Биосфера — живая оболочка Земли — Ответы, ГДЗ, Мой тренажер 5-6 класс (Николина)
1. Закончите предложения.
Биосфера — это земная оболочка, в которой существуют все живые организмы.
Она включает гидросферу, нижние слои атмосферы, верхние слои литосферы.
Органический мир нашей планеты подразделяется на четыре царства: грибы, растения, животные, бактерии.
Растениям для роста и развития необходимы вода, солнечный свет, углекислый газ.
Нектон — это живые организмы, плавающие в толще воды.
Бентос — это живые организмы, живущие на дне.
Планктон — это мельчайшие морские обитатели, переносимые течением.
2. Как изменится состав атмосферного воздуха, если на Земле исчезнут растения?
На Земле исчезнет кислород, будет переизбыток углекислого газа.
3. Вставьте пропущенные в тексте понятия.
Важнейшим свойством почвы, отличающим его от горных пород, является плодородие . Оно обусловлено наличием почве микроорганизмов .
4. Что такое почва? Какие почвы распространены: а) на территории России; б) в районе вашей школы? Какими особенностями обладают?
Почва — это верхний плодородный слой Земли. На территории России встречаются подзолистые, тундровые, арктические, серые, бурые лесные, каштановые, чернозем. В моем районе распространены серые лесные почвы.
5. Приведите примеры, подтверждающие зависимость распространения растений от почв.
Распространение растений зависит не только от почв, но и от географической широты. Например, на севере, где почвы неплодородны и очень холодно, растут только мхи, лишайники и карликовые деревья. На юге же, в степях, плодородный слой земли постоянно пополняется гумусом из однолетних растений, которые растут там в изобилии.
6. Рассмотрите рисунок, показывающий распределение организмов в биосфере.
а) Чем определяются границы распространения биосферы?
Возможностью жизни в нижних слоях атмосферы и верхних слоях литосферы.
б) Где располагаются верхняя и нижняя границы биосферы?
Верхняя граница: 1000 м; нижняя граница — 10000 м.
в) Почему живые организмы на Земле размещаются неравномерно?
В некоторых природных зонах и географических оболочках более трудные условия жизни, к которым некоторые организмы просто не могут приспособиться.
7. Приведите примеры биологического круговорота (на выбор).
Растения посглощают углекислый газ и вырабатывают кислород. Животные и человек потребляют кислород, в свою очередь вырабатывая углекислый газ, который вновь поглащается растениями.
8. Подчеркните разными цветами названия животных и растений, которые обитают:
9. Приведите примеры отрицательного и положительного воздействия человека на растительный и животный мир Земли. Как вы участвуете в охране природы?
Отрицательное : истребление животных, загрязнение водоемов, вырубка лесов и т.д.
Положительное : организация заповедников, посадки леса, зарыбление водоемов.
Я участвую в субботниках, во время выездов на природу убираю весь мусор со стоянок, не срываю растений.
10. Академик Н.Н. Моисеев писал, что биосфера — объект уникальный, он существует в единственном экземпляре. Сегодня он не такой, каким был вчера, а завтра не будет таким, каким был сегодня. И какие-либо эксперименты с биосферой недопустимы. Почему ученый дал такую оценку биосфере? Для ответа на вопрос можете привечти высказывания ученых, писателей, общественных деятелей, ваших родственников, знакомых.
Босфера — очень динамичная система. Она меняется ежедневно и без человеческого участия. Человек же своим бездумным вмешательством может легко нарушить ту гармонию, которая царит в природе.
11. Человек не может жить без атмосферы, гидросферы и литосферы. Докажите почему.
Без атмосферы человек не смог бы дышать. Без воды также невозможна жизнь на планете. На литосфере человек полностью ведет свою жизнедеятельность.
12. Как можно объяснить выражение: «Землю-кормилицу тоже нужно кормить»?
Это выражение особенно актуально для земель, используемых для сельского хозяйства. Со временем плодородие земли сходит на нет, поэтому необходимо регулярно удобрять и ухаживать за почвой, чтобы она не истощалась.
13. Допишите предложение.
Учение о биосфере было создано академиком В.В. Докучаевым .
14. Выберите верное утверждение.
А) Растения и животные поглощают кислород и азот.
Б) Днем растения поглощают углекислый газ и вырабатывают кислород.
В) Животные поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
Г) Животные выделяют кислород.
15. Выберите верное утверждение:
А) Первыми живыми организмами на Земле были растения.
