Меню

Причины разрушения почвы 6 класс география

Эрозия почвы

Каждый фермер старается заботиться о плодородности своего земельного участка, ведь от этого зависит урожайность выращиваемых культур. Зачастую этого бывает недостаточно: верхний слой земли беднеет, а урожайность снижается. Причиной этому является разрушение плодородного слоя земли из-за перемещения ее частиц в результате воздействия воды и ветра.

Описание явления

Эрозия почвы (с лат. «erosio» — разъедание) – это разъедание почвенных слоев посредством воздействия сильных ветров, воды, антропогенных факторов. Микрочастицы земли по воздуху или вместе с водным потоком с одного места перемещаются в другое, где оседают.

Существует два основных вида явления.

Ветровая

Ветровая эрозия или дефляция – это природное явление, возникающее на любых типах почв, возникающее как за счет сильных, так и слабых, но постоянно дующих, ветров. Также она может происходить при пониженной влажности почвенного слоя и окружающей его воздушной среды. Другими словами – это перенос земли с одного участка с последующим ее отложением на другом посредством ветров. Основными территориями, подверженными данной разновидности явления, считаются засушливые степные регионы, где обширные территории не защищены от ветров вспомогательной растительностью: пашни, луга, сенокосные угодья.

Весной ветровая эрозия возникает вследствие воздействия сельскохозяйственных агрегатов на почву. Вспашка, рыхление, боронование – это самые главные причины возникновения пыли, которая переносится на несколько метров и оседает уже в другом месте.

Выдувая почвенный слой, эрозия уничтожает дороги, оросительные каналы, хозяйственные постройки, посевы сельскохозяйственных культур, засыпая их, приводит к снижению плодородности пашни.

Весной по краям полей можно наблюдать образование черных барханов. Это результат работы зимних ветров, когда с одного места, где нет снежного покрова, земля переносится и оседает на высоких сугробах около лесозащитных полос.

Водная

При водной эрозии происходит перемещение частиц почвы вместе с талыми водами. Данный вид явления наиболее характерен для земельных участков со склонами. Также может наблюдаться во время ирригационного орошения посевов. В результате действия воды на земельном участке появляются расщелины, овраги, промоины. Верхние слои могут сползать целыми пластами, а могут уходить со струйками воды. Почвы, регулярно подвергающиеся действию воды, через несколько лет становятся непригодными для возделывания.

По характеру проявления водная эрозия бывает:

  • Капельная — когда происходит перемещение почвы за счет энергии падающих на землю капель дождя. Наиболее заметно проявляется на склонах, где перемещение может происходить на значительные расстояния.
  • Поверхностная — когда происходит размыв только верхнего плодородного слоя потоками воды.
  • Линейная — это более серьезная проблема, когда разрушение почвы уходит вглубь. Происходит вымывание подстилающих пород.

По характеру происхождения водная эрозия делится на:

  • Естественная — возникает под воздействием природы и менее всего влияет на плодородие.
  • Антропогенная — возникает в результате нерационального землепользования и несоблюдения агротехнических норм ведения сельского хозяйства.

Причины

Главными причинами разрушения земель являются естественные климатические факторы и хозяйственная деятельность человека.

На скорость развития явления влияют следующие факторы:

