Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему
8 класс Практическая работа № 10
Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги,
рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.r_no_10_pochvy_rossii.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 10
Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги,
рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
Цель: Характеристика типов почв России и Белгородской области , особенности их использования человеком.
Оборудование : Почвенные карты России и Белгородской области
Задание 1. Определить условия почвообразования основных земельных типов почв России и их плодородия.
1. Арктическая пустыня
Б) тайга Восточной Сибири
В) смешанные леса
Г) широколиственные леса
Задание 2. Используя карты Белгородской области, дайте характеристику почв области. Заполните таблицу.
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Серые лесные и темно-серыми лесными
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
1. Арктическая пустыня
Часто отсутствуют или арктическая
Мало тепла и растительности.
Маломощные, имеют глеевый слой.
Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода
К увл. > 1, растительные остатки – хвоя.
Б) тайга Восточной Сибири
В) смешанные леса
Гумуса больше, чем подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков.
Г) широколиственные леса
Черноземы, каштановые почвы.
Самые плодородные, зернистая структура.
К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.
Бурые полупустынь и серо-бурые.
Сухой климат, разреженный растительный покров.
Почвы Белгородской области
Необходимым условием всякого природного процесса, в том числе и почвообразования, является время. Почвы Белгородской области сравнительно молодые: их возраст исчисляется 5-10 тысячами лет. В то же время этот возраст достаточен для полного формирования черноземной почвы.
Белгородская область занимает возвышенную равнину, приподнятую в северной части. По этой причине на водораздельных пространствах грунтовые воды залегают глубоко и не влияют на формирование почв, что также способствует формированию черноземных почв, а не каких-либо луговых или болотных. В то же время характер рельефа способствует развитию эрозионных процессов, ведущих к образованию оврагов и балок.
Таким образом, все факторы почвообразования в Белгородской области направлены на формирование плодородных почв. Ведущим почвообразовательным процессом является гумуса-аккумулятивный.
Основными свойствами черноземов являются: богатство гумусом и элементами питания растений (М, Р, 5, микроэлементы*, отсутствие в почве легкорастворимых солей и наличие в профиле карбонатов; благоприятные физические свойства (рыхлое сложение, хорошая структура и хорошая водопроницаемость).
Все черноземы подразделяют на черноземы лесостепи и черноземы степи. К первой группе относят черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные; ко второй — обыкновенные и южные. В Белгородской области встречаются все указанные подтипы черноземов, за исключением южных. Профиль чернозема имеет три горизонта: гумусовый (А), переходный (В) и материнская порода (С).
Черноземы оподзоленные занимают 2,4% площади области. Их профиль характеризуется наличием белесой присыпки в нижней части гумусового слоя, переходный горизонт несет черты горизонта вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта составляет 63-67 см, содержание гумуса — от 3 до 7%. Запасы гумуса в метровой толще 355-420 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.
Выщелоченные черноземы занимают 23,2% территории. Внешне они похожи на черноземы типичные, но в нижней части горизонта вмывания выражены карбонатные выделения в виде белых вкраплений или прожилок. Средняя мощность гумусового горизонта от л ( 65 до 86 см; содержание гумуса достигает 4,5-6,5%, а запасы гумуса в метровой толще — 500 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.
Черноземы типичные лидируют в Белгородской области по распространению — 36,1%. Они отличаются от выщелоченных наличием карбонатов во всем горизонте вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта — от 73 до 87 см, содержание гумуса — 5,5-7,0% и запасы гумуса 420-530 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте нейтральная.
Черноземы обыкновенные занимают 11,8% площади и отличаются от типичных появлением карбонатов в гумусовом горизонте. Часто карбонатные выделения представлены конкрециями, которые называют белоглазкой. У обыкновенных черноземов сокращается мощность гумусового горизонта (от 56 до 66 см). Среднее содержание гумуса равно 4,8-6,9%, а его запасы в метровой толще 310-433 т/га. Реакция почвы с поверхности слабощелочная.
На выходах меловых пород развиваются черноземы остаточно- карбонатные. Для них характерно наличие щебенки мела по всему профилю и его укороченность. Средняя мощность гумусового горизонта всего лишь 13-55 см; среднее содержание гумуса — от 2,2 до 6,3%, запасы гумуса в метровой толще 300-350 т/га. Реакция среды по всему профилю щелочная.
Таким образом, среди почв Белгородской области наибольшими запасами гумуса обладают типичные и выщелоченные черноземы. Значительно ниже эти запасы в оподзоленных и обыкновенных черноземах, но самые низкие — в остаточно-карбонатных черноземах. Оценка всех показателей плодородия почв показывает, что самой плодородной почвой в Белгородской области является чернозем выщелоченный.
