Ворота в зиму — Самайн (Самхейн): традиции и ритуалы праздника
Меньше, чем через две недели мы встретим одну из самых волшебных ночей в году — Ночь поминовения предков. Широкому кругу публики она больше известна как Самайн или Хэллоуин. Хотя последнее — это современный вариант, очень современный. От древних кельтских обрядов в нем мало что осталось.
В прошлой статье про Хэллоуин мы рассказывали некоторые традиции и историю этого дня, вернее ночи. В этой же — сконцентрируемся исключительно на Самхейне, вспомним его традиции и ритуалы.
Кельты сильно зависели от сельского хозяйства, поэтому конец лета означал радикальное изменение их образа жизни. Крупный рогатый скот был приведен на фермы, и люди собрались в хижинах, где они занимались ремеслами, рукоделием и проводили время за рассказами. Некоторые их поверья мы вспомним сегодня.
Колесо года: Самхейн
Самайн — это один из последних витков кельтского Колеса года, и он имеет много имен:
День второго полнолуния после осеннего равноденствия,
Окончание сбора урожая,
День угасающего солнца,
Этому празднику кельты придавали огромное значение. Это символическая смерть Бога солнца — промежуток между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием. Момент для воспоминаний и контактов с душами усопших предков. Чародейское время царствования Тьмы, которое продлится до Волшебной ночи 21/22.12 — Йоля. В этот день древние отмечали конец языческого года.
Однако это не траурный праздник, потому что в соответствии с циклом природы Бог воскреснет снова. Таким образом, Самхейн является скорее празднованием тайны смерти, чем траурным ритуалом.
Кельтский год подходит к концу. Однако, Самайн (Конец лета), не относится к старому или новому году.
Сами празднества начинаются вечером, потому что кельты, подобно эльфам Толкина, считали дни с заката предыдущего дня. Ночь и день 31 октября и 1 ноября лежат на границе двух лет и, как и любой переходный период, они приподнимают завесу между миром живых и мертвых, материальным и духовным. Это время, когда души возвращаются в наш мир по дороге, освещенной для них живыми.
В этот день приносились жертвы в честь солнца. Обычно это были лошади, но иногда и люди, в основном преступники.
На материальном же уровне пришло время готовить запасы на грядущую зиму, и самая лучшая пора для укрепления семьи и социальных связей. Об этом есть упоминания в кельтской религиозной философии — все являются частью великого кланового духа.
Считалось, что в промежуточный период между старым и новым годом грань между человеческим миром и миром сверхъестественной силы наиболее тонка, поэтому легче доносить свои просьбы до богов. Но с другой стороны люди особенно уязвимы перед духами зла. Было широко распространено мнение, что тот, кто путешествует по лесам, горам и болотам в течение этого времени, может стать жертвой коварных демонов.
Чтобы защититься от сил тьмы, кельты разжигали огромные костры на вершинах холмов в священных рощах, что должно было обеспечить приход добрых духов и прогнать злых (подобные обряды есть и в славянской традиции, например, во время празднования зимнего солнцестояния). От этих огней зажигались факелы, которые люди приносили в свои жилища. Вечером перед Самхейном все огни в домах гасили, включая пламя очага, что символизировало уход старого года и смерть солнца.
Эти же костры использовались, чтобы поклоняться богу солнца. Считалось, что в ночь на 31 октября солнце будет сражаться против зимы, а злые духи отнимут у солнечного бога его силу, и Тьма станет мощнее. Разжигая огонь люди хотели укрепить ослабленное солнце и дать ему новые силы, чтобы сражаться со смертью и холодом зимы. У друидов была традиция танцевать вокруг костров почти до самого рассвета.
Праздник Самхейн знаменовал начало первого месяца кельтского года. Это был месяц, обозначающий конец сбора урожая (считалось, что то, что не было собрано до этого времени, уже не пригодно для еды и принадлежит мертвым, этот урожай нельзя трогать) и объявляющий о приходе холода и тьмы.
Ночь Самхейна — особенное время. Хотя праздник ознаменовал начало нового года, эта ночь не принадлежала ему. Старому году она тоже не принадлежала. Это было что-то вне времени — точка, разделяющая и соединяющая как старое, так и новое.
Исследователи религии и обычаев старой Европы считают, что почти все языческие народы отмечали праздники в честь умерших в начале осени. В Литве и Беларуси это были Дзяды, то есть церемония вызова духов мертвых и пиршества вместе с ними.
