Меню

Практическая работа 1 определение механического состава почвы простейшими методами

Состав и свойства почв. Методическое пособие (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный педагогический университет

С О С Т А В И С В О Й С Т В А

П О Ч В

Нижний Новгород

Печатается по решению редакционно-издательского совета НГПУ

Состав и свойства почв. Метод. пособие / Составители , — Н. Новгород: НГПУ, 2006. 54 с.

Методическое пособие к лабораторно-практическим занятиям составлено в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом подготовки выпускника по специальностям: 012500 — «География», 013100 — «Экология», 050103 — «Учитель географии».

В заданиях дано описание наиболее распространенных и простых методов изучения химических и физических свойств почв.

Составители: канд. геогр. наук., ст. преподаватель , ассистент .

Рецензент: канд. геогр. наук., доцент

Отв. за выпуск: канд. с.-х наук, проф.

Содержание

Подготовка почвенного образца к анализу. Определение механического состава почв полевым методом………….

Количественное определение в почве гумуса визуальным методом. Определение в почвенном перегное различных групп органических веществ……………………………….

Определение легкорастворимых форм соединений (качественный анализ водной вытяжки)…………………..

Определение среднерастворимых форм соединений (качественный анализ солянокислой вытяжки)…………..

Определение актуальной и обменной кислотности………

Определение структурного состава почв. Определение водопрочности почвенной структуры в спокойной воде по методу ……………………………….

Определение плотности твердой фазы (удельного веса), плотности скелета почвы (объемного веса), порозности (скважности), гигроскопической влаги…….

Определение капиллярной и полной влагоемкости. Расчет прогнозной урожайности………………………….

Задание для самостоятельной работы…………………….

Обобщение результатов изучения химических

и физических свойств почвенного образца. Оценка плодородия исследованной почвы, разработка мероприятий по его повышению………………………….

Задание для самостоятельной работы…………………….

Составление агрогеохимических картограмм…………….

Задание для самостоятельной работы…………………….

Агрогеохимические показатели почв Сеченовского района……………………………………………………….

Схема хозяйств и география показателей содержания P2O5 в почвах Сеченовского района (2003 г.)……………..

Картограмма обеспеченности почв подвижным фосфором (P2O5) в хозяйствах Сеченовского района……..

Техника безопасности и организация труда на рабочем месте………………………………………………………….

Наука о почве, генетическое почвоведение и география почв, занимает особое место в географическом и экологическом образовании. Это обусловлено исторически. Генетическое почвоведение, проложившее путь к изучению взаимосвязей между составными частями природы, способствовало возникновению ландшафтоведения и оказало плодотворное влияние на дальнейшее развитие физической географии в нашей стране.

Знакомясь с процессом формирования почв как результатом взаимодействия всех компонентов окружающей природной среды, изучая закономерности распространения разных типов почв в связи с изменением географических условий, студент получает конкретное представление о сложных связях в природе, о биологических, геохимических и физико-химических процессах, протекающих в почве. Это особенно важно для обеспечения экологической стороны высшего географического образования, необходимо и при подготовке специалистов в области экологии.

Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «География» (012500), «Экология» (013100), «Учитель географии» (050103), и включает 10 занятий, связанных с изучением механического, химического и структурного состава почв, их общих физических, физико-механических и водных свойств. Все занятия заканчиваются оценкой проведенной работы. В пособии имеются также задания для самостоятельной работы. Предлагается, например, написать отчет по результатам изучения почвенного образца или составить картограммы обеспеченности почв химическими элементами.

Овладение методами анализа почв дает возможность решать многие актуальные практические вопросы, например определять потребность в известковании, устанавливать засоленность почв, содержание в них растворимых солей, оказывающих вредное влияние на рост и развитие растений и т. д. Многие из рекомендуемых в пособии анализов могут быть проведены и в школьных химических лабораториях.

Занятие 1. Подготовка почвенного образца к анализу. Определение механического состава почв полевым методом

Читайте также:  Изменение почвы под влиянием природы

Задание 1. Подготовка почвенного образца

Образец почвы весом 600-700 г размещают на листе чистой бумаги и удаляют из него корни, включения№ и новообразованияІ. Дернину тщательно отряхивают от комочков почвы. Крупные комки почвы разламывают руками или раздробляют в фарфоровой ступке пестиком до небольших комков, диаметром не более 1,5 см. Цель такого измельчения – получить более однородный образец и иметь возможность тщательно перемешать его при взятии средней пробы. Среднюю пробу лучше брать квартованием. Для этого измельченный дроблением образец после перемешивания располагают на бумаге в виде квадрата или прямоугольника и делят диагоналями (шпателем или линейкой) на четыре равные части.