  1. Климат. Водная эрозия характерна для регионов с длительными обильными ливневыми дождями либо ранним обильным снеготаянием. А вот ветровая, наоборот, характерна для засушливых районов с минимальным количеством осадков и сильными ветрами.
  2. Рельеф. Скорость разрушения зависит от угла и протяженности склонов. Кроме того, на возвышенностях процесс протекает быстрее, чем в низинах и впадинах. Если территория ровная, то эрозия происходит быстрее там, где растительность развита в меньшей степени. Ветровой эрозии наиболее значительно подвержены степные районы.
  3. Свойства и состав почвы. Менее всего подвержены разрушительным процессам черноземные земли. Они практически не вымываются и не выветриваются. Пески и суглинки меньшей плотности, напротив, сильно разрушаются под действием негативных факторов.
  4. Наличие растительности. Высокие травы, дерн, корни больших деревьев, густые кустарники очень хорошо защищают слой земли от размывания и выдувания.
  5. Вредители. Грызуны, а также землеройные насекомые оказывают пагубную роль на верхний плодородный слой. Делая свои норы и ямы, они разрушают грунт. Кроме того, многие вредители питаются корнями мелкой травы, грызут древесные корни, уничтожая растительность, которая препятствует эрозии. Норы являются удачным местом для прохождения воды. Протекая по поверхности, вода просачивается внутрь, продолжает свое движение по отверстиям, которые проделали вредители, соединяя их воедино.
  6. Антропогенные факторы. Именно хозяйственная деятельность человека в значительной мере способствует разрушению плодородного слоя земли. Длительный выпас скота на одной и той же территории, нарушение севооборотов, разработка новых месторождений угля — все это нарушает экосистему и снижает плодородие земли.

Последствия

Значительное эродирование почвы негативно влияет на развитие целых экосистем: могут исчезать растения, а значит и популяции животных, птиц, насекомых, питающихся этими растениями.

Читайте также:  Температура для выращивания редиса

Помимо разрушения сельскохозяйственных земель, эрозия наносит ущерб хозяйству в целом: размываются дорожные и коммунальные системы, выдуваются культурные насаждения, используемые для озеленения городов и сел.

Эрозия также несет опасность для водных ресурсов. Земельные потоки загрязняют глубинные грунтовые воды, а те объемы талых вод, которые необходимы для наполнения озер, под воздействием эрозии могут пойти в другое русло. При переносе твердых частиц водным потоком на дно рек, может происходить их обмельчание.

Эрозия может негативно отразиться и на здоровье человека, когда пыль во взвешенном состоянии опускается в его легкие. Также страдает авиация, ведь именно обильные пылевые бури приводят к быстрому износу двигателей самолетов.

Защита почв

Для борьбы с разрушением почв разрабатываются планы мероприятий, которые в той или иной мере помогают сохранить плодородие земель.

Защита от водной эрозии

Меры по защите земель от негативного воздействия воды включают следующие работы:

  1. На территориях, где уклон составляет 1-2 градуса, обработку почв (вспашку, боронование, рыхление) проводят поперек склонов, по контуру рельефа.
  2. На почвах с уклоном от 2 до 6 градусов разрушение замедляют с помощью специальных агротехнических приемов: поперечная безотвальная вспашка почвы гребнями, на глубину, ступенями. Дополнительно применяют ступенчатое бороздование, щелевание, кротование, вспашку с вырезными отвалами, плоскорезную обработку почвы.
  3. Если уклоны составляют более 6 градусов, то лучшим методом защиты является создание почвозащитных буферных полос. Ширина полос из посевов многолетних трав должна составлять от 3 до 7 метров. Если градус уклона более 8, то ширина этих насаждений должна быть увеличена до 10 метров, а ширина полосы посадки сельскохозяйственных культур уменьшена до 25 метров.
  4. Дополнительная распашка склонов препятствует развитию водной эрозии почв.
  5. Гидромелиоративные методы – создание водоотводных каналов и стоковых траншей.
  6. Предотвратить водное разрушение поможет посадка лесополос по периметру обрабатываемой территории.
  7. Подбор растительности с более крепкой корневой системой, которая менее подвержена воздействию воды.
  8. Зимой устанавливают системы для снегозадержания, а также производят прикатывание снега, чтобы весной уберечь земли от воздействия талых вод.
  9. Создание плотин для водозадержания и искусственных водоемов. Создание специальных трасс позволит направить воду в нужное русло и уберечь земли от вымывания.

Защита от дефляции

Задача защиты почв от выдувания заключается в сокращении скорости ветра, движущегося непосредственно над поверхностью земли.