С появлением христианства фестиваль Самхайна потерял свой первоначальный характер. Увидев, что трудно искоренить старые обряды, христиане объявили 1 ноября днем Всех Святых. Благодаря этому им удалось обуздать спиритуалистические, а иногда и оргиастические практики древних язычников, хотя кое-что сохранилось в виде все более модного Хэллоуина.
Когда празднуют Самайн?
Традиционно Самайн начинают отмечать 31 октября, вечером. Это особый праздник, и длится он девять дней, но наиболее важными из них считаются только три: с 31 октября по 2 ноября.
Как отметить Самайн?
В некоторых странах этот день называют Праздником мертвых, и он унаследовал только один аспект Самхейна — стал временем отражения, размышлений, воспоминаний и печали.
Хэллоуин раскрывает второй аспект Самайна. Вездесущие тыквы — это отголосок празднования сбора последнего осеннего урожая. Это тоже «конец лета». Англосаксонская традиция делает Хэллоуин моментом игр и легкого безумия, подходящего для «времени вне времени», зазору между старым и новым годом, чем-то напоминающим Сатурналии.
Все в масках, уже нет высших и низших, богатых и бедных, иерархия исчезала. Все смешивалось: мужчины в женской одежде, животные пасутся на пастбищах соседей, а дети ходят по домам, выпрашивая угощение.
Живые и мертвые рядом, а среди них находится сама Смерть, которой не нужны маски.
Безумный и яркий Halloween позволяет как бы приручить смерть. Люди, входящие в темный сезон, должны были смириться с ней, ведь Смерть — это часть Жизни. В зимний период многие умирали от холода, голода и слабости, вызванной отсутствием витаминов. Но это было далеко-далеко в прошлом.
Самайн прежде всего является пиршеством в честь мертвых. Даже свечи смачивают маслом пачули, а затем помещают в полые тыквы, чтобы вызвать призраков мертвых. Им предлагают яблочный сок с корицей и оставляют фрукты в саду. Те, у кого нет сада оставляют еду на подоконнике.
Самайн — это момент воспоминаний и уюта — самое время, чтобы поразмышлять о своем жизненном пути и избавиться от всего, что не нравится и мешает идти дальше. Мы прощаемся с призраками прошлого, чтобы облегчить свою жизнь в будущем.
Статья по теме: Гороскоп друидов по дате рождения. Узнаем свое дерево покровителя.
Это праздник, связанный с элементом огня, поэтому ночевать принято в его компании. На Самхайн можно и нужно разжигать костры, свечи, камины.
Преобладающий цвет — красный и оранжевый.
Блюда — поздние летние и осенние фрукты (орехи, тыквы, яблоки, желуди, съедобные каштаны, свекла, репа).
Напитки — красное вино или настойка из красных растений (например, роза, боярышник).
На алтарь ставят свечи золотого, серебряного и красного цветов. Также можно разместить золотые осенние листья, орехи и яблоки. Из цветов стоит выбрать. бархатцы, астры, или хризантемы.
Ритуалы на Самайн
Самхейн — период предсказаний, ворожбы и чудес. Во время этого праздника на алтарях гасится священный огонь, но зажигается новый, символизирующий начало нового года.
Поскольку эта ночь совершенно свободная от всех временных ограничений, она освобождает все сверхъестественные силы. Призраки мертвых и тех, кто еще не родился, свободно гуляют между живыми, и, с некоторой долей вероятности, могут даже похитить кого-то против его воли.
Но между тем души предков всегда считались источником мудрости и вдохновения, и ритуалы, связанные с Самхейном, были направлены на обращение к ним. Для них готовилась еда, придумывались развлечения. Призраки садились за стол вместе с живыми, подобный контакт на Самайн лучше, чем когда-либо в году.
Ночь Самайна — ночь встреч с мертвыми, самый волшебный день в году, в этот день смерти как бы не существует.
Отличное время, чтобы избавиться от старых привычек и принять новые обязательства. И хорошая пора для гаданий.
Ритуалы Самайна касаются безопасности, семьи, любви и здоровья. А некоторые из них, проведенные примерно за неделю до и после праздника могут удвоить власть.
