Ламмас — праздник первого урожая
Авторский расклад-схема расстановки на предметных якорях. Работа с кризисными состояниями в работе и в отношениях. О разнице подходов в расстановках на МАК и таро: Родовое древо, расстановки на фигурках, МАК, таро
Расклад по теме «дело и деньги» для анализа ситуации «что не так», поиска нового решения. Структурная расстановка на основе древнего мифа Колеса Года, годового солярного цикла.
Эхо древних традиций и мифов
И как это резонирует с психологией циклов человеческой жизни?
Вечно вращается Колесо Года, которое похоже на круглые часы. Резонанс ним дает сонастройку с природными циклами возрождения: зима-весна-лето-осень.
Пройдена самая высокая Точка Колеса — 21 июня пик солярной энергии. Мы перешли через архетипическую точку годового «кризиса среднего возраста». Моложе уже не будем, и что «выросло — то выросло».
И далее приближаемся к шестой поворотной точке 1 августа: Ламмас это праздник Первого Урожая.
1-2 августа мы можем почувствовать, как в этом праздничном всплеске Силы меняются энергии в пространстве, как звучат новые ноты Короля Солнца, который готовится к закату.
Ламмас символизирует первый урожай, когда начинают сохнуть растения, а плоды и семена осыпаются на будущий урожай. В мифологии это происходит и с Богом Солнца , теряющим свою силу. Солнце все дальше уходит на Юг и укорачивает день.
Король Солнце отдает свою силу для продолжения жизни. Эта сила — в плодах, наполненных солнечным светом; в тяжелом золоте зерна, в сладости трав сенокоса.
Это великая жертва жизни на земле: теперь люди могут прожить долгую зиму. Ламмас отмечают как переходный этап от лета к зиме.
Как не открещивается христианство от язычества, как юная комсомолка от мамы-дворянки, но множество традиций и обрядов перенято христианством от язычества. Это и метафора великой жертвы Христа, и традиция причащения «плотью и кровью христовой»: хлебом и вином.
Но Король Солнце еще с нами. И 1 августа — его день. Император гуляет!
Праздник Первого Урожая это щедрость и жадность до жизни. Лови мгновенья наслажденья. Ешь – пей – веселись. Потакай своей плоти, ибо завтра будет поздно. Потому что завтра продолжается «битва за урожай», он должен быть собран. А грядущая зима должна быть сытной.
В вибрациях Ламмаса чувствуется архетип Диониса, что «вечно весел и вечно пьян». Именно так Ламмас и отражен в колоде «Книга Теней» в 15 старшем аркане Дьявол.
Звучит жажда жизни в ее самом материальном и плотском аспекте. Лови момент, ведь живем один раз. Страсть и деньги, разрешение желать для себя «самого лучшего».
Согласно юнгианским традициям, Архетип 15 аркана Дьявол является Тенью в структуре личности. И самые ценные ресурсы лежат в этой области; в той, что вытесняется сознанием в бессознательное.
С арканом Дьявол далеко не все просто. Это, пожалуй, один из самых сильных и спорных арканов. Оборачиваясь к нам Тенью, он, одновременно, несет вкус жизни «на полную катушку».
В нашей колоде «Книга Теней», повествующей о древних языческих традициях, архетип 15-го аркана особенный: огонь языческих костров весны и ярая жажда жизни Рогатого Бога.
Резонирует ироничное известное ироничное четверостишие И.М. Губермана
«Добро уныло и занудливо,
постный вид, и ходит боком,
а зло обильно и причудливо,
со вкусом, запахом и соком».
И вместе с тем, часто человек приходит в терапию для укрепления эго, потому что его жизнь, по внутренним ощущениям, проходит «под плинтусом». Размытые личностные границы и сжатое «надломленное» Эго.
И пора вспомнить о своих амбициях. Речь идет об укреплении Эго, акценте на материи и теле, о заявлении своего базового «права на жизнь».
День первого урожая утверждает это право.
Почему Ламмас?
Этому языческому празднику повезло, он благополучно пережил христианизацию, католическое крещение и даже обрел «правильное имя». Ламмас означает «месса каравая» (mess-Lammas). Потому до сих пор сохранился обычай приносить в этот день к утренней мессе праздничные караваи для освящения. И в наше время в Британии булочники выпекают круглые хлебы с изображением снопа на верхней корке.
Это было мудрое решение отцов католической церкви: «Если не можешь уничтожить, возглавь! И это, вероятно, было не легко. Потому что некоторые традиции буйного и «плотоядного» Ламмаса совершенно не вписывались в каноны и заповеди.