Под лесной растительностью в области развивались серые лесные почвы, представленные двумя подтипами — серыми лесными (3,9% площади) и темно-серыми лесными (10,7% площади). Профиль темно-серой лесной почвы состоит из лесной подстилки (АО), гумусового горизонта (А1), горизонта вмывания с пятнами горизонта вымывания (А2В), горизонта вмывания (В) и материнской породы (С). Мощность гумусового горизонта достигает 50-60 см, содержание гумуса — от 3 до 5%, запасы его в метровой толще доставляют 300-340 т/га. Реакция почвы слабокислая. В этих почвах на гумуса-аккумулятивный процесс наложился процесс оподзоливания, ведущий к формированию горизонта вымывания (А2).
Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы (1,3%), развиваются на террасах и в поймах рек, где на процесс почвообразования влияют грунтовые воды. Внешне они похожи на черноземы, но отличаются повышенным содержанием гумуса и наличием признаков переувлажнения в горизонте вмывания (В) или в породе (С). К таким признакам относят наличие ржавых и сизых пятен, которые обусловлены процессом оглеения. Лугово-черноземные почвы характеризуются глубоким проникновением гумуса по профилю. В горизонтах А и АВ гумус с глубиной уменьшается постепенно, а на глубине 70-80 см (или 80-90 — у мощных видов) наблюдается довольно заметное снижение содержания гумуса. Мощность гумусовых горизонтов в основном составляет 60-80 см, а содержание гумуса в горизонте А колеблется от 7 до 10%, снижаясь в горизонте АВ до 3-5%.
При усилении условий увлажнения в поймах рек развиваются пойменные луговые или пойменные лугово-болотные почвы, последние имеют в своем профиле прослои торфа.
Песчаных почв на территории области мало. Так как пески и супеси бесструктурны, бедны элементами питания, то и образовавшиеся на них почвы не являются ценными в агрономическом отношении.
На днищах балок представлены дерново-намытые почвы. Сюда периодически поступает гумусированный материал со склонов балок, что приводит либо к появлению погребенных гумусовых горизонтов, либо к аномально большой мощности гумусового горизонта (свыше 2 метров).
Источник
ГДЗ география 8 класс Баринова Дрофа Задание: § Итоговые задания по теме Почвы и почвенные ресурсы
1. Почвы являются «зеркалом ландшафта», так как их профиль отображает характер всех компонентов ландшафта, где образовались почвы. Например, профиль подзолистых почв может полностью отобразить другие компоненты природы. Бело-серый слой вымывания говорит об избыточном увлажнении территории, опад из иголок и кислая реакция почв указывают на таёжную растительность, что в свою очередь говорит о температурном режиме территории. Небольшая мощность гумусового горизонта также может сообщить о недостаточной продолжительности теплого периода для полной гумификации и накоплении гумусового горизонта.
2. Практическая работа №6
Плодородие почв зависит от содержания в них гумуса, чем мощнее гумусовый горизонт, тем почва плодороднее. Самые плодородные почвы России – чернозёмы. Данный тип почв распространен в средней полосе и на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в Крыму, в пределах Прикубанской низменности, на Южном Урале, а также на юге Западной Сибири.
В условиях избыточного увлажнения происходят процессы вымывания гуминовых веществ в нижнюю часть почвенного профиля.
В условиях достаточного увлажнения происходит накопление гумусового вещества по всей мощности горизонта, начинается накопление солей.
В условиях недостаточного увлажнения соли накапливаются всё сильнее, возможно начало осолонцевания почв.
Большинство основных типов почв нашей страны относятся к малопродуктивным почвам с низким естественным плодородием, так как они обладают небольшим гумусовым горизонтом. Наиболее благоприятны для сельского хозяйства чернозёмы и каштановые почвы. Леса преимущественно размещены на дерново-подзолистых и подзолистых почвах, а также на мерзлотно-таёжных.
3. К нарушению естественного плодородия почвы приводят виды деятельности: сельское хозяйство, промышленность (кислые выбросы подкисляют почвы), транспорт. Улучшить почвы можно с помощью мелиорации: внесение минеральных и органических удобрений, грамотная распашкой для насыщения почвы воздухом, осушение, орошение и другие мелиоративные мероприятия.
4. Моя местность – Санкт-Петербург и Ленинградская область. В районе моего проживания распространены подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Эти почвы обладают недостаточным плодородием, так как мал гумусовый горизонт. В сельском хозяйстве почвы используются для выращивания ржи, овса пшеницы, картофеля и овощей, но лишь при должной мелиорации (известкование и внесение минеральных удобрений, в некоторых местах и осушение).
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Источник
ПОМОГИТЕ СРОЧНО НАДО.
