Творческие проекты и работы учащихся
В рамках готового исследовательского проекта по окружающему миру «Когда семена оживают. Горох» учащаяся 1 класса начальной школы выяснила возможность проращивания семян гороха в домашних условиях, а также определила как изменяются условия проращивания семян в зависимости от их вида.
Подробнее о проекте:
В ученическом проекте по биологии (окружающему миру) «Когда семена оживают. Горох» в доступной форме изложены краткие теоретические сведения о горохе, перечислены полезные свойства, которыми обладает данное растение, а также представленные интересные факты о горохе. Работа содержит практическое исследование, направленное на определение влияние природных условий на рост и развитие растений и может быть использована на уроках Окружающего мира в начальной школе.
Оглавление
Введение
1. Растение горох.
1.1 Полезные свойства гороха.
1.2 Интересные факты о горохе.
2. Влияние природных условий на рост и развитие растений.
3. Методики исследований роста семян.
4. Результаты исследований по проращиванию семян гороха.
Заключение
Список литературы
Введение
Рост растения начинается с прорастания семени. Семя имеет сложное строение и служит для размножения и расселения растений.
Для прорастания семян и дальнейшего роста растения необходимы благоприятные условия. Какие условия можно отнести к благоприятным?
Нам захотелось найти ответ на поставленный вопрос. Так возникла тема нашего исследования – «Когда семена оживают».
Мы выдвинули гипотезу: предположим, что для прорастания и роста гороха необходимы: тепло, вода, воздух, свет.
Объектом исследования явились семена гороха.
По результатам исследования нами были сделаны соответствующие выводы.
Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающего мира, в кружковой работе, при работе на пришкольном участке, дома совместно с родителями.
Растение горох
Горох — это однолетнее травянистое растение семейства бобовых. В зародыше его семени две семядоли, в которых содержатся все питательные вещества. Корневая система гороха стержневого типа, хорошо разветвленная и глубоко проникает в почву. Горох, как и все бобовые растения, обогащает почву азотом.
Родоначальницей гороха является древняя Индия и Китай. В этих странах, горох считается знаком богатства и плодородия. Но больше всего любят горох, конечно же, в России. Здесь из него готовят разнообразные блюда: суп, щи, борщ, салаты, всевозможные вторые блюда, а так же начинки для пирогов и пирожков.
Горох бывает трех видов. Это лущеный горох, мозговой и сахарный.
Лущеный горох — этот горох представляет собой боб с гладкой поверхностью, очищенный от шелухи и оболочки. Это один из основных видов гороха, который употребляют в пищу. В нем содержится много крахмала и немного сахара. Лущеный горох более калорийный, чем другие виды гороха. Из него готовят супы и вторые блюда.
Мозговой горох – назван он так, потому что спелый боб представляет собой сморщенный плод напоминающий мозги. Его употребляют в пищу в недозрелом виде. Он содержит много сахара, поэтому вкус у него сладковатый. Применяют мозговой горох в основном для консервирования.
Сахарный горох — этот горох можно употреблять в пищу целиком т.к. у его створок отсутствует пергаментный слой. Бобы содержат большое количество воды, вследствие чего, поверхность у них морщинистая.
Лущеный горох | Мозговой горох | Сахарный горох |
Применяются в пище семена гороха. Он ценен ещё тем, что белка в нем содержится не меньше, чем в говядине, но главное заключается в том, что гороховый белок усваивается намного быстрее, поэтомугорох является диетической пищей. Он рекомендован во многих диетах. Кроме того горох является низкокалорийной и вкусной пищей.
Полезные свойства гороха
Плоды гороха содержат высокий процент антиоксидантов, белка и таких важных для организма минеральных веществ, как кальций и железо марганец, фосфор, магний, цинк, медь, кобальт. Калий, содержащийся в горохе, делает его полезным для людей страдающим болезнями почек, сердечно сосудистой системы, печени, язвенной болезни желудка В нем содержится очень много различных микроэлементов и углеводов, а так же витаминов: С, PP, B, А. В нем много селена, который является антиканцерогенном, он блокирует поступление в организм радиоактивных металлов.
