Меню

Примеры по теме почва

Типы почв и их особенности

Почва — это сложный биологический комплекс, включающий в себя минеральную (механическую) и органическую части, почвенные воздух, воду, микрофлору и микрофауну. От данного комплекса и совокупности влияющих факторов, таких как климатические условия, сроки посадки, сорт, своевременность и грамотность агротехнических приемов зависит качество выращивания садово-огородных культур на вашем приусадебном участке. Также не менее важным при закладке сада, газона или разбивке огорода является тип почвы. Он определяется по содержанию минеральных и органических частиц.

От того, какой вид почвы преобладает на вашем участке, зависит выбор культур, их размещение, а в конечном счете и урожай. В зависимости от этого вырабатывается конкретный комплекс по поддержанию плодородия путем правильной обработки и внесением необходимых удобрений.

К основным видам почв, с которыми чаще всего сталкиваются владельцы приусадебных и дачных участков, относятся: глинистая, песчаная, супесчаная, суглинистая, известковая и болотистая. Более точная классификация выглядит следующим образом:

Каждая почва имеет как положительные, так и отрицательные свойства, а значит отличается в рекомендациях по улучшению и подбору культур. В чистом виде они встречаются редко, в основном в комбинации, но с преобладанием определенных характеристик. Рассмотрим подробно каждый тип.

Песчаная почва (песчаники)

Песчаники относятся к легким видам почв. Они рыхлые, сыпучие, легко пропускают воду. Если горсть такой земли взять в руки и попробовать сформировать комок, то он будет рассыпаться.

Достоинство таких почв — они быстро прогреваются, хорошо аэрируются, легко обрабатываются. Но вместе с тем, быстро охлаждаются, пересыхают, слабо удерживают в зоне корней минеральные вещества — и это недостаток. Питательные элементы вымываются водой в глубинные слои грунта, что приводит к снижению наличия полезной микрофлоры и пригодности для выращивания культур.

Для поднятия плодородия песчаников необходимо постоянно заботиться об улучшении их уплотняющих и связующих свойств. Добиться этого можно путем внесения торфа, компоста, перегноя, глиняной или буровой муки (до двух ведер на 1 м²), применением сидератов (с заделкой в почву), качественным мульчированием.

Более нестандартным методом облагораживания данных почв является создание искусственного плодородного слоя путем глинования. Для этого, на месте грядок, необходимо устроить глинистый замок (выложить глину слоем в 5 – 6 см) и на него насыпать 30 – 35 см. супесчаной или суглинистой почвы.

На начальном этапе обработки допускается выращивние следующих культур: моркови, лука, дыни, клубники, смородины, плодовых деревьев. Несколько хуже на песчаниках будут себя чувствовать капуста, горох, картофель и свекла. Но, если удобрять их быстродействующими удобрениями, в малых дозах и достаточно часто, то можно добиться хороших результатов.

Супесчаная почва (супеси)

Супеси — это еще один вариант легких по механическому составу грунтов. По своим качествам они схожи с песчаником, но содержат немного больший процент глинистых включений.

Основные достоинства супесей — они обладают лучшей удерживающей способностью к минеральным и органическим веществам, быстро прогреваются и относительно долго его удерживают, меньше пропускает влагу и медленнее пересыхает, хорошо аэрируется и легко поддается обработке.

При обычных методах и выборе районированных сортов на супесчаной почве может расти все. Это один из неплохих вариантов для садов и огородов. Однако приемы повышения и поддержания плодородия для данных почв так же приемлемы. Это предполагает внесение органики (в обычных дозах), высев сидеральных культур, проведение мульчирования.

Глинистая почва (глинозем)

Глиноземы относятся к тяжелым почвам с преобладанием в составе глинистых и лессовых (илистых) осадочных пород. Их трудно обрабатывать, в них мало воздуха и они холоднее песчаных почв. Развитие растений на них несколько запаздывает. На поверхности очень тяжелых почв может застаиваться вода из-за низкого коэффициента водопоглощения. Поэтому выращивать на ней культуры достаточно проблематично. Однако, если глинистую почву грамотно окультурить, она способна стать достаточно плодородной.