Например, традиции свободной любви, согласно которым молодые парни и девушки соединялись в пары на время на время праздника и ярмарки Ламмаса. Это носило ритуальные смыслы, было помощью плодородию земли, истощённой созревшим урожаем.
И языческие кельтские ритуалы оставались основой праздника Первого Урожая.
Фрагмент из исторического документа от 1732 г, донесение священника одного из приходов церковному суду в Эдинбурге: «Традиционно празднующие собираются на вершинах гор и ведут себя очень грубо и непристойно в течение большей части дня»
Все репрессии помогали крайне мало.
«Черничная тайна» Ламмаса
Этот древний праздник отстоял свои языческие традиции.
Служители церкви старались искоренить обычай собираться на вершинах гор. Но народ упорно продолжал соблюдать свои старые обряды. Когда же за исполнение их церковь стала угрожать суровой карой, люди начали подниматься в горы тайно. Они выходили якобы для сбора черники, ягоды которой как раз поспевали к этому дню.
Так возник новый обычай — обязательный сбор черники в день Ламмаса, ее ягоды стали рассматриваться как символ плодородия. Как и плоды первого урожая, в этот день каждый должен был съесть несколько черничных ягод. Больным и старикам их приносили домой. По чернике предсказывали будущий урожай.
И самое романтичное: по поверьям, приготовленное из черники вино в эти дни – любовное зелье. (хозяйкам на заметку
Хендфастинг на Ламмас
Однако церковь проявила достойное упорство и фантастическую толерантность, набросив «церковный покров» на буйство сексуальных энергий Ламмаса.
Очень популярным был обычай заключения временных, испытательных браков: хендфастинг на годовой цикл.
В День Первого Урожая, на праздничной ярмарке рыночной площади заключались временные браки путём простого “скрепления рук” ( hand fasting). Такой брак продолжался один год и один день.
Это носило такой массовый характер,что из окрестных монастырей сюда стали специально направлять монахов, чтобы они давали церковное благословение таким союзам.
Традиция сохранилась и по сей день.
Архетип Великой Матери на Ламмас
Ключевой архетип в юнгианской аналитической психологии это Великая Мать, мать-земля, плодородие.
В период позднего лета это Мать Хлеба. У всех народов земли, имеющих какое-то отношение к земледелию, вершилась в эти дни аграрная магия, благодарение и почитания Матери Хлеба.
На этом рисунке, наверно, самое древнее изображение лика Великой Матери, ей около 20 тыс.лет. А рядом реконструкция модели, живой женщины, которая могла «позировать» первобытному скульптору.
Чешский художник, археолог и реконструктор, Либор Балак попытался посмотреть на эту скульптуру глазами кроманьонцев, как они сами видели своих женщин.
А может быть, он романтизировал
Интересна гипотеза ученых: женщина держит ритуальный Рог изобилия и выполняет какие-то жреческие обязанности.
«Да буду всегда я сыта, да насытятся все голодные!»
Рог изобилия во все времена был атрибутом Матери Хлеба, также как и ритуал священного каравая, залога богатства в доме. И в эти дни, в традициях древних и кельтов и славян, была обязательна выпечка священного хлеба из первого снопа пшеницы. Какие-то из традиций и рецептов сохранились по наши дни.
Расклад-полевая практика Ламмас
Расклад-расстановка ЛАММАС состоит из 5 позиций, условных Фигур, которые практик ставит в поле консультации через арканы таро (МАК либо другие предметные якоря)
Этап Ламмаса проходит любое ваше дело, бизнес, проект, личный либо общественный.
В начале славных дел вкладывается масса сил и энергии. Сеем, взращиваем, холим и лелеем.
И вот, наконец, можно собирать «первый урожай». Оцениваем, пробуем на вкус.
Либо выражаем недовольство — овчинка выделки не стоила. Либо замираем от восторга и гордости.
В традициях праздника Ламмас – щедрость угощения через край. Это тот момент, когда бизнес уже «обрастает жирком». Есть чем угостить других. Праздник Первого Урожая – ешь и веселись, долгая зима не за горами.
И еще мы гадаем: что дальше? Каков будет дальнейший урожай? И что нужно делать, над чем работать?
Расклад Ламмас об этом периоде любого рабочего
процесса, для бизнесменов и бизнес-леди, менедрежов и фрилансеров.
