Практическая работа Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
учебно-методический материал по географии (8 класс) на тему
8 класс Практическая работа № 10
Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги,
рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.r_no_10_pochvy_rossii.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 10
Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги,
рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
Цель: Характеристика типов почв России и Белгородской области , особенности их использования человеком.
Оборудование : Почвенные карты России и Белгородской области
Задание 1. Определить условия почвообразования основных земельных типов почв России и их плодородия.
1. Арктическая пустыня
Б) тайга Восточной Сибири
В) смешанные леса
Г) широколиственные леса
Задание 2. Используя карты Белгородской области, дайте характеристику почв области. Заполните таблицу.
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Серые лесные и темно-серыми лесными
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы
Мощность гумусового горизонта — ________ см , содержание гумуса — ________%
1. Арктическая пустыня
Часто отсутствуют или арктическая
Мало тепла и растительности.
Маломощные, имеют глеевый слой.
Многолетняя мерзлота, мало тепла, переувлажнение, недостаток кислорода
К увл. > 1, растительные остатки – хвоя.
Б) тайга Восточной Сибири
В) смешанные леса
Гумуса больше, чем подзолистых
Промыв весной, больше растительных остатков.
Г) широколиственные леса
Черноземы, каштановые почвы.
Самые плодородные, зернистая структура.
К увл.+ 1, много растительных остатков ежегодно, много тепла.
Бурые полупустынь и серо-бурые.
Сухой климат, разреженный растительный покров.
Почвы Белгородской области
Необходимым условием всякого природного процесса, в том числе и почвообразования, является время. Почвы Белгородской области сравнительно молодые: их возраст исчисляется 5-10 тысячами лет. В то же время этот возраст достаточен для полного формирования черноземной почвы.
Белгородская область занимает возвышенную равнину, приподнятую в северной части. По этой причине на водораздельных пространствах грунтовые воды залегают глубоко и не влияют на формирование почв, что также способствует формированию черноземных почв, а не каких-либо луговых или болотных. В то же время характер рельефа способствует развитию эрозионных процессов, ведущих к образованию оврагов и балок.
Таким образом, все факторы почвообразования в Белгородской области направлены на формирование плодородных почв. Ведущим почвообразовательным процессом является гумуса-аккумулятивный.
Основными свойствами черноземов являются: богатство гумусом и элементами питания растений (М, Р, 5, микроэлементы*, отсутствие в почве легкорастворимых солей и наличие в профиле карбонатов; благоприятные физические свойства (рыхлое сложение, хорошая структура и хорошая водопроницаемость).
Все черноземы подразделяют на черноземы лесостепи и черноземы степи. К первой группе относят черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные; ко второй — обыкновенные и южные. В Белгородской области встречаются все указанные подтипы черноземов, за исключением южных. Профиль чернозема имеет три горизонта: гумусовый (А), переходный (В) и материнская порода (С).
Черноземы оподзоленные занимают 2,4% площади области. Их профиль характеризуется наличием белесой присыпки в нижней части гумусового слоя, переходный горизонт несет черты горизонта вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта составляет 63-67 см, содержание гумуса — от 3 до 7%. Запасы гумуса в метровой толще 355-420 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.
Выщелоченные черноземы занимают 23,2% территории. Внешне они похожи на черноземы типичные, но в нижней части горизонта вмывания выражены карбонатные выделения в виде белых вкраплений или прожилок. Средняя мощность гумусового горизонта от л ( 65 до 86 см; содержание гумуса достигает 4,5-6,5%, а запасы гумуса в метровой толще — 500 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте близка к нейтральной.
Черноземы типичные лидируют в Белгородской области по распространению — 36,1%. Они отличаются от выщелоченных наличием карбонатов во всем горизонте вмывания. Средняя мощность гумусового горизонта — от 73 до 87 см, содержание гумуса — 5,5-7,0% и запасы гумуса 420-530 т/га. Реакция почвы в верхнем горизонте нейтральная.
