Праздник урожая в старшей группе «Берегите хлеб»
Валентина Шарова
Праздник урожая в старшей группе «Берегите хлеб»
(Под музыку в зал входят дети в русских костюмах и становятся полукругом)
Ведущая. Велика и необъятна российская земля
Урожаями богаты наши нивы и поля
У народа есть слова:
«Хлеб- всей жизни голова».
Славиться он первым на земле,
Славиться он первым на столе.
Выходит мальчик со снопом в руках.
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Ходит дом ходуном.
(Мальчик ставит сноп)
Дети исполняют песню «Песня о хлебе»
(Под русскую народную музыку выходит Царица полей).
Царица полей. Тем кто хлеб печёт чуть свет,
Шлю пшено на кашу.
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говорю,
Их за хлеб благодарю.
Ведущий. Царица полей, наши дети тоже любят и ценят хлеб, вот послушай.
1 ребёнок
Вот но хлебушек душистый.
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
2 ребёнок
В нём -здоровье наше, сила,
В нём — чудесное тепло,
В нём — земли родимой соли,
Солнца свет весёлый в нём
Все дети.
Уплетай за обе щеки!
3 ребёнок
Сколько рук его растило.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем что на столе.
Все дети
Люди долго и упрямо
Потрудились на земле!
Ведущая. Весна звенит ручьями,
Стрекочет, как будильник,
И зиму выключает, как будто холодильник.
Царица полей. Черная земелька, а милее нет.
Черная земелька- белый, белый хлеб.
Дети исполняют хоровод «Земелюшка — чернозем». Останавливаются и говорят: «Свой венок подарим мы хлеборобам всей страны».
Ведущая. Пришла горячая пора.
Пора больших забот.
Рокочут в поле трактора,
Весенний сев идет. ,
Царица полей. Ребята, послушайте, как приходит к нам на стол хлеб. (Дети читают стихи).
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко
Знают только солнышко,
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
И слышит страна:
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
Ведущая. Солнце греет, ветер веет.
На комбайне комбайнеры
В поле выезжают.
Комбайнеры на машинах вывозят зерно (мешки) под музыку И. Кишко.
Комбайнер 1. Вот так славный урожай,
Будет вкусный каравай.
Комбайнер 2. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Проводиться игра «Кто быстрей отвезёт зерно на элеватор». (Дети строятся в две команды и по одному мешку на машине перевозят зерно).
Перед игрой все дети говорят:
Да зерно не рассыпай!
Идет хлеб на мельницу,
На завод муку повез.
Ребенок. От завода — автомата
Льется теплый хлебный запах.
Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Ведущая. А вот и пряники печатные
Мы не сразу их съедим,
Пусть станцуют, поглядим.
Ребята исполняют танец «Прянички».
Царица полей. Венок колосьев золотых-
Дело тяжелое рук трудовых.
Нам люб и дорог каждый колос
Но к нам пришёл с полей родных.
Ведущая. Посмотрю я вокруг-
Урожай наш, урожай
Дети исполняют песню «Наше поле».
Царица полей. Бай качи-качи-качи,
Глянь баранки калачи.
Проводиться игра «Кто быстрее найдёт свой калачик»
(Три ребёнка- калачики, дети образуют вокруг каждого калачика круг. Под песню:
бай качи – качи – качи (дети идут по кругу)
глянь баранки калачи,
С пылу с жару из печи
Все румяны, горячи (дети присаживаются на корточки, закрывая руками глаза)
Царица полей. Налетели тут грачи, похватали калачи. (Дети «калачики» меняются местами, дети бегут к своему «калачику». Игра повторяется три раза).
Ведущая. Хлеб в трудах добывается,
Сам с собой не родясь.
Хлеб не просто богатство-
Хлеб опора для нас
«Будет хлеб, будет песня!»
Правда в этих словах.
Царица полей. Будет хлеб полновесный-
Будет радость в глазах.
Каждый к хлебу причастен
Будем бережны все
Будет хлеб — будет счастье,
Будет жизнь на земле.
(Дети читают пословицы, поговорки о хлебе)
1. Хвала рукам, что пахнут хлебом
2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
3. И обед не обед, коли хлеба нет.
4. Ржаной хлебушко калачам дедушка.
5. Гречнивая каша- матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.
6. Бес соли не вкусно, без хлеба не сытно.
7. Золото и серебро- только камни, ячмень и пшено- настоящее драгоценности.
