Эти неоднозначные сорняки: что больше – пользы или вреда?
Происходит ли деградация почвы заброшенных земель от зарастания сорной растительностью? В ситуации разбирались эксперты ФГБУ «Ростовского референтного центра Россельхознадзора»
Сорняки наносят огромный вред сельскому хозяйству. Менее требовательные к условиям произрастания, они опережают культурные растения в росте и развитии.
Поглощая влагу, питательные вещества, солнечный свет, сорные растения резко снижают урожай, затрудняют уборку полевых культур, их обмолот, ухудшают качество продукции.
Прямое отрицательное влияние сорняков на величину урожая в посевах сельскохозяйственных растений состоит в том, что сорняки снижают плодородие почвы, расходуя из почвы воду и элементы питания растений благодаря мощной корневой системе.
Например, осот розовый (бодяк полевой), корневая система которого может достигать глубины 5-7 м, выносит из почвы азота в полтора раза больше, а калия в два раза больше, чем зерновые культуры.
Многие сорняки являются вредными и даже ядовитыми для сельскохозяйственных животных и человека: пыльца амброзии и полыни вызывает аллергические заболевания; примеси горчака ползучего, лютика едкого, хвоща полевого в сене и в пастбищном корме могут вызвать отравление животных; донник лекарственный, полынь горькая придают неприятный вкус молоку и маслу. Зерно с примесью семян белены, куколя, плевела одуряющего, горчака делают продукты переработки зерна и корма непригодными для человека и животных.
С сорняками трудно бороться, так как они отличаются очень высокой плодовитостью, длительным сохранением всхожести семян, разнообразием способов распространения, способностью к вегетативному размножению, ранним созреванием семян. На обрабатываемых сельскохозяйственных землях постоянно проводится борьба с сорными растениями путем соблюдения севооборотов, проведения агротехнических мероприятий, гербицидных обработок.
Заросшие сорной растительностью длительное время необрабатываемые участки являются стациями резервации многих видов вредителей, в том числе многоядных – лугового мотылька, мышевидных грызунов, саранчовых вредителей, а также способствуют распространению болезней сельскохозяйственных растений. На таких участках, увеличивается плотность почвы из-за отсутствия механической обработки, в связи с чем возрастают затраты на воспроизводство плодородия почв, введение почвы в севооборот.
Но одновременно при этом под воздействием мощной корневой системы сорняков снижаются эрозионные процессы в почве, происходит улучшение почвенной структуры и сложения почвы, может происходить накопление гумуса в почве, увеличивается численность непатогенных почвообитающих беспозвоночных, усиливаются микробиологические процессы в почвах.
Исходя из вышеизложенного можно понять, что при зарастании сорными растениями земельных участков сельскохозяйственного назначения происходит ухудшение качества земельного участка как объекта сельскохозяйственного назначения: накопление отмерших частей растений на поверхности почвы, образование трудноискоренимой корневой системы растений (дерновины), ухудшение условий для почвообработки, накопление запаса вредителей, возбудителей болезней растений, семян сорняков. Однако при этом отсутствует порча или деградация почвы как объекта окружающей среды.
(Материал подготовлен специалистами защиты растений, агрохимии, качества и безопасности растениеводческой продукции ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора»).
Источник
Конспект внеурочного занятия
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Студентка: Коневой Ирины
Название курса: «Занимательный русский язык»
Направление внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное.
Тема: «Растения во фразеологизмах»
Цель: познакомить учащихся со значением и происхождением фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак»
образовательная: формировать интерес к фразеологизмам.
развивающая: развивать внимание, мышление, пространственную ориентацию, воображение, память, фантазию, артистические способности.
воспитательная: воспитывать любовь к родному языку.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение прогнозировать предстоящую работу; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные: умение слушать и понимать других; умение работать в группах умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Личностные результаты: проявление творческого отношения к процессу обучения; проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Средства обучения (в том числе и интернет-ресурсы): карточки, цветные карандаши.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
-Как вы понимаете высказывание?
Хурма вяжет рот.
Сегодня, ребята, мы поговорим о растениях, которые встречаются в некоторых фразеологизмах. Работа пойдёт по следующему плану. Сначала вам потребуется расшифровать сам фразеологизм, затем познакомиться с историей его происхождения и значением, после чего выполнить какое-либо развивающее задание по теме.
-Как вы думаете о чем мы сегодня поговорим?
Высказывают свое мнение.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
-Что такое фразеологизм?
Задание 1. Расшифруйте фразеологизм.
Учёные приложили немало сил, чтобы разгадать библейскую легенду о манне небесной.
Согласно библейскому мифу, манна — это пища, которую Бог посылал евреям каждое утро с неба, спасая их таким образом от голодной смерти, когда они шли из Египта через пустыню в поисках земли обетованной.