1) Выявление условий почвообразования основный типовых почв (колличкство тепла, влаги, рельеф, растительность) Оценка их плодородия. Объясните, от чего зависит плодородие почв. Назовите самые плодородные почвы россии, объясните географию их распространения. Какие процессы почвооразования происходят в условиях избыточного, достаточного и недостаточного увлажнения? Дайте оценку основных типов почв нашей страны. Укажите, какие их них наиболее благоприятны для сельского хозяйства, на каких в основном размещены леса?
2) Какие виды деятельности человека приводят к нарушению естественного плодородия почвы? Как можно улучшить почвы?
3) Какие типы почв распространены в Ульяновской области, как они используются человеком, какие мероприятия проводятся по улучшению почвы?
Ответ оставил Гуру
1.Плодородие почв зависит от гумуса, почвенной фауны и от млекопитающих. Самая плодородная почва чернозём. Они распространены в степях. В условиях постоянного избыточного увлажнение на поверхности формируется торфяной горизонт. При недостаточном увлажнении происходит образование гумуса и его накопление. Почвы на которых расположены леса в нашей стране: черноземы, каштановые, дерново-подзолистые, солоны. Наиболее благоприятных для хозяйства черноземы и дёрново-подзолистые.
2.К нарушению естественного плодородия почвы приводит неправильное ведение сельского хозяйства: излишнее внесение химических удобрений, перевыпас скота, распашка, приводящая к развитию водной эрозии, мелиорация, приводящая к ветровой эрозии и засолению почв. Плодородие почвы может нарушаться и как результат химического загрязнения, которое происходит вблизи промышленных предприятий, свалок, крупных дорого. Уничтожаются большие площади почв при добыче полезных ископаемых.
Улучшить свойства почвы можно с помощью мелиорации. Мелиорации в сельском хозяйстве — это совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожаев сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства.
Источник
Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство
Как используются почвы человеком?
Почвы — источник получения сельскохозяйственного сырья, пищи.
Вопросы в параграфе
*Как вы думаете, в каких районах нашей страны орошение, осушение, химическая мелиорация?
Орошение применяется в южных районах страны (юг Русской равнины, островными участками на юге Сибири). Осушение проводят в средней и северной полосе Русской равнины, Западной Сибири, юге Дальнего Востока. Химическая мелиорация применяется повсеместно.
Вопросы в конце параграфа
1. Какое значение имеют почвы в жизни природы и человека?
Почва главный источник сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности. Почвы имеют огромное экологическое значение. Почва – важное звено круговорота веществ и энергии. В почве органическое вещество превращается в неорганическое.
2. От чего следует защищать почву?
Почвы следует защищать от эрозии, химического загрязнения, деградации верхнего плодородного слоя, опустынивания, уплотнения.
3. Какие виды мелиорации проводятся в нашей стране? С чем связан выбор того или иного вида мелиорации?
Орошение и обводнение, осушение, противоэрозионные мероприятия, химическая мелиорация. Выбор того или иного вида мелиорации зависит от природных условий и типа почв. К примеру, при засушливом климате используют орошение полей, при излишнем увлажнении – осушение.
ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ
1. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.
Рассмотрим формирование чернозема. Чернозем наиболее плодороден из всех других известных видов почв. Чернозем формируется в степных и лесостепных областях России, а само его формирование занимает не один десяток лет. Для образования чернозема необходимо наличие определенных природных условий, например, таких как умеренно холодный и сухой климат, обилие луговой и степной растительности. В процессе разложения (гумификации) огромного количества остатков растительности, ежегодно накапливающихся в почве, происходит образование и накопление в верхнем слое почвы так называемого гумуса, который, по сути, является перегноем. Гумус считается самым ценным элементом в составе чернозема. Таким образом равнинные ландшафты, густая травянистая растительность, определенные климатические условия – факторы формирования черноземов.
2. Практическая работа №6. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородия.
Объясните, от чего зависит плодородие почв. Назовите самые плодородные почвы России, объясните географию их распространения.
Плодородие почвы зависит от содержания в ней питательных веществ, воды воздуха, от ее механического состава. Особое значение имеет количество перегноя. Самыми плодородными почвами России являются черноземы. в этой почве гумуса содержится намного больше, чем во всех остальных типах. Образуется в условиях континентального умеренного теплого климата в зоне степей и на открытых участках лесостепей.
Какие процессы почвообразования происходят в условиях избыточного, достаточного и недостаточного увлажнения?
В условиях избыточного увлажнения происходит болотный процесс почвообразования, в условиях достаточного увлажнения – подзолистый и дерново-подзолистый, в условиях недостаточного увлажнения – дерновый.
