Меню

Природные богатства воздух вода полезные ископаемые почва

Природные богатства воздух вода полезные ископаемые почва

Природные ресурсы — элементы природы, которые используются для хозяйственной деятельности и производства, а также для удовлетворения культурных, рекреационных и других потребностей человека и общества.
Подразделяются на исчерпаемые и неисчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые.

Неисчерпаемые ресурсы — объем и качество которых не изменяется в результате использования, иссечение таких ресурсов не придвидится в обозримом будущем.
К неисчерпаемым ресурсам относят энергию воды (течений, приливов-отливов), ветра и других климатических явлений, геотермальную энергию земных недр, энергию солнца и ядерную энергию звёзд.

Исчерпаемые ресурсы — количество которых ограничено и может уменьшиться в результате использования, либо возможно ухудшение их качества.
Подразделяются на исчерпаемые возобновляемые (возобновимые) и невозобновляемые (невозобновимые).

Исчерпаемые возобновляемые ресурсы — количество которых может уменьшиться в результате использования, либо возможно ухудшение их качества, но способны к самовосстановлению или восстановление возможно, вследствие принятых природоохранных мер.
К исчерпаемым возобновляемым ресурсам относят — зверопушные, рыбные, лесные запасы (и, в целом биологические ресурсы — животный и растительный мир, грибы), плодородные почвы (и почвенно-земельные ресурсы), торф (полезное ископаемое, процесс формирования которого идет постоянно, и в наши дни), пресная вода (и морские воды мирового океана), атмосферный воздух и т.д.
Атмосферный воздух и воды мирового океана количественно неисчерпаемы, но качественно ограничены и исчерпаемы.

Исчерпаемые невозбновляемые ресурсы (или невозобновляемые ресурсы) не способны к восстановлению, либо восполнение запасов происходит крайне медленно, в сравнении с темпами добычи и продолжительностью жизни человека. Могут закончиться.
К исчерпаемым невозобновляемым относят большинство минеральных ресурсов (полезных ископаемых), на их формирование ушли целые геологические эпохи — нефть, каменный уголь, железная руда и др.
Сюда же обычно относят и ядерное топливо (реже считают неисчерпаемым ввиду очень медленного расхода запасов). Не входит в данную группу торф.

Возобновляемые ресурсы — способные к (само)восстановлению: неисчерпаемые + исчерпаемые возобновляемые .

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — это альтернативные источники энергии, работающие за счет неисчерпаемых природных ресурсов, объемы которых не уменьшаются в результате пользования ими (энергия солнца, волн, приливов-отливов, течений, геотермальных источников) , либо на биологическом топливе (отходы сельскохозяйственной деятельности, пищевой, лесной промышленности — навоз, солома, древесная щепа и т.д., а также торф.) .

Источник

Окружающий мир. 3 класс

Конспект урока

Окружающий мир, 3 класс

Урок 24. «Экономика. Основы экономики. Полезные ископаемые»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Что такое экономика
  2. Основы экономики
  3. Полезные ископаемые
  4. Роль природных богатств и труда людей в экономике

Глоссарий по теме

Экономика – совокупность производственных отношений, соответствующих определённой ступени развития производительных сил.

Воздух – смесь газов, составляющая атмосферу Земли.

Вода – прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода.

Полезные ископаемые – природные минеральные образования земной коры неорганического и органического происхождения, которые добывают, а затем используют в естественном либо переработанном виде в различных производствах или строительстве.

Почва – верхний слой земной коры.

Природные богатства – полезные ископаемые, естественные богатства.

Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

Капитал – созданные людьми средства производства.

Экономика, воздух, вода, полезные ископаемые, почва, природные богатства, труд, капитал.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2017. – С. 38 – 50.
  2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2 ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 23 – 28
  3. Атлас-определитель «От земли до неба» С. 6–17

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей. Экономика бывает мировая, рыночная, производственная, плановая, смешанная. Но какой бы экономика ни была, она учит людей сберегать средства, правильно распределять их для удовлетворения собственных потребностей.

Чтобы человек имел все необходимое, и необходима экономика. При этом она обучает нас бережно относиться к природным ресурсам, с разумом применить их для ублажения собственных дел.

Природные богатства, не обращая внимания на все своё многообразие и значение, не в состоянии обеспечить население Земли необходимыми товарами и услугами.

Для этого необходима некая сила, которая смогла с умом использовать богатую сырьевую базу.

И подобной движущей силой считается человеческий труд.

Без него невозможно:

  1. добыча природных богатств;
  2. создание капитала;
  3. производство любых услуг и товаров.

В экономике нужен труд людей разных профессий, к примеру, труд архитектора, инженера, работника банка, учёного.

Успех труда во многом зависит от качества полученного образования, и здоровья людей. Тот, кто часто болеет, вряд ли сможет трудиться так же хорошо, как тот, кто болеет изредко. Хорошо, если человек с детских лет беспокоится о своём здоровье.

