Меню

Признаки почвы как неживой природы

Что относится к живой природе: признаки живых организмов и их классификация

Содержание:

Наша планета Земля уникальна тем, что среди миллиардов других планет нашей галактики (не говоря уже о Солнечной системе) на ней есть жизнь. Возникновение жизни и живой природы на Земле все еще величайшая научная загадка, ученые могут лишь строить гипотезы о том, как впервые появилась жизнь. Вместе с тем изучение этой самой жизни, то есть живой природы, то чем занимается наука биология, дает нам множество полезных знаний. Как впрочем, и изучение природы неживой, а вот чем отличается живая природа от неживой, что именно относится к живой природе и по каким признакам, об этом поговорим в нашей статье.

Что относится к живой природе

Для начала дадим определение того, что такое просто природа. Так вот природа – это окружающая среда, которая образовалась и функционирует без вмешательства человека, и в ней органично соседствуют, как неживые тела, так и живые существа.

В свою очередь к живой природе относится:

  • человек,
  • животные,
  • птицы,
  • рыбы,
  • насекомые,
  • растения,
  • микроорганизмы (бактерии, вирусы, микробы)
  • грибы (порой их относят к микроорганизмам, но мы не считаем, что грибы правильно относить к ним).

Признаки

Все представители живой природы имеют ряд общих признаков, который и отличает их от объектов природы неживой. Что же это за признаки? Давайте разберем:

Все живые организмы:

  • рождаются,
  • дышат,
  • растут и развиваются,
  • реагируют на изменение окружающей среды,
  • питаются,
  • размножаются,
  • стареют,
  • умирают.

Аксиомой является то, что все живое дышит, а дыхание – основа жизни. У людей и животных для этого служат легкие, у рыб есть жабры, растения имеют специальные клетки, поглощающие углекислый газ, даже простейшие одноклеточные организмы, вроде амебы дышат при помощи цитоплазмы.

Живое не может существовать без питания, растениям необходимо вода и почвенные удобрения, животные и насекомые питаются либо травой, либо другими животными и насекомыми, ну а человек, пожалуй, обладает самым разнообразным в мире рационом питания.

Также почти все живое движется, даже растения и цветы поворачиваются в сторону Солнца. Исключением тут, пожалуй, являются лишь грибы, а ведь и они относятся к живой природе.

Многие живые организмы имеют свои комфортные условия обитания, так теплолюбивая пальма не приживется в наших умеренных широтах, зимние холода для нее будут непереносимы. Но тут уже множество исключений, главным из которых будет сам человек, способный жить, как в тропических лесах, так и в арктической тундре. А некоторые виды бактерий могут жить и вовсе в самых неожиданных местах, например в жерле вулканов.

Отличие от неживой природы

Выдающийся украинский ученый В. И. Вернадский в свое время дал определение, что живое вещество это множество организмов, участвующих в разных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении своего жизненного цикла они формируют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, тем самым питая ее.

Среди отличительных признаков живой и неживой природы, можно выделит для живой следующие:

  • она состоит из клеток,
  • состоит из макромолекулярных органических соединений (белка, нуклеиновых кислот ДНК и РНК),
  • самостоятельно размножается,
  • может мутировать,
  • имеет способность к физиологическому развитию, может приспосабливаться к изменению окружающей среды.

В то время как неживое:

  • состоит из атомов и молекул,
  • не способно развиваться физиологически,
  • не способно размножатся,
  • не способно к мутации.

Что относится к неживой природе

Своими функциями неживые объекты диаметрально противоположны живым, у них нет способности к рождению, размножению, питанию, дыханию, росту, также они не стареют и не умирают.

Примеры объектов неживой природы:

  • Солнце,
  • воздух,
  • снег,
  • песок,
  • камни,
  • ветер,
  • вода,
  • космические объекты (да, звезды не относятся к живой природе).

Впрочем, некоторые тела неживой природы обладают определенными функциями живых организмов. Например, те же звезды, будучи объектами неживой природы, тем не менее, рождаются, растут, стареют и наконец умирают, то есть также имеют свой жизненный цикл.

Среди свойств объектов неживой природы можно отметить следующие:

  • Они всегда находятся в одном из трех агрегатных состояний: твердом, жидком или газообразном.
  • Находят в твердом состоянии они, как правило, крепкие и плотные: камни, почва, горы, песок.
  • Находясь в жидком состоянии, они изменчивы, их молекулы плавают, пребывая в непрерывном движении.

Классификация живой природы

Биология делит все живые организмы на царства, типы, классы и виды. Научная отрасль биологии, которая занимается этой классификацией, называется систематикой.

Так схематически выглядит классификация всех живых организмов.

То есть на глобальном уровне есть клеточные организмы, состоящие из клеток (одной или многих) и вирусы, которые клеток не имеют.

Далее клеточные организмы в свою очередь делятся на прокариоты и эукариоты, чем же они отличаются? Прокариоты – это клетки, не имеющие ядра, такие клетки имеют бактерии, все остальные организмы за исключением бактерий состоят из клеток с ядром – эукариотов.

Читайте также:  Когда снимать урожай яблок зимних сортов

И на последнем уровне нашей систематики животного мира располагаются царства: вирусов, бактерий, грибов, растений, животных. Человек, который является венцом эволюции, тем не менее, согласно биологической систематике относится к царству животных.