Рекомендован, прежде всего, хронически недовольным собой перфекционистам, которые склонны «честно добытого тигра считать драной кошкой».
1 Какой путь к урожаю был пройден? Какова была «посевная»? Сколько вложено?
2 Урожай по факту на сей момент.
3 Что можно «потратить» на сей момент? Чем можно угостить и угоститься? Что нужно отпустить, с чем расстаться?
4 Что нужно сохранить на будущее? Отставить «в закромах Родины»
5 Дальнейшая Битва за урожай. «Куда» и как нужно работать? На что обратить внимание?
Пример клиентской работы (2015 год)
(Привожу без купюр)
«Расклад «родился» и был проработан под заповедником Казантип, в окружении Азовского моря. В статье приведен пример на колоде Языческое Таро.
И первый мой клиент это городок Щелкино рядом с заповедником (по запросу местных жителей).
Город со странной судьбой. Осколок исчезнувшей страны — Советского Союза.
Основан 1978 году как город энергетиков Крымской АЭС, этого недостроя континентального масштаба. После того, как в 1989 году строительство АЭС прекратилось, этот город, к удивлению, выжил. Выжил в лихие 90-е, когда про него все забыли.
Выжил и сейчас превращается в чудесное курортное местечко для тех, кто хочет совместить все прелести цивилизации с дикой природой. Он хочет быть и расти, как все живое.
1 позиция — Какой путь к «урожаю» был пройден? Какова была «посевная»? Сколько вложено? – Ученик Жезлов.
Энергичные дилетантские попытки выжить и заняться коммерцией в лихие времена «дикого капитализма» 90 -х годов. Ученик Жезлов в колоде «Языческое Таро» это Том Сойер в наивных поисках клада, забавный энтузиаст.
2 позиция — Урожай по факту на сей момент — Тройка мечей. С масштабной коммерцией не заладилось. История города такова, что гигантские проекты тут несостоятельны. По мнению местных эзотериков, хранители места не разрешают, так же как было с АЭС. Выживают мелкие лавочники. А предыдущий курортный сезон 2014 года, по известным причинам, был и вовсе провальным.
3 позиция (позиция вверху) Что можно «потратить» на сей момент? Чем можно «угостить и угоститься»? Что нужно отпустить, с чем расстаться? – 15 старший Аркан Дьявол. С ним и нужно расстаться.
Ну не приживается тут коммерческая хватка. И никогда не будет тут «второй Ялты», казино и пятизвездочной вакханалии. Пусть местные жители говорят: «духи Казантипа не пускают». А возможно еще и потому, что ядро старожилов – это прослойка научной интеллигенции от социализма, страшно далекой от коммерции. И вот этот «дух» – точно жив.
4 позиция – Что сохранить – нулевой Аркан Шут. Непрактичность, романтика, авантюризм. Открытость новым возможностям. Новичкам всегда везет. А — «кривая вывезет».
5 позиция — Дальнейшая «битва за урожай». Куда и как нужно работать? На что обратить внимание? – 21 старший Аркан Мир.
Развитие и рост. Свое место. Налаживание связей с «большой землей» и с зарубежными партнерами, что ,собственно, и происходит сейчас, но не быстро… Ну что же, в добрый путь!»
P.S. Лето 2019г, я снова в этом городке, на берегу Азова. Можно оглянуться. И я вижу, что коммерция обречена, а Шут набирает силу. Но это уже совсем другая история.
+ для тех, кто знаком либо хочет познакомиться с теорией и практикой древних традиций.
+ хочет освоить принципы работы с перостихиями и энергопотоком Колеса Года.
+ интересуется расстановками и другими полевыми практиками на фигурках, МАК, таро
Цикл вебинаров «Вокруг Года с архетипом Великой Матери» о традициях, мифах и колдунствах
Источник
Дни благодарения: как отмечают праздники урожая в разных странах
Когда осень наряжает леса в золотые и багряные одежды, наступает самый хлебосольный и важный праздник — люди отмечают окончание летней страды и сбора урожая. Даты и традиции у всех народов разные, но объединяет их одно — благодарность богам и матушке-земле за обильные дары. И везде, во всех странах мира, праздники сопровождаются увеселениями и религиозными обрядами.
Истоки праздника урожая на Руси
Праздник урожая у славян называется Осенины. Первым Вселенским собором в 325 году 14 сентября было установлено началом нового года. В этот день праздновались первые Осенины.
14 сентября называли днём Семёна Летопроводца в честь схимника и подвижника Симеона Столпника, жившего в V веке. Праздничный день принято было отмечать благотворительностью и щедрой милостыней.
