Меню

Практикум по агрохимическому анализу почв

Практикум по агрохимии, Кидин В.В., Дерюгин И.П., Кобзаренко В.И., 2008

Практикум по агрохимии, Кидин В.В., Дерюгин И.П., Кобзаренко В.И., 2008.

Рассмотрены методы анализа почв, растений и удобрений. Учтены новые требования и тенденции развития химических и инструментальных методов анализа. Большое внимание уделено описанию не только классических методов анализа, но и их модификаций. Приведены новые методы анализа почв и почвогрунтов, позволяющие более объективно оценивать почвенное плодородие. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по агрономическим направлениям и специальностям.

ОТБОР ПРОБ РАСТЕНИЙ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ.
Отбор проб в поле в опытных и производственных посевах проводят как для учета качества урожая, так и с целью растительной диагностики, изучения динамики содержания и потребления элементов питания растениями в отдельные периоды их роста и развития. При отборе растительных проб в хозяйственных и естественных угодьях необходимо учитывать биологические особенности культур, состояние посевов, макро- и микрорельеф местности. Чтобы средняя проба наиболее полно отражала химический состав всей совокупности растений, на каждом поле или опытной делянке для культур сплошного посева (пшеница, рожь, ячмень, лен, травы и др.) выделяют 4—8 типичных делянок площадью 0,5—1 м2 каждая, равномерно расположенных на участке.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1.ПОДГОТОВКА К ХИМИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ И ЕГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ.
Глава 2.ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ, ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ И КАЧЕСТВО УРОЖАЯ.
Глава 3.АГРОХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЧВЫ.
Глава 4.АНАЛИЗ УДОБРЕНИЙ.
Глава 5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПО АГРОХИМИИ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Практикум по агрохимии, Кидин В.В., Дерюгин И.П., Кобзаренко В.И., 2008 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Практические работы и экскурсии к курсу «Введение в агрохимию»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Практические работы и экскурсии

«Введение в агрохимию»

Практическая работа № 1.

Агрохимическое исследование: оборудование, правила безопасности.

Цель работы: познакомить с основным оборудованием агрохимической лаборатории и правилами техники безопасности при проведении опытов.

Вспомните правила техники безопасности при работе в химической лаборатории. Запишите приемы первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах.

Ознакомьтесь со всей лабораторной посудой и оборудованием, которые имеются в школьной лаборатории. Продемонстрируйте правила обращения с ними (фильтрование жидкости, состоящей из 5-10 г сухой почвы и 50-100 мл воды, нагревание на спиртовой горелке, измельчение вещества, растворение веществ и т.д.)

Практическая работа № 2.

Приготовление почвенных образцов.

Цель работы: научиться правильно готовить почвенные образцы для анализа.

Оборудование: образцы почвы, сито, фарфоровая ступка с пестиком.

Почвенные образцы, собранные на экскурсии, необходимо высушить до воздушносухого состояния. Для этого каждый образец рассыпают тонким слоем (в 2 см) на листах плотной бумаги и оставляют в затененном от солнца и проветриваемом помещении на 3-5 дней. За это время для ускорения сушки почву необходимо изредка перемешивать. Из почвы убирают корешки, гальку и другие примеси.

Затем почву измельчают и просеивают через сито с отверстиями в 1 мм.

Подготовленную таким образом почву пересыпают в коробки, куда кладут этикетку с характеристикой образца.

Практическая работа № 3.

Качественное определение химических элементов в почве.

Цель работы: с помощью качественных реакций определить содержание химических элементов в почве.

Реактивы: образцы почвы, 10% соляная кислота, фарфоровая чашка, фарфоровая ступка, колбы, дистиллированная вода, 10% азотная кислота, нитрат серебра, концентрированная соляная кислота, 20% хлорид бария, стеклянная палочка, красная кровяная соль, 10% раствор роданида калия.

Читайте также:  Предложите способы увеличения продуктивности агроэкосистем уменьшения потери урожая

1. Качественное определение карбонат – иона. Небольшое количество почвы поместите в фарфоровую чашку и добавьте несколько капель 10% соляной кислоты. Образующийся углекислый газ выделяется в виде пузырьков, чем их больше, тем выше содержание карбонат – иона в почве.