Две противолежащие части – первую и третью – высыпают в картонную коробку, заранее занумерованную, для последующего определения физических свойств почвы. Оставшуюся на бумаге почву по частям растирают в фарфоровой ступке (растирание почвы производится по возможности раздавливанием). Измельченный образец просеивают через сито. Сито состоит из крышки, которая защищает почву от распыления в момент просеивания, ситовой части, содержащей сетку с отверстиями диаметром в 1 мм, и поддонья, служащего приемником просеянной почвы.

Просеивание следует проводить, собрав все части сита. Открывать сито полагается спустя 1-2 мин после просеивания, чтобы дать пыли осесть и

№Включениями называются тела, которые встречаются в почве, но не связаны с ней своим происхождением, например галька, раковины, угли, кости животных и др.

ІНовообразованиями называют скопление различных веществ, происхождение которых обусловлено генезисом почвы, например ортшейновые зерна, журавчики, друзы гипса.

не потерять самую активную часть почвы – илистую фракцию. То, что останется на сите, снова высыпают в фарфоровую ступку, измельчают, как указано выше, и снова просеивают. Попеременное измельчение и просеивание проводят до тех пор, пока вся почва не пройдет через сито.

Измельченную почву переносят во вторую коробку, тоже занумерованную, и используют при изучении химических свойств.

Оборудование: лист бумаги, 2 коробки, линейка, сито с диаметром отверстий в 1 мм, ступка с пестиком, совок.

Задание 2. Определение механического состава почв полевым методом

Всякая почва состоит из минеральных частиц различной величины и формы. Относительное (в процентах) содержание в почве минеральных частиц различной крупности называется механическим составом. Существует несколько способов определения механического состава почв: при помощи сит, путем отмучивания в воде частиц различной крупности, широко применяется пипеточный метод, основанный на различной скорости падения в воде частиц различной величины, а также полевой метод (табл. 1).

Источник

Конспект практической работы «Исследование почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1.1. Определение механического состава почвы

Оборудование: пробы почвы, вода в склянках.

Ход работы : В ходе исследования нами было отобрано 250 грамм почвы из разных участков:1 и 2. Затем мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав.

Рис. 1. Мокрый способ определения механического состава почв в поле

Вид образца в плане после раскатывания

Шнур не образуется — песок

Зачатки шнура — супесь

Шнур дробится при раскатывании — легкий суглинок

Шнур сплошной кольцо при свертывании распадается — средний суглинок

Шнур сплошной кольцо с трещинами — тяжелый суглинок

Шнур сплошной кольцо дельное — глина

Читайте также:  Чрезмерное внесение минеральных удобрений

1 .2.Определение структуры почвы.

Под структурностью почвы подразумевают ее способность естественно распадаться на структурные отдельности и агрегаты, состоящие из склеенных перегноем и иловатыми частицами механических элементов почвы. Форма структурных отдельностей зависит от свойств самой почвы.

В поле у разреза определяют структуру почв следующим образом. На передней стенке из исследуемого горизонта ножом вырезается небольшой образец грунта и подбрасывается несколько раз на ладони (или лопате) до тез пор, пока он не распадается на структурные отдельности. Рассматривая эти структурные элементы, определяют степень их однородности, размер, характер поверхности.

Если структура неоднородна, то для её характеристики пользуются двойными названиями (комковато-зернистая и т.д.), последним словом указывая преобладающий вид структуры.

Рис. 2 Типичные структурные элементы почв (по С.А.Захарову).

1.3.Определение плотности и сложения почвы.

Определяется с помощью ножа, лопатки или лопаты.

Под сложением почвы внешнее выражение степени и характера её плотности и прозрачности (величина и форма воздушных пор и полостей).

Различают следующие степени плотности почв в сухом состоянии:

*Очень плотное или слитое сложение — почва не поддаётся действию лопаты (входит в почву не более 1 см.)

* Плотное сложение — лопата или нож с трудом входят в почву на глубину 4-5 см, и почва с трудом разламывается руками;

* Рыхлое сложение — лопата или нож легко входят в почву, почва хорошо оструктурена, но структурные агрегаты сравнительно мало сцементированы между собой

* Рассыпчатое сложение — почва обладает сыпучестью, отдельные частицы не сцементированы между собой.

1.4. Определение окраски почвы

Для определения окраски почвенного горизонта необходимо:

1.Установить преобладающий цвет.

2.Определить насыщенность этого цвета (темно-светлоокрашенная).

3.Отметить оттенки основного цвета (например, буровато — палевый и т.д.).

При описании почвы необходимо указывать и степень однородности окраски. Например, буровато — сизый, неоднородный, на сизом фоне бурые и ржавые пятна и примазки. Такое описание помогает полнее охарактеризовать почву и оценить её в генетическом отношении.

