Меню

Предприятия по выращиванию вешенок

Рентабельность выращивания вешенки

Или грибной бизнес с нуля

Хотите вложить в грибное предприятие от 5000$?

Почитайте не только бравурные статьи на тему окупаемости, но те, где говорят о рисках при выращивании вешенки.

Пишу эту статью по мотивам моих консультаций с теми, кто хочет выращивать вешенку в промышленных масштабах.

Ситуация у каждого разная, описывать всю конкретику – еще та простыня получится.

Но некоторые общие моменты все-таки хочу описать.

Кто планирует разводить вешенки?

Это две большие категории и одна маленькая:

  • Грибоводы, у которых хорошо получалось выращивать небольшое количество грибов. Теперь они хотят масштабировать свое дело и сделать предприятие в три-пять раз больше по объему.
  • Люди, которые ищут идею с высокой рентабельностью. Они, как правило, не занимались до этого грибами, и готовы вкладывать деньги в бизнес, которому почти не нужно уделять время. Но который приносит стабильный доход.
  • Третья, совсем крохотная группа – это работники грибных ферм, которые поработав на хозяина, решают перейти на вольные хлеба.

Третьей группе грибной технолог не нужен

Во-первых, у них и так денег впритык. А во-вторых они считают, что про технологию выращивания знают уже всё.

И будут делать вентиляцию, обогрев и увлажнение как на том предприятии, где они работали.

Им невдомек, сколько подводных камней скрывается в организации самого процесса работы – графики завоза блоков или закупки продукции, сбыт, расчеты вентиляции.

Раз на той ферме все работало — будет работать и у них.

Пытаться вразумить эту третью группу – не реально. У них много гонора и какого-то детского инфантилизма.

А вот заблуждения и ошибки первой и второй группы я систематизировала, и расскажу о них.

Люди эти в основном думающие, умеющие анализировать, но попавшие в сети мифов о 100% рентабельности грибного бизнеса. И о возврате всех затрат в течение 4-5ти месяцев от запуска производства.

Кстати, вы обратили внимание, что подобные бизнес-планы, расположенные на площадках типа «бизнес.ру» (название условное) не имеют обратной связи?

«Автор идеи» безымянный, контактных данных нет, даже комментарии отсутствуют. В подобных расчетах берутся абсолютно нереальные цифры, а перечень оборудования приводится такой, что сразу ясно – автор вообще не имеет практического опыта в этой сфере. Но это мне ясно. А тем, кто изучает рентабельность идеи – это совсем не очевидно, к сожалению.

Сначала расскажу о новичках.

Как начать грибной бизнес с нуля и не обанкротиться

Чтобы понять, выгодно начинать или нет – необходимо оценить, какой доход для вас приемлем.

Я понимаю, если считать в мире иделальной математики, то:

вешенка стоит 2 доллара за килограмм.

Значит, 3 тонны вешенки будут стоить 6 тысяч долларов.

И многие рассуждают так:

Если я буду покупать готовые блоки, я же сам смогу 100 кг в день собрать? Смогу.

Даже если я куплю субстрат за 3 тысячи долларов, ну, пусть 500 еще уйдет на свет и бензин – остальные 2,5 тысячи мне останутся.

Я отвечаю, у вас либо блоки такие дешевые, либо вы их количество не правильно рассчитали.

Отвечают: Ну, как же не правильно? Это ведь легко – 15 тонн субстрата, при 20% урожайности дадут три тонны урожая.

Но если покупать сразу 15 тонн, то:

  • неделю у вас грибов не будет,
  • потом за неделю образуется сразу 2200-2400 кг,
  • затем опять 10 дней ничего,
  • потом 10 дней вторая волна.
Читайте также:  Домашняя подкормка для всех комнатных цветов

И будете вы продукцию не продавать, а распихивать. И уговаривать торговцев взять их хоть по 1,5 доллара, лишь бы сбыть.

Или холодильник придется строить. Есть нюансы в какой стадии срывать эти сростки для хранения, но это реальный вариант.

Сорвать первую волну, хранить в холодильнике и дозированно развозить 15-17 дней, пока вторая волна не пойдет.

А вот если покупать субстрат раз в десять дней – приобретать придется уже не 15 тонн, а хотя бы 20-22. Так как часть мешков будет либо до, либо после первой волны.

И таких неучтенных подробностей достаточно много

Спрашиваю: Закладывали в затраты перевозку блоков? – нет, не подумали.

А отопление, аренду, стоимость воды? Тоже не учли.

Разгружать и потом выносить мешки сами будете или нанимать рабочих?

Даже бензин считают не верно – свой приезд на работу не учитывают, перемещения по городу занижают.

И вот настроение у клиента падает, за 1000-1500 долларов уже желания заниматься нет.

Ведь люди понимают, что в эти деньги входит еще и возврат инвестиций. Хорошо, если вкладывают собственные деньги, а если это кредит с процентами?