Имея языческие истоки, праздник урожая органично соединился с христианским культом. Вторые Осенины приходились на 21 сентября — Рождество Пресвятой Богородицы. В православной Руси её благодарили за урожай и просили заступничества. С этой даты начинались и осенние свадьбы, которые с нетерпением ждали девушки и холостые мужчины.
В день вторых Осенин Было принято прощаться со старым — прошлогодним — огнём и высекать новый. Гасились все печк, свечи и лампады и вновь зажигались уже от нового — чистого — огня. С ним обходили весь дом и от него зажигали поленья в печи. Дымом окуривали домашнюю скотину. Высекание нового огня было мужским делом.
Женщины встречали Осенины хлебом и киселём у реки в большом хороводе. Самая старшая стояла в центре с овсяным караваем в руках и возносила молитву Богородице. Затем каравай делился на куски по числу участниц обряда. Ломти каравая скармливались скотине, чтобы привлечь в дом богатство. Традиционные блюда праздничного стола — крупяная кутья с мёдом и молочные блюда.
В современной России праздник урожая отмечается именно 21 сентября. В традиционном виде он возрождается в сёлах, а в крупных городах вторая половина сентября отмечается выставками и ярмарками, сопровождающимися гуляньями, выступлениями артистов и концертами.
Беларусь
В Беларуси праздник урожая называется «Багач» и отмечается в день астрономического осеннего равноденствия. В 2022 году эта дата приходится на 20 сентября. Традиционное пожелание в этот день — быть богатым как осень. Когда заканчивается сбор урожая, зажигается «домашний очаг». Каждая семья вносит в него свою лепту — горсть ржаного зерна с первого обмолоченного снопа. Зерно ссыпается в лубок — деревянный короб.
Проводится молебен и в короб устанавливается зажжённая свеча. Затем его с песнями проносят по всему селу и выставляют в хату, где он будет находиться весь следующий год. Считается, что этот очаг – «Багач» — приносит достаток всей деревне, но особенно тому дому, где хранится.
Современный праздник урожая сопровождается выступлениями этнических ансамблей, проводятся мастер-классы по традиционным ремёслам, на праздничные столы выставляются плоды нового урожая.
Израиль
У еврейского народа праздник урожая имеет корни, уходящие в библейские времена, когда Моисей 40 лет водил свой многострадальный народ по Синайской пустыне. Праздник продолжается 7 дней и называется Суккот или Праздник кущей. Начинается он на 15-й день нового года по еврейскому календарю. В 2022 году он приходится на 16 октября.
Название праздника происходит от слова сукка (другое название — кущи) – разборное переносное жилище, которое укрывало евреев во время странствия из Египта в Землю обетованную.
У евреев всего мира принято широко отмечать Суккот, это один из трёх самых значимых праздников. Израильтяне совершают паломничество в Иерусалим, где проходит празднование, посвящённое окончанию сбора урожая.
Традиционно еврейские семьи строят во дворе, на террасах и даже балконах шалаш (кущи), где они должны провести за семь дней как можно больше времени. Радость от богатого урожая больше похожа на благоговение перед Богом за его великую милость — выращенный и благополучно убранный урожай.
Особый ритуал Суккота — вознесение лулава. Поднимаются и благословляются собранные в букет ветви четырёх растений — цитрона, финиковой пальмы, мирта и ивы. Они символизируют многообразие и единство еврейского народа.
Празднование начинается накануне вечером, когда накрывается обильная трапеза, и проводится благословение на хлеб. К столу обязательно подаются блюда из плодов нового урожая.
Ирландия, Шотландия, Уэльс
Традиция празднования сбора урожая в Ирландии и на севере Британии зародилась во времена кельтов. У праздника два названия — Ламмас и Лугнасад. На Изумрудном острове праздничные дни приходятся на первую неделю августа. Лугнасад — один из главных праздников кельтского Колеса Года, и отмечается он пышнее других. В эти дни принято печь круглый хлеб из зерна с последнего убранного снопа. Этот каравай вместе с букетами, венками и гирляндами из полевых цветов считается символом праздника. Гирлянды и венки должны носить все присутствующие на празднике.
В Лугнасад молодые люди заключали временные браки. Их родители договаривались меж собой. Парень и девушка, становились друг к другу лицом, брались за руки и обещали быть вместе один день или весь год. Если впоследствии они решали расстаться, нужно было прийти на то же место, встать друг к другу спиной и просто разойтись. При этом парень должен был стоять лицом к северу, а девушка — к югу.
