Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь Плешаков 1 часть страница 37
👉 Ответы к странице 37. Окружающий мир 3 класс рабочая тетрадь 1 часть. Автор: А. А. Плешаков.
Практическая работа «Исследуем состав почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.
Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель).
Презентация: сообщи классу о результатах своей работы, выслушай и оцени другие сообщения.
Опыт 1. Бросаем комок почвы в воду. Из нее начинают выходить пузырьки.
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Нагреваем свежую почву на огне. Держим над ней холодное стекло. Стекло начинает запотевать.
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжаем нагревать почву. Замечаем дым и чувствуем неприятный запах.
Вывод: горит перегной, который окрашивает почву в темный цвет.
Опыт 4. Серую почву насыпаем в стакан с водой и перемешиваем.
Вывод: глина и песок присутствуют в почве. Песок оседает вниз, а глина располагается выше.
Опыт 5. Фильтруем воду, в которой была почва. Капли помещаем на стекле. Держим его над огнем. Наблюдаем налет белого цвета.
Вывод: в почве есть минеральные соли.
Оценка выполненной работы: цель достигнута, состав почвы был исследован.
Источник
3 класс. Окружающий мир. Плешаков, Новицкая. Рабочая тетрадь. Часть 1. Страницы 50, 51
Ответы к страницам 50 и 51
Чудо под ногами
Практическая работа «Исследование состава почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Рассмотрите оборудование, приготовленное для практической работы. Укажите стрелками названия предметов. Объясните (устно), для чего они используются.
Опыт 1. Бросьте комочек сухой почвы в воду. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: вода пузыриться; значит в почве есть воздух.
Опыт 2. Немного свежей почвы нагрейте на огне. Над почвой подержите холодное стекло. Что наблюдаете? О чем это говорит?
Вывод: стекло запотело; значит в почве есть вода.
Опыт 3. Продолжайте нагревать почву. Дождитесь появления дыма и неприятного запаха. Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. О чём свидетельствует этот опыт?
Вывод: в почве есть перегной.
Опыт 4. Прокалённую почву, в которой перегной сгорел (она серого цвета), насыпьте в стакан с водой и размешайте. Понаблюдайте, что осядет на дно сначала и что — через некоторое время. О чём говорит этот опыт?
Вывод: сначала на дно осел песок, затем глина; значит в почве есть песок и глина.
Опыт 5. Поместите на стекло несколько капель воды, в которой долго находилась почва. Подержите стекло над огнем. Что произошло с водой? Что сталось на стекле? Это минеральные соли. О чем говорит этот опыт?
Вывод: вода испарилась, на стекле остался осадок; значит в почве есть минеральные соли.
Общий вывод: в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
Источник
Практическая работа. Опыты. Почва. Состав почвы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа по направлению «Науки о природе»
Название опытной работы: Почва. Состав почвы.
Цель работы: знакомство с почвой, её слоями, составом, основным свойством.
Опыт 1. Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.
Я взяла стакан с водой, бросила туда комочек почвы и начала наблюдать. Из почвы появились пузырьки, значит, земля содержит воздух. Итак, в почве есть кислород. Воздух легче воды и поэтому всплывает на поверхность.
Опыт 2. Материалы и оборудование: фильтрованная бумага, почва, стакан.
Взяла фильтрованную бумагу, на нее насыпала немного земли и придавила её к бумаге. Потом, оставшуюся почву, высыпала в стакан и заметила, что бумага стала чуть-чуть влажная. Значит, в почве присутствует влага.
Опыт 3. Материалы и оборудование: железная ложка, почва, свеча, стекло.
Взяла немного почвы, положила в железную ложку и нагрела её над огнем. Затем поднесла над ложкой с нагретой почвой стекло. Оно стало влажным, т.е. появились капельки. Значит, в почве есть вода.
Опыт 4. Материалы и оборудование: те же.
Продолжаем нагревать землю в течение 3-5 минут, от нее пошел едкий дым, образовался резкий неприятный запах в комнате. Значит, в почве есть перегной, который образовался из остатков растений и животных. Он придает почве черный цвет.
Опыт 5. Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.
В стакан с водой добавляю почву и размешиваю стеклянной палочкой. Вода становится мутной. Через некоторое время на поверхность воды всплывает мелкий мусор: остатки листьев, иголок и т.д. На дно оседает песок, и постепенно поверх песка оседает глина. Вывод: в почве содержатся песок, глина, различный природный мусор.
