Как отмечают праздник урожая в Англии?
Жители Туманного Альбиона, пожалуй, самый консервативный народ в мире. Они рьяно пекутся о соблюдении традиций и обычаев. Тем интересней узнать, что есть у англичан необычные, нетрадиционные праздники.
История праздника
День урожая – один из них. Фестиваль урожая, как еще его называют, отмечается в Англии 23 сентября. В Великобритании праздник известен еще со времен язычества. В День урожая древние англичане благодарили Бога и матушку-природу за богатый урожай. День для празднования выбирался неспроста. Это день, когда полная Луна находится ближе всего к осеннему солнцестоянию. К этому времени завершался сбор урожая многих культур, и англичане устраивали большие гулянья.
[warning]В стародавние времена отмечали сбор урожая ранних культур пшеницы. Из первого урожая пекли каравай, освещали его в церкви и использовали на причастии.[/warning]
В XVI веке некоторые обычаи претерпели ряд изменений. В Великобритании стали праздновать сбор последнего урожая. В телегу насыпали колосья пшеницы, жнецы возили по деревне телегу и громко кричали. Это делалось для того, чтобы все люди знали, что окончена жатва. За добрую весть полагалась хорошая награда. Традиция посещения храма в Англии существует с конца XIX века, когда после жатвы католический священник впервые призвал всех на молебен. Верующие пели хвалебные гимны, читали молитвы. Храм украшали колосьями пшеницы, тыквой и яблоками.
Одна из главных культур на празднике – кукуруза. Ей уделялась особая роль. После того, как было объявлено первыми жнецами об окончании жатвы, нужно было подбросить початок кукурузы вверх. Когда он упадет на землю, смотрели, сколько зерен осталось на земле. Сосчитав, делали вывод о будущем урожае.
Как отмечают сегодня?
В современной Великобритании День урожая отмечают, как сотни лет назад. Жители ходят в церковь, украшенную дарами осени. Также развешивают по всему дому кукурузу, пшеницу, тыкву. В деревнях устраивают веселые шествия девушек, одетых в костюмы пастушек. Молодые люди примеряют на себя одежду жнецов. Устраивают веселые конкурсы: кто быстрей расчешет лошади хвост? Кто лучше украсит хвост коровы?
В этот день обязательно восхваляют землю, благодарят за собранный урожай и просят помощи в будущем. Еще есть такой обычай. Устанавливают стог сена, за ним прячется старший жнец. Он спрашивает собравшихся жителей: видят его или нет. Если ответ – да, то просит землю на будущий год дать урожай еще богаче и стог станет еще выше.
Заканчивается День урожая пышным застольем. К столу подаются традиционные блюда: жареный гусь, лепешки из нескольких сортов муки.
Источник
Как отмечают праздник урожая в Англии?
Жители Туманного Альбиона, пожалуй, самый консервативный народ в мире. Они рьяно пекутся о соблюдении традиций и обычаев. Тем интересней узнать, что есть у англичан необычные, нетрадиционные праздники.
День урожая – один из них. Фестиваль урожая, как еще его называют, отмечается в Англии 23 сентября. В Великобритании праздник известен еще со времен язычества. В День урожая древние англичане благодарили Бога и матушку-природу за богатый урожай. День для празднования выбирался неспроста. Это день, когда полная Луна находится ближе всего к осеннему солнцестоянию. К этому времени завершался сбор урожая многих культур, и англичане устраивали большие гулянья.
В стародавние времена отмечали сбор урожая ранних культур пшеницы. Из первого урожая пекли каравай, освещали его в церкви и использовали на причастии.
В XVI веке некоторые обычаи претерпели ряд изменений. В Великобритании стали праздновать сбор последнего урожая. В телегу насыпали колосья пшеницы, жнецы возили по деревне телегу и громко кричали. Это делалось для того, чтобы все люди знали, что окончена жатва. За добрую весть полагалась хорошая награда. Традиция посещения храма в Англии существует с конца XIX века, когда после жатвы католический священник впервые призвал всех на молебен. Верующие пели хвалебные гимны, читали молитвы. Храм украшали колосьями пшеницы, тыквой и яблоками.
В современной Великобритании День урожая отмечают, как сотни лет назад. Жители ходят в церковь, украшенную дарами осени. Также развешивают по всему дому кукурузу, пшеницу, тыкву. В деревнях устраивают веселые шествия девушек, одетых в костюмы пастушек. Молодые люди примеряют на себя одежду жнецов. Устраивают веселые конкурсы: кто быстрей расчешет лошади хвост? Кто лучше украсит хвост коровы?
В этот день обязательно восхваляют землю, благодарят за собранный урожай и просят помощи в будущем. Еще есть такой обычай. Устанавливают стог сена, за ним прячется старший жнец. Он спрашивает собравшихся жителей: видят его или нет. Если ответ – да, то просит землю на будущий год дать урожай еще богаче и стог станет еще выше.
Заканчивается День урожая пышным застольем. К столу подаются традиционные блюда: жареный гусь, лепешки из нескольких сортов муки.
Источник
Лунасад. Праздник урожая по-английски
Видимо, многие народы мира так или иначе отмечают осенью праздник урожая. В Великобритании он называется Harvest Festival и отмечается во всех церковных приходах. Он так популярен, что люди, которые вообще-то церковь не посещают, в этот день обязательно приходят туда (пожалуй, они делают это лишь дважды в год — на рождество и на праздник урожая).
Начали отмечать этот день в такой форме, как сейчас, сравнительно недавно, в 1843 году, когда преподобный Р.С. Хаукер, викарий Морвенстоу, графство Корнуэлл, возродил в своем приходе древнее благодарение и службу Ламмас. Слово Lammas происходит от англо-саксонского Loaf-mass — праздник, к которому печется первый хлеб из зерна нового урожая. Новое зерно или хлеб из него приносили к алтарю в знак благодарения.