Как определить глинистую почву? После перекопки она имеет крупнокомковатую плотную структуру, увлажненная липнет к ногам, плохо впитывает воду, легко слипается. Если из горсти влажного глинозема скатать длинную «колбаску», то ее можно легко согнуть в кольцо, при этом она не станет рассыпаться на части или трескаться.

Для облегчения обработки и обогащения глинозема, рекомендуется периодическое внесение таких веществ, как крупнозернистого песка, торфа, золы и извести. А повысить биологические качества можно с помощью навоза и компоста.

Внесение в глинистую почву песка (не более 40 кг на 1 м 2 ) позволяет снизить показатели влагоемкости и таким образом повысить ее теплопроводность. После пескования она становится пригодной для обработки. Кроме того, возрастает ее способность к прогреванию и водопроницаемости. Зола обогащает питательными элементами. Торф разрыхляет и увеличивает водопоглощающие свойства. Известь снижает кислотность и улучшает воздушный режим почвы.

Рекомендуемые деревья для глинистых почв: граб, груша, дуб черешчатый, ива, клен, ольха, тополь. Кустарники: барбарис, барвинок, боярышник, вейгела, дерен, калина, кизильник, лещина, магония, смородина, снежноягодник, спирея, хеномелес или айва японская, чубушник или жасмин садовый. Из овощей на глине неплохо себя чувствуют картофель, свекла, горох и топинамбур.

Для остальных культур можно порекомендовать высокие грядки, посадку на гребнях, применение меньшей глубины заделки семян и клубней в почву, высадку рассады наклонным способом (для лучшего прогревания корневой системы).

Особое внимание на глинистых почвах необходимо уделять рыхлению и мульчированию.

Суглинистая почва (суглиники)

Суглинистая почва — самый подходящий вид для выращивания садово-огородных культур. Она легко поддается обработке, содержит большой процент питательных элементов, имеет высокие показатели воздухо- и водопроводимости, способна не только сохранять влагу, но и равномерно распределять ее по толще горизонта, хорошо удерживает тепло.

Определить суглиник можно, взяв пригоршню данного грунта в ладони и скатать его. В результате можно легко сформировать колбаску, но при деформировании она разрушиться.

Благодаря совокупности имеющихся свойств, суглинистую почву не нужно улучшать, а необходимо только поддерживать ее плодородие: мульчировать, периодически вносить органические и минеральными удобрениями.

Выращивать на суглиниках можно все виды культур.

Известковая почва

Известковая почва относится к категории бедных почв. Обычно она имеет светло-коричневый цвет, большое количество каменистых включений, плохо отдает растениям железо и марганец, может иметь тяжелый или легкий состав. При повышенных температурах она быстро нагревается и пересыхает. У выращиваемых культур на такой почве желтеет листва и наблюдается неудовлетворительный рост.

Чтобы улучшить структуру и повысить плодородие известковых почв необходимо регулярно вносить органические удобрения, мульчировать, высевать сидераты, применять калийные удобрения.

Выращивать на данном виде грунтов, можно все, но при частом рыхлении междурядий, своевременных поливах и продуманном применении минеральных и органических удобрений. От слабой кислотности будут страдать: картофель, томаты, щавель, морковь, тыква, редька, огурцы и салаты. Поэтому подкармливать их нужно удобрениями, склонными подкислять (сульфатом аммония, мочевиной), а не подщелачивать почву, например.

Болотистая почва (торфяник)

Болотистые (торфяные) почвы не редкость на садовых участках. К сожалению, назвать их хорошими для выращивания культур сложно. Это обусловлено минимальным содержании в них элементов питания для растений. Такие почвы быстро впитывают воду, так же быстро ее и отдают, плохо прогреваются, часто имеют высокий показатель кислотности.

Единственное достоинство болотистых почв — они хорошо задерживают минеральные удобрения и легко поддаются окультуриванию.

Чтобы улучшить плодородие болотистых почв необходимо обогатить землю песком или глиняной мукой. Также можно применять известкование и удобрение.

Для закладки сада на торфяных почвах лучше высаживать деревья либо в ямы, с индивидуально заложенным под культуру грунтом, либо в насыпные холмы, высотой от 0,5 до 1 метра.

