Практикум по агрохимии, Кидин В.В., Дерюгин И.П., Кобзаренко В.И., 2008
Практикум по агрохимии, Кидин В.В., Дерюгин И.П., Кобзаренко В.И., 2008.
Рассмотрены методы анализа почв, растений и удобрений. Учтены новые требования и тенденции развития химических и инструментальных методов анализа. Большое внимание уделено описанию не только классических методов анализа, но и их модификаций. Приведены новые методы анализа почв и почвогрунтов, позволяющие более объективно оценивать почвенное плодородие. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по агрономическим направлениям и специальностям.
ОТБОР ПРОБ РАСТЕНИЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ.
Отбор проб в поле в опытных и производственных посевах проводят как для учета качества урожая, так и с целью растительной диагностики, изучения динамики содержания и потребления элементов питания растениями в отдельные периоды их роста и развития. При отборе растительных проб в хозяйственных и естественных угодьях необходимо учитывать биологические особенности культур, состояние посевов, макро- и микрорельеф местности. Чтобы средняя проба наиболее полно отражала химический состав всей совокупности растений, на каждом поле или опытной делянке для культур сплошного посева (пшеница, рожь, ячмень, лен, травы и др.) выделяют 4—8 типичных делянок площадью 0,5—1 м2 каждая, равномерно расположенных на участке.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1.ПОДГОТОВКА К ХИМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ И ЕГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ.
Глава 2.ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И КАЧЕСТВО УРОЖАЯ.
Глава 3.АГРОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЧВЫ.
Глава 4.АНАЛИЗ УДОБРЕНИЙ.
Глава 5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО АГРОХИМИИ.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по агрохимии, Кидин В.В., Дерюгин И.П., Кобзаренко В.И., 2008 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Практические работы и экскурсии к курсу «Введение в агрохимию»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Практические работы и экскурсии
«Введение в агрохимию»
Практическая работа № 1.
Агрохимическое исследование: оборудование, правила безопасности.
Цель работы: познакомить с основным оборудованием агрохимической лаборатории и правилами техники безопасности при проведении опытов.
Вспомните правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Запишите приемы первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах.
Ознакомьтесь со всей лабораторной посудой и оборудованием, которые имеются в школьной лаборатории. Продемонстрируйте правила обращения с ними (фильтрование жидкости, состоящей из 5-10 г сухой почвы и 50-100 мл воды, нагревание на спиртовой горелке, измельчение вещества, растворение веществ и т.д.)
Практическая работа № 2.
Приготовление почвенных образцов.
Цель работы: научиться правильно готовить почвенные образцы для анализа.
Оборудование: образцы почвы, сито, фарфоровая ступка с пестиком.
Почвенные образцы, собранные на экскурсии, необходимо высушить до воздушносухого состояния. Для этого каждый образец рассыпают тонким слоем (в 2 см) на листах плотной бумаги и оставляют в затененном от солнца и проветриваемом помещении на 3-5 дней. За это время для ускорения сушки почву необходимо изредка перемешивать. Из почвы убирают корешки, гальку и другие примеси.
Затем почву измельчают и просеивают через сито с отверстиями в 1 мм.
Подготовленную таким образом почву пересыпают в коробки, куда кладут этикетку с характеристикой образца.
Практическая работа № 3.
Качественное определение химических элементов в почве.
Цель работы: с помощью качественных реакций определить содержание химических элементов в почве.
Реактивы: образцы почвы, 10% соляная кислота, фарфоровая чашка, фарфоровая ступка, колбы, дистиллированная вода, 10% азотная кислота, нитрат серебра, концентрированная соляная кислота, 20% хлорид бария, стеклянная палочка, красная кровяная соль, 10% раствор роданида калия.
1. Качественное определение карбонат – иона. Небольшое количество почвы поместите в фарфоровую чашку и добавьте несколько капель 10% соляной кислоты. Образующийся углекислый газ выделяется в виде пузырьков, чем их больше, тем выше содержание карбонат – иона в почве.