Ритаул Самайна
На закате 31 октября (с 16:00 до 17:00) погасите все огни в доме и подготовьте ритуальный стол. Накройте его темной скатертью, как символ Матери-Земли и границы между миром живых и теми, кто скончался.
На стол поставьте глиняные тарелки с тыквой, конфетами, желудями и листьями с деревьев. Установите свечу темного цвета (фиолетовую или коричневую) и бокал вина.
Встаньте перед столом и подумайте об уходящем годе, вспомните все счастливые и менее удачные моменты. Вспомните тех, кто покинул вас. Скажите им спасибо за время, проведенное вместе и извинитесь за нанесенный вред.
Когда почувствуете, что готовы — зажгите свечу, сказав:
Этим светом я приветствую души тех, кто пришел ко мне.
Возьмите бокал вина, выпейте его, произнеся:
Несколько капель «уроните» вниз.
Теперь зажгите свечу для каждого из ваших близких. Свечи могут быть разных цветов или просто белыми. Вы также можете зажечь одну большую свечу для всех.
Затем возьмите в руки темную свечу обойдите с ней все комнаты в доме, освещая по несколько минут каждую. В конце пойдите к входной двери и бросьте монету на землю, говоря:
Деньги на земле, деньги перед дверью.
Оставьте эту монету на земле в течение месяца (например, под ковриком). Это принесет счастье в дом. Через месяц вы можете положить ее в свой кошелек и носить как талисман.
Все предметы на ритуальном столе должны оставаться там до 3 ноября. И только потом его можно будет убрать. Свечи должны прогореть до конца. В эти дни желательно посетить могилы родственников и зажечь на них свечи.
Ритуал избавления
Если вы хотите, чтобы кто-то полностью исчез из вашей жизни, подготовьте:
иглу и лист бумаги.
Разрежьте чеснок на разделочной доске и смажьте им всю свечу. На ней иглой нацарапайте имя человека, о котором хотите забыть. Зажгите свечу и напишите на бумаге, почему вы хотите удалить этого человека из своей жизни. Подождите пока свеча сгорит почти до конца, а затем сожгите или тщательно разорвет бумагу.
Пусть горит свеча, а с ней сгорает весь ваш гнев и печаль.
Затем просто выбросьте огарок и бумагу в мусорное ведро и сделайте что-нибудь приятное для очищения и прихода новой положительной энергии.
31 октября хорошо разжечь костер, и уничтожить в нем то, что устарело.Только выбирайте то, что может сгореть — дерево, бумага, например, старые счета, письма и т. д.
Можно на маленьких карточках написать все, от чего хотим избавиться, например имя и фамилию человека, который должен исчезнуть из нашей жизни, вредные привычки.
Огнезащитный барьер
На Самхейн можно совершать ритуал защиты дома. Для этого возьмите оранжевую свечу и медленно обойдите с ней всю квартиру, дом или все хозяйство. Представьте себе, как линия огня простирается от свечи, и создает огненный барьер против негативных энергий.
Неприятные и злые люди, болезни и астральные паразиты не проникнут через этот барьер. А само помещение окурите ароматом сосны или мяты, чтобы очистить ауру.
И в общем и целом, Вспоминайте, Благодарите и Прощайте в Волшебную ночь Самайна!
Источник
Праздник окончания сбора урожая у кельтов
Русь Былинная запись закреплена
САМАЙН — КЕЛЬТСКИЙ ПРАЗДНИК ОКОНЧАНИЯ УБОРКИ УРОЖАЯ
Праздник знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего. Длилось празднество семь суток (по трое суток до и после самого самайна). У кельтов samhain или родственные слова издавна обозначают третий месяц осени. В шотландском (гэльском) языке Samhain или an t-Samhain — название месяца, аналогичного ноябрю. В современном ирландском языке an tSamhain — ноябрь.
Кельтский календарь делил год на две части: тёмную, начинавшуюся в конце октября — начале ноября (месяц Самониос), и светлую. Светлая часть начиналась в марте — апреле (месяц Гиамониус). Смена частей года, как и месяцев, происходила с наступлением новолуния.
Также вместе с наступлением тёмной части года, в первые три ночи самониоса, кельтами праздновался новый год, а также день почитания мёртвых. Считалось, что в эту ночь умирают люди, нарушившие свои гейсы (запреты-табу). Начинался праздник в ночь с 31 октября на 1 ноября, считавшимся последним днём сбора урожая.
