Исследовательская работа по растениеводству на тему: «Возделывание овощей на пришкольном участке»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ГБОУ Воскресенская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Исследовательская работа в номинации «Растениеводство»
«Возделывание овощей на пришкольном участке»
Иванов Роман- 11 класс
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Учитель технологии
Виденеева Елена Александровна
Оглавление
1. Введение стр. 1
2. Методика исследования стр. 1
3. Результаты исследования стр. 2 – 3
4. Выводы стр. 3
5. Заключение и перспективы работы стр. 4
6. Список использованной литературы стр.5
Введение
Объектом исследования избран огородный участок по возделыванию овощей, организационно входящий в участок землепользования ГБОУ Воскресенская школа-интернат для детей с ОВЗ. Полностью школа занимается возделыванием картофеля на участке площадью 1 га и возделыванием овощей на орошении (участок 0,5 га).
Слайд № 2
Целью нашего исследования является определение :
а) экономической эффективности возделывания овощей;
б) сравнительный анализ получения урожая в 2015, 2016 и 2017 годах;
в) краткое сравнение возделываемых сортов овощей (на примере культуры лук репчатый, моркови ,свеклы столовой и капусты белокочанной).
Слайд № 3
Задачи работы вытекают из целей :
а) показать важность производства овощей для нужд школьной столовой в сравнении с закупкой;
б) полезность прививания навыков учащимся средних и старших классов в практической работе по посеву, уходу за посевами и посадками овощей, уборке урожая.
Длительность наблюдения составил вегетационный период весна-лето 2017г. ( в вопросах сравнения сортов).
Сравнение результатов урожайности по культурам будет дано по результатам последних трех лет. Наблюдение за сроками посева высадки рассады, сроков основных агротехнических приемов проводились на овощном участке.
1. Методика исследования.
Методом исследования избран описательно-сравнительный. Мы стремились показать последовательность агротехнических приемов возделывания различных овощных культур, особенности погодных условий нынешнего года.
Сравнение урожайности овощей по культурам было проведено методом сравнения и мы попытались связать изменения в урожайности и валовом сборе с погодными условиями сравниваемых годов и различия в сортах возделываемых овощей.
Для сравнения практических результатов получения урожая овощей по годам использованы документы оприходовании урожая овощей по годам.
Описательный метод использован в вопросах агротехники, способов возделывания (посев в грунт, рассадный способ) различных овощных культур. Описание начато со дня высева рассады культур в помещении школы, высадки посева, ухода и уборки.
2. Результаты исследований.
Рассадные культуры: к ним относятся капуста белокочанная. Возделываемые в 2017 году сорта:
— капуста белокочанная: Амагер, Надежда, Подарок.
Сроки посева в помещении: капуста белокочанная – 25 февраля, в теплицу- 10 мая.
Слайд № 5
После отрастания рассады, в фазе 2 – 3 пары настоящих листьев, прово-дилась пикировка рассады в ящики и расстановка по учебным кабинетам на солнечную сторону. Сроки проведения пикировки: капуста белокочанная – 25 марта.
Слайд № 6
Учащиеся 10,11,12 классов следили за состоянием рассады, вели полив и рыхление рассады в теплице. Капуста белокочанная после 20 апреля была помещена в теплицу для закаливания, что дало положительный эффект, на момент высадки рассады была жизнеспособной, развитой, признаков заболевания «черной ножкой» у капусты отсутствовали.
Сроки высадки: капуста как более холодостойкая культура была высажена 20-25 мая, по мере прогревания почвы и наступления устойчиво теплой (выше 15 0 С) температуры воздуха. Отсутствие естественных осадков и резкая сухость воздуха потребовали ежедневного полива рассады и периодического проведения подсадки капусты взамен выпавшей.
С рассадными культурами были проведены необходимые агротехнические мероприятия: прополка, периодические поливы и рыхления, в заключении было проведено окучивание капусты 25 июня. Была отмечена вспышка поражения капусты крестоцветной блошкой, что потребовало обработки препаратом «децис – экстра» и нормой расхода 2л/га ручным ранцевым опрыскивателем. Эффект от обработки был отмечен через двое суток и был стопроцентным.