В связи с этим к защитным мерам от ветровой эрозии можно отнести:

  1. Создание специальных защитных кулис из растений с высокими стеблями. Высота растений подбирается с учетом рельефа местности. Если сельхозугодья расположены в низинах, то высаживаются высокие растения, такие как кукуруза, подсолнечник, рапс, горчица. Такие кулисы зимой задерживают снег, а летом и осенью уберегают посевы от ветров.
  2. Ведение почвозащитных севооборотов, при которых растительность высевается поперек господствующих ветров.
  3. Использование плоскорезной обработки земель, при которой стерня остается на пашне.
  4. Лесомелиоративные мероприятия, то есть посадка лесополос по границам посевов, а также приовражные насаждения вдоль рек и оврагов.

В результате разрушительного действия воды и ветра гибнут большие земельные массивы, на восстановление которых потребуются десятилетия. Для предотвращения глобальной катастрофы человеку в процессе своей хозяйственной деятельности необходимо применять все имеющиеся средства для защиты почвы от разрушения.

Источник

Конспект урока природоведения 6 класс » Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.»

Задачи урока. Повторить и закрепить материал из раздела «Почва»; раскрыть причины разрушения почвы и способы их предупреждения; сформировать знания о значении почвы и её охране; продолжать формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока природоведения 6 класс » Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.»»

Зугресская специальная общеобразовательная школа-интернат № 31

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Конспект урока природоведения 6 класс

Тема: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.

Подготовила и провела учитель-дефектолог:

г. Зугрэс 2015год

Тема урока: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.

Цели и задачи урока:

повторить и закрепить материал из раздела« Почва»; раскрыть причины разрушения почвы и способы их предупреждения; сформировать знания о значении почвы и ее охране; продолжить формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

— развивать познавательную активность, устную связную речь, зрительное и слуховое восприятие, долговременную память, логическое мышление;

— воспитывать любовь и заботливое отношение к природе, желание принимать участие в озеленении родного края.

Методическая цель урока: использование элементов интерактивных форм и методов работы ; формирование познавательных, информационных, и коммуникативных компетентностей у учащихся.

Оборудование: таблица « Разрушение почвы», тестовые задания, информационный дополнительный материал, ИКТ ( видеофильм), таблица « Причины разрушения почвы».

Тип урока: комбинированный.

Читайте также:  Грядка для клубники мульчирование

Форма проведения: урок-конференция.

I. Подготовительная часть

1. Организационный момент

— Добрый день, уважаемые гости и дети.

— Сегодня мы проведем урок в форме конференции. На прошлом уроке я вас поделила на две группы — исследователи и эксперты. Каждая группа имеет своего руководителя. Руководители получили задания для самостоятельного их изучения в своих группах.

— А по какой теме были эти задания? ( По теме « Почва».)

— На каких еще уроках вы изучали эту тему? ( На уроках географии,

— Давайте вспомним пословицы о почве.

Пословицы о почве

Учащиеся называют пословицы.

— Без ухода земля – круглая сирота.

— Больше землю удобряй – будешь иметь урожай.

— Из глубокой борозды высокий хлеб растет.

— Земле кланяйся низко – до хлеба будешь близко.

— Земля — наша мать, всех кормит.

— Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

— Какая основная мысль этих пословиц? ( Земля – наша кормилица, поэтому за ней нужно ухаживать, любить, оберегать.)

Молодцы, вы знаете много пословиц о почве.

Проверка изученного материала

— С помощью тестовых заданий проверим полученные вами знания по теме «Почва» и узнаем об уровне вашей подготовки.

— Прочитайте внимательно вопросы и выберите правильный ответ.

I вариант (Исследователи)

Из чего состоит почва?

А) песок, глина, руда, перегной, вода;

Б) перегной, вода, воздух, глина, песок;

В) воздух, вода, перегной, песок.

2. Цвет почвы зависит от:

А) минеральных солей;

Б) количества воды;

В) количества перегноя.

3. Кто принимает участие в почвообразовании?