Опыт 6. Материалы и оборудование: стакан с почвой и водой, пипетка, стекло, свеча.
В стакан с почвой налила воды и поставила на некоторое время отстояться. Затем, несколько капель этой воды поместила на стекло и подержала над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле образовался белый налет. Это соли – основа плодородия почвы. Значит, в почве есть соли.
Вывод: в почве содержатся воздух, воды, перегной (останки растений и животных), песок, глина, соли.
Все опыты были проведены с соблюдение правил противопожарной безопасности под руководством родителей.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 956 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-814069
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практическая работа №5 «Определение состава )строения) почв»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа №5 « Определение состава (строения) почвы»
Цель : Овладеть простейшими методами определения состава почвы.
Материалы и оборудование : образцы почв, вода, 10% раствор НС1, карандаши, линейки, полиэтиленовая пленка.
Основные теоретические положения
Видовой состав почв имеет несколько разновидностей:
Глинистые почвы — их главными отличительными свойствами являются повышенная плотность и вязкость. При увлажнении они чрезмерно слипаются и становятся почти непригодными для обработки. Отсутствия в них кислорода губительно действует и на микроорганизмы, обитающие в почве и являющиеся важной составляющей процесса почвообразования.
Суглинистые почвы отличаются зернисто-комковатой структурой. Они состоят из пылевидных частиц и твердых фракций сравнительно крупного размера. Преимуществом суглинистых почв является высокий уровень водопроводимости и воздухопроницаемости. Они обладают способностью сохранять влагу и удерживать тепло.
Песчаные почвы — это легкие грунты, которые характеризуются рыхлой, сыпучей и зернистой структурой. Они быстро и сильно нагреваются днем, а ночью стремительно остывают, утрачивая полученную тепловую энергию.
Супесчаные почвы — главными достоинствами являются воздухопроницаемость, водопроводимости и способность к впитыванию и сохранению влаги. Они хорошо проводят кислород, удерживают питательные элементы. При увлажнении вода быстро поглощается грунтом, на его поверхности после высыхания не формируется корка, препятствующая проникновению необходимых элементов питания в нижележащие горизонты.
В полевых условиях состав почвы определяют визуально и органолептически, т. е. осмотром почвы, растиранием ее между пальцами, раздавливанием комочка почвы в сухом состоянии, скатыванием сухой почвы в шнур, шарик, нарезанием ножом.
Для определения состава почвы во влажном состоянии ее разминают с водой до тестообразного состояния. Если почва содержит карбонат кальция, то вместо воды применяют 10% раствор соляной кислоты.
Из приготовленной тестообразной массы скатать шнур или шарик.
Для определения механического состава почвы следует пользоваться данными таблицы 1.
Порядок выполнения работы.
Задание № 1 . Определить простейшим методом состав у выданных образцов почвы.
1. Взять в ладонь небольшую пробу почвы, смочить ее водой и хорошо размять между пальцами до консистенции теста.
2. Размятую почву раскатывают ладонями в шнур толщиной 3 мм и делают из него кольцо диаметром около 3 см.
3. Карбонатные почвы, чтобы изготовить шнур, воду заменяют 10 % — ным раствором соляной кислоты. Соляная кислота разрушает микроагрегаты и высвобождает из них почвенные частички.
4. Пользуясь Таблицей 1 нужно определить состав почвы и оформить полученное исследование в Таблицу № 2:
Источник
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему «Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»» (3 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 6.2. Эксперимент как средство моделирования на уроках окружающего мира
Выполнила: Шевцова В.С.
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: «Что такое почва. Практическая работа №6 «Состав почвы»
Место и роль урока в изучаемой теме: урок-эксперимент.
Создать условия для формирования представлений о почве, ее составе и свойствах.
— познакомить с почвой – верхним плодородным слоем земли и на практике узнать состав почвы.
— научиться с помощью опытов исследовать основные свойства почвы,
-выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки
выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес
прививать интерес к учебному предмету;
прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.
— карточки с заданиями; спиртовка, стакан с водой, железная ложка, образец почвы
Технологическая карта урока
I. Организационный момент
Дети заходят в класс и садятся в группы (5 групп)
-Прозвенел уже звонок…
Проверьте свою готовность к уроку: на парте у вас лежит учебник, тетрадь, пенал.