Дайте оценку основных типов почв нашей страны. Укажите, какие из них наиболее благоприятны для сельского хозяйства, на каких в основном размещены леса.
Тундровые глеевые почвы находятся на равнинах. Образуются без особого влияния на них растительности. Эти почвы находятся в областях, где есть многолетняя мерзлота (в Северном полушарии). Зачастую глеевые почвы – это места, где обитают и кормятся летом и зимой олени.
Арктические почвы получаются в результате оттаивания вечной мерзлоты. Такая почва довольно тонкая. Максимальный слой гумуса (плодородного слоя) составляет 1-2 см. У этого типа почв низкая кислая среда. Почва эта не восстанавливается из-за сурового климата. Эти почвы распространены на территории России только в Арктике (на ряде островов Северного Ледовитого океана). В силу сурового климата и маленького слоя гумуса, на таких почвах ничего не растет.
Подзолистые почвы распространены в лесах. В почве всего 1-4% гумуса. Подзолистые почвы получаются благодаря процессу подзолообразования. Происходит реакция с кислотой. Именно поэтому этот тип почвы еще называется кислый. Подзолистые почвы первым описал Докучаев. В России подзолистые почвы распространены в Сибири и на Дальнем Востоке. Такие почвы в земледелии необходимо правильно обрабатывать. Их надо удобрять, вносить в них органические и минеральные удобрения. Такие почвы скорее более полезны на лесозаготовках, чем в сельском хозяйстве.
Серые лесные почвы образуются на территории лесов. Непременным условием для формирования таких почв является наличие континентального климата. Лиственных лесов и травяной растительности. Места образования содержат необходимый для такой почвы элемент – кальций. Благодаря этому элементу вода не проникает в глубь почв и не размывает их. Эти почвы серого цвета. Содержание гумуса в серых лесных почвах составляет 2-8 процентов, то есть плодородность почв средняя. Серые лесные почвы разделяются на серые, светло-серые, а также темно-серые. Эти почвы преобладают в России на территории от Забайкалья до Карпатских гор. На почвах выращивают плодовые и зерновые культуры.
Бурые лесные почвы распространены в лесах: смешанных, хвойных и широколистных. Эти почвы есть только в условиях умеренного теплого климата. Цвет почвы бурый. Обычно бурые почвы выглядят так: на поверхности земли слой опавшей листвы, около 5 см высотой. Далее идет плодородный слой, который составляет 20, а иногда 30 см. Еще ниже следует слой глины в 15-40 см. Бурых почв бывает несколько подтипов. Подтипы варьируются в зависимости от температур. Выделяют: типичные, оподзоленные, глеевые (поверхностноглеевые и псевдоподзолистые). На территории Российской Федерации почвы распространены на Дальнем Востоке и у предгорий Кавказа. На этих почвах выращивают неприхотливые культуры, например, чай, виноград и табак. Хорошо на таких почвах растет лес.
Каштановые почвы распространены в степях и полупустынях. Плодородный слой таких почв составляет 1,5-4,5%. На светло-каштановых почвах земледелие возможно только при обильном поливе водой. Основное предназначение этой земли – это пастбища. На темно-каштановых почвах хорошо растут и без полива следующие культуры: пшеница, ячмень, овес, подсолнечник, просо.. Каштановые почвы в России распространены на территории Кавказа, на Поволжье и в Средней Сибири.
Чернозем – в этой почве гумуса содержится намного больше, чем во всех остальных типах. Образуется в условиях континентального умеренного теплого климата в зоне степей и на открытых участках лесостепей. Процессы разложения в теплое время года протекают быстро, а частичное вымывание гумуса происходит лишь ранней весной и поздней осенью. Гумус постоянно накапливается, создавая очень высокое плодородие почвы. На черноземных почвах степей и лесостепей выращивают зерновые культуры (пшеница, кукуруза), подсолнечник, сахарную свеклу.
3. Какие виды деятельности приводят к нарушению естественного плодородия почвы? Как можно улучшить плодородие почвы?
Как правило, нарушение почв – результат нерационального ведения сельского хозяйства. Плодородие почв теряется при несоблюдении севооборотов, неправильное внесение удобрений, уплотнении почв под тяжестью сельхоз техники, перевыпасе скота. Плодородие почв может теряться и при эрозии, к которой приводят неправильная распашка, вырубка лесов. Плодородие почв можно улучшить путем мелиорации (орошении, обводнении, противоэрозионных действий, химической мелиорации) и введением сложных севооборотов.
Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.
Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.
Давать определения терминов, понятий по тематике урока;
Выявлять и называть особенности зональных типов почвы;
Выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;
Описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;
Давать характеристику зональных типов почвы;
Обозначать на контурной карте географические объекты.
Сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;
Понимание и осознание особенностей зональных типов почв;
Использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;
Находить достоверные сведения в источниках информации;
Обобщать тематический материал;
Составлять описания на основе достоверных источников информации;
Устанавливать причинно- следственные связи;
Составлять характеристику явления или объекта.
Определять цель, проблему в учебной деятельности;
Выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
Планировать учебную деятельность;
Самостоятельно исправлять ошибки .
Излагать свое мнение;
Понимать позицию другого.
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;
Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;
Понимать эмоциональное состояние других;
Осознавать и проявлять себя гражданином России.
Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.
Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.
УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
Приветствие. Подготовка к уроку.
II .Опрос домашнего задания.
III .Изучение новой темы:
Откройте тетрадь запишите тему урока: Зональные типы почв .
Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.
Сегодня на уроке вы узнаете:
1. Чем знаменит В.В.Докучаев.
2. Какие типы почв характерны для территории России.
3. В чем состоит особенность размещения почв.
4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.
5. Что такое почвенные ресурсы.
6. Как человек может восстановить почвы.
А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:
1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?
2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?
Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.
Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.
Типы и свойства почв различных природных зон
1 Арктическая пустыня
часто отсутствуют или арктические
Мало тепла и растительности
Маломощные, имеют слой глеевой
переувлажнения, недостаток кислорода, их толщина не превышает несколько сантиметров.
Занимают больше половины нашей территории. Под лесами формируются несколько типов лесных почв.
3. Тайга Восточно- Европейской равнины
подзолистые под северными таежными лесами
при избыточном увлажнении идет промыв почв, образуется подзол.
Промывные, кислые, малоплодородные
Высокая влажность, кислые, растительные останки — хвоя
4.Тайга Восточной Сибири
Вечная мерзлота, почвообразование замедлено. Промыва в этих почвах нет.
больше, чем в подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков
Самые плодородные почвы, зернистая структура
Много растительных остатков ежегодно, много тепла
бурые полупустынные, серо- бурые, а иногда образуются солончаки. Повышение содлержание солей.
гумуса в этих почвах не так уж и мало, но эти почвы сухие, плотные и бесструктурные.
Засоление почв. Это снижает плодородие.
Сухой климат, разреженный растительный покров, недостаток влаги. При искусственном орошении земли можно получать высокие урожаи.
Вывод: (самостоятельно) Процессы почвообразования во многом зависят от климатических условий местности. Климат закономерно сменяется по направлению с севера на юг. В этом направлении происходит и смена почв. Впервые это доказал русский ученый В.В.Докучаев более 100 лет назад. Им было установлено наличие зональных типов почв, которые закономерно сменяют друг друга с севера на юг. Они соответствую главным природным зонам нашей страны.
Почвенные ресурсы. Прочитайте в учебнике на стр. 181- 182
1. Что такое почвенные ресурсы? (почвы, способные обеспечивать развитие растений.
2. Что является главными разрушителями почвенного слоя? (вода и ветер)
3. Что такое эрозия? Виды эрозий.
4. Что такое мелиорация?
5. Что такое рекультивация?
6. Почему надо охранять почву? И как их надо охранять?
7. Почему при перемещении с севера на юг плодородие почв сначала растет, а потом снижается?
В начале урока, я задала вам вопрос, на который просила ответить к конце нашего урока.
В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему? (предполагаемый ответ)
Рекордным плодородием обладают черноземные почвы. Толщина гумусового горизонта может превышать 1м. Здесь достаточно тепла, влаги и перегноя.
Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»? (примерный ответ)
Под хвойной растительностью — почвы подзолистые, под травами — черноземы.
1. Вам все было понятно при изучении темы и выполнении практической работы.
2. Вы справились с заданием?
3. Кто сегодня был самым активным во время урока?
4 У кого, что не получилось и есть вопросы?
YI . Выставление оценок. Оценки всем будут выставлены за выполнение практической работы.
YII . Домашнее задание. Параграф 29, повторить 28
Творческое задание. .Написать эссе на тему 1.«Можно ли создать искусственную почву».
2. К чему всю свою жизнь стремился В.В.Докучаев.
Вносите удобрения, применяете пестициды, поливаете и рыхлите, с утра до глубокой ночи на грядках, а урожай не радует? Тратите деньги на районированные современные сорта и гибриды, а в результате на участке жалкие больные растения? Может, все дело в почве?
Садоводство и огородничество нацелено на получение хороших урожаев. Подходящие сорта растений, своевременное применение удобрений и пестицидов, полив – все это влияет на конечный результат.
Но правильная агротехника дает желаемый результат только при учете особенностей почвы на данном участке. Давайте разберемся с типами и видами почвы, их плюсами и минусами.