Горох снижает вероятность онкологических заболеваний, инфаркта, гипертонии, способствует снижению холестерина в крови, а так же нормализации сахара при диабете.
Горох тормозит процессы старения кожи. Из гороховой муки делают компрессы лечащие фурункулы, нарывы, прыщи. С помощью гороха можно снять отечность. Французские парфюмеры активно используют компоненты из гороха в производстве своей продукции.
Европейский союз выделяет большие средства на дальнейшие исследования.
Интересные факты о горохе
Предлагаем вам узнать несколько интересных фактов об этом сладком бобовом растении.
- Первые упоминания о горохе относятся к седьмому веку до Рождества Христова, а вот в Россию он пришёл пять веков спустя, поэтому никто точно и не помнит, когда же это произошло.
- Вплоть до 18 века н.э. сладкие зеленые бобы считались редким деликатесом.
- Распространился горошек по другим странам из Франции.
- В 19-20 века знаменитые густые лондонские туманы из-за их зеленоватого оттенка часто называли «горохово-суповыми».
- Зеленый горошек – первый овощ, закрытый в банку.
- Каждый стручок гороха прячет в себе примерно 8 горошин.
- Горох – это кладовая белка. Белок крайне необходим человеческому организму, а в одной горошине содержится около 30% белка.
- Известно, что сушеный горох храниться в течение 10 – 12 лет без потери своих пищевых и целебных качеств.
- Мировой рекорд по поеданию зеленого горошка в 1984 году установила Джанет Харрис из Сассекса. Рекордсменка за 60 минут съела с помощью палочек 7175 горошин по одной штуке.
- В давние времена в России существовал «Гороховый День» — это день, когда созревал горох, который весело праздновался, все угощали друг друга горохом вместе с поздравлениями.
- Знаете ли вы, откуда пошло выражение: «при царе Горохе»? Оно пришло из сказки, по сюжету которой Иван при помощи гороха расправился с лютым змеем, благодаря чему стал царём Горохом.
- Все знают такое наказание, как «поставить на горох». Оказывается, оно пришло из Великобритании, где было придумано специально для воспитания детей. А известно ли вам, что простоять на горохе сложно только первые полминуты, потом коленки просто привыкают.
Влияние природных условий на рост и развитие растений
Влияние света на рост растения огромно. Выросшие в разных условиях освещения растения выглядят по-разному. В тени растения тянутся к свету, поэтому они имеют тонкий, слабый, вытянутый стебель и бледный окрас. Растения, выросшие на солнце, выглядят «крепышами» с яркой изумрудной зеленью.
Отсюда можно заключить, что условия освещения определяют внешний облик растения.
Тепло – необходимое условие для нормального роста и развития растений. Для прорастания семян требуются более низкие температуры, чем для дальнейшего роста, цветения и плодоношения. Каждому виду растений требуется определённое количество тепла. По отношению к теплу все растения делятся на теплолюбивые и холодостойкие.Семена одних растений при прорастании требуют много тепла (огурцы, кукуруза), другие мало (пшеница, рожь). С этими особенностями семян связаны разные сроки посевов (пшеницу и рожь сеют ранней весной; кукурузу и огурцы — поздней весной, когда почва уже прогрелась).
Клетки растений содержат до 90% воды. Особенно её много в сочных плодах. В мягких листьях — 80-90% воды, а в корнях – от 70 до 90%. Меньше воды содержат зрелые семена, в среднем 10-15%. Только растворенные в воде минеральные и органические вещества могут передвигаться по растению и участвовать в процессах обмена веществ.
Больше всего воды в клеточном соке вакуолей. Это как бы внутренний запас растений. Вода из вакуолей легко уходит, если клетка теряет ее, и быстро всасывается, когда вода доступна. Клетки листа в жаркий день испаряют много воды, объем вакуолей уменьшается, оболочки клеток теряют упругость. Лист увядает и повисает.
Методики исследований
Опыт № 1: берём 3 стакана, на дно каждого кладём семена гороха. Стакан № 1 оставляем сухим; стакан № 2 заполняем водой до краёв (т.е. без доступа воздуха); в стакан № 3 наливаем воды столько, чтобы она смочила семена, но не покрывала их полностью.