При определении окраски почвы в полевых условиях необходимо учитывать влажность почвы и степень освещенности почвенного разреза. Влажная почва имеет более тёмную окраску, чем воздушно-сухая, поэтому очень важно указывать при описании почвы степень её увлажнения. Это облегчает дальнейшую камеральную обработку полевых материалов.

Многое также зависит и от освещения почвы солнцем. Освещение должно быть равномерным по всему профилю почвы, так как в тени почва выглядит темнее и можно легко ошибиться при определении её цвета. Лучше определять окраску почвы при высоком стоянии солнца, чем рано утром или вечером.

По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию: одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску.

1.5. Изучение насыщенности почвы воздухом

Насыщенность почвы воздухом (т.е. аэрация) – важная почвенная характеристика. Атмосферный воздух проникает в почву, создавая условия для прорастания семян, развития корней и корневых систем, окисления веществ. Благодаря учениям Б. Небела, мы также сможем определить аэрацию почв (рис 2).

Рис. 2.

Для проведения опыта нам потребовались два разных образца почв. Мы отобрали цилиндрические образцы песчаной и глинистой почв. Затем поместили образцы в сосуды с водой и наблюдали, как выделяется из почвы воздух, замещаясь водой. В ходе работы мы зафиксировали время выделения воздуха, величину пузырьков и интенсивность выделения воздуха.

1.6. Исследование кислотности почвы

Оборудование и реактивы: пробирки, фильтровальная бумага, воронка; дистиллированная вода, универсальный индикатор, образцы почвы.

Ход работы: в пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см ). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то щелочной.

Читайте также:  Рожь как удобрение чем хороша

Источник

Конспект занятия Практическая работа «Определение механического состава почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практическая работа «Определение механического состава почвы» .

-обеспечить закрепление и расширение знаний учащимися знаний о механическом составе почвы, полученных на уроках курса «Биологи растений»;

— развитие практических навыков по уборке овощных культур

-воспитание любви к земле, сельскохозяйственному труду.

Материалы и оборудование. Лопата, фарфоровая чашка, стеклян­ная пластинка, таблица, образцы почв.

Беседа с уч-ся с отображением следующего материала.

Видовой состав почв имеет несколько разновидностей: глинистые почвы — их главными отличительными свойствами являются повышенная плотность и вязкость. При увлажнении они чрезмерно слипаются и становятся почти непригодными для обработки. Отсутствия в них кислорода губительно действует и на микроорганизмы, обитающие в почве и являющиеся важной составляющей процесса почвообразования.

Суглинистые почвы отличаются зернисто-комковатой структурой. Они состоят из пылевидных частиц и твердых фракций сравнительно крупного размера. Преимуществом суглинистых почв является высокий уровень водопроводимости и воздухопроницаемости. Они обладают способностью сохранять влагу и удерживать тепло.

Песчаные почвы — это легкие грунты, которые характеризуются рыхлой, сыпучей и зернистой структурой. Они быстро и сильно нагреваются днем, а ночью стремительно остывают, утрачивая полученную тепловую энергию.

Супесчаные почвы — главными достоинствами являются воздухопроницаемость, водопроводимости и способность к впитыванию и сохранению влаги. Они хорошо проводят кислород, удерживают питательные элементы. При увлажнении вода быстро поглощается грунтом, на его поверхности после высыхания не формируется корка, препятствующая проникновению необходимых элементов питания в нижележащие горизонты

Практическая работа . Определение механического состава почвы .

1. Возьмите почву из пахотного и подпахотного слоев.

2. Поместите небольшое количество почвы в фарфоровую чашку, смочите почву водой и разомните ее пальцами в однородную густую массу, из которой скатайте шарик или шнур.

3. Определите механический состав, используя таблицу.

Определение механического состава почвы

Почва по механическому составу

Не скатывается ни в шарик, ни в шнур

Скатывается в шарик, который при надавливании

Скатывается в шарик быстро и легко. При раска-

тывании шарика образуется короткий шнур:

с рваными концами

с острыми концами

При раскатывании образуется тонкий шнур, кото-

рый сгибается в сплошное кольцо без трещин

Инструкция выполнения работы.

1.Взять в ладонь небольшую пробу почвы, смочить ее водой и хорошо размять между пальцами до консистенции теста.

2. Размятую почву раскатывают ладонями в шнур толщиной 3 мм и делают из него кольцо диаметром около 3 см.

3. Карбонатные почвы, чтобы изготовить шнур, воду заменяют 10 % — ным раствором соляной кислоты. Соляная кислота разрушает микроагрегаты и высвобождает из них почвенные частички.

4. Пользуясь Таблицей 1 нужно определить механический состав почвы и оформить полученное исследование в Таблицу 2

III . Обсуждение результатов работы

IV .Подведение итогов урока.

Д/з план- конспект «Механический состав почвы»

Источник

Adblock
detector