Используя в качестве огорода, торфяник нужно тщательно окультуривать или, как в варианте с песчаными почвами, закладывать глиняную прослойку и уже на нее засыпать перемешанный с торфом суглинок, органические удобрения и известь. Для выращивания крыжовника, смородины, черноплодной рябины и садовой земляники можно ничего не делать, только поливать и выпалывать сорняки, так как данные культуры на таких почвах произрастают и без окультуривания.

Черноземы

Черноземы – это почвы высокого потенциального плодородия. Устойчивая зернисто-комковатая структура, высокое содержание гумуса, большой процент кальция, хорошие водопоглощающие и водоудерживающие способности позволяют рекомендовать их, как лучший вариант для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако, как и любые другие почвы они имеют свойство истощаться от постоянного использования. Поэтому уже через 2 – 3 года после их разработки, на грядки рекомендуется вносить органические удобрения, высевать сидераты.

Черноземы сложно назвать легкими почвами, поэтому их часто разрыхляют внесением песка или торфа. Так же они могут быть кислыми, нейтральными и щелочными, что так же нужно контролировать. Чтобы определить чернозем, необходимо взять гость земли и сжать ее в ладони. В результате должен остаться черный жирный отпечаток.

Сероземы

Для формирования сероземов необходимы лессовидные суглинки и лессы с подстилкой из галечника. Равнинные сероземы образуются на глинистых и тяжелосуглинистых делювиальных и аллювиальных породах.

Читайте также:  Скорлупки от яиц как удобрение для каких растений

Для растительного покрова зон с сероземами характерна ярко выраженная поясность. На нижнем уровне, как правило, возникает полупустыня с мятликом и осокой. Он постепенно переходит в следующий пояс с полупустыней и представляющими ее мятликом, осокой, маком и ячменем. Более высокие районы предгорий и низкогорий занимают в основном пырей, ячмень другие культуры. На участках речных пойм растут ивы и тополя.

В профиле сероземов выделяются следующие горизонты:

  • Гумусовый (толщиной от 12 до 17 см.).
  • Переходный (толщиной от 15 до 26 см.).
  • Карбонатный иллювиальный (толщиной от 60 до 100 см.).
  • Пылевато-суглинистый с включениями на глубине более 1,5 м. мелкокристаллического гипса.

Для сероземов характерно сравнительно низкое содержание гумусовых веществ – от 1 до 4%. Кроме того, они отличаются повышенным уровнем карбонатов. Это щелочные почвы с незначительными показателями поглотительной способности. В их составе присутствует некоторое количество гипса и легкорастворимых солей. Одним из свойств сероземов является биологическое скапливание калия и фосфора. Почвы такого типа содержат достаточно много легкогидролизуемых азотных соединений.

В сельском хозяйстве сероземные грунты можно использовать при условии проведения специальных оросительных мероприятий. Чаще всего на них выращивают хлопчатник. Помимо этого, на участках с сероземами можно успешно возделывать свеклу, рис, пшеницу, кукурузу и бахчевые.

Для улучшения качества сероземных грунтов, кроме орошения, рекомендуются меры, направленные на предотвращение вторичного засоления. Потребуются также регулярное внесение органических и минеральных удобрений, формирование глубокого пахотного слоя, применение метода люцерно-хлопкового севооборота и высевание сидератов.

Бурые почвы

Бурые лесные грунты образуются на пестроцветных и красноцветных щебнисто-суглинистых, пролювиальных, аллювиальных и аллювиально-делювиальных породах равнин, располагающихся в предгорьях под лиственными, буково-грабовыми, дубово-ясеневыми, буково-дубовыми и дубовыми лесами. В восточной части России они локализованы на предгорных и межгорных равнинах и располагаются на глинистых, суглинистых, аллювиальных и элювиально-делювиальных основаниях. На них часто произрастают смешанные, еловые, кедровые, пихтовые, кленовые и дубовые леса.

Процесс формирования бурых лесных почв сопровождается выходом из толщи почвенного профиля продуктов почвообразования и выветривания. Они обычно имеют минеральную, органическую и органо-минеральную структуру. Для формирования грунта указанного типа особое значение имеет так называемый опад (опавшие части растений), являющийся источником зольных компонентов.

