Меню

Приведены различные вещества битум почва базальт

«А.Н. Вторушина, М.Э. Гусельников, А.И. Копытова, Е.В. Ларионова, О.Б. Назаренко, Н.В. Саранчина, Н.С. Шеховцова ПРАКТИКУМ ПО ЭКОЛОГИИ (для технических вузов) Рекомендовано в . »

3. Укажите консумента I уровня в этой цепи.

4. Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой и, предполагая, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня, рассчитайте, сколько понадобится растительности, чтобы вырос 5. Ниже приведены данные о количестве ДДТ, заключенном в биомассе организмов, находящихся на разных трофических уровнях пищевой цепи (в единицах массы ДДТ на 1 млн. единиц биомассы):

вода (0,02) – кладофора (0,04) – карась (10) – щука (50) – скопа (75).

В чем заключается эффект концентрации ядохимикатов в пищевых цепях? Рассчитайте кратность увеличения концентрации на последовательных уровнях данной пищевой цепи. На каком уровне ДДТ окажет наиболее сильное влияние? Объясните, почему гибель организмов (птиц, млекопитающих) от ДДТ наблюдается в период нехватки корма?

6. Подсчитано, что для того, чтобы прокормить в течение года одного мальчика весом в 45 кг, достаточно четырех с половиной телят общим весом в 1035 кг, а для них – 20 млн растений люцерны с биомассой 8,2 т. Энергия, заключенная в такой массе люцерны, составляет 14, млн калорий, в телятах содержится 1,19 млн калорий, а в мальчике остается из этого количества 8300. Рассчитайте коэффициент полезного действия при передаче энергии в каждом звене пищевой цепи задания.

Какое количество солнечной энергии (в калориях) нужно для поддержания жизни мальчика, если учесть, что КПД продукции люцерны составляет в данном случае 0,24%?

7. Рассчитайте эффективность (КПД) передачи энергии в основных звеньях пищевой цепи в океане, исходя из следующих цифр. На 1 м2 поверхности океана приходится в среднем около 3 млн калорий солнечной энергии в сутки. Продукция диатомовых водорослей за этот же период на эту же площадь составляет 9000 калорий, зоопланктона – 4000, рыб – 5 калорий в сутки.

8. В таблице приведены первичная продукция и растительная биомасса некоторых экосистем Земли (по Уиттекеру, 1980):

Тип экосистемы 10–6, Тропический дождевой лес Тропический сезонный лес Вечнозеленый зоны Листопадный лес умеренной зоны Редколесье и кустарники Злаковники умеренной зоны Тип экосистемы 10–6, ность лукустарники и кустарники) Экстремальные пески и лед Возделываемые земли Зоны подъема поверхность Континентальный шельф Заросли водорослей и рифы Используя данные таблицы, определите участие (в %) различных типов экосистем Земли в формировании биомассы и первичной продукции (ПП) биосферы.

Сравните экосистемы по показателям биомассы и продуктивности.

Объясните причину различия показателей биомассы и продуктивности экосистем Мирового океана и континентов.

9. В таблице приведены показатели, характеризующие продуктивность основных биомов Земли:

девой лес ный лес Вечнозеленый лес умеренной зоны Листопадный лес умеренной зоны Бореальный лес Редколесье Злаковники зоны Тундра и альпийская растительность Пустынная и полупустынная растительность (полукустарники и ку- старники) Экстремальные скалы, пески и лед Возделываемые земли Озера и реки Все континенты Открытый океан Зоны подъема глу- на поверхность шельф рифы Речные дельты Мировой океан Используя данные таблицы и задания 6, оцените:

а) эффективность формирования чистой первичной продукции (г/м2 листовой поверхности в год);

б) эффективность продуктивности хлорофилла разных типов экосистем (г/г хлорофилла);

в) скорость биологического круговорота в наземных экосистемах по отношению массы подстилки к массе чистой первичной продукции;

г) степень использования чистой первичной продукции д) степень перехода органического вещества растений в животное органическое вещество (%).

Читайте также:  Удобрение для домашних цитрусовых

10. В таблице приведена чистая продуктивность, а также расходы на дыхание автотрофов и гетеротрофов для двух лесных экосистем:

Экосистема Дубово-сосновый лес Широколиственный лес Чистая первичная г/(м2·год) Расходы на дыхание г/(м2·год) Расходы на дыхание г/(м2·год) Рассчитать для двух экосистем:

1. Pg/R (отношение валовой первичной продукции к энергии, пошедшей на дыхание);

2. PN — чистую продуктивность сообщества.

Pg – валовая первичная продуктивность (скорость накопления органического вещества автотрофами), PN – чистая продуктивность сообщества (скорость накопления органического вещества, не потребленного автотрофами и гетеротрофами), R – энергия, пошедшая на дыхание автотрофов и гетеротрофов.

На основании рассчитанных данных сделать вывод о том, какая экосистема является климаксной, а какая развивающейся, указать тип сукцессии (гетеротрофный, автотрофный) для экосистемы.