Дети проверяют свою готовность к уроку.
Формировать положительное отношение к изучению окружающего мира
Как бы вы хотели, чтобы прошел наш урок?
А какие качества вам понадобятся, чтобы у нас получился такой урок?
Для чего работаем на уроке русского языка?
Как сегодня будем работать?
— интересно, познавательно, увлекательно.
-аккуратность, трудолюбие, внимательность
— Для того, чтобы знать окружающий мир — активно, весело
Умение регулировать своё поведение с учётом установленных норм и правил (Р) — самоопределение (Л); — смыслообразование (Л); — внутренняя позиция школьника (Л); — учебнопознавательная мотивация (Л);
— планирование учебного сотрудничества (К) Самоопределение к деятельности на уроке
II .Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Работа по группам.
Учитель раздает карточки с заданиями по группам.
Объясни смысл пословиц о воде.
· Вода и мельницу ломает.
· Вода путь найдет.
· Вода всему госпожа: воды и огонь боится.
· Вода с водой – не гора с горой: сольются.
· Всей воды не выпьешь.
· Ручей поит реку, река поит море.
· Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
2. Фронтальный опрос
— От чего загрязняется вода в реках?
-Чем опасно загрязнение воды?
-Как люди охраняют воду от загрязнений?
-Назовите правила бережного расходования воды?
Проверим, как хорошо вы усвоили предыдущую тему. Для этого проведем тестирование. Приготовьте карточки.
1.В природе вода может одновременно находится
а) в двух состояниях;
б) в трех состояниях;
в) в четырех состояниях.
2.Испарение -это превращение воды .
а) из жидкого состояния в твердое;
б) из твердого состояния в жидкое;
в) из жидкого состояния в газообразное.
3.Замерзание — это превращение воды …
а) из газообразного состояния в жидкое;
б) из жидкого состояния в твердое;
в) из твердого состояния в жидкое.
4. При какой температуре замерзает вода?
5. Что является опасным для здоровья человека:
6.Каким свойством не обладает вода?
а) чистая вода не имеет вкуса и запаха;
б) вода сжимается, не обладает упругостью;
в) вода текуча, принимает форму сосуда.
Ответы детей на вопросы по предыдущей теме.
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
III. Самоопределение к деятельности
— Я расскажу вам об одной волшебной кладовой. Положишь в нее горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много-много картофелин. Маленькое огуречное семечко обернется в ней целой семейкой огурцов. Крошечное яблочное семечко – горой румяных яблок…
— Как называется эта волшебная кладовая?
Посеешь в землю один мешок пшеницы, снимешь урожай – впору на грузовике везти.
Чем не волшебная кладовка! Да только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. Иначе земля хлеб родить не перестанет, откажет в овощах фруктах, ягодах.
И правильно. Как это так: всё у неё брать. А взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовка.
Так и с волшебной кладовкой – землёй.
У слова «земля» есть несколько значений. Одно из них – почва – верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
Догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
— Мы будем говорить о земле, что она из себя представляет.
поиска средств её осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
IV .Работа по теме урока
Постановка проблемной ситуации.
-Ребята, как вы думаете, всякое ли место суши пригодо для обитания растений, животных и людей?
(Нет, только, где есть почва).
-Почему люди не строят жилища высоко в горах, на северном полюсе, в пустынях?
-В ледяных просторах Арктики и Антарктиды, на ледяных вершинах гор, на голых каменистых склонах нет почвы.
-Давайте на минуту закроем глазки. (Дети закрывают).
— Отправимся в прошлое нашей планеты. Представьте, что раньше Земля была покрыта голыми, безжизненными скалами. Представили себе такую картину? А теперь откройте глаза и предположите, как же образовался слой почвы на безжизненной горной породе?
Что такое почва
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с.64. Что такое почва?
— Какое значение она имеет для растений и животных?
-Какие животные живут в почве?
-Почему почва плодородна?? Докажите.
-Ваши ответы-предложения называются гипотезами. (Записать на доске)
— Выдвигаем гипотезу: в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни.
— Вспомните, какие условия нужны для развития растений?
Давайте проверим, есть ли эти вещества в почве. Чтобы это узнать, изучим ее состав.
Постановка проблемной ситуации.
-Как вы думаете, в чем же отличие горных пород и почвы?
-Плодородие — это способностьпочвы рождать плоды, производить растительность, давать богатый урожай. Плодородие — это главное свойство почвы.