2.Качественное определение хлорид – иона.
Приготовьте водную вытяжку почвы, для этого пробу почвы разотрите в фарфоровой ступке. Возьмите 25 г почвы, перенесите в колбу емкостью 200 мл и добавьте 50 мл дистиллированной воды. Содержание колбы тщательно взболтайте и дайте отстояться в течение 5-10 мин., а затем отфильтруйте в колбу емкостью 100 мл.
Отлейте в пробирку 5 мл фильтрата и добавьте несколько капель 10% азотной кислоты и по каплям добавьте 0,1 н раствор нитрата серебра. При наличии хлора выпадает осадок.
3.Качественное определение сульфат – иона. В пробирку налейте 5 мл фильтрата и добавьте несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20% хлорида бария. При наличии сульфат – иона выпадает осадок.
4.Качественное определение ионов железа ( II и III ).
Приготовьте солянокислую вытяжку почвы: почву, оставшуюся после фильтрования водной вытяжки, перенесите стеклянной палочкой в колбу, где находится исходная масса. Налейте в колбу 50 мл 10% соляной кислоты и взбалтывайте содержимое в течение 30 мин., а затем дайте отстояться 5 мин.
В 2 пробирки внесите по 3 мл отфильтрованной солянокислой вытяжки.
В первую пробирку добавьте красной кровавой соли . Появление синеватого окрашивания говорит о присутствии железа( II ).
Во вторую пробирку добавьте несколько капель 10% раствора роданида калия. Появление красного цвета говорит о присутствии железа( III ).
Практическая работа № 4.
Изучение агрохимических свойств почвы.
Цель работы: расширить знания о почве, выяснить ее агрохимические свойства.
Оборудование: почвенные образцы, почвенные трубки, штативы, стакан с водой, марля, линейка, часы, карандаш, , стеклянная палочка, лакмус, фарфоровая чашка
Определите рН почвы с помощью индикаторной бумаги.
Приготовьте вытяжку из почвы. Для этого в фарфоровую чашку поместите пробу почвы, к ней добавьте 5-8 мл раствора хлорида калия. Содержимое перемешайте стеклянной палочкой и оставьте на 1-2 мин.
Опустите конец индикаторной бумаги в содержимое чашки.
Выньте и посмотрите цвет через 1-2 сек.
2 г почвы залейте 10 мл воды, размешайте. Опустите в этот раствор на несколько минут индикаторную бумагу и определите показатели кислотности по цветной шкале.
Определите водопроницаемость почвы. Определите механический состав почвенных образцов и пересыпьте их в почвенные трубки, закрепленные на штативе. Измерьте высоту почвы (она должна быть одинаковая во всех почвенных трубках).Аккуратно наливайте сверху в цилиндры воду, следите, чтобы вода была постоянно. Каждую минуту измеряйте глубину промачивания почвы.
Рассчитайте коэффициент впитывания по формуле : К= h / t , где h – высота промачиваемого слоя, t – время.
Определите водоподъемную способность почвы. Определите механический состав образцов почвы. Пересыпьте их в почвенные трубки, высота почвы должна быть одинаковая. Нижний коней почвенной трубки завяжите марлей и опустите в стакан с водой (предварительно закрепив на штативе). Измеряйте высоту подъема воды за определенные промежутки времени. Данные занесите в таблицу:
Рассчитайте скорость подъема воды по формуле : К= h / t , где h – высота подъема воды, t – время.
Практическая работа № 5.
Изучение состава золы растений по качественным реакциям.
Цель работы: установить, какие зольные элементы входили в состав растения на основании анализа золы растения.
Реактивы: древесная зола или зола соломы злаков, пробирки и конические колбы, 25% раствор соляной кислоты, 10% раствор хлорида бария, 10% раствор роданистого калия, насыщенный раствор щавелевокислого аммония(5 г щавелевокислого аммония растворяют дистиллированной водой в мерной колбе объемом 100 мл и доводят общий объем раствора водой до метки).
