Окружающий мир 3 класс. Рабочая тетрадь Плешаков — 1 часть страница 36, 37, 38
Страницы 36, 37, 38.
Что такое почва
1. С помощью учебника допиши определение.
Почва — это верхний плодородный слой земли. Плодородие — главное свойство почвы.
2. Среди знакомых Муравья Вопросика немало животных, обитающих в почве. В подземных галереях своего дома — муравейника — он развесил портреты друзей. Подпиши их (самостоятельно или с помощью учебника).
1) Лесная мышь
2) Медведка
3) Дождевой червь
4) Крот
3. Практическая работа «Исследуем состав почвы».
Цель работы: определить, что входит в состав почвы.
Оборудование. У учащихся: сухая почва, два лабораторных стакана с водой, ложка или стеклянная палочка. У учителя: свежая почва, штатив, спиртовка, тарелка (чашка) для нагревания почвы, стекло, держатель, лабораторный стакан, фильтр, пипетка.
Ход работы: по заданиям учебника (опыты с нагреванием проводит учитель). По ходу работы заполняй
Опыт 1. Бросаем сухой комок почвы в воду, и почвы выходят пузырьки. → Вывод: В почве содержится воздух.
Опыт 2. Нагреваем на огне свежую почву, держим над ней стекло, оно стало влажным. → Вывод: В почве есть вода.
Опыт 3. Нагреваем почву сильнее, появился дым и запах. → Вывод: В почве содержится перегной.
Опыт 4. Прокаленную почву кладем в воду. Через время на дне появился песок, сверху глина. → Вывод: В почве есть глина и песок.
Опыт 5. Испаряем на стекле каплю воды с почвой. На стекле остался белый цвет. → Вывод: В почве есть минеральные соли.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
4. Какие составные части почвы можно обнаружить с помощью этих опытов? Укажи стрелками.
5. С помощью схемы в учебнике дострой модель-аппликацию. Для этого вырежи таблички из Приложения и расположи их в соответствующих окошках (не наклеивай!).
Источник
Что будет с почвой если ее нагреть?
Какой запах чувствуется при нагревании почвы?
Нагрей почву сильно. Через некоторое время начнёт идти дым и появится неприятный запах. Это горит перегной, состоящий из остатков живых организмов. Когда дым перестанет выделяться, останется серая почва.
Что превращает перегной в минеральные соли?
Запас солей пополняется благодаря перегною, который образуется из растительных и животных остатков. Его медленно превращают в минеральные соли почвенные бактерии. Перегной придаёт почве тёмный цвет. . Чем больше в почве перегноя, тем она плодороднее.
Как определить что входит в состав почвы?
Теперь очень просто по высоте осадка песка и глины можно высчитать соотношение и узнать механический состав почвы.
- Глина > 80%, песок Что такое перегной?
Перегнойная земля, или Навозный перегной, — земляная смесь, применяемая в садоводстве, горшечной и кадочной культуре декоративных растений в качестве органического удобрения и как примесь в различных подготавливаемых земляных смесях. . Перегнойная земля получается из перегнившего в парниках навоза.
Как определить есть ли в почве перегной?
Продолжайте нагревать почву. Вскоре над ней появится дымок, и вы почувствуете запах жжёного перегноя. Это свидетельствует о его наличии в почве. К тому же именно перегной придаёт почве тёмный цвет, поэтому после прокаливания она заметно посветлеет.
Какой запах у почвы?
Петрикор — землистый запах, который ощущается после дождя. Слово происходит от греческих petra, что означает «камень», и ichor — жидкость, текущая в жилах богов греческой мифологии.
Что такое перегной Окружающий мир 3 класс?
Перегной – составная часть почвы из перегнивших растительных и животных остатков. Удобрение – вещество, которым удобряют почву для питания растений. Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений.
Каким свойством обладает почва?
Важнейшее свойство почвы — это плодородие, то есть способность производить урожай растений. Плодородие – способность почв удовлетворять потребность растений в элементах питания, воде, воздухе, тепле, рыхлости для корней и других благоприятных условий произрастания растений.
Какие природные явления могут разрушать почву?
156. Какие природные явления разрушают почву? Листопад, ветер, отлет птиц, потоки воды, изморозь. Ответ: ветер, потоки воды, изморозь.
Какие вещества входят в состав почвы?
В состав почвы входят воздух, перегной, песок, глина и минеральные соли.
