Меню

Праздник урожая у марийцев

УГИНДЕ – Праздник нового хлеба

Вход на сайт

По марийскому календарю, 20 августа отмечают праздник Угинде (нового хлеба). Это означает, что новый урожай собран, зерно уже лежит в амбарах.

Распространение. Угинде входит в праздничный календарь всех групп марийцев.

Сроки и время проведения. Праздник Угинде отмечается и в самом начале уборочно-полевых работ в период христианского Ильина дня (2 августа) в благоприятный для проведения праздников день недели, чаще всего в пятницу. Православные марийцы приурочивают его к самому ильину дню.

Значения праздника. Угинде — первый праздник осеннего календарного периода, с него начинается цикл обрядов и праздников, связанных с осенними уборочными работами — жатвой, обмолотом хлеба и с его потреблением. Главная идея праздника — поблагодарив богов за новый урожай, заручиться их благосклонностью и обеспечить в будущем свою семью хлебом.

Обряды. Праздник Угинде традиционно проходит как семейное моление. Его проведение прежде считалось обязательным. В день праздника принято было печь хлеб из новой муки, варить пиво. Старший член семьи или приглашенный карт на краю чаши с зерном зажигал свечу, и, обращаясь к богам, благодарил их за новый урожай, просил благоприятной погоды для дальнейшей работы, здоровья всей семье, благословения на урожай будущего года. В обрядовых действиях участвовали все члены семьи, близкие родственники, соседи. Первый кусок хлеба отламывал человек, у которого, как полагали, есть Перке (изобилие, достаток), затем пробовали все остальные. В некоторых селениях богу изобилия Перке Юмо делали жертвоприношения в священной роще. Горные марийцы посещали в день праздника церковь — молились и освещали новое зерно, новый хлеб. Сегодня освящают в церкви свежие овощи.

Источник: О.А.Калинина. Марийские праздники. Марий пайрем-влак.

Источник

Марийские народные праздники

Марийские народные праздники

Мы живем в интересное и сложное время. Когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем поверхностно.

С древних времен большую роль в жизни народа имели обрядовые праздники. И они делали и делают нашу жизнь насыщеннее и интереснее.

Одним из таких праздников считается Новый год. Празднование Ново­го года у древних народов обычно совпадало с началом возрождение приро­ды и было приурочено к марту месяцу. А затем по указу великого князя Ио­анна III этот день был приурочен к 1 сентябрю. В этот день каждый, будь то простолюдин или знатный боярин мог искать у государя правды и милости. А Петр Великий коренным образом изменил способ празднования Нового года. Барабанный бой на площади возвестил народ о том, что празднование Нового года будет считаться с 1 января от Рождества Христова. И чтоб ук­рашал народ свои дома ветками деревьев ели, сосны, можжевельника. Жела­ли друг другу счастья, добра, благополучия.

Следующий праздник — это Масленица. Встречая весну в марте месяце, совершается изгнание Смерти или Зимы. Масленица — это катательные горы и качели, это сладкие яства и скоморошьи потехи, это балаганы, ряженые, кулачьи бои и прочие развлечения. Каждый день масленой недели имеет и свое название: Понедельник — встреча (строили снежную гору); Вторник — заигрыш, среда — лакомка, Четверг — разгул (кулачные бои, гадания), Пятница — тещины вечеринки, Суббота — золовкины посиделки: воскресенье — прово­ды.

Праздник кугече — пасха. Пасха считалась самым большим праздником. На пасху пекли куличи, красили яйца, ходили на кладбище. Считали, что ес­ли кулич удался, в семье будет все хорошо. Также в этот день в каждом доме происходит поминовение усопших, посещение кладбищ. В некоторых рай­онах у церквей зажигали костры. Существовал обычай — дрова для этих кост­ров красть. На пасху обязательно водили хороводы, пели, плясали, играли в игры.

Сорта — кече , первые поминки. Этот праздник празднуют в апреле ме­сяце — происходит поминовение усопших, но без больших церемоний. В этот день, день поминок, варит пиво, пекут блины, ватрушки, варит кашу, поку­пают вино, приглашают родных, соседей и по захождению солнца, начинают церемонию — поминовения усопших.

Одним из важнейших праздников мари является семи’к — се’мык — день поминовения родителей. Поминовение это совершается совокупностью 2-3-4 или 5 семей, объединенных одной родовой фамилией. Пекут блины, ставят свечи, читают молитвы.

Также семик считается одним из лучших весенних праздников. В этот день дома бирают березками, усыпают травой, ведут хороводы, играют.