Слайд № 7.
Методом посева в грунт были высеяны культуры:
— свекла столовая Бордо и Цилиндра посев произведен 15 мая 2017 года, всходы отмечены 1 – 12 июня 2017 года. Проведены 2 прополки вручную с прореживанием, периодические поливы и рыхления.
Слайд № 8.
— морковь Шантане были высеяны в один срок со столовой свеклой, всходы появились 29-30 мая. Проводились две прополки вручную с прореживанием, периодические поливы и рыхления. Видовая урожайность выше среднего.
— лук репчатый был высажен севком в грунт 18 мая 2017 года. Сорт Стригуновский местный. Отрастание отмечено на пятый – шестой день после высадки. Было проведено рыхление, прополка.
3 . Выводы по работе.
Проводимые фенологические наблюдения очень интересны с точки зрения своевременности проводимых посевов овощей в открытый грунт, высадки рассады. С помощью научного руководителя мы в процессе повышения температуры воздуха и почвы отмечали наступление оптимальных условий для посевов и высадок. Очень важным также было определение сроков проведения прополок, рыхлений. Не менее важно было обучение умению определять необходимость, своевременность и обильность поливов той или иной овощной культуры.
Слайд №11.
Выводы по уровням получения валового сбора овощей мы приводим на примере лук репчатый, картофель, моркови и столовой свеклы, капусты.
Картофель 5200кг 2093кг 2655кг
Необходимо отметить, что 2017 год был очень сложен в плане погодных условий: холодная, затяжная весна, холодная первая декада июня, резкое повышение температуры, начиная с 15 июня, затяжные дожди с 5 по 12 июля (невозможность проведения прополок поздних культур: капусты, картофеля). Период дождей снова сменился периодом сухой и жаркой погоды, до середины августа. Это потребовало больших трудозатрат на полив моркови, свеклы, капусты. из приведенных результатов по валовому сбору видно, что благодаря трудолюбию коллектива школы и воспитанников, был получен хороший урожай овощей, несмотря на трудные погодные условия.
Источник
« Учебно – опытническая работа на пришкольном участке» Раздел «Овощеводство»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 Кущевского района Краснодарского края
Тема: « Учебно – опытническая работа на пришкольном участке»
Авторы работы — учащиеся 6 Б класса:
Руководитель: Клещева Елена Владимировна, учитель технологии.
— проблематика: необходимость и актуальность наличия участка;
— цели и задачи опытнической работы;
— погодно-климатические условия и почвы края (района);
— краткая справка по участку.
2. Практическое выполнение опытнической работы:
— методика проведения опыта;
— выводы по опытам.
4. Список литературы.
Ж изнь не стоит на месте… В современном мире на нас интенсивно действуют довольно многочисленные неблагоприятные факторы, ухудшающие здоровье, особенно при низких температурах и резких перепадах давления воздуха. Многочисленные исследования показали, что полноценным питанием, употребляя в пищу достаточное количество плодов и овощей, можно сгладить вредное действие неблагоприятных факторов и даже в какой-то мере их устранить.
Если раньше человеку приходилось много работать физически, то в современных городах и поселках значительная часть населения не занимается таким трудом. Сегодня, когда на прилавках магазинов появляется много некачественной продукции, возникает проблема: где взять экологически чистые овощи и фрукты, чтобы здоровью они принесли только пользу?
Чем больше заковывает человек землю в бетон и асфальт, тем чаще тянет его на природу, поближе к земле. К той, которая по весне дышит как живая, к той, чья зелень успокаивает уставшие глаза и нервы, к той, что по осени одаривает урожаем.