Как определить механический состав почвы?
В полевых условиях механический состав почвы определяют следующим образом: берут комочек почвы, растирают его и увлажняют до тестообразного состояния, затем скатывают ладонями шнур и шар (раскатывать надо ладонями, а не пальцами). Далее по таблице и рисункам вы можете установить нужные показатели.
Какие вещества содержит перегной?
Перегной содержит азот, фосфор, калий и микроэлементы. В течение лета штабель увлажняют, перелопачивают несколько раз. Перед употреблением землю просеивают через сито с ячейкой 3-4мм.
Чем можно заменить перегной?
На приусадебном участке вполне можно обойтись применением другой органики, в частности для этого подойдут биогумус, компост, опилки, солома, торф, опавшие листья, птичий помет, трава и другие растительные остатки.
Что такое перегной коротко?
ПЕРЕГНО́Й, -я, ж. Составная часть почвы, образовавшаяся из перегнивших растительных и животных остатков. Богатые перегноем черноземные почвы. Тысячелетиями накапливался в почве питательный перегной, сообщавший буйную силу растениям, цветистым ковром покрывавшим дикие степи.
Как отличить навоз от перегноя?
Разница между навозом и перегноем
- Перегной – это уже готовое удобрение, которое можно использовать без обработки. .
- И перегной, и навоз удобряют почву, улучшают ее структуру и состав, однако воздействие у них разное: .
- Перегной – легкий и однородный, навоз имеет неоднородную структуру и очень тяжелый.
Источник
Опыты по изучению состава почвы
1. Прокаливание почвы
Задача: выяснить состав почвы.
В тигель мы поместили немного почвы, после чего закрепили его на штативе и почву прокалили на пламени спиртовки. Такое же количество поместили в пробирку для сравнительного контроля опыта.
Сначала наблюдалось почернение почвы возле стенок тигеля. Это объясняется тем, что в почве содержатся органические вещества, которые при нагревании начали сгорать.
При дальнейшем прокаливании из почвы начали выделяться разные пары и газы, запах их чувствовался в помещении. Осторожно перемешивая прокаленную почву тигельными щипцами, над ней помещали горящую лучинку. Вещества, выделяющиеся из почвы, загорались и горели багрово-красным пламенем. Это служит доказательствам того, что в почве содержатся горючие вещества.
Прокаливание почвы продолжалось до полного удаления из неё горючих веществ – об этом можно было по исчезновению в почве черных, обугленных веществ.
Охлаждённая прокаленная почва помещалась в пробирку, и её оставшееся количество сравнивалось с количеством в контрольной пробирке. Разница в количестве значительная.
Вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Обнаружение минеральных веществ в почве.
При прокаливании почвы выгорает перегной, и остаются минеральные вещества.
В пробирку мы насыпали остаток почвы слоем около 0,03 м, прилили до половины пробирки дистиллированной воды. Пробирку закрыли, энергично взболтали, затем дали её содержимому отстояться. На дне пробирки различалось два слоя: внизу песок, а поверх его глина. Это позволило сделать вывод, что в почве имеются песок и глина. Эти вещества нерастворимы в воде.
Воду с осадка слили в пробирку через воронку. Затем стеклянной палочкой перенесли каплю воды на стекло. Стекло нагрели над пламенем спиртовки, вода выпарилась. После испарения воды на стекле осталось белое пятно – это мелкие крупинки солей, которые были извлечены из почвы. Для контроля опыта с покровного стекла выпаривали каплю дистиллированной воды. На стекле пятна не остаётся, т.к. в дистиллированной воде нет солей.
Вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Обнаружение в почве воды.
Во влажной почве воду легко обнаружить на ощупь. На поверхности почва нередко бывает сухой на ощупь.
Задача: обнаружить в сухой почве воду.
Оборудование: сухая почва, пробирка, держатель, спиртовка, спички.
Ход работы.
В сухую пробирку насыпали сухую на ощупь почва. Пробирку нагрели на пламени спиртовки в горизонтальном положении.
Внутри на стенках пробирки осели капельки воды.
4. Обнаружение в почве воздуха
Легко представить себе, что в рыхлой почве между комочками находится воздух. Но содержится ли воздух внутри комочков почвы?
Задача: обнаружение воздуха в комочках почвы.
Оборудование: комочки сухой почвы, стаканы с водой.
Ход работы.
