы и ее охране.

-формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;

-развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и группе; развитие наблюдательности, умения анализировать и делать выводы;

-воспитание чувства любви и заботы, бережного отношения к природе, привлечение внимания учащихся к проблемам экологии.

1. Организационный момент

Дорогие ребята! Сегодня на уроке вы будете давать полные ответы, внимательно слушать учителя и ответы своих товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.

Читайте также:  Правила приготовления растворов удобрений

2. Постановка темы и целей урока

Тема урока «Охрана почв».

Но для начала проведем анализ погоды:

-Скажите, а какое сейчас время года?

Откройте свои тетради, запишите число, сегодняшний день недели, будем записывать анализ погоды на сегодня.

-Давайте попробуем охарактеризовать сегодняшний день:

— Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

-Каким знаком отметим?

-Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

-А были ли сегодня осадки?

-Какая погода с утра и как она меняется к середине дня?

-Сегодня днем обещают температуру _____ градусов. А это тепло или холодно?

3. Актуализация знаний

Учитель: Что такое почва? (Почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных).

Учитель: Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы. (Рисунок 1).

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

5. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микробы)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

КРОССВОРД

У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной? (Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем).

4. Изучение нового материала (продолжение)

Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой. Почву может восстановить сама природа, причём очень медленно: за 250-300 лет -1 см, 20 см — за 5-6 тыс. лет. Зато разрушить почву можно быстро в течение 1 года.

Что разрушает почву? (Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие).

Как предотвратить разрушение почв? (Высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.).

А может ли один человек решить экологические проблемы почвы? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

Охрана почвы – это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.

Какие организации вы знаете? (Например — независимая международная общественная организация “Гринпис” (англ. Greenpeace — “Зеленый мир”), борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира).

Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? (Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев).

-Какое значение имеет почва для человека. ?

Открываем учебники на странице 42. Прочитаем материал, который дан в учебнике.

5. Закрепление изученного материала

-Что может навредить почве?

-Что случится, если на земле исчезнет почва?

6. Подведение итогов

Вернёмся к плану нашего урока. Всё ли мы выполнили? Какие бывают почвы?

Почему надо бережно относиться к почвам? Как надо охранять почвы?

7. Домашнее задание

1. Стр. 42-44 пересказ. Подготовьте ответы на вопросы на стр.44

Источник

Adblock
detector