В последние годы эта тяга заметно усилилась. Люди хотят своими руками выращивать фрукты, овощи и цветы, строить дома, разбивать клумбы и цветники, то есть хотя бы короткий летний сезон побыть поближе к природе. Сельскохозяйственный труд легким никогда не был. И тот, кто решил посвятить себя этому делу, должен помнить о том, что богатый и полновесный урожай можно получить лишь там, где этому отданы немалый труд, умение и старание. Может, сначала не все и получится. Ведь как бы мы ни хотели, а погода все-таки диктует нам свои условия. В сухое лето поливами еще как – то можно спасти будущий урожай, а вот если дожди зарядят, тут уж как выйдет.
Поэтому особенно важно раскрывать красоту сельскохозяйственного труда при воспитании школьников в процессе внеклассной работы, в частности, на учебно-опытном участке школы. Отношение к земле — это непросто любовь к родному краю, которая может успешно воспитываться у учащихся в процессе краеведческой, туристической работы и в других многообразных формах внеклассной и внешкольной работы. Отношение к земле требует работы не только ума, но и сердца. Опытническая работа служит своеобразным индикатором результата трудового обучения и воспитания.
Процесс обучения и воспитания двухсторонний, и его эффект достигается совместными усилиями педагогов и обучаемых. Поэтому рост познавательной активности учащихся, расширение их участия в трудовой деятельности, развитие творческих способностей составляют важные стороны учебной и воспитательной работы со школьниками. Именно в школе должен сформироваться у ученика интерес к какой-либо области деятельности, должно возникнуть желание глубже ознакомиться с ней. Практическая реализация этого положения требует коренного улучшения содержания и методов развития с/х опытничества школьников. Развитие с/х опытничества в школе должно помогать реализации идей комплексного подхода к воспитанию школьников на основе единства трудового, нравственного, физического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Нравственное воспитание осуществляется во всем многообразии социально значимой деятельности школьников: в учебе, труде, художественно-творческой, спортивной деятельности, а также в деятельности свободного общения. Оно обуславливает отношение человека к окружающей действительности, к самому себе, помогая определить достойное место в обществе с позиций гражданского служения ему. Эстетическое воспитание предполагает развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности: в природе, в труде, человеческих отношениях. Осуществление экологического воспитания должно быть направлено на более глубокое понимание взаимосвязей в природе. Назначение правильно поставленного физического воспитания – забота о нормальном росте и развитии детского организма в процессе всех видов деятельности. Формирование всесторонне и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания, цель которых – готовить учащихся к активной трудовой и общественной деятельности, развивать творческое отношение к труду.
При организации опытнической работы наиболее важными являются два условия: труд учащихся должен быть разнообразным, интересным и посильным; школьники при этом должны решать конкретные производственные задачи. Такой подход к организации опытнической работы позволит увлечь учащихся и дать им возможность на практике убедиться в значении их деятельности, ввести их в круг актуальных проблем с/х производства, мобилизовать знания школьников на планирование и организацию своего труда, на качественное выполнение его, расширять биологический кругозор.
Опытническая работа является продолжением учебной программы многих предметов: трудового обучения, природоведения, географии, биологии, экологии, химии, некоторых тем физики, математики. Теоретические знания по этим предметам находят свое применение в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Но этих знаний обычно бывает недостаточно, и для решения возникающих проблем приходится обращаться к дополнительным источникам информации, овладевать новыми методами познания.
В повседневной жизни мы так привыкли к овощам, что зачастую и не задумываемся над тем, что они для нас значат.
Хлеб, молоко, мясо как продукты питания необходимы. Но если человек ограничивается только ими, у него нарушается пищеварение, и он заболевает. Чтобы этого не случилось, необходимо больше использовать в пищу овощи, содержащие различные соли. Речь идёт не об обычной поваренной соли, без которой пища кажется пресной, человеку необходимы и другие соли, в том числе и те, которые содержатся в различных овощах. Эту особенность овощей мы и помним и ставим превыше всего, когда планируем работу на УОУ на целый год. Здесь нужно учитывать всё: и как обработать землю, что внести, чтобы почва была плодородной, что и сколько сажать, чтобы хватило до весны в столовой, как собрать урожай, как его хранить и др.