Природные богатства и труд людей – основа экономики. Экономика без природных богатств невозможна.

Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое.

Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.

Экономика – это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.

У любого человека есть потребности в воде и воздухе, в еде, в одежде и обуви, в жилье, в транспорте, в образовании и медицинском обслуживании и др.

Всё то, что нужно для удовлетворения потребностей даёт нам природа. Воздух, чистая вода из родника, тепло и свет солнца, красота цветущего луга и звёздного неба, радость встречи с птицей, зверьком или яркой бабочкой – всё это мы получаем именно от природы.

Достояние природы нужно использовать бережно, чтобы не разрушить наш природный дом.

Богатства природы можно разделить на три части:

  1. живые природные богатства;
  2. неживые природные богатства;
  3. силы природы.

Живые природные богатства – растения, животные.

Неживые природные богатства – воздух, вода, почва, полезные ископаемые

Силы природы – течение рек, ветер, солнечный свет.

Без почвы было бы невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.

Без воздуха не будет гореть топливо в двигателе автомобиля. Если вдруг исчезнет вода – остановятся заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные и парикмахерские и весь водный транспорт. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.

В мире существует много полезных ископаемых, большинство из них твёрдые.

Нефть – жидкое полезное ископаемое

Природный газ – это полезное ископаемое в газообразном состоянии.

Добывая полезные ископаемые, люди преследуют разные цели.

Для изготовления кирпича и бетона людям приходится добывать в природе песок, глину, известняк. Из глины делают кирпичи. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка – мел. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

Экономика не может обойтись без угля, природного газа, бензина.

Уголь и газ добывают в природе. А бензин получают из нефти, которую нам тоже даёт природа.

Полезные ископаемые (нефть, природный газ, каменный уголь и др.) потому и называются полезными, что используются в хозяйстве.

Вокруг нас много металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, вёдра. А станки на заводе, самолёты и автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы. Всё это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.

Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера, которое имеет в своём составе соединения железа. Из неё выплавляют сталь.

Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями.

Изучают полезные ископаемые, отыскивают месторождения геологи. Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых. У геологов сейчас есть сложная аппаратура, вертолёты и вездеходы, радиосвязь и фотографии Земли, сделанные из космоса.

Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в открытых котлованах – карьерах, другие – в шахтах. К примеру, уголь добывают в шахтах.

Карьер – это открытый котлован с полезными ископаемыми.

Шахты – это глубокие колодцы, в которых добывают полезные ископаемые.

Для того чтобы извлечь из-под земли нефть и природный газ, люди строят буровые установки и бурят скважины. Нефть и газ добывают как на суше, так и в море.

Полезные ископаемые являются бесценным кладом нашей Земли. Очень важно их беречь и охранять. Ведь запасы полезных ископаемых на нашей планете не бесконечны. Нужно правильно и бережно их использовать.

Разбор типового тренировочного задания

Что может рассматриваться как товар?

Разбор типового контрольного задания

Заполните таблицу, сортируя товары и услуги по колонкам.

Источник

Презентация по окружающему миру на тему «Природные богатства нашей Родины» (3 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Природные богатства: Воздух и вода, Полезные ископаемые и почва, Растения и животные.

Движение воздуха — ветер — используется для выработки электроэнергии . Для этого строят специальные сооружения — ветряные установки.

Вода Силу воды люди научились превращать в электричество и пускать его по проводам на заводы и в дома. Без воды невозможна жизнь , невозможна экономика.

Нефть-наше черное золото Нефть является, пожалуй, одним из самых важных полезных ископаемых. Из нефти делают не только бензин , керосин ,солярку , еще и свечи , целофан , пластик , чернила и многое другое.

Железная руда Железная руда-это горная порода , прежде всего она используется для изготовления чугуна и стали.

Песок речной Прозрачное оконное стекло было когда-то речным песком.

Земля Земля- является самым большим и главным богатством для человека. Без земли (почвы) было бы невозможно сельское хозяйство, а значит ,и производство продуктов питания.Недаром землю называют кормилицей.

Лесные Богатства Деревья -представляют копилку полезностей – древесина идет на изготовление мебели, бумаги, постройки домов и других деревянных сооружений, в качестве твердого топлива.

Растения Значение растений в природе и жизни человека играет очень большую роль. Потому что зелёные растения дают людям пищу, сырьё для промышленности, а также корма для сельскохозяйственных животных.

Животные Животные населяют весь земной шар. Значение животных в природе столько велико как и значение растений . Многие растения опыляются только животными. Животный мир- важная составная часть природной среды.

Солнечный свет Солнце дает нам свет и тепло .Человек создал солнечные батареи , которые меньше всего загрязняют природу.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 972 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 882 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 303 человека из 64 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДВ-526045

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Более 50 российских школ перешли на дистанционку из-за коронавируса

Время чтения: 1 минута

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Подкормка щенков с рождения
Adblock
detector