Начинание викария переросло в общенациональный праздник. Церкви украшают фруктами и овощами, хлебом и зерном, принесенными прихожанами. По окончании праздника все это отправляется в местные больницы или идет на благотворительные цели.
К завершению уборки урожая приурочивают свадьбы, ярмарки, всевозможные состязания и игры. До принятия христианства в это время был другой великий праздник, связанный с именем кельтского бога солнца Лу Длинная-рука. Языческие празднества были полны радости от того, что урожай выращен и собран, что он богат. С принятием христианства акцент сместился: главным стало благодарение бога за урожай и принесение ему даров.
Очень древней традицией является празднование конца уборки урожая. В давние времена, когда хлеб жали вручную, одно из центральных мест в осеннем празднике занимала фигура Последнего снопа.
В древности бытовало поверие, что в последних нескошенных колосках живет Дух зерна, а человек, который косит эти колосья, тем самым его убивает. И, хотя много лет спустя это верование утратило свою силу, остатки былого благоговейного страха сохранились в подсознании людей. Тому, кто скосит последнюю полоску, удачи не видать!
Как же избежать неумолимости рока? На некоторых фермах поступали следующим образом: когда косили последнее поле, оставляли нетронутым пятачок земли, на котором стебли связывали или сплетали вместе. Жнецы вставали вокруг такого нескошенного «последнего снопа» и по очереди бросали в него свои серпы, то есть последний сноп косили как бы все вместе, и ответственность падала на всех разом, становилась общей. Иногда все же чей-то один серп сваливал связку колосьев.
Что тогда было с косарем? В разных районах с ним поступали по-разному: иногда он становился героем дня и даже получал денежное вознаграждение или какие-либо привилегии, в других случаях его, наоборот, связывали стеблями, которые срезал его серп, толкали, валили наземь и колотили. Подобно другим старинным обычаям, прежде, чем отмереть совсем, этот обычай стал веселым и шутливым, но в дохристианские времена значение ею было серьезным и даже зловещим. Несчастного жнеца, погубившего Последний сноп и теплившийся в нем Дух зерна, могли убить тут же на поле, чтобы возродить Дух зерна.
На многих фермах бытовал обычай оглашения последнего снопа. Колоски, скошенные последними, связывались в букет и получался последний сноп. Лорд урожая — старейший жнец на ферме или другой почитаемый старец — поднимал его высоко над головой и громогласно возвещал: «Он у меня! Он у меня! Он у меня!». Все остальные кричали, спрашивая: «Что у тебя? Что у тебя? Что у тебя?» Он отвечал: «Последний сноп!» Иногда реплики какой-либо из сторон или другие детали были несколько иными, но суть оставалась единой: во всеуслышание торжественно оглашалось, что на этой ферме все зерно благополучно убрано. Урожай везли с поля в амбар, распевая следующие строки:
Мы собрали урожай!
Мы ахали, засевали,
Молотили, скирдовали.
Мы собрали урожай!
Пить хотим, водички дай!
(Перевод Н. Алхазовой)
При этом поющим «давали водички» — поливали их из кружек и ведер.
Жители фермы радостно приветствовали оглашение последнего снопа, а какой-нибудь парень хватал сноп и бежал к дому. Если ему удавалось вбежать и не быть облитым (одна из девушек стояла на пороге с ведром воды), он получал право на поцелуй девушки.
В некоторых районах соседи высмеивали нерадивого фермера, который убирал зерно дольше других. Они поднимались на высокий холм и кричали оттуда, называя имя лодыря. В отдельных районах Шотландии было иначе. Никто ничего не кричал, наоборот, все старались делать тихо — часть последнего снопа скручивали и получалась так называемая Старуха — символ позора, затем нужно было проскакать на коне мимо поля, где еще шла жатва, и бросить там Старуху. Если всадника ловили — а разозленные жнецы тотчас бросались за ним в погоню, — плохо было его дело.
Обычай оглашения последнего снопа позже преобразовался в другой: из последних колосьев делали фигурки, которые называли по-разному — Пшеничная кукла, Пшеничное дитя, Дева. Такие куклы изготавливали, чтобы показать, что сбор урожая закончили рано и успешно (если же с жатвой запаздывали, плели Старуху).
Как правило, символическая фигурка напоминала человека: это была либо заостренная пирамида, либо небольшой сноп, либо что-нибудь похитрее — с косичками. Часто это была женская фигурка, завернутая в белую или цветную бумагу, перевязанная лентами, с волосами и руками из колосков. Ее торжественно несли домой, где она украшала праздничный Стол, а потом хранилась до следующего урожая, пока ее не сменяла новая Пшеничная кукла.
В некоторых районах куклу делали все вместе, всем миром, а потом несли в церковь. Этот обычай сохранился в Валтоне, графство Нортум-берланд, и в Литтл-Валтхаме, графство Эссекс, где Пшеничную куклу на время праздника урожая устанавливают в церкви на видном месте. В Овербури, графство Ворчестершир, над крыльцом церкви закрепляется пирамида из витой соломы с бахромой из колосьев, свисающей вниз.
Теперь Пшеничные куклы изготавливаются искусными народными мастерами. Они превратились в украшения и иногда являются подлинными произведениями искусства. Однако в каждой из них сохранилось что-то от старинной Пшеничной куклы, сделанной наспех на только что сжатом поле — поле выигранной битвы за урожай.
© Риола
Источник
Праздник урожая (Великобритания) — Harvest Festival (United Kingdom)
День Благодарения (Канада)
День Благодарения (США)