Красивый, ухоженный пришкольный участок воспитывает в школьниках эстетические чувства, любовь к родной природе, к сельскохозяйственному труду. Школьный участок – место, где учащиеся приобретают основы экологических знаний, знания дизайнерского искусства. Правильно спланированный пришкольный участок обеспечивает большую часть работы на открытом воздухе.
Работы на участке способствуют расширению и углублению знаний по биологии, приобретению знаний и умений по выращиванию растений, воспитанию у обучающихся качеств рачительного хозяина земли, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.
Самое пристальное внимание при организации труда учащихся на пришкольном участке должно быть уделено опытнической работе. Тематические опыты с растениями направляются на решение вопросов, связанных с повышением урожайности растений.
Учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавателя и учащихся, на пришкольном участке, работая, ребята получают ясные представления о главных агрономических приёмах возделывания сельско — хозяйственных растений и ухода за ними. В процессе работы на УОУ у обучающихся воспитываются организаторские и коллективистские навыки, культура труда и эстетические чувства. Необходимо проводить не менее 5-6 опытов в каждый учебный год.
Учебно-опытный участок школы позволяет решить познавательные и воспитательные задачи:
реализация биологического образования, опытнической работы и трудового обучения;
практическая направленность учебно-опытного участка позволяет вырастить овощи для школьной столовой, рассаду цветов и овощей для населения;
развивает у школьников интерес к сельскохозяйственным профессиям;
формирует у школьников ответственное отношение к труду, к организации мер по защите окружающей среды;
развивает интеллект и эстетические чувства школьников;
учебно-опытный участок – это место проведения экскурсий и практических занятий в течение всего учебного года с 5 по 11 класс. Для более полной реализации поставленных задач на участке школьники под руководством учителя технологии производят закладку опытов; самостоятельные наблюдения, групповые экскурсии;
Собирать семена, производить калибровку, проверять их всхожесть, производить посев;
Использовать органические и минеральные удобрения;
Проводить работу по размножению и пересадке комнатных растений, распознавать их виды;
Проводить прополку, знать сорные растения, болезни растений;
Проводить механическую, химическую и биологическую борьбу с вредителями растений;
Проводить простейшие опыты с растениями на учебно-опытном участке, наблюдать и объяснять результаты, анализировать.
Что такое почва, плодородие, её структура и химический состав;
Способы повышения плодородия с помощью внесения удобрений;
Зерновые технические, кормовые, овощные, лекарственные растения, цветочно-декоративные растения, комнатные, плодово-ягодные культуры;
Способы размножения растений;
Значение зеленых растений для других живых организмов на Земле.
Учебно-опытный участок в нашей школе является базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями, они знакомятся с условиями роста и развития сельскохозяйственных растений, учатся правильно выращивать их, а также проводят опыты и наблюдения, закрепляют, углубляют и расширяют знания по биологии, полученные на уроках. В процессе проведения опытнической работы у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают доводить начатое дело до конца.
На школьном учебно–опытном участке в условиях, близких к сельскохозяйственному производству, в соответствии с учебными программами в течение всего года проводятся уроки, практические занятия , экскурсии.
Учебно-опытный участок занимает важное место в познании учащимися природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формировании любви и бережного отношения к ней.
Большое место на школьном участке занимают внеурочные работы по проведению наблюдений и учебных опытов, здесь проводятся занятия кружка юннатов, многие общешкольные мероприятия (День урожая, День сада и Праздник Птиц и др.).
Учебо-опытный участок используется как основной источник для выращивания и заготовки натурального наглядного материала, без которого невозможно вести уроки сельскохозяйственного труда и биологии на уровне современных требований.