Приготовление раствора золы. В тигель поместите 1 г золы. Смочите ее несколькими каплями дистиллированной воды и растворите в 2-5 мл 25% раствора соляной кислоты, перемешайте содержимое тигля стеклянной палочкой. Затем все содержимое тигля перенесите через воронку без фильтра в мерную колбу емкостью 100 мл. Тигель и стеклянную палочку несколько раз ополосните 2-3 мл дистиллированной воды, смывая в ту же колбу. Доведите дистиллированной водой содержимое колбы до метки и взболтайте, для чего опрокиньте колбу несколько раз (вверх и вниз), предварительно закрыв пробкой.
Определение сульфат – иона. Из мерной колбы перенесите в пробирку около 5 мл раствора золы. Содержимое пробирки нагрейте на спиртовке до кипения и прилейте 3-4 мл 10% раствора хлорида бария. При этом в растворе выпадает белый осадок сульфата бария. Это означает, что в составе золы (следовательно, в составе растений) содержалась сера.
Определение железа. Из мерной колбы перенесите в пробирку около 3-4мл раствора золы. Туда же прилейте несколько капель 10% раствора роданистого калия. Появится розовое окрашивание раствора в связи с образованием роданового железа. Это означает, что в золе растения содержалось железо.
Определение кальция. Из мерной колбы перенесите в пробирку около 3-4 мл раствора золы и подогрейте на спиртовке. Туда же прилейте 2-3 мл насыщенного раствора щавелевокислого аммония и содержимое пробирки подогрейте на горелке. Выпадение белого осадка в растворе свидетельствует о содержании в нем кальция.
Источник
Практикум по агрохимии. Учебное пособие
В практикум включены методы лабораторных исследований. которые используют при обучении студентов на факультетах агрохимии и почвоведения. Особое место отведено технике лабораторных работ, включая самые современные инструментальные методы.
Для студентов и аспирантов почвенно-агрохимических и агрономических специальностей университетов.
Выход в свет второго, дополненного и переработанного издания «Практикума по агрохимии» связано с необходимостью методологического обеспечения агрохимических исследований по более широкому набору показателей, а также со знакомством с новыми инструментальными методами анализа, нашедшими повсеместное применение в практике агрохимических исследований. Интерес представляют спектроскопические методы анализа, особенно атомно-абсорбционная спектрофотометрия и спектроскопия в ближней ИК-области. В научно-исследовательских учреждениях и высших учебных заведениях широко применяются поляриметрические, ионометрические, рентгенофлуоресцентные, атомно-эмиссионные, нейтронно-активационные, хроматографические методы анализа почвы, растений и удобрений.
Поэтому, прежде всего, важно ознакомить пользователя с принципами и особенностями инструментальных методов анализа. Кроме того, в данном учебном пособии излагаются методы анализа разных типов почв, принятые в агрохимической практике при исследовании физико-химических и химических свойств, содержания различных форм биогенных макро- и микроэлементов, а также токсичных веществ. Данные этих анализов позволяют оценить агрохимические свойства и плодородие почв, их экологическое состояние.
Уделено большое внимание описанию не только классических методов анализа почвы, но их модификаций, разработанных Центральным НИИ агрохимического обслуживания сельского хозяйства (ЦИНАО), которые стандартизированы и получили распространение в агрохимслужбе России и в странах СНГ.
Авторы считают важным исследование биологической активности почвы по таким показателям, как интенсивность дыхания, азотфиксация, денитрификация, нитрификационная и ферментативная активность и др., что способствует более объективной оценке степени окультуренности почвы или ее деградации.
При анализе растений рекомендуются методы определения содержания макро- и микробиогенных микроэлементов, наиболее распространенных токсичных тяжелых металлов, а также хлоридов, фторидов и др. Представлены методы аналитического определения содержания в растениях селена, мышьяка, хрома, ртути, которым ранее не уделялось должного внимания.