Все вместе: «Хлеб всему голова!»
Царица полей. Убран хлеб и тихо стало,
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало,
Ведущая. Над селом дымки плывут.
Пироги в домах плывут
Заходите, не стесняйтесь!
Добрым хлебом угощайтесь!
Выходит мальчик и девочка с караваем на вышитом рушнике.
Царица полей. Дорогих гостей встречаем круглым, пышным караваем.
На подносе расписном, с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим.
(Дети произносят слова, передают хлеб ведущей).
Примите в дар друзья, хлеб что пшеничка принесла!
Кушайте на здоровье, дружно живите,
За труд хлеборобов благодарите!
Царица полей. Весело у Вас ребята.
Встрече с Вами очень рада.
Песни пляски хороши,
Веселились от души, а мне пора уходить в поле.
Дети и родители исполняют танец «Казачок».
«Там и рай, где хлеба край». Презентация познакомить детей с пословицами русского народа о хлебе. закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола. познакомить детей.
Литературно-музыкальный праздник «Берегите хлеб» для детей подготовительной группы Ведущий. Велика и необъятна Вся Российская земля, Урожаями богаты Наши нивы и поля. (Выходят трое детей) 1 ребенок. У народа есть слова:.
Источник
Страда на Руси. Какие обряды и поверья с ней связаны?
Страдная пора на Руси всегда считалась временем особенным, когда надо было несмотря ни на что, каждый день превозмогать себя и работать не покладая рук, не зная сна и отдыха. Но дух народа оставался тверд и непоколебим: ведь летние труды с лихвой окупаются долгой холодной зимой.
Главную часть страды, естественно, составляла хлебная жатва, в которой участвовали и стар и млад. К хлебу на Руси всегда относились с большим уважением, и всё, что с ним связано, приобретало священный смысл. Недаром есть поговорка: «За хлебом все добро». Поэтому процессы посева, жатвы и уборки зерна сопровождались многочисленными обрядами и приметами.
Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам побежал
Накануне посева крестьяне проводили обряды по очищению тела и души. Затапливали бани, как следует парились. Утром следовало надеть чистые белые одежды и обратиться к Господу с просьбой о благословении. В поле крестьяне тоже выходили с молитвами о хорошем урожае хлеба. Не менее ответственно приступали к первой жатве.
Накануне, в так называемый «вечер зажина», запрещалось работать. Жребием или голосованием вся деревня выбирала женщину, которая должна будет совершить «таинство зажина». После молитв и земных поклонов она отправлялась в поле и, сжав три снопа, укладывала их на земле в форме креста. Дома хозяйка завершала молитву. Известно, что в некоторых областях иногда первый зажин выполняли совместно все хозяйки села.
В русском народном календаре есть несколько дат, особенно значимых для жатвы. 26 июля (13 июля по старому стилю) — день памяти Архангела Гавриила — жнецы считали днем, когда «добрая сила со святого неба слетает». На ранней заре крестьяне шли внимательно осматривать хлебные поля. Хорошим знаком считалось лицезреть в этот день светлое сияние над полем. Верили, это «крылья ангела Гавриила» — знак, что Господь внял мольбам жнецов и послал щедрый урожай. В этот день, как говорили, «приспело кланяться матушке ржи и святым».
А поспевают хлеба, как замечали в народе, чаще всего ко 2 августа (20 июля по старому стилю) — Ильину дню. «На Ильин день первый сноп и первый осенний праздник», — гласит поговорка. Этот праздничный день крестьяне проводили в мольбах и прославлении святого Ильи. Выходить в поле запрещали: опасались последствий грозы, во время которой Илья-пророк на небесах с нечистью борется. 6 августа, в день Бориса и Глеба, говорили: «Борис и Глеб — поспел хлеб». В этот праздник также нельзя было браться за серп.
Сей хлеб, не спи: будешь жать, не станешь дремать
Первый сжатый сноп был священным символом урожая. Представитель семейства торжественно вносил его в дом и ставил под образами в красном углу. Зерна первых и последних снопов, по представлениям русского народа, обладали чудодейственными силами. Поэтому по завершению жатвы их смешивали со всем убранным урожаем.
Существовали специальные присмотры за хлебными полями — дозоры. Сторожа следили как за порядком в поле, так и за погодой: неожиданная гроза и разряд молнии, например, могли вызвать пожар.