11. В таблице приведены данные эксперимента по определению влияния лесных биогеоценозов водосбора на вынос питательных веществ с речным стоком. Значения даны в кг/(га·год):

Определите соотношение приноса и выноса элементов (чистый вынос) в ненарушенной лесной экосистеме.

Определите изменение чистого выноса элементов после вырубки леса.

К каким последствиям могут привести подобные изменения в структуре и функционировании лесной экосистемы?

12. Определите из представленного списка тип сукцессии:

а) превращение заброшенных полей в дубравы;

б) появление лишайников на остывшей вулканической лаве;

в) постепенное обрастание голой скалы;

г) появление на сыпучих песках сосняка;

д) превращение гарей в еловые леса;

е) постепенная смена вырубок сосняком;

ж) превращение деградированных пастбищ в дубравы.

13. Поясните, почему при саморазвитии сообществ темпы сукцессии постепенно замедляются? Почему чужеземные виды растений чаще всего внедряются в местную растительность по обочинам дорог, насыпям, берегам рек, пашням и другим подобным местообитаниям и не приживаются в лесах, на лугах или в степях?

14. Приведены различные вещества: битум, почва, базальт, микроорганизмы, нефть, гранит, природный газ, кора деревьев, песок, глина, ил, природные воды, атмосфера. Определите к какому типу веществ по классификации В.И. Вернадского относятся представленные примеры.

15. Установите соответствие функций живого вещества: энергетическая, газовая функция, концентрационная, окислительновосстановительная, средообразующая, рассеивающая, информационная:

а) образование озонового экрана;

б) выделение живыми организмами аммиака;

в) аккумуляция железобактериями железа;

г) образование органических веществ при автотрофном д) способность хвощей накапливать кремний;

е) процессы фотосинтеза;

ж) процессы минерализации органических веществ;

з) процессы дыхания;

и) выделение кислорода сине-зелеными водорослями;

к) разложение организмов после их гибели.

16. Общее содержание углекислого газа в атмосфере Земли составляет около 1100 млрд. т. Установлено, что за год растительность ассимилирует почти 1 млрд. т. углерода. Примерно столько же его выделяется в атмосферу. Определите, за сколько лет весь углерод атмосферы пройдет через организмы?

17. Каким образом на ваш взгляд проявляется круговорот веществ в аквариуме? Насколько он замкнут? Как сделать его устойчивее?

18. В степном заповеднике на участке, полностью огражденном от травоядных млекопитающих, урожай трав составил 5,2 ц/га, а на выпасаемом участке – 5,9. Почему устранение консументов понизило продукцию растений?

19. Поясните, возможно ли существование экосистем, в которых живая часть представлена только двумя группами – продуцентами и редуцентами?

20. В сложных экосистемах дождевых тропических лесов почва очень бедна биогенными элементами. Как это объяснить? Почему тропические леса не восстанавливаются в прежнем виде, если их свести?

21. При длительном, в течение 80 лет, применении высоких доз азотных удобрений на одном из лугов, содержавшем ранее 49 видов растений, осталось только 3 вида. На неудобренном участке видовое богатство сохранилось. Объясните, почему это могло произойти.

Читайте также:  Дозатор удобрений для картофеля

22. Расположите стадии в таком порядке, чтобы образовывался замкнутый круговорот:

испарение с поверхности океана;

перенос влаги с воздушными массами;

испарение с поверхности суши;

б) углерода СО2 в составе атмосферы;

углеродсодержащие соединения в составе консументов океана;

молекула глюкозы в растении;

биологический вынос карбонатов в составе скелетного материала из морской воды;

углеродсодержащие соединения поглощены редуцентами;

процесс клеточного дыхания;

карбонат и бикарбонат ионы в составе морской воды;

аминокислоты в составе белков тканей животного;

горение органического вещества;

абиогенное (без участия живого организма) осаждение карбонатов в океане;

выделение СО и СО2 при вулканической деятельности;

глюкоза в составе водорослей;

разложение органической материи в морской воде за счет дыхания бактерий;

сжигание полезных ископаемых (топлив);

осадочные карбонаты (отложения);

в) азота N2 в составе атмосферы;

поступление нитрат-ионов почв в подземные и поверхностные образование аммонийных соединений азотфиксирующими бактериями;

усвоение нитратных и нитритных форм продуцентами;

аминокислоты в составе белков тканей консументов;

фиксация азота при грозовой деятельности;

азотсодержащие соединения вошли в состав детрита;

деятельность аммонифицирующих редуцентов;

образование кислотных осадков;

деятельность денитрофицирующих бактерий.

окисление аммонийных форм нитрифицирующими бактериями;

уход в глубинные слои литосферы;

г) фосфора фосфор горных пород;

фосфорсодержащие соединения в живом организме на суше;

поверхностный и подземный сток;

фосфорсодержащие соединения в живом организме в океане;

фосфаты донных отложений.