- Стакан № 1 — остался без изменения;
- Стакан № 2 — семена набухли, но не проросли;
- Стакан № 3 — семена дали ростки.
Результат опыта доказывает, что для прорастания семян необходимы воздух и вода.
Опыт № 2: помимо влаги и воздуха на рост растений влияют температурные условия. В этом тоже легко убедится. Чтобы доказать необходимость температурных условий в прорастании семян, был поставлен следующий опыт. Берем 2 стакана, заполняем землей, сажаем в них проросшие семена гороха, поливаем водой. Стакан № 1 оставляем в комнате (t=23—25). Стакан № 2 ставим в холодильник (t=3—5)
- Стакан № 1 — горох пророс.
- Стакан № 2 — остался без изменений.
Следовательно, для роста растений необходимо тепло.
Опыт № 3: Для нормального роста растений также необходим свет. В этом поможет убедиться 3 опыт. Берем третий стакан, заполняем землей, сажаем в него проросшие семена гороха, поливаем водой.
Стакан № 1 уже подготовлен и стоит в комнате на окне. Стакан № 3 ставим в темное место, то есть, без доступа света.
В стакане № 1 горох пророс. Растение нежно — зеленого цвета. Растение в стакане № 3 — бледное, очень вытянулось в поисках света.
Следовательно: В темноте, семя прорастет, но для нормального роста растений необходим свет.
Результаты исследований
В ходе исследования, провели анализ полученных результатов и отразили в сводных таблицах:
«Условия необходимые для прорастания семян»
Кол-во дней | Стакан № 1 10 семян | Стакан № 2 10 семян | Стакан № 3 10 семян |
воздух | вода | воздух, влага | |
1 | — | семена набухли | семена набухли |
2 | — | семена набухли, но не проросли | семена проросли 2 штуки |
3 | — | вечером появились корешки у 4 семян | все 10 семян дали корешки, рост корней быстрый, семена посадили в землю. |
4 | — | утром у всех горошин появились корешки, рост корней медленный | — |
5 | — | корешки незначительно подросли, появился мутноватый осадок на дне стакана. | — |
6 | — | корешки незначительно подросли, вода мутная | — |
7 | — | корешки не растут, вода мутная, появился неприятный запах. Эксперимент окончен. | — |
«Влияние температурных условий на рост растений».
Кол-во дней | В стакане № 1 посажено два проросших семя гороха (t=23—25) | В стакане № 2 посажено два проросших семя гороха (t=3—5) |
Тепло, влага, свет | влага | |
4 | оба проросли на четвертый день после посадки | — |
5 | — | |
6 | — | |
7 | — | |
8 | на восьмой день стаканчик № 2 поставили в тепло. |
«Влияние солнечного света на рост растений».
Кол-во дней | В стакане № 1 посажено два проросших семя гороха | В стакане № 3 посажено два проросших семя гороха |
Тепло, влага, свет | Тепло, влага | |
3 | — | семена взошли на 3день после посадки, стебельки вытянулись, цвет бледный, листочки с желтым оттенком |
4 | семена взошли на 4 день после посадки, ростки нежно — зеленого цвета | ребенок попросил поставить стаканчик №3 на окно |
Через три дня | растение выглядит здоровым, крепким, листочки зеленого цвета | на свету листочки быстро подросли, стали зеленого цвета, такие же красивые, как и у горошка в стакане № 1. |
Заключение
В домашних условиях с ребенком провели ряд опытов и проследили механизм прорастания семян.
Установили, какие факторы влияют на этот процесс, в результате пришли к следующим выводам:
Создание благоприятных условий при проращивании семян дает появление всходов;
Благоприятных условий должно быть в меру;
На этапе прорастания семенам обязательны такие внешние условия как воздух, вода и тепло, а свет не обязателен, без него семена прорастают.
А для роста растению необходим еще солнечный свет.
- Растение относится к живой природе, нуждается в питании и дышит кислородом;
- По внешнему виду растения, можно понять о недостатке какого либо внешнего фактора;
- Также смогли объяснить, почему именно весной растения «оживают».