Виды почвы классифицируются по содержанию в ней:
- минералов (основная часть);
- органики и, в первую очередь, гумуса, что определяет ее плодородность;
- микроорганизмы и иные живые существа, участвующие в переработке остатков растительности.
Важным качеством почвы является способность пропускать воздух и влагу, а также свойство удерживать поступившую воду.
Для растения чрезвычайно важно такое свойство почвы, как теплопроводность (его еще называют теплоемкостью). Оно выражается в периоде времени, в течение которого грунт способен нагреться до определенной температуры и, соответственно, отдать тепло.
Минеральная часть любой почвы – это осадочные горные породы, образовавшиеся в результате выветривания скальных образований. Водные потоки на протяжении миллионов лет разделяют эти продукты на два вида:
Еще одним минералообразующим видом является известняк.
В итоге для равнинной части России можно выделить 7 основных видов почв:
- глинистая;
- суглинистая (суглинок);
- песчаная;
- супесчаная (супесь);
- известковая;
- торфяная;
- черноземная.
Характеристики почв
Глинистые
Тяжелые, плохо поддающиеся обработке, долго сохнущие и медленно прогревающиеся весной. Плохо пропускают воду и влагу к корням растений. В такой почве плохо развиваются полезные микроорганизмы, практически не происходит процесса разложения растительных остатков.
Суглинистые
Одним из самых распространенных типов почв. По качеству они уступают лишь черноземам. Подходят для выращивания всех садовых и огородных культур.
Суглинки легки в обработке, имеют нормальную кислотность. Быстро нагреваются, но не сразу отдают сохраненное тепло.
Хорошая среда для развития подземной микрофлоры. Процессы разложения и гниения, вследствие доступа воздуха, идут интенсивно.
Песчаные
Легки для любой обработки, хорошо пропускают воду, воздух и жидкие удобрения к корням. Но эти же качества имеют и отрицательные последствия: почва быстро пересыхает и остывает, удобрения при дождях и поливах вымываются водой и уходят вглубь грунта.
Супесчаные
Обладая всеми положительными качествами песчаных почв, супесчаники лучше удерживают минеральные удобрения, органику и влагу.
Известковые
Почва плохо пригодна для садоводства. В ней мало гумуса, а также железа и марганца. Щелочная среда требует подкисления известкового грунта.
Торфяные
Участки в болотистых местах нуждаются в окультуривании и прежде всего в проведении мелиоративных работ. Кислые почвы необходимо ежегодно известковать.
Черноземные
Чернозем – это эталон грунта, не нуждается в окультуривании. Грамотная агротехника – это все, что необходимо для выращивания богатого урожая.
Для более точной классификации почвы рассматривают ее основные физические, химические и органолептические параметры.
Вид почвы | глинистая | суглинистая | песчаная | супесчаная | известковая | торфяная | чернозем |
Структура | Крупноглыбистая | комковатая, структурная | Мелкозернистая | Мелкокомковатая | каменистые включения | рыхлая | Зернисто-комковатая |
Плотность | высокая | средняя | низкая | средняя | высокая | низкая | средняя |
Воздухопроницаемость | Очень низкая | средняя | высокая | средняя | низкая | высокая | высокая |
Гигроскопичность | низкая | средняя | низкая | средняя | высокая | высокая | высокая |
Теплоемкость (скорость прогревания) | низкая | средняя | высокая | средняя | высокая | низкая | высокая |
Кислотность | Слабокислая | От нейтральной до кислой | Низкая, близка к нейтральной | слабокислая | щелочная | кислая | От слабощелочной до слабокислой |
% гумуса | Очень низкий | Средний, ближе к высокому | низкий | средний | низкий | средний | высокий |
Окультуривание | Внесение песка, золы, торфа, извести, органики. | Поддерживать структуру внесением навоза или перегноя. | Внесение торфа, перегноя, глиняной пыли, посадка сидератов. | Регулярное внесение органики, осенний посев сидератов | Внесение органических, калийных и азотных удобрений, сульфата аммония, высевать сидераты | Внесение песка, обильное известкование, навоз, компост. | При истощении внесение органики, компоста, высевание сидератов. |
Культуры, которые могут произрастать | деревья и кустарники с развитой корневой системой, уходящей вглубь почвы: дуб, яблони, ясень | Растут почти все районированные сорта. | Морковь, лук, клубника, смородина | Растет большинство культур при использовании правильной агротехники и районированных сортов. | Щавель, салаты, редька, ежевика. | Смородина,крыжовник, черноплодная рябина, садовая земляника | Растет все. |
Основные типы почв в России
Сто с лишним лет назад В.В. Докучаев открыл, что формирование основных типов почв на поверхности Земли следует закону широтной зональности.