На самом деле выяснилось, что манна небесная — это кочующий лишайник леканора съедобная. Комочки этих лишайников ветер переносит на большие расстояния. Они имеют шаровидно-угловатую форму, по размеру похожи на вишню или грецкий орех. Из них кочевники изготавливают муку и пекут хлеб. В виде дождя лишайник леканора часто выпадает в пустынях Средней и Малой Азии, Северной Африки и Юго-Восточной Европы.
Возникшее выражение «манна небесная» стало употребляться в значении «что-либо очень ценное, редкое», а «питаться манной небесной» — значит существовать впроголодь. «Ждать как манны небесной» говорят о чём-то заветном, что ждут с нетерпением.
Задание 2. Представьте себя волшебниками, которым подвластно всё. Какие три чуда вы совершили бы для человечества? Запишите их.
Задание 3. Расшифруйте фразеологизм, используя стрелки.
Задать перцу — значит отругать, наказать кого-либо. В основе фразеологизма лежит метафора: боль от порки, наказания приравниваются к горечи перца. Возможно, такое сравнение пошло из Древней Руси, к тем временам, когда наказывали очень жестоко — в раны провинившихся сыпали соль и перец.
Чёрный перец «в зёрнах», который можно купить в любом магазине, не что иное, как ягоды, только высушенные.
Растут ягодки перца на кустарниках, цепляющихся за жерди. Называются растения настоящего перца — пипер нигрум. Собирают плоды ещё не созревшими, высушивают — и перец готов к употреблению в пищу в качестве приправы. Его можно использовать размолотым или в виде ягод.
Чёрный и белый перец произрастает на одном и том же кустарнике. Только для получения белого перца с ягодки снимают кожицу. А если ягодки высушены дочерна, то получают чёрный перец.
Чёрный перец был известен в Европе уже древним грекам и римлянам. В те времена, да и позже, в средние века, только богатые люди могли себе позволить сдабривать блюда перцем. Ведь он ценился на вес золота, а килограмм чёрного перца считался королевским подарком. Перцем платили налоги, перец получали в качестве дани, он был лучшим трофеем и наградой для воинов-победителей.
В Европу чёрный перец привозился караванами из Индии и Дальнего Востока. Цена на эту пряность упала только тогда, когда был открыт морской путь в Индию через мыс Доброй Надежды.
Существует также много сортов перца красного стручкового, которые в кулинарии различают как перец жгучий, среднежгучий, слабожгучий, к примеру перец чили. В отличие от паприки (сладкого перца), плоды перца чили более мелкие, но более жгучие. «Жгучесть» придаёт перцу особое вещество — капсаицин.
Задание 4. Внимательно один раз послушайте текст.
В Библии есть притча о человеке, посеявшем пшеницу.
Ночью пришёл его враг и посеял среди пшеницы плевелы, то есть сорняки. Когда всходы взошли, рабы предложили выдергать сорные растения. Но хозяин, боясь, что рабы вместе с плевелами выдернут и пшеницу, отказался. Он приказал оставить всё как есть, а во время жатвы выдернуть сначала плевелы и сжечь их, а потом убрать саму пшеницу.
Выражение «отделять плевелы от пшеницы» приобрело более широкое значение — «отделять полезное от вредного, хорошее от плохого».
А знаете ли вы, почему сорняки такие живучие?
У ботаников существует понятие — стратегия выживания растений. По способности к выживанию представителей зелёного мира поделили на «львов», «верблюдов» и «шакалов». «Львы» — это борцы, они вытесняют с поля соседей и любых конкурентов, при этом стараются завладеть львиной долей почвенных ресурсов. «Верблюды» очень выносливы к условиям существования, даже самым неблагоприятным. «Шакалы» отличаются быстрым размножением, что и спасает их в этом мире.
Дикие растения обладают всеми тремя качествами: цепкостью, выносливостью, умением быстро размножаться. Есть у них и другие хитрости. Например, с наступлением не лучших времён и условий для жизни многие сорняки уменьшаются в размерах. У других, чаще наиболее опасных, семена прорастают не одновременно. Получается, что, когда на полях идёт уборка, одни сорняки успевают отцвести и рассеять семена, а другие зацветут только после её окончания. Вот бы культурным растениям приобрести такую живучесть и цепкость!
Сорняки, на первый взгляд, кажутся лишними и вредными на полях. Но без них почва беднеет, истощается её микрофлора. Кроме того, сорняки обычно имеют богатую корневую систему. Их длинные и разросшиеся корни оберегают почву от эрозии, улучшают обмен между поверхностными и более глубокими слоями земли.
А приходилось ли вам слышать выражение «трын — трава»? Таинственная «трын-трава» — это вовсе не какое-нибудь растительное снадобье, которое пьют, чтобы не волноваться. Сначала она называлась «тын-трава», а тын — это забор. Получается «трава подзаборная, то есть тот самый сорняк.
Ответьте на вопросы словами «да» или «нет». Правда ли, что.