За 5 месяцев его не вернешь, как бравурно расписывают авторы «рентабельных бизнес-планов».

Конечно, чем дороже стоимость вешенки в вашем регионе – тем рентабельнее выращивание.

Или если вы в селе живете, и зимой делать совсем нечего, а семью кормить надо. Тогда это тоже может быть перспективно.

Если делать субстрат самому – там вопросов еще больше возникает.

И все эти моменты мы разбираем на консультации. Подробно.

И бизнес-план расписываем – я отправляю вам Excel -файл с формулами, где учтены все затраты. Там и рабочие, и экспедиторы, и электричество. Даже ящички, пакетики, вода и уголь (газ).

Про грибоводов, которые расширяются – рассказ короче

Но, не менее печальный.

Их основная ошибка – мысль о том, что можно масштабировать производство путем умножения на желаемую цифру.

Обсуждаем с клиентом, где разместить вентилятор в его грибном помещении

Захотел не тонну грибов, а пять – значит, субстрата нужно в пять раз больше. И площадь помещения, соответственно, больше в 5 раз. И вентилятор в 5 раз мощнее.

Казалось бы логично. К сожалению – нет!

Воздухообмен в маленьких и больших помещениях разный. Требования к вентиляции, вытяжке и увлажнению намного строже.

Есть затраты, о которых не задумываются, когда грибная ферма совсем не большая, домашняя.

Это примерно так, как увеличив в три раза Мерседес — вы все равно не получите КАМАЗ.

Подумайте, что надежнее – заплатить мне за консультацию 200 долларов, всесторонне обсудить вашу конкретную ситуацию и потом взвешенно купить все оборудование?

Или броситься как герой на амбразуру, потратить деньги, купив какой-то вентилятор и теплообменник по своему разумению, а потом разочароваться и понять, что это не ваше.

Как заказать мою консультацию и что в нее входит можно узнать здесь.

Как самому, хотя бы примерно подсчитать доходность производства вешенки.

Источник

Бизнес план производства грибов вешенок

Финансовая модель производства грибов вешенок

1. Краткий инвестиционный меморандум

Высокая рентабельность производства вешенок привлекает предпринимателей к созданию индивидуальных ферм по выращиванию грибов. Вешенка занимает второе место среди грибов по популярности после шампиньонов, при этом она дешевле и имеет превосходные потребительские качества. Для организации бизнеса достаточно иметь подвал, где в течение всего года поддерживается постоянная температура. В качестве дополнительных требований выступают: наличие приточной вентиляции; необходимость поддержания высокой относительной влажности, освещение в течение суток. При соблюдении технологии и налаженном сбыте производство вешенки будет прибыльным делом.

Читайте также:  Как называются работы по восстановлению почвы

Если нет своего помещения, то его необходимо арендовать. Подойдет отапливаемое помещение площадью не менее 100 кв.м., предварительно нужно согласовать с собственником свои планы по выращиванию грибов.

Сумма первоначальных инвестиций — 340 000 рублей;

Ежемесячные затраты — 135 313 рублей;

Ежемесячная прибыль — 56 906 рублей;

Срок окупаемости — 10 месяцев;

Точка безубыточности — 2 месяца;

Рентабельность продаж — 49%.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Вешенка — один из самых потребляемых грибов в мире, ежегодно набирающий популярность в России. В мире производится более 2,5 миллиона тонн вешенки в год. Потребление грибов на человека в России составляет порядка 1,2 кг в год.

Розничные цены на вешенку достигают 350 рублей за кг, оптовые цены начинаются от 150 рублей для больших партий. Грибы для розничной продажи фасуют в упаковку по 300 — 500 грамм.

Основное требование потребителей к продукции данного вида — свежесть, которая определяет качество. Для транспортировки используются пластмассовые ящики.

Также вешенку подвергают переработке и: солят, консервируют, сушат.

Для производства вешенки крайне важно соблюдать технологию, иначе есть риск загубить весь урожай. В интернете можно найти много информации по этому вопросу, но она часто бывает недостоверна. Лучшим решением будет нанять технолога с опытом или купить курс очного обучения на действующем производстве.

3. Описание рынка сбыта

Основными производителями вешенки являются фермерские хозяйства. В России масштабное промышленное производство вешенки отсутствует. Его ежегодный объем не превышает 3,5-4 тыс. тонн плодовых тел. Однако потенциал данной культуры достаточно высок при правильной организации производства и его технологическом обеспечении. Среди отечественных производителей выделяют несколько лидеров:

  • ООО «Экопродукт» (Москва);
  • ООО «Ряжский погребок» (Рязанская область);
  • ООО «Грибная поляна» (Омская область);
  • «Каскад» из г. Миллерово (Ростовская область);
  • «Национальная Грибная Компания Кашира».

Потребление грибов неравномерно в течение года. Выделяются два периода активности продаж — весь декабрь с пиком продаж под самый Новый год и месяц перед Пасхой, опять же — с пиком во время строгого поста перед самой Пасхой. В начале мая спрос резко падает, весь май, июнь, июль спрос крайне низкий, потихоньку растет в августе и сентябре, стабилизируется в октябре.