2.Качественное определение хлорид – иона.

Приготовьте водную вытяжку почвы, для этого пробу почвы разотрите в фарфоровой ступке. Возьмите 25 г почвы, перенесите в колбу емкостью 200 мл и добавьте 50 мл дистиллированной воды. Содержание колбы тщательно взболтайте и дайте отстояться в течение 5-10 мин., а затем отфильтруйте в колбу емкостью 100 мл.

Отлейте в пробирку 5 мл фильтрата и добавьте несколько капель 10% азотной кислоты и по каплям добавьте 0,1 н раствор нитрата серебра. При наличии хлора выпадает осадок.

3.Качественное определение сульфат – иона. В пробирку налейте 5 мл фильтрата и добавьте несколько капель концентрированной соляной кислоты и 2-3 мл 20% хлорида бария. При наличии сульфат – иона выпадает осадок.

4.Качественное определение ионов железа ( II и III ).

Приготовьте солянокислую вытяжку почвы: почву, оставшуюся после фильтрования водной вытяжки, перенесите стеклянной палочкой в колбу, где находится исходная масса. Налейте в колбу 50 мл 10% соляной кислоты и взбалтывайте содержимое в течение 30 мин., а затем дайте отстояться 5 мин.

В 2 пробирки внесите по 3 мл отфильтрованной солянокислой вытяжки.

В первую пробирку добавьте красной кровавой соли . Появление синеватого окрашивания говорит о присутствии железа( II ).

Во вторую пробирку добавьте несколько капель 10% раствора роданида калия. Появление красного цвета говорит о присутствии железа( III ).

Практическая работа № 4.

Изучение агрохимических свойств почвы.

Цель работы: расширить знания о почве, выяснить ее агрохимические свойства.

Оборудование: почвенные образцы, почвенные трубки, штативы, стакан с водой, марля, линейка, часы, карандаш, , стеклянная палочка, лакмус, фарфоровая чашка

Определите рН почвы с помощью индикаторной бумаги.

Приготовьте вытяжку из почвы. Для этого в фарфоровую чашку поместите пробу почвы, к ней добавьте 5-8 мл раствора хлорида калия. Содержимое перемешайте стеклянной палочкой и оставьте на 1-2 мин.

Опустите конец индикаторной бумаги в содержимое чашки.

Выньте и посмотрите цвет через 1-2 сек.

2 г почвы залейте 10 мл воды, размешайте. Опустите в этот раствор на несколько минут индикаторную бумагу и определите показатели кислотности по цветной шкале.

Определите водопроницаемость почвы. Определите механический состав почвенных образцов и пересыпьте их в почвенные трубки, закрепленные на штативе. Измерьте высоту почвы (она должна быть одинаковая во всех почвенных трубках).Аккуратно наливайте сверху в цилиндры воду, следите, чтобы вода была постоянно. Каждую минуту измеряйте глубину промачивания почвы.

Рассчитайте коэффициент впитывания по формуле : К= h / t , где h – высота промачиваемого слоя, t – время.

Определите водоподъемную способность почвы. Определите механический состав образцов почвы. Пересыпьте их в почвенные трубки, высота почвы должна быть одинаковая. Нижний коней почвенной трубки завяжите марлей и опустите в стакан с водой (предварительно закрепив на штативе). Измеряйте высоту подъема воды за определенные промежутки времени. Данные занесите в таблицу:

Рассчитайте скорость подъема воды по формуле : К= h / t , где h – высота подъема воды, t – время.

Практическая работа № 5.

Изучение состава золы растений по качественным реакциям.

Цель работы: установить, какие зольные элементы входили в состав растения на основании анализа золы растения.

Читайте также:  Суперфосфат что подкормить весной

Реактивы: древесная зола или зола соломы злаков, пробирки и конические колбы, 25% раствор соляной кислоты, 10% раствор хлорида бария, 10% раствор роданистого калия, насыщенный раствор щавелевокислого аммония(5 г щавелевокислого аммония растворяют дистиллированной водой в мерной колбе объемом 100 мл и доводят общий объем раствора водой до метки).