Можно выявить следующие горизонты:

  • Лесная подстилка (толщиной от 0,5 до 5 см).
  • Грубогумусный перегнойный.
  • Гумусовый (толщиной до 20 см).
  • Переходный (толщиной от 25 до 50 см).
  • Материнский.

Основные характеристики и состав бурых лесных почв значительно изменяются от одного горизонта к другому. В целом это грунты, насыщенные гумусом, содержание которого достигает 16%. Значительную часть его составляющих занимают фульвокислоты. Грунты представленного типа являются кислыми или слабокислыми. В них нередко происходят процессы оглинения. Иногда верхние горизонты бывают обеднены илистыми компонентами.

В сельском хозяйстве бурые лесные почвы традиционно используют для выращивания овощных, зерновых, плодовых и технических культур.

Чтобы определить, какой тип почвы преобладает на вашем участке, лучше всего обратиться к специалистам. Вам помогут узнать не только вид почвы по содержанию минеральных веществ, но и наличие в ней фосфора, калия, магния и других полезных микроэлементов.

Источник

Проект «Почва»

Марина Лысенко
Проект «Почва»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 150

ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ТЕМА «ПОЧВА-ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО»

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий. Срок Среднесрочный.Участники: воспитатель, дети, родители.

Срок реализации: 3 месяца.

Участники проекта: воспитанники средней, старшей, подготовительной групп.

Разработал: Лысенко Марина Викторовна

воспитатель группы «Белочка»

Цели проекта:

Становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира Земли;

Если мы изучим данную тему и проведём соответствующие исследования, то мы сможем сказать, что почва – живое подземное царство.

• развивать и формировать навыка опытнической деятельности детей, посредством экспериментально — опытнической деятельности и использования информационных технологий (тематическое слайд — шоу);

• обобщать и систематизировать знания детей о свойствах почвы, песка, глины;

• Воспитывать бережное отношение к природе (почве).

• развивать умение размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов, взаимодействовать друг с другом;

• развивать любознательность, активность, эмоциональную отзывчивость.

Речевые и игровые:

• учить общаться в процессе экологической игры;

• побуждать развитие фантазии;

• формировать умение выражать свои мысли;

• прививать бережное и гуманное отношение к природе в процессе элементарной трудовой деятельности;

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, художественное творчество, социализация.

Предполагаемый результат реализации проекта:

Дети узнают: почва — верхний, плодородный слой Земли, состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей.

Дети научатся: определять проблему, которую необходимо разрешить; предполагать возможные решения; осуществлять эксперимент, опыт; делать выводы, обобщения; понимать необходимость бережного отношения к природе.

Активное участие родителей в совместном исследовательском проекте и построение сотрудничества с их участниками.

Диагностирование результативности реализации проекта.

Диагностирование результативности происходит при помощи метода включенного педагогического наблюдения, и содержательного опроса в игровой форме.

Форма подведения итогов реализации проекта:

Подведение итогов реализации происходит на открытой НОД. На данном мероприятии заполняется лист оценивания НОД приглашенными специалистами. (Приложение 2.)

Материально техническая база для реализации проекта:

1. Емкости с образцами грунта (глина, песок, камни, чернозем) и подборка предметов, выполненных из этих материалов;

2. Оборудование и материалы для наблюдения и моделирования

3. Тематическая подборка слайд-шоу;

4. Картинки с изображением насекомых, животных, червей.

5. Пластиковые стаканчики и 2-х литровые емкости с водой для проведения опытов;

6. Семена салата для посадки.

7. Коллективная работа «Подземное царство»;

8. Фольклорный материал (пословицы о земле);

9.«Письмо от Дюймовочки» для организации образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

11. Кроссворд на тему «Почва –подземное царство»

12. Спортивный инвентарь.

Механизм реализации проекта

1 этап. Подготовительный.

Мероприятия и задачи:

1.Создание развивающей среды: подготовка оборудования и материалов (накопители для коллекции песка, глины, земли, лупы, трубочки, лопатки и т. д

2. Развитие познавательной активности детей и поддержание интереса к экспериментальной деятельности.

3. Изучение уровня знаний детей по теме. Определить знания детей по теме «что такое почва

4. Составление плана работы. Планирование предстоящей работы.

5. Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта.

6. Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта.

2 этап. Содержательный.

На данном этапе происходит реализация содержания проекта в разных видах деятельности, творческих направлениях (беседы, игры, исследовательская деятельность, спортивные соревнования, ИЗО, сказка). Изучаемый и исследуемый материал закрепляется при помощи данных видов и направлений.

1. Познавательная беседа «Кладовая Земли».Задачи: пробудить интерес к окружающему миру. Дать детям элементарные знания о почве.

2.Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка». Наша кормилица Земля. Е. А. Алябьева «Природа» о самом важном.Задача: помочь детям подружиться с книгой, находить в ней ответы на собственные вопросы.

3.Беседа: «Песок и глина в природе».Задача: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную активность.

4. Игры –эксперименты: «Песчаные бури», «Сыпучий песок».Задача: способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого песка.

5. Мультимедийная презентация. Состав почвы.

6.Исследовательская деятельность: опыты по изучению почвы «Свойства почвы». Совместная деятельность с детьми. Зарисовка опытов и наблюдений.Задача: помочь детям узнать состав почвы. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

7.Физическая культура: Спортивная эстафета «Мы дождевые черви»

8.Изобразительная деятельность: «Придумай и нарисуй животное, которое обитает в почве».

9.Развитие речи: Сказка «Дюймовочка».

Методическое обеспечение проекта:

При реализации проектаиспользовались следующие принципы обучения:

• Принцип развивающего обучения.

• Принцип воспитывающего обучения.

• Принцип систематичности и последовательности.

• Принцип сознательности и активности.

• Принцип индивидуального подхода (индивидуализации обучения).

Методы реализации проекта:

Способы работы воспитателя, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Выбор методов обучения зависит от:

1) цели занятия и содержания учебного материала;

2) от возраста детей;

3) от степени подготовленности детей.

— наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие детьми предметов или явлений окружающего мира.

Виды: кратковременные, длительные, повторные и сравнительные.

— демонстрация наглядных пособий: рассматривание картин (виды: дидактические, репродукции, книжная графика, предметные); видео и диафильмов, слайдов, муляжей, схем и др.

— наглядные приемы (основаны на подражании):

• показ способов действий;

2.Словесные методы: объяснение (пояснение); рассказ; беседа; чтение художественной литературы.

• беседа — основной словесный метод обучения.

По содержанию различают 2 вида бесед: — этические и познавательные.

Читайте также:  Выращивание клонового подвоя яблони

• чтение художественной литературы.

• вопросы к детям,

• Практические методы обучения — упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

• Упражнение — многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания. Благодаря им у детей формируются различные умения и навыки.

• Подражательные — развитие культурно-гигиенических навыков, артикуляционного аппарата и пр. ;

• Конструктивные — ребенок в них реализует задачи, аналогичные тем, которые он решал под руководством педагога;

• Творческие — требующие комбинирования, иного сочетания знаний и умений, которыми обладает ребенок

• Опыты и экспериментирование — в их ходе ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств и связей.

• Экспериментирование рассматриваются как естественная поисковая деятельность ребенка, направлена на познавательный результат.

• Моделирование — наглядно-практический метод обучения.

Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста при реализации проекта.

• Дошкольники непосредственно основы наук не изучают. В процессе обучения в детском саду они лишь включаются в учебную деятельность,их учат учиться: слушать и слышать воспитателя, воспринимать задание и выполнять его, т. е. учатся понимать учебную задачу. При этом у детей постепенно формируются не только знания и умения осуществлять ту или иную деятельность, но и способность контролировать и оценивать свои действия.

• Дошкольники, особенно малыши, имея небольшой объем внимания, недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания. Поэтому часто затрудняются в выполнении поставленной педагогом задачи. Чтобы этого не происходило, необходимо, особенно на первых порах, использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение. А затем, постепенно, следует переходить к целостному процессу сообщения детям задания и его выполнения.

• У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог.

Во избежание этого следует:

— тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное;

— часть указаний и дополнений можно делать по ходу занятия;

— объяснение не должно быть многословным.