Мы проживаем в Краснодарском крае и имеем следующие аграрные показатели. Климат умеренно-континентальный, район относится к зоне неустойчивого увлажнения. Имеет равнинный рельеф. Почвы в районе карбонатные чернозёмные. Вегетационный период на равнине 220-240 дней. Недостаточное количество осадков в равнинных районах определяют сухость воздуха и почвы, что вызывает большую повторяемость засух и суховеев. Сумма летних дней составляет 140 — 153 дня. Большая часть лета умеренно жаркая, наиболее жаркие дни приходятся на июль-август. Максимальная температура превышает плюс 35 – 39°C, число дней с максимальной температурой выше 30°C за лето составляет примерно 30 — 65 дней. Продолжительность теплого периода (периода с температурой воздуха выше 0°C) на большей части территории края составляет 9 — 10 месяцев.
Безморозный период в большинстве районов длится 180—200 дней.
Неравномерное распределение осадков, резкие температурные колебания, губительное действие суховеев и засухи вызывают необходимость строгого соблюдения научно обоснованной системы земледелия при возделывании сельскохозяйственных культур, увеличения посадок лесополос и других гидроаккумулирующих и противоэрозионных мер. И все же климат в крае — один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека.
Равнинные территории открыты с севера и доступны действию арктических воздушных масс. Северо-восточные ветры, особенно в начале зимы, при еще малом или вовсе отсутствующем снежном покрове, регулярно наносят урон озимым культурам. Осадки выпадают обычно в виде дождей (даже зимой). Общее количество осадков достаточное, но распределены они неравномерно в течение года: летом часты засухи при преобладании восточных ветров. В северных и северо-восточных районах края (Ейский — Кущевский районы) холодная зима и жаркое лето ; осень более короткая, чем в других районах региона; для зимы и весны обычны пыльные бури, приносимые восточнымии северо-восточными ветрами; эти бури сносят верхний плодородный слой почвы.
Наш УОУ совсем новый, т. к. весной этого года был заложен на территории школьного двора. И поэтому провели всего 2 результативных опыта (в последствии планируется 5-6 опытов ежегодно).
2. Практическое выполнение опытнической работы.
Биологические особенности культуры
Чеснок — луковичное однолетнее растение из семейства лилейных. Укороченный стебель — донце высотой несколько миллиметров — значительно шире, чем у репчатого лука.
Луковица чеснока состоит из долек-зубков, отделенных друг от друга сухими чешуйками и обернутых общей чешуей. Наружные зубки в луковице крупнее внутренних.
В отличие от репчатого лука листья чеснока не имеют полости. Они линейные, жесткие, с пленчатым основанием.
Чеснок размножается только вегетативно. Выращивают чеснок повсеместно.
Различают стрелкующиеся и нестрелкующиеся, озимые и яровые сорта чеснока. Биологические особенности у них разные. Стрелкующиеся сорта образуют цветочную стрелку, в семенных шапках которых вместо цветков появляются мелкие воздушные луковички, которыми чеснок размножают. Кроме того, его размножают и зубками. Нестрелкующийся чеснок размножают только зубками. Стрелкующиеся сорта чеснока чаще озимые, нестрелкующиеся — и яровые, и озимые.
Чеснок холодостоек и морозостоек (стрелкующийся обладает более высокой зимостойкостью), нуждается во влаге и в плодородной почве. Он отзывчив на органические удобрения, но непосредственно под чеснок можно вносить лишь перегной или торфокомпосты. Размещать чеснок следует после культуры, под которую вносили высокие дозы органических удобрений (ранняя капуста, огурцы). Чеснок можно сажать под зиму и ранней весной. Под зиму сажают с таким расчетом, чтобы растения укоренились, но не успели еще прорасти. Укоренившиеся растения рано весной трогаются в рост, развивают мощную листовую массу и в 1,5—2 раза увеличивают урожай.
План опыта с чесноком
Тема опыта: Влияние удаления стрелок на урожай чеснока.
Цель опыта: Выяснить, как влияет на урожайность чеснока удаление стрелок.
Подготовка почвы. Под посадку чеснока выделить участок, где под предшественник были внесены высокие дозы органических удобрений. Произвести глубокую вспашку.