Б) Человек разумный появился на Земле 40 млн лет назад.
В) Живые организмы на Земле распространены только в атмосфере и гидросфере.
Г) Органический мир нашей планеты образуют растения и животные.
16. Наиболее плодородная почва с мощным гумусовым горизонтом:
а) тундровая глеевая
б) подзолистая
в) чернозем
17. Почвообразующими факторами являются:
а) горные породы
б) климат
в) растительность
г) все вышеперечисленное
18. Верны ли следующие суждения?
А) Плодородием почвы называется способность обеспечивать растения питательными веществами.
Б) Гумус — органическая часть почвы, образовавшаяся из горных пород.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба верны
4) оба неверны
19. Верны ли следующие утверждения?
А) Разнообразие и богатство растительного и животного мира зависят от количества тепла, влаги и света.
Б) Наибольшая концентрация живого вещества там, где земные оболочки соседствуют друг с другом.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба верны
4) оба неверны
Источник
Почва и растительность, какая между ними взаимосвязь?
Почва и растительность связаны между собой самым тесным образом, питая и дополняя друг друга. Корни растений проникают глубоко в землю, получают из неё необходимые питательные вещества и влагу. В свою очередь, растения способствуют образованию почвенного слоя: сбрасывая листву, плоды, отмирая сами.
Отмершие части растений минерализуются, образовавшиеся элементы насыщают почву, делая её более плодородной, за счёт чего тут впоследствии с успехом будет развиваться новая растительность.
Также, в пору своей жизни, растения выделяют кислоты, преобразующие минеральные вещества в почве в растворимую форму. Именно в ту, которая с наибольшей лёгкостью усваивается растениями.
Растения влияют и на климат. Так, после вырубки леса, влажный воздух может измениться на более сухой, усилится воздействие на почву солнца, ветров. Всё это – через определённое время – скажется и на её составе.
Помогают находить ископаемые
От того, какие полезные ископаемые залегают в глубоких слоях земли — во многом будет зависеть: какие тут станут расти травы, деревья и кустарники. Многие растения неплохо развиваются там, где в земле много кобальта, марганца, меди. А вот железные руды растительность переносит плохо.
Состав почвы, таким образом, отражается и на внешнем виде растений. В одних случаях, они разрастаются пышным цветом, в других — становятся бледными и чахлыми, имеют определённые виды уродств, необычные цвета принимает окраска лепестков. Проводя исследование растений на содержание в них химических элементов, можно немало узнать о содержащихся в данных землях полезных ископаемых.
Поэтому научные экспедиции всегда включают в свой состав учёных — географов, геологов, ботаников, химиков.
Определив площадь, на которой растительность имеет одинаковые отклонения в своем развитии, а также изменения во внешнем виде — ботаники составляют карту, очерчивая границы этой территории. С помощью такой карты геологи могут уточнить площадь, которую занимает месторождение полезных ископаемых, также это позволяет сделать определённые выводы об уровне грунтовых вод.
От почвы зависит урожай
Но людей, далеких от науки, состав почвы и её влияние на растительность интересуют с другой стороны. Какие садовые и огородные культуры будут тут лучше расти, а какие сажать не стоит? Чего недостает почве, а значит — чем надо «подкормить» землю, чтобы участок давал богатый урожай? Появления каких видов сорняков стоит ожидать?
Например, там, где чернозём, и почва не закислённая, будет расти много крапивы. Если земля бедная, привычное жгучее растение на участке искать не стоит. Здесь найдёт себе приют щавель. А вот очень плотную землю любят только мхи. Одуванчик, который кажется нам таким неприхотливым, на самом деле тщательно выбирает для себя место обитания, и расти будет там, где почвенный слой достаточно большой, и в него беспрепятственно попадает вода.
Мы привыкли ругать глинистые почвы, и обрабатывать «тяжёлую» землю таким образом, чтобы она стала «более лёгкой». На самом деле, многие растения предпочитают глинистые почвы песчаным. Песчаники бедны органическими и минеральными веществами. Но хуже всего засолённые почвы, практически непригодные для земледелия. Такие встречаются на юге нашей страны.
Начинающие садоводы и огородники порой не могут разгадать загадку. Приобрели расхваленные семена, рассаду или саженцы, не жалели сил на уход за ними, а урожай собрали скудный. Проще всего сделать вывод — а, мол, в наших краях тот же абрикос — не растёт. Отчего же тогда знакомая, у которой дача не столь далеко от вашей, ежегодно варит абрикосовое варенье, из плодов, выращенных на участке?