Фразеологизм или фразеологическая единица – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение
Ответ. Манна небесная.
Пример. 1. Прекратил бы все войны на Земле. 2. Сделал бы так, чтобы люди никогда не болели. 3. Для всех бездомных построил бы дома.
Ответ. Задать перцу.
1.). плевелы — означает «сорняки»? (Да.)
2). по способности к выживанию
представителей зелёного мира поделили на «львов», «слонов» и «шакалов»? (Нет, не на «львов», «слонов» и «шакалов», а на «львов», «верблюдов» и «шакалов».)
3) . дикие растения обладают тремя качествами: цепкостью, выносливостью, умением быстро приживаться? (Нет, не приживаться, а размножаться.)
4). есть у сорняков разные хитрости, например, с наступлением не лучших времён и условий для жизни увеличиваться в размерах? (Нет, не увеличиваться, а уменьшаться в размерах.)
5). без сорняков почва беднеет, истощается её микрофлора? (Да.)
6). корни сорняков оберегают почву от эрозии, улучшают обмен между поверхностными и более глубокими слоями земли? (Да.)
Источник
Сорняки с бактериями или экологическое удобрение: чего ждать от «органики» в огороде
В последнее время все больше дачников отдают предпочтение органическим удобрениям на огороде, объясняя свой выбор «натурального продукта» заботой об экологичности даров огорода. Однако для того, чтобы урожай был еще и щедрым, необходимо правильно использовать продукты жизнедеятельности животных и птиц, считает научный сотрудник НИЛ молекулярной генетики и биотехнологии БГУ, эксперт YouTube-канала Procvetok Иван Русских.
Минеральные удобрения или простой навоз
Навоз крупного рогатого скота, конский, свиной, а также куриный помет – самые первые удобрения, которые начали применять люди. Гранулированные и свежие органические удобрения по сравнению с минеральными содержат гораздо меньше активных веществ, необходимых растениям.
Для сравнения: в стандартном комплексном минеральном удобрении по 16% фосфора, азота и калия. В курином помете содержание азота составляет 4-5%, остальных элементов питания – в 2 раза меньше. В навозе азота всего 2%. Следовательно, чтобы в полной мере обеспечить растения необходимыми питательными веществами, дозы «природных» удобрений должны быть выше.
Опасность «органики»: сорняки и бактерии
В неперепревших или недостаточно перепревших органических удобрениях содержится большое количество семян сорных растений, которые животные потребляют вместе с кормами. Эти семена не перевариваются и попадают в огороды. В результате почва обогащается не только полезными органическими веществами, но и семенами сорняков.
Отходы жизнедеятельности животных могут быть источником патогенных и условно патогенных бактерий. Поэтому «натуральные» удобрения нуждаются в предварительной обработке, которая заключается в их вылеживании, перепревании, компостировании. Цель данных мероприятий – лишить жизнеспособности болезнетворные организмы и семена сорняков. Вот почему органические удобрения не рекомендуется вносить в чистом виде – лучше в виде компостов.
Кроме того, можно использовать готовые препараты органических удобрений – высушенные и гранулированные. Они уже прошли процедуры обеззараживания, пропаривания и прогревания.
В теплицах особенно важно
Органические удобрения – сильнейшие активаторы почвенной микрофлоры, которая содержит в основном полезные для растений бактерии и грибы. В теплицах нет севооборота, отсутствует естественное увлажнение почвы, понижено количество насекомых и других макроорганизмов, которые разрыхляют почву и обеспечивают ее кислородом. К тому же при длительной эксплуатации почвы, будь то в теплице или огороде, микрофлора изменяется, количество органического вещества снижается достаточно резко.
При внесении только минеральных удобрений нарушается структура и флора почвы, а также происходящие в ней естественные процессы. Поэтому периодически использовать органические удобрения совершенно необходимо.
Торф как «органика»
К органическим удобрениям также можно отнести торф. Он содержит достаточное количество минералов и питательных веществ. Нераскисленный торф вносят под голубику, рододендроны и других представителей семейства вересковые. Огородные и садовые культуры нуждаются в раскисленном торфе или перемешанном с регулирующими кислотность субстратами (например, доломитовой мукой, известью).
Опилки с правильной кислотностью
Условно органические удобрения – опилки. Они содержат очень небольшое количество калия, азота и фосфора. При этом это прекрасный мульчирующий агент. Опилки становятся хорошим органическим удобрением, если нейтрализовать их кислотность, которая формируется при постепенном перепревании опилок на поверхности грунта.
Для нейтрализации кислотности опилки постоянно смачивают раствором мочевины. Поселяющаяся в них микрофлора активно использует азот мочевины (при ее отсутствии поглощает азот из почвы, тем самым обедняя ее). После окончательного перепревания опилок и перекапывания участка азот возвращается в почву и становится доступным для растений.
Источник