Таким образом, при возделывании культурных растений важно учитывать влияние окружающих факторов на проращивание семян, чтобы в последующем получить дружные всходы, красивые и сильные растения, высокий урожай.
Проводя исследования по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные задачи, на практике было рассмотрено влияние внешних факторов на проращивание семян гороха и их рост.
Источник
Исследовательская работа по теме: ««Можно ли вырастить горох в домашних условиях»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Исследовательская работа «Можно ли вырастить горох в домашних условиях» выполнила: ученица 4 Ф класса МОУ СОШ №23 Анфиногенова Таисия Руководитель: Т.М.Кутепова
Гипотеза моего исследования: если соблюдать все агротехнические условия, то в условиях «искусственного лета» можно вырастить горох. Цель исследования: определить опытным путем, можно ли вырастить горох на подоконнике в условиях «искусственного лета». Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи: *собрать совместно с родителями научный и практический материал по данному вопросу (узнать о значении гороха как продукта питания, о благоприятных условиях выращивания гороха в естественной среде); *исследовать технологию выращивания гороха в домашних условиях; *Высадить горох в цветочный горшок, осуществляя уход за всходами гороха с учетом агротехники; *Наблюдать за процессом выращивания гороха. Объект исследования – семена гороха. Предмет исследования – условия роста гороха. Методы и приемы исследования: практическая работа, наблюдение, беседа, работа с литературными источниками и интернет – ресурсами, анализ.
Родиной гороха считают Восточный Афганистан и Северо-Западную Индию, где он возделывался с IV в. до н. э. Горох — высокобелковый пищевой и кормовой продукт. Его зерно употребляют в пищу в свежем, консервированном и вареном виде, перерабатывают в крупу и муку. Кормовые сорта (зеленая масса, сено, зерно), а также гороховую солому и мякину скармливают скоту. Особенностью гороха, как и других бобовых, является то, что благодаря клубеньковым бактериям, находящимся на его корнях и фиксирующим азот из воздуха, он синтезирует белки без азотных удобрений в 2 — 3 раза больше, чем злаки. Белки гороха содержат незаменимые аминокислоты практически в оптимальном соотношении (лизин, валин и др.), в семенах много крахмала. Благодаря этому горох является ценным поставщиком растительного протеина для комбикормовой промышленности
Горох в России всегда был самым популярным из бобовых растений: его нетрудно выращивать, урожай он даёт богатый, насыщает отлично и не требует сложной кулинарной обработки. Кроме того, в нашей стране давно известны целебные свойства гороха, которые обусловлены его богатым составом: в нём очень много полезных веществ, но особенно он отличается количеством витаминов и минералов, в том числе и очень редких. Как источник белка горох вполне годится для замены мяса, при этом он гораздо лучше переваривается. Горох полезен тем, кто ведёт активный образ жизни и занимается физической работой — он помогает организму переносить нагрузки, снабжая его энергией, и повышает работоспособность. Натуральный сахар, содержащийся в некоторых сортах гороха, улучшает память и мозговую деятельность. Горох – это натуральный продукт, в котором много антиоксидантов, а это важно не только для внутреннего здоровья, но и для здоровья кожи и волос, а значит – для красоты. Регулярное употребление гороха снижает риск развития онкологических заболеваний, стимулирует процессы регенерации в тканях и органах. Незаменимых аминокислот в белке гороха почти столько же, сколько в белке мяса; много в нём растительного жира и крахмала, клетчатки и полезных ферментов.
Горох относится к семейству бобовых. Это однолетнее травянистое растение с полегающим стеблем высотой 50—90 см и более. Листья сложные, чаще парноперистые, заканчивающиеся усиками, при помощи которых стебли сцепляются друг с другом и с другими растениями. Плод — боб различной формы и размеров. В нем формируется от 3 до 9 семян. Окраска семян зеленая, светло-зеленая, желто-зеленая, желтая. Горох — влаголюбивое растение, поливы необходимы при всходах, в период формирования соцветий, при цветении и формировании бобов. Почва должна быть рыхлая, обработанная на достаточную глубину. Это способствует хорошему развитию корневой системы и клубеньковых бактерий, которые усваивают азот воздуха и накапливают его в почве, повышая тем самым ее плодородие.
Источник