Анализ почвы и воды
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Разработка урока химии по теме «Анализ почвы и воды» в 8 классе. Конспект урока и презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_pochvy_i_vody.zip | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Практическая работа. Анализ почвы и воды .
Цель урока: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.
- Закрепить начатое формироваться на предыдущем занятии умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;
- Продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;
- Научить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;
- Учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;
- Продолжить формирование умения делать сообщение и выступать публично, используя компьютерную презентацию.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная установка, экран, штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, резиновая пробка для пробирки, воронка, бумажный фильтр, лабораторный штатив Бунзена, предметные стекла, тигельные щипцы, спиртовка, спички, универсальный индикатор, мерный цилиндр, линейка, коническая колба с пробкой, вода дистиллированная, речная вода, почва.
Работа выполняется в парах. На столах учащихся необходимый набор посуды и реактивов.
— Сегодня у нас необычный день. Это день, когда вы соприкоснетесь с ОТКРЫТИЕМ в очередной раз. Мы продолжаем наш химический практикум. Тема практической работы «Анализ почвы и воды» (Приложение 1, слайд 1). Запишите в тетрадях для практических работ дату, номер и тему практической работы.
Далее учитель сообщает цель и задачи урока , а также сведения о воде, ее значении, экологическом состоянии (Приложение 1, далее).
— Охарактеризуем почвы и воды нашей местности, используя компьютерную презентацию (Приложение 2).
— Первая часть работы – анализ почвы. Напоминаю, что работу вы выполняете согласно описанию по учебнику самостоятельно. При выставлении оценки за работу в целом будут учитываться умения проводить опыты, делать на их основе выводы, а также правильность и аккуратность оформления результатов работы. При выполнении работы необходимо соблюдать правила техники безопасности. Это также будет учитываться при выставлении итоговой оценки за работу в целом .
Таблица для оценивания практической работы.
Источник
Практическая работа «Анализ почвы и воды».
Практическая работа по химии в 8 классе «Анализ почвы и воды».
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа «Анализ почвы и воды».»
Практическая работа №3
Анализ почвы и воды.
Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
Оборудование: две пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, стеклянный цилиндр с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага.
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров.Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.
В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
Опыт №1. Механический анализ почвы.
В пробирку помещена почва. Прилейте к ней воду, объём которой должен быть в 3 раза больше объёма почвы. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1 – 2 минуты. Наблюдайте за осадком частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
Опыт 3. Определение прозрачности воды.
Мерный цилиндр поставьте на бумагу с напечатанным текстом. В мерный цилиндр вливайте тонкой струйкой дистиллированную воду до тех пор, пока исчезнет возможность читать текст (на текст смотрите сверху). Замерьте линейкой высоту столбика воды в цилиндре. Проделайте ту же операцию с водой из природного источника.
Измеренная высота называется уровнем видимости. Если уровень видимости мал, значит водоем сильно загрязнен.
Сделайте вывод о прозрачности воды (прозрачная, слабо мутная, мутная,очень мутная).
Опыт 4. Определение интенсивности запаха воды.
В коническую колбу налейте исследуемую воду на 2/3 объема, закройте пробкой и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, используя таблицу:
Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание
Запах легко обнаруживается
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья
Источник
Практическая работа по химии на тему: «Анализ почвы» (8 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Простейшие операции с веществом (химический практикум)
Практическая работа №3 Анализ почвы и воды
Цель: Научиться определять состав почвы Научиться определять прозрачность воды и интенсивность запаха воды Научиться фильтровать и выпаривать жидкость
Оборудование: Стаканы с почвой, дистиллированной и водопроводной водой 2 пустые пробирки, цилиндр, воронка, коническая колба, лупа Фильтр, предметное стекло, держалка для пробирок, универсальная индикаторная бумага
Инструкция по ТБ Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров .Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
Опыт №1. Механический анализ почвы В пробирку поместите почву, прилейте воды, закройте пробкой, встряхните С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы Опишите свои наблюдения
Опыт №2.Получение почвенного раствора и опыты с ним Профильтруйте смесь Несколько капель фильтрата поместите на предметное стекло и выпарите Что наблюдаете на стекле после выпаривания. Объясните Проверьте почвенный раствор с помощью индикаторной бумаги Сделайте вывод по результатам наблюдения
Опыт №3. Определение прозрачности воды Установите цилиндр на текст, приливайте дистиллированную воду На какой высоте печатный шрифт становится невидным? Проделайте то же самое с речной водой Измерьте высоты столбов воды линейкой Сделайте выводы
Опыт №4. определение интенсивности запаха воды Налейте в коническую колбу исследуемой воды (2/3 объёма), закройте пробкой, интенсивно встряхните Откройте пробку, отметьте характер запаха Оцените интенсивность запаха в баллах (смотрите таблицу)
Характеристика запаха Интенсивность запаха (балл) Отсутствие ощутимого запаха 0 Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами 1 Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание 2 Запах легко обнаруживается 3 Отчётливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья 4 Очень сильный запах – делает воду неприятной для питья 5
Домашнее задание Знать состав почвы Знать способы определения прозрачности воды и интенсивности запаха воды Подготовить отчет о проделанной работе
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Сейчас обучается 967 человек из 81 региона
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Курс добавлен 23.09.2021
- Сейчас обучается 90 человек из 42 регионов
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
- Сейчас обучается 67 человек из 27 регионов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-097355
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Практическая работа по химии № 3 на тему «Анализ почвы и воды» (8 класс).