Черноземы обыкновенные занимают 11,8% площади и отличаются от типичных появлением карбонатов в гумусовом горизонте. Часто карбонатные выделения представлены конкрециями, которые называют белоглазкой. У обыкновенных черноземов сокращается мощность гумусового горизонта (от 56 до 66 см). Среднее содержание гумуса равно 4,8-6,9%, а его запасы в метровой толще 310-433 т/га. Реакция почвы с поверхности слабощелочная.
На выходах меловых пород развиваются черноземы остаточно- карбонатные. Для них характерно наличие щебенки мела по всему профилю и его укороченность. Средняя мощность гумусового горизонта всего лишь 13-55 см; среднее содержание гумуса — от 2,2 до 6,3%, запасы гумуса в метровой толще 300-350 т/га. Реакция среды по всему профилю щелочная.
Таким образом, среди почв Белгородской области наибольшими запасами гумуса обладают типичные и выщелоченные черноземы. Значительно ниже эти запасы в оподзоленных и обыкновенных черноземах, но самые низкие — в остаточно-карбонатных черноземах. Оценка всех показателей плодородия почв показывает, что самой плодородной почвой в Белгородской области является чернозем выщелоченный.
Под лесной растительностью в области развивались серые лесные почвы, представленные двумя подтипами — серыми лесными (3,9% площади) и темно-серыми лесными (10,7% площади). Профиль темно-серой лесной почвы состоит из лесной подстилки (АО), гумусового горизонта (А1), горизонта вмывания с пятнами горизонта вымывания (А2В), горизонта вмывания (В) и материнской породы (С). Мощность гумусового горизонта достигает 50-60 см, содержание гумуса — от 3 до 5%, запасы его в метровой толще доставляют 300-340 т/га. Реакция почвы слабокислая. В этих почвах на гумуса-аккумулятивный процесс наложился процесс оподзоливания, ведущий к формированию горизонта вымывания (А2).
Лугово-черноземные и черноземно-луговые почвы (1,3%), развиваются на террасах и в поймах рек, где на процесс почвообразования влияют грунтовые воды. Внешне они похожи на черноземы, но отличаются повышенным содержанием гумуса и наличием признаков переувлажнения в горизонте вмывания (В) или в породе (С). К таким признакам относят наличие ржавых и сизых пятен, которые обусловлены процессом оглеения. Лугово-черноземные почвы характеризуются глубоким проникновением гумуса по профилю. В горизонтах А и АВ гумус с глубиной уменьшается постепенно, а на глубине 70-80 см (или 80-90 — у мощных видов) наблюдается довольно заметное снижение содержания гумуса. Мощность гумусовых горизонтов в основном составляет 60-80 см, а содержание гумуса в горизонте А колеблется от 7 до 10%, снижаясь в горизонте АВ до 3-5%.
При усилении условий увлажнения в поймах рек развиваются пойменные луговые или пойменные лугово-болотные почвы, последние имеют в своем профиле прослои торфа.
Песчаных почв на территории области мало. Так как пески и супеси бесструктурны, бедны элементами питания, то и образовавшиеся на них почвы не являются ценными в агрономическом отношении.
На днищах балок представлены дерново-намытые почвы. Сюда периодически поступает гумусированный материал со склонов балок, что приводит либо к появлению погребенных гумусовых горизонтов, либо к аномально большой мощности гумусового горизонта (свыше 2 метров).
Источник
Практическая работа по географии для 8-го класса «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв «
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практическая работа по географи № 9
Тема: « Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла,влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности ».
Цели работы: познакомиться с основными зональными типами почв нашей страны; определить условия их образования; узнать о типах почв Брянской области и особенностях их использования человеком; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы.
На основе анализа текста учебника, страницы 125 – 132, почвенной карты и почвенных профилей в атласе определите условия почвообразования для основных типов почв России.
Результаты работы оформите в виде таблицы.