Ларчик, между тем, открывается просто. Всё дело в почве. Сколько бы вы не вносили удобрений — полностью вы её состав не измените. Остаётся одно – идти на компромисс. Выращивайте растения, предпочитающие именно тот тип земли, который имеется у вас на участке. Прочие деревья, кустарники и овощи тоже можно сажать. Только не стоит ждать богатого урожая.
Типы почвы
Как известно нам из школьных курсов биологии и географии, почвы делятся на следующие типы: песчаные, глинистые и суглинистые. Если вы ещё не определили, какая же земля у вас на участке, можно проделать следующий эксперимент. После полива возьмите в руку комок мокрой земли. Сожмите его. Если почва напоминает пластилин, из которого можно что-то вылепить — она явно глинистая. Если получившаяся колбаска трескается — это суглинок. Ну а песчаная земля просто рассыплется в руках, и слепить из неё ничего не удастся.
Как вы понимаете, эксперимент этот очень упрощённый. Если вы захотите досконально узнать всё о своей земле — её тип, состав, кислотность — нужно будет обратиться в специальную лабораторию. Но всё же базовое представление вы теперь имеете.
Что хорошего и плохого в каждом типе почвы? Песчаник — лёгкий, в такую рыхлую почву свободно проникает воздух. Однако в ней мало питательных веществ, они просто вымываются. Ведь вода в песке не задерживается, просачивается глубже, унося с собой полезные микроэлементы.
Глинистая почва богаче необходимыми растениям веществами, но у неё свои недостатки. В период таяния снега и обильных дождей, вода застаивается в такой «тяжёлой» земле. Не все растения это выдерживают, они начинают просто гнить. Если же наступает засушливая пора, глина трескается, почва иссушается, корни растений повреждаются — особенно, если речь идёт об овощах или однолетних цветах.
Поэтому оптимальный вариант, как для сада, так и для огорода — это суглинок.
Что сажать
Если вам досталась не самая лучшая земля, а вы намерены всерьёз на ней трудиться, и разводить определённые виды культурных растений – вам предстоит большая работа. Одни дачники в таких случаях машинами скупает чернозём, другие пытаются «облегчить» глинистую землю, внося туда песок и удобрения, третьи сажают растения-сидераты. Последние легко и быстро растут практически на любой земле, дают обильную зелёную массу, выделяют в почву необходимые для культурных растений вещества, а осенью идут на перегной.
Более простой вариант — приспособить своё огородное хозяйство именно под доставшийся вам тип земли.
Если внести в песчаную почву достаточно удобрений — здесь будут неплохо расти картофель и любые корнеплоды, а также помидоры, лук, зелень. К достоинствам песчаника можно отнести и тот факт, что этот тип почвы практически не нуждается в рыхлении.
На глинистой земле, как ни странно, можно успешно разводить цветы: розы, ирисы, жасмин. Выдержат такую «тяжёлую» землю барбарис и боярышник, малина, вишня. А вот, чтобы выращивать овощи, придётся делать «высокие» грядки, наполняя их плодородной землёй.
На суглинистых и супесчаных почвах будут расти практически любые культуры. Подойдут эти земли и для закладки виноградников.
Поговорим о кислотности
Измерители кислотности имеются в свободной продаже, поэтому определить — насколько кислая у вас на участке почва — не составит труда.
На кислой почве будут неплохо расти помидоры, морковка, кабачки и тыквы, репа и редька.
Если вы заметили, что на участке появилось такие растения как мокрица, лопухи – это говорит о том, что почва слабокислая. Её предпочитают капуста и огурцы, бобовые культуры, многие цветы.
На нейтральной почве дадут хороший урожай все вышеперечисленные культуры, а кроме того — свёкла, сладкий болгарский перец, различные виды зелени.
Ну и, наконец, если почва щелочная — отдайте предпочтение тюльпанам и нарциссам, сирени и пионам.
Чтобы добиться приближения степени кислотности почвы к нейтральной, в кислую землю — в процессе перекопки – вносят известь и достаточное количество перегноя, а в щелочную — гипс. Лучше это делать постепенно, на протяжении нескольких огородных сезонов.
Помните, что от качества почвы зависит урожай, поэтому не пожалейте сил, чтобы сделать землю на вашем участке максимально плодородной. Лучшими вашими союзниками станут органические и минеральные удобрения, правильный режим полива, растения-сидераты и мульчирование.
Источник