В стакан с водой осторожно опускал комочек сухой почвы. Вода быстро проникала в комочек почвы и вытесняла из него воздух; пузырьки воздуха, выходя из комочка, отрывались от него и поднимались на поверхность воды.
Лабораторная работа № 21
«Выявление роли света и воды в жизни растений».
Цель: выявить роль света и воды в жизни растений.
Ход работы.
1. Дайте определения понятия «фотосинтез».
2. Объясните, почему в листьях пеларгонии окаймленной крахмал обнаруживают только в зеленной части листа.
3. Какие условия необходимы растению для выделения кислорода?
4. Какие условия необходимы для образования крахмала в листе?
5. Основным фотосинтезирующим органом является лист. В каких его частях растения может протекать процесс фотосинтеза?
6. Указать стрелочками, какой газ поглощается, а какой выделяется в процессе фотосинтеза.
|
Лабораторная работа №22
«Передвижение воды и минеральных веществ по древесине».
Цель: изучить передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Оборудование: учебник, цветные чернила, емкость с водой, побег растения.
Ход работы.
1. Рассмотрите продольный и поперечный срез побега растения стоявшего в подкрашенной воде.
Какой слой стебля окрасился?
Из каких клеток состоит этот слой?
2. По каким структурам стебля передвигаются органические вещества?
3. Зачем обрезают боковые побеги у плодовых растений?
4. Почему весной сок берез и кленов сладкий?
Лабораторная работа № 23
«Определение всхожести семян растений и их посев».
Цель: определить всхожесть семян растений и их посев.
Ход работы.
1. Рассмотрите рисунок. В каком сосуде семена прорастут? Объясните свой ответ.
2. Прочитав параграф 38 учебника, заполните таблицу.
Сроки и глубина посева семян
Название растений | Размер семян | Сроки посева | Глубина посева |
Кукуруза | |||
Пшеница | |||
Фасоль | |||
Горох | |||
Томат | |||
Редис |
3. Подчеркните правильный ответ
1) Семена, какой группы растений высевают весной в ранние сроки?
Яровая пшеница, овес, горох.
Огурцы, тыква, кабачки.
2) Почему повышается температура при хранении влажных семян?
Семена дышат и выделят тепло.
Влажные семена прорастают.
При прорастании семена энергичнее дышат и выделят много тепла.
Лабораторная работа №24
«Наблюдение за ростом и развитием растений».
Цель: пронаблюдать за ростом и развитием растений.
Ход работы.
Лабораторная работа № 25
«Вегетативное размножение комнатных растений».
Цель: изучить вегетативное размножение, его виды.
Ход работы.
1. Что такое вегетативное размножение?
|
2. Заполнить кластер
| ||||
|
|
3. Дать определение
4. Вставьте пропущенные слова.
Растение, на которое делают прививку, называют___________________________________________________________________________________
Растение, черенок которого прививают, называют___________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 26
«Определение принадлежности растений к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей.
Цель: с помощью справочников и определителей, определить принадлежность растения к систематической группе.
Оборудование: гербарии, справочник, определитель, учебник.
1. С помощью справочников определить принадлежность растения к систематической группе. Данные занести в таблицу.
Название растений | Семейство | Тип плода | Соцветие | Формула цветка |
Вишня | ||||
Сирень | ||||
Яблоня | ||||
Подсолнечник | ||||
Слива | ||||
Капуста | ||||
Рожь | ||||
Ячмень |
Лабораторная работа №27
« Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур»
Цель: с помощью справочников научиться определять важнейшие сельскохозяйственные культуры.
Оборудование: гербарии с/х культур, определители, учебник.
Ход работы.
1. Рассмотреть гербарии и определить с/х культуры. Заполнить таблицу.
Название с/х культур | Биологические основы их выращивания | Народнохозяйственное значение |
Лабораторная работа №28
«Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»
Цель: изучить особенности строения растений различных экологических групп.
Оборудование: гербарии растений, учебник.
1. Рассмотреть предложенные растения. Определить к какой экологической группе относятся, и выявить особенности строения в связи с местом обитания.
Название растения | Экологическая группа | Особенности строения |
Лабораторная работа №29
«Выявление приспособлений у растений к среде обитания»
Цель: выявить приспособления у растений к данной среде обитания.
Оборудование: учебник, гербарии, карточки с изображением растений.
1. Рассмотрите предложенные растения. Выявить их приспособления к среде обитания. Заполнить таблицу.
Источник