При объяснении учебного материала, дети, в силу отсутствия опыта, часто не в состоянии отделить главное от второстепенного, поэтому следует помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может остаться не услышанным основное.

Специфика дошкольного обучения состоит в том, что обучение тесно связано с игрой, особенно при обучении детей младшего возраста. Поэтому воспитателю следует продумать мотив обучения.

Так, мотив обучения будет для ребенка более действенным, если в процессе обучения предлагается сделать что-то для игры.

Средний дошкольный возраст. Средняя группа (4-5 лет).

Дети способны и должны научиться целенаправленно организовывать собственную деятельность: внимательно слушать указания педагога и действовать в соответствии с ними, старательно выполнять задания до конца, преодолевать трудности.Также дети должны уметь осуществлять элементарные действия контроля и оценки собственной деятельности: сравнивать конечный результат деятельности с образцом, указаниями и объяснениями воспитателя, замечать несоответствия и устранять их самостоятельно или с помощью взрослого, проявляя активность.

Старший дошкольный возраст. Старшая группа (6-7 лет).

У детей формируются такие компоненты учебной деятельности,как: умение определить цель предстоящей деятельности и способы ее достижения (что делать и как делать, самостоятельно добиваться результата (на основе указаний воспитателя, определять наиболее оптимальные способы выполнения задания, активно участвовать в обсуждении, добиваться конечного результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность.

Старшие дошкольники должны уметь контролировать свою деятельность: в процессе выполнения задания уметь поэтапно устанавливать соответствие получаемых результатов образцу или условиям, определяемым взрослым, а в случае несоответствия самостоятельно устранять ошибки.

Также у детей формируется умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов. Ориентируясь на промежуточный результат, ребенок учится правильно планировать свои дальнейшие действия. В процессе учения дети должны уметь осуществлять совместную деятельность со сверстниками.

Проявлять внимание к затруднениям товарищей, предлагать помощь, проявлять сдержанность в случае оплошности другого, давать справедливую и доброжелательную оценку работы сверстника, уметь выполнять задания вдвоем, втроем, распределять работу между собой, согласовывать действия.

Подготовительная группа (6-7 лет).

Дети должны успешно владеть всеми учебными умениями и навыками, приобретенными в детском саду; кроме того, они должны быстро уметь входить в общий темп и ритм работы и держать его в течение занятия, планировать свою деятельность, заранее предвидеть результат, доводить замысел до конца, поддерживать совместные усилия, находить партнера по работе, уметь до конца сохранять рабочую позу и рабочее состояние.

Теоретическое обеспечение проекта:

1. Аминов Н. А., Морозова Н. А., Смятских А. Л. Психодиагностика педагогических способностей. – М., 1994.

2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М., 1987.

3. Андриади И. П. Основы педагогического мастерства. – М. : Академия, 1999.

4. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. – 2-е изд. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.

5. Артамонова О.Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995, № 4.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

7. Буре Р. С.Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса // Дошкольное воспитание. – 1994, № 3.

8. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М. : Просвещение, 1981.

9. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М., 1988.

10. Веснин В. Р. Основы менеджмента. – М., 2007.

Методико-дидактические рекомендации по реализации проекта.

Исследовательская деятельность. Опыты.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация). Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. В почве есть вода, потому и растут растения.

Откуда же она берется в почве? Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Посуда с почвой накрытая пакетом, ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы.

Вывод: это значит, что в почве есть вода.

Опыт 4. «Влияние состава почвы на жизнь растений».

Посадка семян салата в посуду с песком и в посуду с почвой. Наблюдение за ростом салата в течение 1 недели.

Вывод: В почве салат растет быстрее, т. к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.

Создали коллекцию почв, где мы узнали, что существует много разных типов почв. Проводили эксперименты и наблюдения за тем, как черви перерабатывают остатки растений и делают ходы в земле. Определили состав почвы, что в почве есть воздух, вода, потому и растут растения. Выявили влияние состава почвы на жизнь растений, на примере семян салата. Создали модель строения почвы. В конце работы мы решили выполнить коллаж на тему «Подземное царство» и поделки, сделанные из бросового материала.

Рассматривали на картинках животных, которые живут в почве. Слушали доклады детей (с использованием опорных рисунков) на тему «Кто и как живёт в земле.