Приготовление раствора золы. В тигель поместите 1 г золы. Смочите ее несколькими каплями дистиллированной воды и растворите в 2-5 мл 25% раствора соляной кислоты, перемешайте содержимое тигля стеклянной палочкой. Затем все содержимое тигля перенесите через воронку без фильтра в мерную колбу емкостью 100 мл. Тигель и стеклянную палочку несколько раз ополосните 2-3 мл дистиллированной воды, смывая в ту же колбу. Доведите дистиллированной водой содержимое колбы до метки и взболтайте, для чего опрокиньте колбу несколько раз (вверх и вниз), предварительно закрыв пробкой.

Определение сульфат – иона. Из мерной колбы перенесите в пробирку около 5 мл раствора золы. Содержимое пробирки нагрейте на спиртовке до кипения и прилейте 3-4 мл 10% раствора хлорида бария. При этом в растворе выпадает белый осадок сульфата бария. Это означает, что в составе золы (следовательно, в составе растений) содержалась сера.

Определение железа. Из мерной колбы перенесите в пробирку около 3-4мл раствора золы. Туда же прилейте несколько капель 10% раствора роданистого калия. Появится розовое окрашивание раствора в связи с образованием роданового железа. Это означает, что в золе растения содержалось железо.

Определение кальция. Из мерной колбы перенесите в пробирку около 3-4 мл раствора золы и подогрейте на спиртовке. Туда же прилейте 2-3 мл насыщенного раствора щавелевокислого аммония и содержимое пробирки подогрейте на горелке. Выпадение белого осадка в растворе свидетельствует о содержании в нем кальция.

Источник

Практикум по агрохимии. Учебное пособие

В практикум включены методы лабораторных исследований. которые используют при обучении студентов на факультетах агрохимии и почвоведения. Особое место отведено технике лабораторных работ, включая самые современные инструментальные методы.

Для студентов и аспирантов почвенно-агрохимических и агрономи­ческих специальностей университетов.

Выход в свет второго, дополненного и переработанного издания «Практикума по агрохимии» связано с необходимостью методологи­ческого обеспечения агрохимических исследований по более широкому набору показателей, а также со знакомством с новыми инструментальны­ми методами анализа, нашедшими повсеместное применение в практике агрохимических исследований. Интерес представляют спектроскопи­ческие методы анализа, особенно атомно-абсорбционная спектрофотометрия и спектроскопия в ближней ИК-области. В научно-исследова­тельских учреждениях и высших учебных заведениях широко при­меняются поляриметрические, ионометрические, рентгенофлуоресцентные, атомно-эмиссионные, нейтронно-активационные, хроматографические методы анализа почвы, растений и удобрений.

Поэтому, прежде всего, важно ознакомить пользователя с принципами и особенностями инструментальных методов анализа. Кроме того, в данном учебном пособии излагаются методы анализа разных типов почв, принятые в агрохимической практике при исследовании физико-химических и химических свойств, содержания различных форм биогенных макро- и микроэлементов, а также токсичных веществ. Данные этих анализов позволяют оценить агрохимические свойства и плодородие почв, их экологическое состояние.

Уделено большое внимание описанию не только классических методов анализа почвы, но их модификаций, разработанных Центральным НИИ агрохимического обслуживания сельского хозяйства (ЦИНАО), которые стандартизированы и получили распространение в агрохимслужбе России и в странах СНГ.

Авторы считают важным исследование биологической активности почвы по таким показателям, как интенсивность дыхания, азотфиксация, денитрификация, нитрификационная и ферментативная активность и др., что способствует более объективной оценке степени окультуренности почвы или ее деградации.

При анализе растений рекомендуются методы определения со­держания макро- и микробиогенных микроэлементов, наиболее распро­страненных токсичных тяжелых металлов, а также хлоридов, фторидов и др. Представлены методы аналитического определения содержания в растениях селена, мышьяка, хрома, ртути, которым ранее не уделялось должного внимания.