Тип почвы — это ее атрибуты, которые возникают в сходных условиях и обладают одинаковыми параметрами и условиями почвообразования, которые в свою очередь зависят от климата в течении геологически значимых периодов времени.
Выделяют следующие типы почв:
- тундровая;
- подзолистая;
- дерново-подзолистая;
- серая лесная;
- черноземная;
- каштановая;
- бурая.
Для земледелия совершенно непригодны тундра и бурые почвы полупустынь. Малоплодородны подзолистые таежные и каштановые почвы сухих степей.
Для сельскохозяйственной деятельности главное значение имеют средне-плодородная дерново-подзолистая почва, плодородная серая лесная и максимально плодородная черноземная почвы. Содержание гумуса, климатические условия с необходимыми теплом и влагой делают эти почвы привлекательными для работы на них.
Мы привыкли видеть красоту в облаках, в окружающей природе, и никогда — в почве. Но именно она создает те неповторимые картины, которые надолго остаются в памяти. Любите, познавайте и берегите почву на вашем участке! Она отплатит вам и вашим детям прекрасными урожаями, радостью созидания и уверенностью в завтрашнем дне.
Определение механического состава почвы:
Значимость почвы в жизни человечества:
Выявить условия почвообразования различных типов почв,
Установить влияние каждого из почвообразующих факторов для формирования почвы,
Научиться различать типы почв,
Определить важность данного вида ресурса для развития народного хозяйства.
Задание 1. Используя атлас, опишите, как изменяется типологический состав почв по территории Восточно-Европейской равнины с севера на юг .
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Используя дополнительный материал, опишите, как влияют на почвообразование климат и влажность. Почему плодородие почв возрастает в южном направлении вплоть до Кавказских гор, побережья Черного и Азовского морей, а при движении к побережью Каспийского моря плодородие уменьшается?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. На основании профилей различных типов почв составьте сравнительную характеристику почв тундры, смешанных лесов, степи. Объясните, в чем причина различий между этими типами почв, какие из них наиболее плодородны и почему.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Используя карты атласа, определите, какие типы почв характерны для нашей области.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Используя карты атласа и дополнительный материал, определите, какие типы почв являются наиболее плодородными (плодородие определяется по количеству гумуса). В какой части страны они размещаются ? Используя данные о размещении наиболее плодородных почв, определите, почему большая часть населения России расселилась вдоль южной границы страны?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дополнительный материал
Направленность и интенсивность почвообразовательных процессов, а, следовательно, и типы почв зависят от энергетических ресурсов (затрат тепла на почвообразование), водного режима почв, поступления органики в почву и скорости ее разложения, количества микроорганизмов, участвующих в процессах почвообразования. Все эти характеристики в той или иной степени зависят от климата, поэтому все они в самых общих чертах обнаруживают зональность.
В северной части страны развитие почвообразовательных процессов лимитируется прежде всего энергетическими ресурсами. Нарастание тепла при движении с севера на юг влечет за собой увеличение органики, поступающей с ежегодным спадом в почву , и количества микроорганизмов, участвующих в ее переработке, поэтому возрастает интенсивность почвообразовательных процессов и количество гумуса в почвах. Оптимальные условия для почвообразования создаются в полосе нейтрального баланса тепла и влаги, поэтому здесь формируются самые плодородные, богатые гумусом почвы — черноземы.
При дальнейшем продвижении к югу процессы почвообразования уже лимитируются недостатком влаги. Именно с этим связано уменьшение прироста биомассы и, как следствие, все меньшее поступление органики, а отсюда и сокращение количества микроорганизмов, питательной средой для которых служит органическое вещество. Сокращается и суммарная затрата энергетических ресурсов на почвообразовательные процессы, так как основная их часть (до 95%) расходуется на испарение почвенной влаги, а влаги в почвах при продвижении к югу становится все меньше и меньше. Уменьшение количества влаги при возрастании температур обусловливает небольшую глубину промачивания грунта и, следовательно, малую мощность почвенного профиля.
Наиболее важное свойство, которое человек ценит в почвах и стремится использовать , — плодородие, т. е. способность почвы создавать урожай растений. Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества — гумуса, или перегноя. Благодаря плодородию, почвы являются величайшим природным богатством.
Самыми плодородными почвами являются черноземы, формирующиеся в оптимальных условиях для гумусонакопления. Именно в этих почвах запасы гумуса в метровом слое почвы особенно велики. В типичных черноземах они достигают 709 ц/га. В выщелоченных черноземах запасы гумуса уменьшаются (512 ц/га), еще заметнее они снижаются в серых лесных почвах (215 ц/га), а в подзолистых не достигают и 100 ц/га. Таким образом, к северу запасы гумуса уменьшаются, снижается и плодородие почв вследствие возрастания их выщелоченности и увеличения заболоченности, т. е. переувлажнения.