Наша задача – собрать нужную информацию,используя возможности всех доступных источников:

• посмотреть в книге;

• спросить у взрослого;

• наблюдать или экспериментировать;

1 часть.Содержание работы воспитателя:

Дать понять, что почва — «живая земля». Почвакак компонент природы содержит и живую природу: корни, остатки растений, останки животных,и неживую: песок, глину и камни. Изучение состава почвы. В почве есть воздух, вода. Иллюстрировать свой рассказ показом картинок, модели строения почвы, коллекцией типов почв. Проведение опытов.

2 часть.Содержание работы воспитателя:

Дать знания о животных, которые обитают в почве (на примере дождевого червя, крота, с их особенностями и ролью в формировании почвы.

Работа детей: представление рассказов (с использованием опорных рисунков)

на тему «Кто и как живёт в земле» (домашнее задание, отгадывание загадок.

Самостоятельные наблюдения детей за жизнью червя. Наблюдение за ростом семян в разных видах почв.

Читайте также:  Какую нужно подкормку для карася

3 часть.Содержание работы воспитателя:

Тематическое слайд-шоу. Создать временную ленту роста семян салата.Работа детей: Посев семян салата в землю и песок. Изготовление коллажа и поделок из глины. Разгадывание кроссворда.

Природа – настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадает. Кто из вас видел, как осенью с деревьев опадают листья? А куда они потом деваются? Ведь каждый год на землю падает так много листьев, а потом они куда – то исчезают.

Дело в том, что со временем все эти опавшие листья, сухие ветки, пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется новая «еда» для растений.Так все и происходит: земля — почва кормит растения, а потом они ее.

А кто живёт в почве?

Большую часть жизни дождевые черви проводят под землей, где роют длинные запутанные ходы. Там они и питаются, пропуская землю через кишечник и поглощая из нее органические остатки. Еще для прокорма они затаскивают с поверхности земли в свои ходы листья и травинки. Для небольшого червя это подвиг.

В прозрачные банки мы насыпали слоями садовую почву и песок, посадили в этот контейнер несколько червей и присыпали сверху перегнившей листвой. Емкости поставили в темное, прохладное место.

Через месяц мы обнаружили, что черви перемешали землю в банках. Земля стала рыхлая и однородная.

Мы попробовали налить сверху воды – через некоторое время дождевые черви стали выползать. Они не смогли находиться в земле без воздуха.

Это наглядно доказывает что черви – очень ценные «сотрудники» природы. Пропуская землю через свой кишечник, черви перемешивают слои почвы, обогащая ее перегноем. Они разрыхляют землю и открывают доступ воздуха к корням растений. Так дождевые черви формируют плодородный слой.

Используют червей в сельском хозяйстве: для переработки мусора, навоза, опилок. Проходя через кишечник червя, эти отходы превращаются в удобрение – биогумус, а это самое лучшее удобрение в мире.

Применяя труд червей – «профессиональных пахарей», можно восстановить плодородие почвы и облегчить себе работу по вскапыванию земли.

Крот — настоящий землекоп. Когда он ползет, то роет землю, отгребая ее вбок и назад. Если почва мешает животному рыть нору, он делает специальный вертикальный ход и головой выталкивает землю на поверхность. Такие кучки — кротовины — мы часто видим на лугу, на даче, у реки. Перед рождением малышей зверек создает специальный роддом» с мягким полом из сухой травы и роет ходы к ближайшей воде. Детишки у него появляются один-два раза в год причем за один раз рождается не меньше трех кротят. Малыши рождаются голыми, беспомощными, слепыми.

Крот —обладатель замечательной шубки: у него бархатистый, густой, блестящий, угольно-черный мех с серебристым налетом. Есть у этого зверька еще одна особенность, все знают, что кота можно гладить только по направлению от головы к хвосту, но не наоборот! Эти домашние любимцы не терпят, когда их гладят против шерсти. А вот крота можно гладить в любом направлении, и в любом случае волоски его шерстки будут ложиться гладко. Почему? Это животное ползает под землей и вперед, и назад, значит, мех не должен мешать ему двигаться. Поэтому волоски крота прижаты к телу и могут наклоняться в любую сторону. Если бы они топорщились, как у кошачьих, то наш подземный обитатель непременно застрял бы во время движения назад.