Уделено внимание описанию методов определения в растениях азотистых и фосфорсодержащих органических соединений, углеводов, жиров, витаминов и других веществ, что важно при проведении не только афохимических и агроэкологических анализов, но и прикладных биохимических исследований культурных растений.
В данном руководстве имеются по существу все методы анализа минеральных и органических удобрений, применяемые в практике агрохимических исследований. При этом излагаются не только методы, описанные в классической научной литературе, но и модификации ЦИНАО, гостированные для широкого использования в практике агрохимслужбы.
Практикум по агрохимии знакомит пользователя и с методами расчета доз удобрений с учетом вида культуры, плодородия почвы, планируемого урожая. Уделяется внимание технике постановки и ведения полевых, вегетационных и лизиметрических опытов в агрохимических исследованиях. Представлена методика статистической обработки данных агрохимических экспериментов.
Без преувеличения можно сказать, что настоящее практическое руководство по проведению агрохимических анализов носит энциклопедический характер и рекомендуется для широкого использования не только при подготовке студентов соответствующего профиля в высших учебных заведениях, но и в научно-исследовательских учреждениях, в подразделениях системы агрохимслужбы, при организации агрохимических лабораторий в связи с обслуживанием различных форм многоукладного сельского хозяйства.
Источник
6.1.5. СОСТАВЛЕНИЕ АГРОХИМИЧЕСКОГО ОЧЕРКА
рого ежегодно возделывается одна культура. Для характеристик»: отдельно обрабатываемого участка (поля) рассчитывают средние арифметические значения по всем агрохимическим показателям. Наименование почвы дается по наиболее распространенной разности, причем если в пределах одного отдельно обрабатываемого участка (поля) встречаются две (и более) почвенные разности, то в паспорт вносят наименование той, которая имеет наиболее низкие значения агрохимических показателей; по этой же разности указывают механический состав. Все аналитические показатели вносят в паспорт в виде средних арифметических значений всех определений в «пределах отдельно обрабатываемого участка (поля).
После выполнения аналитических работ уточняют и обязательно согласовывают с главным агрономом намеченную ранее схему паспортизируемых участков; агрохимические показатели почв по всем элементарным участкам каждого паспортируемого поля-(участка) должны укладываться в пределы двух групп действующих градаций. Допускается объединение элементарных участков в паспортизуемое поле или отдельно обрабатываемый участок, если их агрохимические показатели попадают в три группы, но различия крайних групп находятся в пределах аналитических ошибок (Инструкция по проведению контроля качества анализов почв в зональных агрохимических лабораториях. — М.: ЦИНАО, 1976).
Окончательная схема паспортизируемых участков — это план внутрихозяйственного землеустройства с нанесенными границами паспортизируемых сельскохозяйственных угодий. Границы угодий выделяют линиями разных цветов: пашня — красным, сенокосы — зеленым, пастбища — коричневым, многолетние насаждения — синим, причем границы орошаемой (осушаемой) пашни, улучшенных сенокосов (пастбищ) показывают пунктиром принятого для данного угодья цвета.
Хозяйству в результате агрохимического обследования почв вместе со схемой паспортизированных участков передают паспорта полей или паспортные ведомости, причем в последних в отличие от паспорта всё средние арифметические данные о почвенно-агрохимическом состоянии паспортизированных полей представляют в виде таблиц.
6.1.5. СОСТАВЛЕНИЕ АГРОХИМИЧЕСКОГО ОЧЕРКА
Передаваемые хозяйствам агрохимические картограммы или схемы паспортизованных участков с паспортами полей (паспортными ведомостями) сопровождают краткой агрохимической запиской (очерком).
В очерке на основании данных Журнала агрохимического обследования приводятся общие сведения о хозяйстве: местоположение, площадь, специализация, севообороты, нормы, дозы и формы удобрений, урожайность сельскохозяйственных культур, за последние 5 лет, состояние агротехники. Кратко описываются природные
Источник