Троица — один из главных христианских праздников. Так как Троицын день приходится в летний месяца, то к нему приурочены многие языческие чальною, русальною. Думают, что в Троицын день русалки падают, с деревьев. В русалок превращаются дети умершие без крещения. В Троицын день девушки спрашивали у кукушки долго ли им еще быть в домик отца. В этот день также устраивается народное гулянье с качелями, играми, гаданиями.

Читайте также:  Чем удобрять разные почвы

Ага-пайрем — праздник пашни. Бывает весной, когда наступает пора посева в полях и сопровождается общественным жертвоприношением из продуктов сельского хозяйства — пиво, мед, ватрушки, сырники, яйца и пр. Сопровождается молитвами о здравии счастливого сева и благословения посева, устраиваются общие развлечения и игры. Общее жертвоприношение и молитвы происходят на особом предназначенном для этого месте в поле или в специальной роще.

Иванов день празднуется 23 июня в ночь на 23, в ночь на Ивана Купалу. Добыв из дерева живой огонь, при пении особых купальных песен, зажигают в эту ночь костры и совершают разные гадания. Ивановская ночь, по народному поверью, считается страшной ночью, полно чародейных явлений. Бабы-яги, колдуны, ведьмы летят на Лысую гору и советуются, как бы причинить зло людям. В эту ночь по поверью расцветает папоротник — символ власти. Но все это только поверья и сказки.

Другой религиозный праздник Петров день — день Петра и Павла. Отмечается 12 июля. Этот день всегда справляли широко, весело и многолюдно. Начинается он с ярмарки, где продавали все, начиная со скота до драгоценностей. Также в Петров день совершали жертвоприношение богам, в некоторых марийских городах ходили на кладбище и поминали умерших.

Ильин день самый радостный всенародный христианский праздник день Жнива. Илья — пророк, именовали «грозным». Он означает пожар, смерть разрушение. Для предвещания гнева в этот день приносили различные жертвы. В этот день запрещалось работать. Уже накануне умолкают шутки, смех, разговоры. В Ильин день обычно бывали ритуальные кулачные бои и другие виды мужской борьбы.

Марийский праздник Шорыкйол. По преданию марийцев всех виновных людей за те грехи, преступления, что сотворил в течение года, в Доме шорыкйола наказывали. Старик Васли кугыза и старуха Васли кува в маске ходят по деревне со своими солдатами в масках, ходят по домам и показывают хозяевам их недостатки. Обычай шорыкйольского суда был введен первым марийским царем Тюкак Шуром. С его именем связаны и такие обычаи как отдавать невест на 3 ночи правителю и ему же дарить первого своего ребенка. Невест сопровождал палач — савым под звуки волынки и барана. А через 3 дня жен возвращали мужьям.

Источник

Праздник урожая у марийцев

У марийского народа есть свое богатство — традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение.
У каждого народа есть свои традиционные праздники. Изучив марийские праздники, знакомясь с традициями и обычаями родной деревни, можно утверждать, что корни многих марийских праздников уходят глубоко в язычество марийского народа. Язычество марийского народа — это целый необозримый мир. Ко всему прочему, этот мир жив и по сей день. Приверженцев язычества называют «чимарий», что означает «чистый мари» или «настоящий мари». Почему «чистый мари»?- Мари, сохранивший изначальную веру, не примкнувший к другой. Марийский народ во все времена поклонялся силам природы, ощущал себя ее частицей, осознавал, что он не царь природы, которому позволено губить ее как угодно.

Сохранив, чтя культуру, традиции родного края, мы сохраним нашу нацию, наш народ.

Собранный материал поможет моим друзьям глубже познакомиться с традициями, обычаями марийского народа и не утратить его богатство.

1 января — У Ий Пайрем (Новый год)

В новогодние праздники марийцы избавляются от плохого старого и мечтают о хорошем новом. Годовой праздничный цикл у марийцев начинается с праздника Шорыкйол, что означает «Рожденный новый год» и указывает на рождение нового времени, когда световой день начинает прибавляться и, по марийским приметам, замерзает вода в реке, а медведь переворачивается на другой бок. К первому зимнему празднику марийцы готовились заранее, тщательно и основательно собирая на праздничный стол обычные и ритуальные блюда. В этот день задабривали кормами и животных.

6 – 19 января — Шорыкйол (Святочная неделя)

Шорыкйол — один из самых известных марийских обрядовых праздников. Он отмечается в период зимнего солнцестояния (с 22 декабря) после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством (6 января). Однако первым днем праздника является пятница (в прошлом традиционный день отдыха у марийцев), которая не всегда совпадает с Рождеством.

Праздник имеет несколько названий. У большей части марийского населения закрепилось название Шорыкйол — «овечья нога», от совершаемого в праздничные дни магического действия — дергания овец за ноги, с целью «вызывания» в новом году большого приплода овец. В настоящее время многие элементы праздничной обрядности утратили свои традиционные черты, а ряженье и гадания превратились в веселое развлечение.