Условия почвообразования (соотношение тепла и влаги, характер растительности)
Особенности почвенного профиля
Используя карту почв в атласе Брянской области, другие источники географической информации, дайте характеристику почв Брянской области. Заполните таблицу.
в сельском хозяйстве
— как изменяются основные виды почв с севера на юг;
— как изменяется плодородие почв;
— зависимость специализации сельского хозяйства от типа почвы.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 972 человека из 81 региона
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
- Сейчас обучается 652 человека из 81 региона
Курс повышения квалификации
Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС
- Сейчас обучается 208 человек из 62 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практическая работа дает возможность познакомить учащихся с основными зональными типами почв нашей страны; определить условия их образования; узнать о типах почв Брянской области и особенностях их использования человеком; проверить и оценить умение работать с различными источниками географической информации, делать на основе их анализа обобщения, выводы. В ходе работы учащиеся заполняют таблицы.
Номер материала: ДБ-819852
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Во Франции планируют ввести уголовное наказание за буллинг в школе
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Урок: «Зональные типы почв». Практическая работа «Типы и свойства почв различных природных зон», 8 класс
Тема урока: Зональные типы почв. 8 класс.
Цель: Формирование представлений о зональном распределении почв по территории страны и их особенностях.
— давать определения терминов, понятий по тематике урока;
— выявлять и называть особенности зональных типов почвы;
— выявлять взаимосвязь между зональными типами почв и видами мелиоративных работ;
— читать и анализировать тематические карты;
— описывать зональные типы почвы и почвенные ресурсы;
— давать характеристику зональных типов почвы;
— обозначать на контурной карте географические объекты.
— сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;
— понимание и осознание особенностей зональных типов почв;
— использование знаний о зональных типах почв в повседневной жизни для сохранения жизни и здоровья;
— находить достоверные сведения в источниках информации;
— обобщать тематический материал;
— составлять описания на основе достоверных источников информации;
— устанавливать причинно- следственные связи;
— составлять характеристику явления или объекта.
— определять цель, проблему в учебной деятельности;
— выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
— планировать учебную деятельность;
— самостоятельно исправлять ошибки .
— излагать свое мнение;
— понимать позицию другого.
— аргументированно оценивать свои и чужие поступки в различных ситуациях;
— осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их;
— понимать эмоциональное состояние других;
— осознавать и проявлять себя гражданином России.
Тип урока: изучение новой темы с выполнением практической работы.
Оборудование: учебник, атлас, проектор, презентация.
УМК: Учебник Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И.
Приветствие. Подготовка к уроку.
II .Опрос домашнего задания.
III .Изучение новой темы:
Откройте тетрадь запишите тему урока : Зональные типы почв .
Исходя из темы, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать. Какие вопросы будем рассматировать. Что вы сегодня должны узнать на уроке.
Сегодня на уроке вы узнаете:
1. Чем знаменит В.В.Докучаев.
2. Какие типы почв характерны для территории России.
3. В чем состоит особенность размещения почв.
4. Какие почвы обладают наибольшим плодородием.
5. Что такое почвенные ресурсы.
6. Как человек может восстановить почвы.
А в конце урока, попробуйте найти ответ на вопросы:
1. В условиях какой природной зоны должны формироваться самые плодородные почвы? Почему?
2. Докажите на примере природных зон тайги и степей, что почвы являются «зеркалом ландшафтов»?
Откройте почвенную карту Росси в атласе. Назовите почвы. (примерные ответы). Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно- Европейской равнины. В горах почвы изменяются, следуя закону высотной поясности от подножья к вершине. Типы почв соответствуют типу растительности.
Одновременно мы с вами в течение объяснения новой темы, будем выполнять практическую работу. Запишите в тетради: Практическая работа № 16 «Составление характеристики зональных типов почв и выявление условий их почвообразования». Работу будем выполнять в виде составления таблицы.
Типы и свойства почв различных природных зон
Источник