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема 4. Соединения химических элементов
Практическая работа № 3 «Анализ почвы и воды»
Цель: обучить учащихся практике элементарного анализа, научить их делать практические выводы из проведенного анализа.
Оборудование: пробирки, мерный цилиндр, коническая колба, линейка, дистиллированная вода, морская вода, почва, лупа.
Инструктаж по технике безопасности при работе в школьной химической лаборатории.
Механический анализ почвы
В пробирку поместите почву (столбик почвы должен быть 2—3 см). Прилейте дистиллированную воду, объем которой должен быть в 3 раза больше объема почвы.
Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте 1—2 мин, а затем вооружитесь лупой и наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадков. Опишите и объясните свои наблюдения.
Сначала будут оседать более крупные и тяжелые частички песка и глины, затем более мелкие, но раствор еще очень долго будет мутным — самые мелкие частички находятся во взвешенном состоянии.
Определение прозрачности воды
Для опыта нужен прозрачный мерный цилиндр.
Установите цилиндр на печатный текст и вливайте дистиллированную воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст. Отметьте, на какой высоте вы не будете видеть шрифт. Измерьте высоту столба воды линейкой.
Даже ,заполнив сосуд доверху и поместив его на печатный текст, написанное можно будет прочитать.
Проделайте ту же операцию с морской водой из природного источника. Сделайте выводы.
Измеренная высота называется уровнем видимости.
Если уровень видимости мал, значит, водоем сильно загрязнён.
Вывод: Современные водоемы сильно загрязнены и уровень видимости в них чрезвычайно мал.
Опыт 3
Определение интенсивности запаха воды
Коническую колбу наполните на 2 / 3 объема исследуемой водой, плотно закройте пробкой (желательно стеклянной) и сильно встряхните. Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха. Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей.
Интенсивность запаха (балл)
Отсутствие ощутимого запаха
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание
Запах легко обнаруживается
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья
Вывод: в ходе практической работы учащиеся научились определять состав почвы, прозрачность воды и интенсивность запаха воды.
Тест по правилам техники безопасности
1. В школьной химической лаборатории
А) можно перекусить
Б) можно смешивать реактивы, не пользуясь инструкцией
В) можно бегать и шуметь
Г) следует соблюдать на рабочем месте чистоту и порядок
2. При работе со спиртовкой нельзя
А) тушить огонь колпачком
Б) зажигать спичками
В) заполнять этиловым спиртом
Г) зажигать от другой спиртовки
3. Полученную очищенную соль :
А) можно попробовать на вкус
Б) нельзя пробовать на вкус
4.Предметное стекло нагревают
в пламени спиртовки, держа:
5. Если разлил раствор вещества нужно
А) сообщить учителю или лаборанту
Б) самостоятельно убрать разлитое вещество
В) сделать вид, что ничего не случилось
Ключи: 1)г 2) г 3) б 4)в 5)а
Планируемые результаты обучения.
— умение обращаться с лабораторным оборудованием в соответствии с правилами техники безопасности;
— наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;
— описывать химический эксперимент с помощью русского языка и языка химии;
— делать выводы по результатам проведенного эксперимента;
Метапредметные результаты: самостоятельно использовать опосредованное наблюдение, знать типы почв своей местности ( актуализация знаний по географии, ранее изученной темы)
Личностные результаты: создать условия для учения с увлечением, воспитывать уверенность в себе, видение экологических проблем и пути их решения.
Источник