В прошлом марийцы связывали с этим днем благополучие своего хозяйства и семьи, перемены в жизни. Особенно большое значение имел первый день праздника. Встав рано утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван). Их старались делать как можно больше, но всегда в нечетном количестве. На стожки втыкали ржаные колосья, а некоторые крестьяне зарывали в них блины. В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод.

Читайте также:  Схема подкормки для помидор

В этот день девушки ходили по домам, обязательно заходили в овчарни и дергали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье.

К первому дню праздника был приурочен ряд примет и поверий. По погоде первого дня судили о том, какими будут весна и лето, делались предсказания об урожае: «Если снежную кучу, наметанную в Шорыкйол, занесет снегом — быть урожаю (Шорыкйол каваным лум петыра гын, кинде шочеш)», «В Шорыкйол будет снег — будут овощи (Шорыкйол кече луман лиеш- пакча саска шочеш)».

Большое место занимали гадания, проведению которых крестьяне придавали серьезное значение. Гадания в основном были связаны с предсказанием судьбы. Девушки на выданье гадали о замужестве — выйдут ли замуж в новом году, какая жизнь ожидает их в замужестве. Старшее поколение пыталось узнать о будущем семьи, стремилось определить плодородие урожая, насколько благополучным окажется их хозяйство.

Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами — Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, так как ряженые предвещают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизнь. Старик Василий и Старуха общаются с добрыми и злыми богами, поэтому они могут рассказать людям, как уродится урожай, такова будет жизнь для каждого человека. Хозяева дома стараются привечать ряженых как можно лучше. Их угощают пивом, орехами, чтобы не было нареканий на скупость.

Чтобы продемонстрировать свое мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу — сплетенные лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Среди ряженых часто встречаются Медведь, Лошадь, Гусь, Журавль, Коза и другие животные. Специально к празднику берегут лесные орехи, которыми угощают ряженых. Часто готовят пельмени с мясом (шыл подкогыльо). По обычаю в некоторые из них кладут монету, кусочки лыка, угля и т.д. В зависимости от того, кому и что попадется во время еды, предсказывают судьбу на год. Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать белье, шить и вышивать, выполнять тяжелые виды работ.

Существенную роль в этот день играет обрядовая еда. Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова. Кроме нее готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржано

Источник

В Праздник новой каши народ мари танцевал под гусли

Каша – сила наша: История марийского Праздника новой каши, во время которого народ мари пробовал вкусную еду и танцевал под гусли и волынку.

Существует мнение, что каша является «вторым хлебом». Недаром веками люди складывали о ней поговорки, а художники запечатлели её на картинах. Эту еду любят многие европейские народы, например, англичане. Многим известна крылатая фраза «Овсянка, сэр!».

Однако именно в России кашу ценят как нигде в мире. Блюда из зерновых культур, которые занимают прочное место в нашем рационе, очень питательны. Такую пищу употребляют и на завтрак, и на обед, и на ужин. Её едят в качестве гарнира, основного блюда и даже на десерт.

Сегодня РИА SM-News предлагает отправиться в колоритное путешествие в Республику Марий Эл , где сохранился национальный Праздник новой каши – У пучымыш.

РИА SM-News / Елена Яшметова

Самобытное гастрономическое торжество

Название праздника различается в зависимости от географии. В Медведевском, Оршанском и Советском муниципалитетах его называют Кышал, а в Горномарийском и Килемарском районах – Немыр. Однако согласно данным учёных он отмечается у всех групп народа мари.

Если говорить о сроках его проведения, то он проходит после завершения уборки урожая в октябре или ноябре — до православного Михайлова дня (21 ноября – прим.ред.).

На некоторых территориях У пучымыш справляется в субботу перед праздником Покрова, а в других местах — в субботу перед праздником Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября – прим.ред.) или в пятницу после него.

Благосклонность богов

У пучымыш отличается важным значением для жителей сельской местности. Дело в том, что Праздник новой каши подводит итоги осенней уборочной деятельности.

Причём он ритуально узаконивает начало потребления хлеба из нового урожая, а обрядовые действия характеризуются особой признательностью. В ходе празднества идут благодарственное моление, поминовение умерших предков, ритуальная трапеза и праздничное гулянье.

Читайте также:  Какие почвы лучшие для плодовых деревьев

Одним словом, весь смысл заключался в том, чтобы заручиться благосклонностью богов и иметь достаток и неистощимость в продуктах питания.

Кстати, марийцы группы сорокам мэрий ( Медведевский , Оршанский и Советский районы Республики Марий Эл , Яранский район Кировской области ) проводили родовые поминки по умершим родственникам.