Подготовка посадочного материала. Луковицу чеснока разделить на отдельные зубки. Для посадки отобрать из наружной части луковицы наиболее крупные, выравненные. Это гарантирует одновременное созревание луковиц.
Посадка. Высадить четырехстрочными лентами с междурядьями в 20 см и с расстоянием между растениями 6—8 см, на глубину 4—5 см (за 3—4 недели до наступления устойчивых холодов). (20 сентября — 1 октября.)
Уход. Участок поддерживать в рыхлом и чистом от сорняков состоянии, при необходимости (засушливая погода) поливать.
Провести подкормки полным минеральным удобрением.
Первая подкормка. На 10 м 2 внести 40 г аммиачной селитры, 85 г суперфосфата, 50 г хлорида калия или 140 г нитрофоски в бороздки между рядами чеснока, не ближе чем на 8 см от растения и заделать на глубину 5—6 см. (20-25 мая.)
На пищевых участках чеснока выломать стрелки в момент их появления. Это повысит величину луковиц. (10—15 июня.)
Вторая подкормка. На 10 м 2 внести 55 г аммиачной селитры, 167 г суперфосфата, 70 г хлорида калия или 200 г нитрофоски. (15—20 июня.)
Уборка. Уборку начать, когда у стрелкующихся форм чеснока листья начнут желтеть, а у нестрелкующихся — полегать. (15—25 августа.) Задерживать уборку чеснока нельзя, так как общие чешуи быстро разрушаются, луковицы распадаются на зубки и становятся непригодными к длительному хранению.
Убирать в сухую теплую погоду, подкапывая лопатой, выбрать из земли. Легким потиранием корней одной луковицы о другую удалить землю с корней и разложить рядами для просушки. В дождливую погоду сушить под навесом. После просушки листья обрезать на высоте 3—5 см от верхушки луковицы, не задевая пятки. Зимой хранить при температуре 1—3°С тепла.
Опыт – стрелки выламываются
Контроль – стрелки не удаляются.
0,5м 1 м 0,5 м 1 м 0,5 м
I повторность II повторность III повторность
На каждой было высажено по 15 зубков чеснока в ряду. Всего на грядке 10 рядов.
Результаты опыта: собрав и взвесив урожай с опытных и контрольных делянок, мы пришли к выводу: удаление стрелок повышает урожайность чеснока на 20%. Кроме того, чесночные стрелки используются в пищу в маринованном, жареном и свежем виде.
Тема опыта: влияние минеральных удобрений на урожай кабачков.
Цель опыта: выявить, как влияет внесение минеральных удобрений в виде подкормки на урожайность кабачков сорта «грибовские».
План расположения рядов в опыте
1 –контроль минеральные удобрения не вносились
2 – одноразовая подкорка
3 – двух разовая подкормка, комбинированными минеральными удобрениями.
4 – трёх разовая подкормка
Биологические особенности кабачков.
Краткая информация об огородном растении
Тип растения : однолетник
Условия выращивания : открытый грунт, теплица, оранжерея
Отношение к свету : светолюбивое
Отношение к влаге : влаголюбивое, умеренно влаголюбивое
Зимовка : не зимует
Употребление в пищу : плоды, цветы
Кабачок. Скороспелая и урожайная овощная культура. Плоды кабачка пригодны к употреблению через 3–10 дней после оплодотворения завязи. Плоды кабачка — продукт диетического и лечебного питания, лучше всего подходящий для первого прикорма маленьких детей.
Однолетнее травянистое растение, разновидность тыквы обыкновенной с прямостоячими, слабо ветвящимися, обычно не стелющимися стеблями, и мощной корневой системой. Плод — тыквина, как правило, продолговатой формы, зеленого, желтого или белого цвета.
У кабачка используют в основном молодую завязь, такие плоды непригодны для длительного хранения. Качество и величина урожая повышаются при своевременных и регулярных сборах.
Источник