А) дождевые черви;

II вариант ( Эксперты)

А) частички отмерших растений и животных;

Б) частички микроорганизмов;

В) песок и глина.

2. Главный признак почвы – это:

А) способность впитывать воду;

В) защищать растения.

Какую почву считают наиболее плодородной?

После выполнения заданий учащимися, предлагаю группам обменяться карточками для взаимопроверки.

2 Сообщение темы и задач урока

Мы продолжаем изучать раздел « Почва» и сегодня на конференции будем работать над такой темой.

Тема конференции: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.

Задачи для учащихся:

— давать полные и правильные ответы на вопросы;

— читать выразительно и правильно текст;

— закрепить навыки работы в группах, парами, самостоятельно;

— любить природу и заботиться о ней.

3 Работа в тетрадях

— запишите тему конференции в тетради.

4 Словарная работа

— Для дальнейшей работы предлагаю повторить слова, которые мы выучили на предыдущих уроках.

— На доске закрыты слова, которые мы сможем открыть, узнав их значение.

Называю значение слова, а учащиеся называют его.

Как называется самый верхний слой земли, в котором растут корни растений и живут различные мелкие животные? ( Почва)

Главный признак почвы? (Плодородие)

Органической частью почвы это — …? (Перегной)

Самая плодородная почва? ( Чернозем)

— Эти слова записаны в ваших словарях, еще раз обратите ваше внимание на их правописание.

— Объясните значение слов эрозия, оползень.

Эрозия почвы – означает разрушение почвы.

Оползень – обвал почвы.

Давайте еще раз прочитаем эти слова вместе и запишем их в словарь.

5 Вступительное слово учителя

Вы уже знаете, что почва, как и вода, и воздух имеет большое значение для жизни на Земле. Без почвы не могут существовать растения, животные, человек. Почва — первоисточник многих природных богатств, основное средство сельскохозяйственного производства. Вот почему говорят, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.

Верхний плодородный слой почвы , который дает жизнь растениям, сам образуется очень медленно. Ученые подсчитали, что для того, чтобы образовался слой почвы толщиной 5см, нужно не менее 2000лет.

Под влиянием физических, химических, биологических факторов происходит разрушение почвы. Главные разрушители почвы – вода и ветер. Но пока растительный покров целый , ни ветер, ни вода не могут разрушить почву. Во время вырубки леса, вспашки земли или уничтожения растений животными и человеком вода и воздух начинают все больше и больше разрушать почву, снижая ее плодородие. Часто причиной разрушения почвы является неумелая хозяйственная деятельность людей.

— Предлагаю вам посмотреть видео о разрушении почвы.

6 Использование ИКТ

Просмотр видео « Разрушительные оползни».

— Что разрушают оползни?

— Какая опасность угрожает людям во время разрушения почвы?

— Какую работу проводят ученые, чтобы остановить разрушение почвы?

( Изучаются причины разрушения почвы, разрабатывается программа, как остановить разрушение почвы.)

7 Проверка самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.

— Вы получили Д/З проработать самостоятельно литературу по этой теме и подготовить короткие выступления.

Читайте также:  Ядохимикаты удобрения какое заболевание вызывает

— Над какой темой работала группа исследователей? ( « Разрушение почвы»).

Выступление группы исследователей:

Ветер, вода, люди своей деятельностью могут стать причиной разрушения почвы.

Очень сильные ветры сдувают почву, а потом в виде пыли переносят её в места, которые не пригодны для выращивания растений. Сильно повреждают поля пыльные бури. Опасны сильные ветры особенно во время вспашки почвы.

Почва разрушается и водой. Весной, во время таяния снега, вода бурными потоками течёт с полей. Она размывает плодородный верхний слой почвы и часть его уносит в реки и другие водоёмы. От потоков снеговой и дождевой воды на полях образуются углубления. Они увеличиваются из года в год и превращаются в овраги, которые уменьшают площадь полей.