Моление посвящается Перке Кугу Юмо (Бог достатка, прибыли) и Кинде Перке Юмо (Бог хлебного достатка).

Каша, волынка и танцы

Все мы знаем, что во время различных торжеств каждый народ соблюдает определённые традиции. Какие ритуалы проходили в У пучымыш?

В Праздник новой каши представители народа мари готовили кашу из овсяной крупы, а также пекли из муки пресные лепёшки – шергинде. На торжество коренные жители Марийских земель приглашали в гости родных, соседей, духовных родственников — юмын тан.

После того, как марийцы пробовали новую кашу, они пели и танцевали под гусли и волынки. Между прочим, люди верили, что чем больше в доме посетителей во время Праздника новой каши, тем богаче будет сам хозяин. Считалось, что гость, который съел ломоть хлеба и ложку каши, оставляет за собой вдвое больше.

В день У пучымыш каждый хозяин выходил в огород и трубил в ритуальную трубу, которая называлась «осенней» или «жатвенной» – шыжывуч или туретпуч.

Таким образом, он оповещал всех о семейном торжестве. В праздничную обрядность также входил ритуал угощения кашей и блинами хозяина овина — агун оза.

Без этой еды не обойдётся ни один праздник

У коренных жителей Марийских земель каша имела особую ценность. Причина кроется в том, что такая пища являлась атрибутом самых важных событий. Её готовили, как на различные праздники, так и на традиционное моление.

Так, ежегодно в Марий Эл в рамках празднования Угинде проходит конкурс «Обрядовая каша». Во время мероприятия участники готовят блюдо и объясняют обряды приготовления национальной ритуальной еды.

Старожилы северо-востока Республики Марий Эл рассказывают, что у каждой хозяйки была своя фирменная каша с неповторимым вкусом.

«Например, во время молебна жители нашей деревни могли определить, кто приготовил каждое блюдо. У мариек был свой рецепт приготовления каши. А какие вкусные они были… Пальчики оближешь!» — делится воспоминаниями житель Сернурского района Евгений.

Кашу маслом не испортишь

Любители ли вы кулинарные эксперименты? Или предпочитаете проверенные временем блюда? Если вы утвердительно ответили на первый вопрос, то тогда РИА SM-News предлагает приготовить необычное марийское блюдо – паренге немыр (кашу из картофеля).

Нам понадобится шесть – восемь штук картофеля, полтора стакана молока, четыре столовой ложки овсяной или пшеничной муки, две столовые ложки сливочного масла и соль по вкусу.

Промытый и очищенный картофель отварим в подслоённой воде до готовности. После этого сливаем воду и подсушиваем картофелины, а затем нужно растолочь и протереть её через сито.

Молоко доводим до кипения и вносим в него протёртый картофель, перемешиваем и доводим до кипения. Далее добавляем муку и непрерывно помешиваем веселкой. Ещё варим четыре – пять минут. Подаём на стол. Приятного аппетита!

Мы с ним в одной каше

Мало найдётся тех, кто будет спорить, что каша является одним из наиболее распространённых национальных блюд нашей страны. Причём эта еда занимает второе место по своему значению на русском столе.

Между прочим, на протяжении длительного времени данное яство входило в список любимых угощений в России . При этом изначально это кушанье было торжественным и обрядовым. Так, его ели на различных празднествах, включая пиры, свадьбы, крестины.

По данным учёных, в течение XII – XIV веков слово «каша» подразумевало понятие «пир». Например, одна из летописей рассказывает, что в 1239 году князь Александр Невский организовал большую кашу в Торопце ( Тверская область – прим.ред.), а после он устроил другую в Новгороде .

Позже эту пищу начали постоянно употреблять при выполнении работ. Кстати, разнообразие её видов основывалось, главным образом, на многообразии сортов круп, производимых в России , особенно в ходе взаимной выручки при жатве, когда действовали вместе, т.е. артелью.

Именно поэтому такое объединение часто называли «кашей». Даже существовала фраза: «Мы с ним в одной кашей». Она означала, что люди находятся в одной артели или в одном коллективе.

Между прочим, одно отечественное блюдо имеет интересную историю. Речь идёт о суворовской каше. Когда русские войска переходили через Альпийские горы (1799 год – прим.ред.), то они остались без припасов.

Солдаты практически умирали от голода. Тогда Александр Суворов отдал приказ поварам сварить оставшиеся крупы в одном котле и накормить войско. Великий полководец не только спас людей от голодной смерти, но и сам того не зная, придумал новое блюдо.

Текст подготовлен по материалам справочника О.А.Калининой «Марийские праздники».

Источник

Adblock
detector