-Предположите, из чего состоит почва?
-Чтобы в этом убедиться или это предположение опровергнуть, сегодня на уроке мы будем учёными-исследователями.
— Это верхний плодородный слой земли
Дети приводят свои доказательства.
-Воздух, вода, питательные вещества – соли.
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
V. Практическая работа
Что значит исследовать? (Изучать, смотреть из чего состоит, выявлять свойства)
– Что же мы будем исследовать? (Состав почвы).
– Представьте, что вы работаете в 6 учебных лабораториях. Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.
-Итак, название нашего предмета — исследования-это почва.
-Положите перед собой салфетку с почвой. Рассмотрите, какого она цвета? (Коричневого).
-Подумайте, из какого слоя земли взята эта почва? (Обоснуйте ответ совместно в группах).
-Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек почвы. Что вы увидели? Какой делаем вывод?
Размешаем почву ложкой и оставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы.
-Немного свежей почвы нагреем на огне. Над почвой держим холодное стекло. Понаблюдаем. Стекло становится влажным. Вывод?
-Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете?
-Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Именно перегной придает темный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя.
-Рассмотрите почву. Что вы в ней видите?
-Какой мы делаем вывод?
Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета), насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядут песок и глина.
-Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместим на стекло. Подержим стекло над огнем. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налет. Это минеральные соли.
-Соли – это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.
На доске (дети диктуют, учитель записывает)
Почва: воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли.
— Ф И получил задание подготовить сообщение о том, как происходит круговорот веществ в природе. Это позволит нам завершить исследование состава почвы.
Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов, то есть очень маленьких живых существ, разрушаются растительные и животные останки превращая их в перегной. Учёные установили, что на одном квадратном метре почвы находится 50 кг микробов. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. Но поглотить соли растения могут только с водой. Какое свойство воды здесь мы вспомним? (Вода – растворитель). А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» как бы по кругу. Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, и с останками растений и животных – снова в почву. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.
– Какой вывод сделаем?
– Что еще входит в состав почвы? (В состав почвы входят микробы и соли).
На слайде: микробы.
-Запишите в таблицу: соли.
-Отложите тетради на край стола.
-Завершаем наше исследование. Итак, что же входит в состав почвы?
— Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований. Что в почве содержится воздух, вода, минеральные соли, то есть то, что необходимо для роста растений.
Итак, мы выдвинули гипотезу и доказали ее.
-Из почвы выходят пузырьки воздуха.
В почве есть воздух.
— В почве есть вода.
-Видим дымок и неприятный запах.
— В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной, или гумус.
— В почве есть перегной. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
— Вывод: В почве есть песок и глина.
— Вывод: в почве есть соли.
Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач. Работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
VII. Работа по учебнику
-Прочитайте в учебнике текст на с.66
-Что растения получают из почвы?
-Благодаря чему запас солей в почве постоянно пополняется?
-Как животные повышают плодородие почвы?
-Ребята, а кто из вас знает, как называют ученых, занимающихся изучением почв?
— ФИ расскажет о русском ученом почвоведе Василии Васильевиче Докучаевом.
– Науку о почвах почвоведение создал русский ученый почвовед Василий Васильевич Докучаев. Более 100 лет назад Докучаев доказал, что каждой природной зоне соответствует свой вид почв. Он составил первые почвенные карты России, создал научную классификацию почв.
– Докучаев говорил, что почва дороже золота.
-Как вы понимаете смысл этих слов? (Почва дороже золота).
– Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях. Люди всегда бережно относились к земле. Складывали о ней стихи и песни.
– Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас богатым урожаем, густыми лесами, цветущими полями.
Игра «Верю-не верю».
1.Почва-это нижний плодородный слой земли.
(Верхний плодородный слой земли).
2.Самая богатая перегноем почва -это краснозем. (Чернозем).
3.В состав почвы не входит сода.
4.В образовании почвы не участвует солнце.
5.Науку о почвах почвоведении создал русский ученый Докучаев.
-Растения из почвы получают воздух, воду и минеральные соли.
-Соли – это питательные вещества, без которых растения не могут жить.
Перегной под действием бактерий постепенно превращается в соли.
-Животные в почве делают ходы, куда попадают воздух и вода, они постоянно перемешивают почву, измельчают остатки растений – таким образом повышается плодородие почвы.
Источник