Заканчивали жатву к концу последнего летнего месяца — 28 августа (15 августа по старому стилю) — Дню Успения Пресвятой Богородицы. Народное название этого праздника — Спожинки. По завершению жатвы крестьяне складывали свои серпы на жнивьей полосе кругом, приглашенный батюшка читал молебен и окроплял их святой водой. После этого серпы уносили в амбары.
Последний сноп — «дожинок» — собирали всем народом, совершая обряд «завивания бороды Велеса»: пучок колосьев оставляли несжатым, а перевязывали сверху, поливали его вином или водой, украшали цветами и прикапывали землей. Рядом в землю закапывали хлеб и соль. Такой ритуал, сопровождаемый веселыми песнями, олицетворял благодарность и заботу о земле, дарующей жизнь. Считалось, что здесь будет жить некий дух, повелевающий урожаем, и его необходимо задобрить.
Наконец, рожь-матушка всегда ассоциировалась с женским началом. Бытовала примета, что женщина, которая вяжет последний сноп, в следующем году непременно родит ребенка. Дожинок почитали как священный оберег дома, отгоняющий нечистую силу и беды. Его тоже щедро украшали разноцветными лентами и хранили до следующего сева.
Полевые суеверия
В славянской мифологии, как пишет исследователь традиций русского народа Владимир Даль, есть немало упоминаний о духах, обитающих в хлебных полях. Главный хозяин поля — Полевой — является в виде старичка с длинной бородой, одетый во все белое. По уверениям знающих старушек, он любит свистеть, дуть и представляет большую угрозу для пьяных, идущих полем: он сбивает их с дороги. Чаще всего Полевой появляется в полдень. Он наблюдает за посевами, за ростом сорняков, охраняет свои владения. Поэтому необходимо было вовремя задобрить его.
Для этого существовал особый день — следующий после Троицы понедельник — Духов день, когда темной ночью земледельцы тайно отправлялись к полю и приносили в жертву Полевому куриные яйца и украденного безголосого старого петуха. Дети Полевого — луговички и межевички — тоже любят резвиться в полдень. Но их забавы могут обернуться для заснувшего в поле человека смертью. Свидетели уверяли, что если в безветренный день колышутся колосья, то это играют межевички.
А еще представители старшего поколения предостерегающе говорили: «Полудницы снопы вяжут, с травой-куколью спутывают». Полудница представлялась нашим предкам статной красивой девушкой в белых одеждах. Она является в полдень для того, чтобы наказать тех, кто нарушил правило отдыхать в этот час. Верили, что она берет человека за голову и начинает вертеть по кругу до невыносимой боли. Не жалует она и детей, собирающих в полуденные часы васильки. Затевая с ними игру, Полудница заманивает детей в высокие колосья, откуда им очень сложно выбраться.
Чтобы не пострадать от нечистой силы, знающие люди советовали не нарушать простых правил: не работать в полдень, не спать в поле и на меже — границе полей, быть внимательным, чтобы не спутать колосья с сорняками, и, конечно же, не начинать и не завершать работу без молитв и крестного знамения.
Земля — матушка, а хлеб — батюшка
Чрезмерные нагрузки, связанные с жатвой, нередко приводили к хворям и болям. Но возможности болеть не было, и в народе ведали о простых эффективных способах снять боль.
Так, при болях в позвоночнике и общей утомленности лучшим лекарством считался сон на соломе. Говорили, что солома вытягивает из организма слабость и разбитость. Но время полежать выпадало настолько редко, что зачастую у натруженной поясницы просто закрепляли пучок соломы, скрученный по часовой стрелке. При головокружениях вокруг головы повязывали соломенный жгут. К тому же, солому запасали как противокашлевое средство для ингаляций и для изготовления банных веников.
С глубокой древности на Руси знали о целебных свойствах ржи. О том, что употребление в пищу ржи укрепляет защитные силы организма, благотворно воздействует на весь организм. Хлеб почитали не иначе, как дар Божий. Говорили, что на Руси хлеб «различают по трем главным цветам: белый (ячмень, овес), красный (пшеница) и черный (рожь)». Из ржаного хлеба готовили любимый русский напиток квас, о достоинствах которого можно говорить бесконечно: квас и жажду утоляет, и нормализует обмен веществ, и укрепляет сердце, и уничтожает микробы.
Вот так, с молитвами и уважением к родной земле, проходила на Руси страдная пора. У каждого были свои обязанности, и каждый знал: «Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска».
Источник