4. Продажи и маркетинг

Грибы реализуются в свежем виде, в маринованном, соленые и в виде салатов. В число возможных потребителей продукции входят:

  • Частные клиенты. Реализовать грибы можно самостоятельно, с помощью аренды торгового места на рынке или через интернет;
  • Розничные магазины. Чтобы предложить вешенку розничным точкам и торговым сетям, необходимо зарегистрировать СПД и оформить необходимые сертификаты. Такое сотрудничество может быть со значительной отсрочкой платежа клиентом;
  • Оптовые закупщики. Предприниматели, владеющие оптовыми базами и торговыми предприятиями, часто закупают сельскохозяйственную продукцию для перепродажи;
  • Заведения общепита. Блюда с грибами часто включают в меню различных ресторанов, кафе и столовых — соответственно, их владельцы могут быть заинтересованы в регулярных поставках свежей вешенки;
  • Знакомые. Каждый человек имеет несколько десятков или сотен знакомых, среди которых наверняка присутствуют любители грибов. Расширению рынка сбыта в этом случае будет способствовать «сарафанное радио»;
  • Перерабатывающие предприятия. Предприниматели, производящие продукты питания, маринуют, сушат и замораживают вешенку, а также используют ее при приготовлении пиццы, вареников, паштетов, сыров.
Читайте также:  Тесты по теме машины для внесения удобрений

Нефасованный гриб в основном востребован на рынках, где продажи происходят достаточно быстро и качество гриба еще сохраняется. Хранить грибы нефасованными можно только ограниченное время, так как они быстро сохнут и шляпки трескаются. Срок хранения нефасованных грибов составляет всего 72 часа.

Фасованные грибы сохраняют свое изначальное внешнее качество в холодильнике не менее 10 суток.

5. План производства

Понадобится два типа помещений — инкубатор и камера выгонки, так называемая двухзональная система. Соотношение инкубатора и помещения выгонки должно быть примерно 1:3. Сначала засаженный грибной блок для созревания помещается в инкубационную камеру. Грибной блок состоит из мицелия (это сама грибница) и пастеризованной соломы злаковых культур. Солома предварительно подвергается тепловой обработке, чтобы убить в ней всю патогенную микрофлору. После чего она остывает, мешается с грибницей и расфасовывается по специальным пакетам. Так получается субстрат, на котором будут расти вешенки.

Когда на грибном блоке появляется гриб, его переносят во второе помещение для доращивания. Там из примордиев (зачатков гриба) образуется плодовое тело. Затем грибы снимаются, и грибной блок опять переносят в инкубационное помещение. В таком случае с 1 кв. м. площади в месяц можно получить 12-15 кг грибов.

Важно найти поставщика качественного мицелия. Лучше заплатить дороже за фирменный мицелий, который делают с оригинальной маточной культуры, чем дешево купить пересеянный: он ослаблен, может иметь отклонения от культуры штамма. Все это вызывает задержку развития блоков, урожайность их будет невысокой.

Для получения хорошего урожая грибов важно поддерживать в помещениях правильные климатические условия. Только при соблюдении определенной температуры и влажности можно получить обильный урожай с хорошими вкусовыми качествами и товарным видом.

Поддержка постоянной температуры в помещении — обязательное условие. Вешенка не переносит ни жары, ни холода. В инкубаторе должно быть 14–16 градусов, в камере роста 16–18.

Помещение должно быть оборудовано системой увлажнения, способной поддерживать влажность на уровне 90 %. При этом важно, чтобы влага подавалась в виде тумана. Попавшие не плодовое тело капли могут инициировать процесс гниения.

В камере проращивания постоянное освещение не нужно, а в основном цехе, где формируется плодовое тело, светло должно быть не менее 12 часов в сутки.

Хорошая приточно-вытяжная вентиляция — одно из основных требований для получения урожая вешенки. Дело в том, что в процессе роста грибы выделяют очень много СО₂. При его застое форма плодового тела меняется, и оно со временем отмирает.

  • Зарегистрировать ИП
  • Обучиться технологии
  • Арендовать помещение
  • Закупить оборудование и мебель, сделать ремонт
  • Нанять персонал
  • Закупить сырье
  • Разместить рекламу

Также необходимо получить разрешения и сертификаты. При продаже грибов понадобится заключение лаборатории и разрешение санитарно-эпидемиологической службы (СЭС).

Во время регистрации в качестве ИП нужно выбрать Код ОКВЭД 01.13.6 «Выращивание грибов и трюфелей». Форма уплаты налогов — ЕСХН с единой ставкой 6% от прибыли.

Для правильного обустройства помещения (размещения блоков, монтажа систем вентиляции и орошения для поддержания микроклимата) рекомендуется обратиться к специалистам.

Источник

Adblock
detector