Почва может разрушаться и во время неправильной обработки. Трактор после обработки почвы оставляет борозды. Если борозды проложены на склоне холма, то во время дождя потоки воды, которые стекают вниз, расширяют их и образуют промоины. Последние нередко становятся причиной образования оврагов и оползней.

— Вы хорошо подготовили материал. А какой вывод сделала группа при обсуждении этого вопроса?

Вывод делает руководитель группы:

Причины разрушения почвы – это ветер, вода, деятельность человека.

— слово предоставляется группе экспертов, они изучали значение почвы и её охрану.

Почва – это большое богатство. Если бы не было почвы, то не было бы растений, а без них не было бы животных, которые ими питаются, не было бы в воздухе кислорода, которым мы дышим. Не было бы почвы – не было бы жизни. Вот такая связь между почвой и всеми живыми организмами на Земле.

Плодородная почва – это богатство каждой страны. Люди должны сохранить её для своих потомков. Поэтому существует закон об охране почвы.

Почву нужно охранять. Ведь её может выдувать ветер, смывать вода. Лучшими защитниками почвы от разрушения являются растения.

Прошёл сильный дождь. Потоки воды мчат, размывая всё кругом, сносят почву. А присмотритесь, что происходит в лесу во время дождя. Здесь потоки воды встречают на своем пути препятствия в виде деревьев, кустов, травянистых растений , мхов, опавшего листья и хвои. Поэтому вода не размывает почву, а останавливается и просачивается в землю.

Почву защищают от размывания не только лесные, но и другие растения – полей, лугов, степей.

Чтобы защитить поля от сильного ветра, люди обсаживают их лесополосами.

Вода размывает в земле овраги и сносит плодородную почву. Чтобы овраги не увеличивались, их засыпают, а склоны засаживают кустарниками.

Вывод руководителя группы:

Почву нужно охранять. Не было бы почвы – не было бы жизни на Земле. Лучшими защитниками почвы от разрушения являются растения.

8 Работа в тетради

Таблица « Причины разрушения почвы»

— Запишите причины разрушения почвы, используя таблицу.

Встаньте, люди, усмехнитесь,

Земле нашей поклонитесь.

И до солнца потянитесь,

Раз — присядьте, два – присядьте.

На места тихонько сядьте.

III Заключительная часть

— Переходим к обсуждению этих вопросов. Работаем парами возле доски, используя таблицу « Разрушение почвы».

— Назови причины разрушения почвы. ( Причинами разрушения почвы могут быть ветер, вода, деятельность людей )

— Какое значение имеет почва? ( Почва — это большое богатство. Без неё не было бы жизни на Земле. Все живые организмы на Земле,

связаны между собой и почвой.)

— Как ветер разрушает почву ? ( Ветер сдувает почву, а потом в виде пыли переносит её на большие расстояния.)

— Как можно защитить почву от выдувания ветром? ( Чтобы защитить почву от выдувания ветром, нужно насаживать растения , а вокруг полей – лесополосы.)

— Как защитить почву от водного разрушения? ( Нужно правильно обрабатывать почву тракторами, засыпать ямы, склоны оврагов засаживать кустами и деревьями. )

— Как деятельность людей может привести к разрушению почвы?

( Там, где вырубили лес, образуются овраги и оползни. Поэтому такие участки нужно засаживать новыми растениями.)

— Молодцы и исследователи, и эксперты. Вы хорошо проработали материал и подготовились к конференции. Поэтому я хочу наградить вас грамотами. ( Награждаю группы грамотами.)

— Я хочу взять у вас интервью.

— Понравилась ли вам конференция?

— Какие вопросы рассматривались на конференции?

— Каковы причины разрушения почвы?

— Какое значение почвы?

— Выполнили ли вы задачи, которые стояли перед вами?

— Что вам понравилось больше всего?

Домашнее задание с пояснением учителя

Стр. 131-132 читать, отвечать на вопросы.

Читать и пересказывать, сделать зарисовку оврага.

Источник

Adblock
detector