д) серы сульфаты природных вод;

сульфаты почв (перевод тиобациллами сульфидов в сульфаты);

серосодержащие аминокислоты в живом организме;

сульфиды руд и горных пород;

окисление сульфидов серобактериями;

выделение серы при вулканической деятельности.

Перечень рекомендуемой литературы к главе I: [1], [3], [4], [6–8], [14], [17–28], [31–33], [36].

2. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Экология человека – наука, изучающая закономерности взаимодействия человека с окружающими природными ресурсами, социальными, производственными, бытовыми факторами, включая культуру, обычаи, религию и пр. Её предмет состоит в изучении приспособительных изменений, происходящих в человеческом организме в зависимости от природных и социальных условий жизни.

Онтогенез – индивидуальное развитие особи, включая всю совокупность ее преобразований от зарождения до конца жизни.

Антропогенез – исторический процесс происхождения, возникновения и развития человека; эволюция рода Homo.

Полиморфизм – наличие в пределах одного вида резко отличных по облику особей, не имеющих переходных форм.

Среда обитания человека – совокупность объектов, явлений и факторов окружающей среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

Информационная среда – среда, которую можно считать фильтратом внешних впечатлений, поступающих в мозг, которые зависят от видовых особенностей рецепторов, т.е. от органов чувств.

«Калининградский государственный технический университет ТЕХНОЛОГИЯ РЫБЫ И РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ Методические указания по дипломному проектированию для студентов высших учебных заведений по специальности 271000 — Технология рыбы и рыбных продуктов Калининград 2001 УДК 664.951 УТВЕРЖДЕНО Ректором Калининградского государственного технического университета АВТОРЫ: Одинцов А.Б., доцент, к.т.н., заведующий кафедрой Технология продуктов питания Калининградского государственного технического университета. »

«Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению самостоятельной работы по дисциплине Основы технологии производства автомобилей для студентов направления 6.070106 Автомобильный транспорт всех форм обучения Севастополь 2014 2 УДК 629.114.083 Методические указания к выполнению самостоятельной работы по дисциплине Основы технологии производства и ремонта автомобилей для студентов направления Автомобильный 6.070106. »

Читайте также:  Горные подзолистые почвы плодородие

«Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины Севастопольский национальный технический университет Кафедра Экономики и маркетинга МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к выполнению контрольной работы по дисциплине Региональная экономика для студентов экономических специальностей заочной формы обучения Севастополь 2011 Create PDF files without this message by purchasing novaPDF printer (http://www.novapdf.com) 2 УДК 332 Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Экономика Часть 2 Макроэкономика Особенности переходной экономики России Методические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения специальностей 23010165 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, 23020165 Информационные системы и технологии, 20010365 Авиационные. »

«Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С.М. Кирова Бухгалтерский учет в бюджетных организациях и учреждениях лесного хозяйства Методические указания и задание по контрольной работе для студентов специальности 080109 дневного и заочного отделения. 2008г. Рассмотрены и рекомендованы к изданию Учебно-методической комиссией факультета экономики и. »

«Разработка технологии выработки пряжи для заданного артикула ткани Методические указания для выполнения курсовой работы студентами 3-его курса бакалавриата по направлению 551200 по дисциплине МТТМ (прядение) Иваново 2006 Курсовая работа по разработке технологии выработки пряжи для заданного артикула ткани является первым этапом на пути выполнения квалификационной работы студентами бакалавриата по направлению 551200. В настоящих методических указаниях приводятся содержание и объём, краткие. »

«СТ РК Изображение Государственного Герба Республики Казахстан НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по организации и проведению производственного мониторинга воздействия долговременного открытого хранения серы на окружающую среду СТ РК Проект Комитет технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Госстандарт) Астана 1 СТ РК ПРЕДИСЛОВИЕ 1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН ТОО Республиканский научно-производственный и. »

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ХАРЬКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Вопросы и задания по философии двух уровней сложности Методические указания для самостоятельной работы студентов, в том числе иностранных учащихся всех форм обучения всех специальностей Утверждено редакционно-издательским советом университета, протокол № 2 от 01.12.2010 г. Харьков НТУ ХПИ Вопросы и задания по философии двух уровней сложности : методические указания для. »

«МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА АЛАТЫРСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ АТЖТ — филиал СамГУПС Методические указания и контрольные задания для студентов заочного отделения по дисциплине: ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ И ЦЕПИ ВАГОНОВ для специальности: 190304 “Техническая эксплуатация, ремонт. »

«О.Ю. РАДЬКО ИЗДАТЕЛЬСТВО ТГТУ Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет О.Ю. РАДЬКО ЛОГИКА Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для студентов 3 курса направления 080300 Коммерция специальности 080301 Коммерция (торговое дело) заочной формы обучения Тамбов Издательство ТГТУ 2009 УДК 164.2 ББК Ю4я73-5 Р159 Р е це н зе н ты: Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры Технология и. »

© 2013 www.dis.konflib.ru — «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источник

Adblock
detector