Традиционно на Самайн делили собранный урожай, а также решали, какая часть скота переживёт зиму, а какая — нет. Последнюю часть резали, чтобы сделать запасы на зиму.
Во время празднования жгли костры. Друиды, при помощи оставляемых огнём на костях убитых животных рисунков, предсказывали будущее. Через костры прыгали люди, или же проходили между двумя рядом стоящими высокими кострами. Данный ритуал обозначал очищение огнём. Часто между кострами также проводили скот.
В западной части Британии на Самайн до сих пор пекут хлеб в форме рогов, которыми приветствуют бога зимы. Римляне сопоставляли Самайн своему собственному празднику мертвых — Лемурии, хотя она и праздновалась 13 мая.
Языческий праздник отмечался и после принятия христианства населяющими Британию народами. Так, при ирландском дворе в Таре праздновался в первые три дня ноября, многолюдно и с соблюдением всех древних традиций, ещё в XII веке.
Источник
Праздник окончания сбора урожая у кельтов
Прикладная магия запись закреплена
Праздник Сайман и его значение.
Традиции народов.
Самайн — один из основных праздников Колеса года, который отмечался на исходе октября.
Кельтский праздник Самайн знаменовал собой окончание сбора урожая, одновременно будучи окончанием одного сельскохозяйственного года и началом нового.
Название Самайн происходит от кельтского месяца samhain — третьего месяца осени, аналогичного ноябрю. Это же название ноября сохранилось у шотландцев и ирландцев. Новый год кельты праздновали неделю подряд. Три дня подготовки к празднику, а основное празднование приходилось на три дня (точнее, первые три ночи) месяца Самайна. Потому и сейчас время Самайна приходится на 31 октября — 2 ноября.
Несмотря на то, что он возник еще в языческие времена, Самайн не утратил своего значения и с приходом христианства, только обрел новые черты — связь этого дня с темой смерти и почитанием умерших у кельтов перешла в отмечание Дня всех святых у христиан. Со временем менялись масштабы празднования, обряды и названия, но основная суть Самайна сохраняется до сих пор и, похоже, будет существовать, пока существует смена времен года.
Таким образом, Самайн нес в себе тройной смысл:праздник окончания сбора урожая;
кельтский новый год;
праздник почитания умерших предков.
Ирландский эпос подтверждает огромное значение Самайна в жизни кельтов. Это истории о схватках и сражениях, происходивших в Самайн и менявших не только судьбу Ирландии, но и ее ландшафт. Связь Самайна и Хэллоуина
Кельты верили, что после смерти человек оказывается в стране счастья и молодости — Тир нан Ог. Именно в конце октября, по верованиям кельтов, границы между реальным и нереальным на время исчезали, вращение вселенной приостанавливалось, открывались магические двери, и духи мертвых и создания божественные свободно перемещались в мире людей, вмешиваясь в их жизни.
Так как у кельтов не было ни рая, ни ада, ни соответственно демонов и чертей, то и о демонических темных культах, которые некоторые приписывают кельтским традициям, речи быть не могло.
Верования кельтов включали богов и духов, фэйри и монстров, которые могли быть опасными, но не являлись силами зла. Легенды Самайна рассказывают, что феи порой в эти заманивают людей в свои холмы и леса, завораживают и заставляют заблудиться, оставшись там навсегда.
Дух Саймана
Время Самайна — это момент остановки, зацикленного хода вещей, когда соединяются темное и светлое время года, мир Яви и Нави, мир людей и духов, живых и мертвых. Дни Самайна — дни безвременья, не относящиеся ни к старому, ни к новому году, переходы раскрываются и силы хаоса выходят наружу.
Вся ритуалика Самайна вращается вокруг восполняемости жизненного ресурса, смерти старого и расчищения пространства для возрождения. Легенды рассказывают о том, как призраки и существа тонкого мира собираются в ночь Самайна для своих дел.
Самайн — хорошее время для того, чтобы уединиться, разобраться в себе, отбросить старый мусор и все отжившее, все старые помехи, чтобы сделать шаг к новым возможностям. Перед Самайном становится ясно, что стало лишним и как от этого лучше избавиться, появляется возможность это сделать.