Если крот плохо видит, то как же он находит дорогу, как ищет добычу? Подслеповатый крот прекрасно слышит, улавливая даже небольшой шум, хорошо различает ароматы. Кроме того, он трогает все окружающее своим «хоботком». Могут ли у крота быть большие уши? Похожи ли уши этого зверька на наши? Нет, они практически не видны и прикрыты специальной пленочкой, чтобы в них не попадала земля.)

А что такое плодородие почвы?

Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить-поить растения чистой водой, а животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к почве, стараться делать так, чтобы в ней всегда было чисто. Что может для этого сделать каждый из детей, их родителей, воспитателей.

С помощью игры «Ящик ощущений мы сделали вывод, что в почве должны находиться только веточки, семена, камешки, комочки глина, песок, корни растений, животные, насекомые.

В последние годы пластиковые бутылки и металлические банки стали неотъемлемой частью пригородных лесов и берегов рек. И это — признак, прямо скажем, не очень высокой культуры тех, кто любит «отдыхать» на природе.

Во время прогулки по экологической тропинке или экскурсии в ближайший парк мы отметили, что везде есть мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратили внимание ребят на то, как красивы незахламленные участки леса (парка) и как неприятно посещать места, где люди за собой не убрали мусор.

Исследовательская деятельность. Опыты.

ОПЫТ 1: В почве есть воздух. Им дышат многие животные подземного мира (презентация). Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.

ОПЫТ 2. Состав почвы.

Размешаем почву в стакане с водой. Через некоторое время увидим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной.

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 3. В почве есть вода, потому и растут растения.

Откуда же она берется в почве? Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы. Посуда с почвой накрытая пакетом, ставится на подоконник. Через некоторое время на пакете появляются капельки воды, испарившиеся из почвы.

Вывод: это значит, что в почве есть вода.

Опыт 4. «Влияние состава почвы на жизнь растений».

Посадка семян салата в посуду с песком и в посуду с почвой. Наблюдение за ростом салата в течение 1 недели.

Вывод: В почве салат растет быстрее, т. к. в ней содержатся необходимые для роста вода, воздух и питательные вещества.

Почва – это верхний плодородный слой земли. Чем больше в почве перегноя, тем она плодородней. Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить. Почва даёт приют многим растениям и животным, которые участвуют в ее формировании (кроты, черви). Растения растут в почве, берут из неё питательные вещества, и наступает время,когда растения: деревья, кустарники, травы цветы опадают. Так создаётся перегной, который даёт растениям много питательных веществ. Дети поняли, что почву нельзя загрязнять, вытаптывать, что от мусора нужно избавляться, складывая его в мусорные баки или сделать из него поделку.

Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения в 3 классе «Матушка-кормилица почва» Новостроевская средняя школа Конспект открытого интегрированного урока по окружающему миру и литературному чтению 3 «а» класс.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим на тему: «Почва-живая земля». ЦЕЛИ: познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов; познакомить с некоторыми почвенными обитателями; учить детей размышлять,.

Конспект ООД «Почва и её значение для жизни на Земле» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) № 13 «СКАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты» Программное содержание: 1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы.

Семейный краткосрочный информационно-поисковый мини-проект «Наши имена» Мини — проект «Наши имена» Проект семейный, краткосрочный, информационно-поисковый. Цель: «Живое» общение детей, родителей и воспитателей.

НОД — Тема: «Земная кора. Почва». НОД — Тема: «Земная кора. Почва». (сл. № 1) Задачи: 1. Дать представление детям, что такое почва, что такое земная кора. 2. Познакомить детей.

Проект «Почва» дать представление о почве, ее значении; развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать влажную.

Совместный семейный проект «Детский сад моей мечты!» Проект «Детский сад моей мечты!» (совместный семейный проект детей и родителей) Проблема: Как преобразить прогулочный участок группы с.

Проведение с детьми старшей группы эксперимента «Почва» Для проведения эксперимента рассмотрели с детьми через лупу землю, определили её цвет, запах. Растёрли комочки земли, и нашли остатки растений.

Источник

Adblock
detector