Читайте также:  Удобрения для папоротников комнатных

Уделено внимание описанию методов определения в растениях азотистых и фосфорсодержащих органических соединений, углеводов, жиров, витаминов и других веществ, что важно при проведении не только афохимических и агроэкологических анализов, но и прикладных биохимических исследований культурных растений.

В данном руководстве имеются по существу все методы анализа минеральных и органических удобрений, применяемые в практике агро­химических исследований. При этом излагаются не только методы, описанные в классической научной литературе, но и модификации ЦИНАО, гостированные для широкого использования в практике агрохимслужбы.

Практикум по агрохимии знакомит пользователя и с методами расчета доз удобрений с учетом вида культуры, плодородия почвы, планируемого урожая. Уделяется внимание технике постановки и ведения полевых, вегетационных и лизиметрических опытов в агрохимических исследованиях. Представлена методика статистической обработки данных агрохимических экспериментов.

Без преувеличения можно сказать, что настоящее практическое руководство по проведению агрохимических анализов носит энцикло­педический характер и рекомендуется для широкого использования не только при подготовке студентов соответствующего профиля в высших учебных заведениях, но и в научно-исследовательских учреждениях, в подразделениях системы агрохимслужбы, при организации агрохими­ческих лабораторий в связи с обслуживанием различных форм много­укладного сельского хозяйства.

Источник

6.1.5. СОСТАВЛЕНИЕ АГРОХИМИЧЕСКОГО ОЧЕРКА

рого ежегодно возделывается одна культура. Для характеристик»: отдельно обрабатываемого участка (поля) рассчитывают средние арифметические значения по всем агрохимическим показателям. Наименование почвы дается по наиболее распространенной раз­ности, причем если в пределах одного отдельно обрабатываемого участка (поля) встречаются две (и более) почвенные разности, то в паспорт вносят наименование той, которая имеет наиболее низ­кие значения агрохимических показателей; по этой же разности ука­зывают механический состав. Все аналитические показатели вно­сят в паспорт в виде средних арифметических значений всех опре­делений в «пределах отдельно обрабатываемого участка (поля).

После выполнения аналитических работ уточняют и обязатель­но согласовывают с главным агрономом намеченную ранее схему паспортизируемых участков; агрохимические показатели почв по всем элементарным участкам каждого паспортируемого поля-(участка) должны укладываться в пределы двух групп действую­щих градаций. Допускается объединение элементарных участков в паспортизуемое поле или отдельно обрабатываемый участок, если их агрохимические показатели попадают в три группы, но различия крайних групп находятся в пределах аналитических ошибок (Ин­струкция по проведению контроля качества анализов почв в зо­нальных агрохимических лабораториях. — М.: ЦИНАО, 1976).

Окончательная схема паспортизируемых участков — это план внутрихозяйственного землеустройства с нанесенными границами паспортизируемых сельскохозяйственных угодий. Границы угодий выделяют линиями разных цветов: пашня — красным, сенокосы — зеленым, пастбища — коричневым, многолетние насаждения — си­ним, причем границы орошаемой (осушаемой) пашни, улучшенных сенокосов (пастбищ) показывают пунктиром принятого для дан­ного угодья цвета.

Хозяйству в результате агрохимического обследования почв вместе со схемой паспортизированных участков передают паспор­та полей или паспортные ведомости, причем в последних в отли­чие от паспорта всё средние арифметические данные о почвенно-агрохимическом состоянии паспортизированных полей представля­ют в виде таблиц.

6.1.5. СОСТАВЛЕНИЕ АГРОХИМИЧЕСКОГО ОЧЕРКА

Передаваемые хозяйствам агрохимические картограммы или схе­мы паспортизованных участков с паспортами полей (паспортными ведомостями) сопровождают краткой агрохимической запиской (очерком).

В очерке на основании данных Журнала агрохимического обс­ледования приводятся общие сведения о хозяйстве: местоположе­ние, площадь, специализация, севообороты, нормы, дозы и формы удобрений, урожайность сельскохозяйственных культур, за послед­ние 5 лет, состояние агротехники. Кратко описываются природные

Источник

Adblock
detector