Традиции Самайна
Изначально традиции Самайна зародились в период преобладания скотоводства у кельтов. Самайн был окончанием пастбищного сезона. Стада в конце октября возвращали обратно в стойло, а часть уходила на убой и сохранение на зиму. В Самайн собирались все — простой народ, вожди, а короли устраивали пиры и соревнования.
В Самайн люди стремились расстаться с долгами прошедшего года, чтобы войти в новый год свободными. Было принято приносить дары из своих запасов, которые могли быть использованы на пиру.
Ритуальная сторона Самайна включала разжигание огня “чистым” методом — от камней или трения, чтобы этот новый огонь потом разнести по своим домам.
Другие элементы ритуала включали жертвоприношения, головы убитых врагов насаживали на ограду крепости для отпугивания темных сил. В жертву чаще приносили скот, но случались и человеческие жертвоприношения — это преступники, пленные и подобные “лишние” люди. Со временем (еще до прихода христианства) человеческие жертвы стали заменять на чучело или ритуал перепрыгивания через костер выбранной “жертвы”
Пища на Самайн
Говоря о еде на Самайн, следует понимать ее с двух ракурсов — с одной стороны, это праздничная пища, то, что готовили для пира и ели все.
С другой стороны — это специальная ритуальная еда, которая применялась в обрядах и воспринималась как магическое средство (которое могло потом использоваться в течение года). К такой пище относился специальный хлеб, выпекаемый на углях от ритуальных костров, в других местах это были цельнозерновые лепешки. Такой хлеб нес магические целебные и защитные свойства, по куску получали не только все члены семьи, но и домашние животные, а определенная часть приносилась в дар богам, духам и душам умерших.
Разжигание священного огня
Как уже упоминалось, ритуал огня был центральным на Самайн. Как и в иные праздники Колеса года, огонь разжигался “чистый”, или “новый” — от искры либо трения, и затем разносился по всем домам. Перед этим всюду гасился огонь, и было строго-настрого запрещено его зажигать до момента, когда жрецы проведут ритуал разведения священного огня.
Затем с помощью факелов огонь разносили по всем дворам и разжигали очаги, обходили поля и деревни с факельными шествиями, таким образом защищая владения от нечистой силы, колдовства и всего вредоносного. Дым от ритуального огня помогал очистить жилище через окуривание, скот проводили через дым для очищения и исцеления, а золу и угли сохраняли как магические инструменты.
Жертвоприношения
Мы уже упоминали, что человеческие жертвоприношения у кельтов имели место, но не везде, а в основном в роли жертвы выступали пленные или преступники. Чаще в качестве жертвы использовали домашний скот.
Цель жертвоприношения ясна — это подношения даров богам, либо в качестве благодарности за помощь, либо для усмирения гнева и защиты от вредоносного вмешательства, если например речь идет о духах мертвых.
Пир Самайна
Пир в ночь Самайна был главным действом всего праздника. “Хлеба и зрелищ!” — эта фраза применима не только к римлянам. Люди рассаживались на шкуры по кругу, в центре проходили поединки и игрища, играли музыканты, а еда раздавалась на специальных деревянных или глиняных подносах. Было много мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и орехов. Из напитков — вино, пиво и медовуха. Это был последний пир до следующей весны.
Самайн у разных народов
Не только кельты отмечали осенний праздник конца урожая. У древних славян также почитался этот старинный языческий праздник. При этом названия разные, а содержание и смысл сохраняется. Например, в традиции белорусов и частично украинцев этот праздник носил название Осенние ДедЫ и, что очевидно из названия, был посвящен умершим предкам.
Как и у кельтов, у славян верили, что в определенные дни года граница между миром Яви и Нави стирается, и духи могут проникать между ними. Чтобы все было хорошо, живым следовало внимательно отнестись к духам мертвых, встретить их, угостить и не забыть проводить обратно. Деды отмечались несколько раз в год, в том числе и осенью.
Празднование напоминало поминки. В этот день не работали, только готовили еду. За столом нельзя было громко разговаривать, веселиться, шуметь и ходить туда-сюда. Острыми предметами не пользовались, куски ломали руками, а дверь и печку держали открытыми. По окончании ужина обязательно провожали дедов за порог со специальными словами прощания.
В связи с грядущим празником Самхейн открыта запись на:Комплекс на отношения
Чистку с последующим открытием дорог
Привлечение материальных благ, удачи
Навести очарование.
Удачный выход из ситуации..
Предварительная диагностика обязательна!
Источник