К югу от типичных черноземов запасы гумуса также уменьшаются: в черноземах обыкновенных они составляют 426 ц/га, в южных — 391 ц/га, темно-каштановых — 229 ц/га. В светло-каштановых почвах запасы гумуса сокращаются до 116 ц/га, в бурых пустынно-степных — до 62 ц/га. Снижение плодородия почв в сухих степях и полупустынях обусловлено не только уменьшением запасов гумуса, но и засолением почв.
С запасами гумуса тесно связана естественная продуктивность почв, которая может быть выражена величиной годового прироста биомассы на единицу площади. На подзолистых и дерновоподзолистых почвах биомасса составляет 45-85 ц/га, на черноземах — 90-137 ц/га, на каштановых снижается до 40 ц/га. Естественно, что обладающие высоким плодородием черноземы уже давно распаханы. Ныне свыше 50% пашни России размещено на черноземах. Около 15% пашни приходится на серые и бурые лесные почвы и примерно столько же — на дерново-подзолистые и подзолистые. Чуть более 10% пашни приурочено к каштановым, главным образом, темно-каштановым почвам.
Практическая работа №11
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Цели: Совершенствование умения оценивать явления и процессы на основе анализа материалов различных источников. Задачи: 1. Совершенствовать умение анализировать графическую и текстовую информацию. 2. Развивать умения оценивать процессы, устанавливать причинноследственные связи. 3. Развитие умения формулировать выводы по итогам работы. Содержание работы: 1) Определение размещения основных типов почв России в соответствии с природными зонами. 2) Выявление условий их образования (коэффициент увлажнения и t июля). 3) Оценка плодородия основных типов почв России. 4) Формулирование выводов по итогам работы (взаимосвязь условий образования почв, их размещения и плодородия). Источники информации: Раздаточный материал с таблицей «Основные типы почв России», рис. 49 на стр. 131 учебника (§ 27). Форма представления результатов: заполнение колонок таблицы, письменный ответ на вопросы в тетради. Способы познавательной деятельности: Анализ данных, представленных в виде таблицы, графической информации учебника. Установление причинно- следственных связей. Оценка свойств объекта. Обобщение и синтез информации. Критерии оценки: Оценка «5» — Работа выполнена полностью, верно, аккуратно, без грамматических и фактических ошибок. Верно сформулированы выводы по итогам работы. Оценка «4» — В работе допущены 1-2 негрубые фактические или грамматические ошибки, некоторая небрежность в оформлении. В целом работа выполнена практически полностью. Допускаются 1-2 неточности в формулировке вывода, нарушена логика вывода. Оценка «3» — В работе много грамматических ошибок, выполнена небрежно, допущены серьезные фактические ошибки, неверно выполнена оценка плодородия почв. Или: таблица заполнена верно, но выводы отсутствуют. Оценка «2» — Таблица заполнена менее чем наполовину или неверно, неаккуратно, с множеством ошибок. Выводы отсутствуют. Задания для учащихся. 1. Проанализируйте данные таблицы «Основные типы почв России». С помощью рисунка 49 на стр. 131 учебника определите размещение основных типов почв России (заполните колонку «Природная зона» в таблице). С помощью рисунка 49 на стр. 131 учебника выясните, при каком коэффициенте увлажнения и средней температуре июля образуются эти почвы (заполните колонку «Условия образования почв» в таблице). На основании данных таблицы об особенностях почв дайте оценку их плодородия (заполните колонку «Плодородие» в таблице). 2. Сформулируйте вывод по итогам работы, ответив на вопросы: 1) Какая связь существует между типом почвы и ее размещением? 2) От каких условий зависит тип почвы и ее свойства? 3) Какие почвы в России самые плодородные и почему? ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЧВ РОССИИ. Тип почв Природная зона Арктические Тундровоглеевые Подзолистые Дерновоподзолистые Серые лесные Черноземы и каштановые Бурые Выводы: Условия образования Особенности почвы Малая мощность (1-5 см), отсутствие сплошного покрова. Малая мощность (до 12 см), сильная переувлажненность, наличие глеевого горизонта. Избыточное увлажнение, мало гумуса (1,5-4%) и минеральных элементов. Наличие подзолистого горизонта Более высокое содержание гумуса (2-6%). Гумусовый горизонт до 30 см, содержание гумуса 3-7%. Мощный гумусовый горизонт (40-120 см), содержание гумуса в черноземах 4-11%, в каштановых 2-6%. Богаты органическими веществами Мало гумуса (1,52,5%), часто засолены. Плодородие
Источник