Праздник включает прогулки на холмах, прыжки через костёр, подношения земле и богам плодородия за обильный урожай.
Корейский Чхусок и китайский Чжунцюцзе
Название дня урожая или праздника Середины Осени в Юго-Восточной Азии звучит по-разному. Но проводится он в одни и те же даты во всех странах региона — на 15-й день восьмого месяца по лунному календарю. Происхождение Чхусока и Чжунцюцзе имеет несколько версий. Наиболее достоверная, по мнению исследователей, связана с поклонением полной Луне. Дата праздника — плавающая, в 2022 году она приходится на 10 сентября. Полная луна в сентябре ассоциируется у азиатов с удачей и плодородием.
У жителей Азии до сих пор силён культ предков и с ним связаны многие обряды. В первый день выставляется обильное угощение духам предков.
Чхусок и Чжунцюцзе — это семейные праздники и официальные выходные. В эти дни семьи собираются в полном составе, даже если ехать приходится с другого конца страны.
В Северной Корее Чхусок не столько весёлый, сколько торжественный праздник. Предпочтение отдаётся почитанию ушедших предков. На могилы принято приносить деньги — 50 или 555 вон. Считается, что цифра 5 приносит в семью благосостояние.
Праздничный стол накрывается блюдами из риса нового урожая. Главное из них — варёные рисовые пирожки сонпён. В этот день в корейских домах витает хвойный аромат, так как сонпёны варятся на подложке из сосновых иголок. Традиционные развлечения Чхусока — мужская рукопашная борьба и женские хороводы.
Одна из традиций праздника урожая в Корее — посещение могил предков. Она исполняется на второй (основной) день праздника. На захоронениях наводится порядок и обязательно возлагается еда. Ритуал сопровождается низкими поклонами.
В Китае пекут сладкие «лунные пряники» из семян лотоса и дроблёного кунжута, и круглые лепёшки.
Здесь запах праздника — пряно-древесный, чуть сладковатый аромат цветущей кассии. С наступлением темноты повсюду зажигаются фонарики, а влюблённые молят богов соединить их вместе навсегда.
Видео: традиции Чжунцюцзе
Германия
Каждая земля в Германии имеет свои традиции в праздновании Дня урожая. Однако символом всеобщего праздника стала соломенная кукла Кирмес. Изначально это было название народного гулянья, посвящённого открытию церкви. Кирмес — KircheMesse — переводится как церковная служба. Позже в северной и центральной Германии Кирмес превратился народный праздник осеннего урожая. В 2022 году его будут праздновать 02 октября.
Куклу Кирмес изготавливают за 14 дней до праздника, а накануне закапывают в землю. Праздничный обряд начинается с выкапывания Кирмеса. Его торжественно провозят по главной улице и водружают на почётное место — украшенное плодовое дерево. И только после этого начинаются весёлые состязания, танцы и обильная трапеза. Завершаются гулянья закапыванием Кирмеса вместе с остатками угощений и битой посуды. Таким необычным подношением выражается благодарность богам за щедрый урожай. Точку в празднике ставит грандиозный фейерверк.
Франция
В третий четверг ноября во Франции начинается фестиваль молодого вина Божоле Нуво. В этот день выпускают первое вино из винорада нового урожая. На главной площади небольшого городка Божо выставляют бочки с вином.
По традиции в праздничный день французы должны посетить несколько баров и выпить там по бокалу божоле. За несколько дней до праздника бутылки с молодым вином рассылаются в разные страны.
Северная Америка
День Благодарения — праздник обильного урожая, зародившийся в начале XVII века в одном из первых поселений английских религиозных паломников — Плимутской колонии. Её обитателям удалось выжить и получить хороший урожай благодаря местному коренному народу. Долгое время этот праздник отмечался отдельно каждым штатом и в разное время. И только по указу Авраама Линкольна в 1863 году он стал национальным.
В США День Благодарения празднуется в четвёртый четверг ноября, в Канаде — во второй вторник октября.
На протяжении столетий праздник урожая сопровождался весёлыми народными гуляньями и церковными службами, ведь в первую очередь блаодарность возносилась Богу. Сегодня это традиционный семейный праздник, когда собираются вместе близкие люди и друзья.
Праздник урожая, пожалуй, одна из самых древних традиций нашей цивилизации. Сегодня он трансформировался, но продолжает отмечаться всеми народами.
Источник