Остановимся подробнее на некоторых царствах живой природы.

Микроорганизмы

Ученые считают, что первыми живыми существами на нашей планете были именно микроорганизмы. Все эти бактерии, микробы, простейшие одноклеточные инфузории и амебы существовали задолго до появления первых животных, рыб, птиц, насекомых, существуют они и по наш день. Фактически это самая долгоживущая форма жизни.

Также микроорганизмы являются самой распространенной формой жизни на нашей планете, их можно встретить в любой экосистеме, даже в холодных льдах Антарктиды живут свои микробы и бактерии. Живя в самых разных условиях, они обладают просто фантастической выживаемостью, так некоторых формы микроорганизмов способны жить даже в космическом вакууме.

Из-за малых размеров они невидимы для нас, чтобы их разглядеть, необходим микроскоп. Излишне говорить, что микроорганизмы могут быть как полезными, так и вредными. Вредные вирусы являются возбудителями многих болезней у человека и животных, в то время как полезные микробы наоборот способствуют исцелению, благодаря тому, что на своем микро-уровне они борются со своими вредными собратьями.

Растительный мир

Растение играют просто таки огромную роль в жизни всего сущего, ведь именно они выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Растения – важная часть биосферы Земли, помимо этого они приносят большую пользу человеку и животным, являясь источником пищи, из растений делаются многие лекарства. И разумеется растения для людей творческий – источник вдохновения.

Животный мир

На нашей планете великое разнообразие различных животных. Причем в широком смысле к животному царству относятся птицы, рыбы, насекомые, рептилии, и разумеется млекопитающие, к которыми в свою очередь относимся, мы, люди.

В зоологии, подразделе биологии, изучающей животных, есть обширная система классификации «братьев наших меньших». Так их могут разделять по:

  • местам обитания,
  • методам выживания,
  • способам питания.

Животный мир планеты.

Жизненный цикл

В отличие от объектов неживой природы все живые существа имеют определенные биоритмы, определяющие их развитие.

Жизненный цикл протекает приблизительно одинаково:

  • Рождение, рост и развитие: из маленькой косточки вырастает большое дерево, а беспомощный маленький ребенок с годами превращается во взрослого самодостаточного человека.
  • Размножение: все живое стремится оставить потомство (ну или почти все).
  • Смерть – увы она неизбежна для всех живых организмов. Биологически смерть – это остановка всех жизненных функций организма, он перестает дышать, двигаться, есть, пить, чувствовать. В конце концов, после смерти происходит разложение организма на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы. Так живая природа переходит в неживую.

Так схематически выглядит круговорот веществ в природе.

Связь живой и неживой природы

Объекты неживой природы все-таки появились раньше, поэтому они имеют первичное значение для возникновения жизни. Ведь не будь Солнца, воздуха, воды, твердой поверхности, без всего этого возникновение жизни на нашей планете было бы попросту невозможным. А значит, все виды природы, как живой, так и неживой тесно взаимосвязаны.

В принципе мы уже пересчитали 4 основных элемента, без которых была бы невозможной жизнь, это:

  • Солнце, без его тепла не было бы подходящей температуры для зарождения жизни. Стоит заметить, что наша Земля находится на идеальном расстоянии от Солнца, ведь будь она ближе или дальше, то здесь было бы слишком тепло, или наоборот слишком холодно.
  • Воздух, как мы писали выше – дыхание – основа жизни, и без воздуха и атмосферы оно было бы невозможным.
  • Вода – также необходима для существования жизни, без нее не обойтись ни людям, ни животным, ни растениям. Более того, многие биологи считают, что зарождение жизни произошло именно в воде.
  • Почва – она является главной средой для произрастания растений, которые в свою очередь необходимы для выделения кислорода, чтобы обеспечить все живое воздухом.

В свою очередь, живые существа оказывают существенное влияние на неживую природу. К примеру, жители водоемов, рек и морей способствуют поддержанию химического склада воды. После смерти гниющие растения и животные питают почву необходимыми элементами. Как видите, в природе все взаимосвязано и каждый ее элемент является важной и незаменимой частью этой сложной системы. Важно, чтобы это понимали люди, в последнее время нарушающие природный баланс, загрязняя воздух и водоемы, вырубая леса, а потом удивляясь закономерным наводнениям. Если человек будет жить в гармонии с природой, она отблагодарит его чистым воздухом, натуральными продуктами и крепким здоровьем.

Источник

Открытый Урок по окружающему миру на тему «Почва как единство живой и неживой природы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Перспективная начальная школа. 3 класс.

Урок окружающего мира.

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класса

Читайте также:  Норма внесения гашеной извести для раскисления почвы

Почва как единство живой и неживой природы.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Дидактическая задача

Организовать деятельность учащихся, направленную на ознакомление с процессом почвообразования.

Задачи урока:

Личностные

Способствовать формированию способности учащихся к саморазвитию, принятию образа «хорошего ученика» (Л -1), уважительного отношения к чужому мнению (Л-2)

Метапредметные

-познавательные

Формирование умения извлекать информацию из разных источников, анализировать информацию(П-1), осуществлять смысловое чтение (П-2), выполнять логические операции (подведение под понятие, классификация)

— регулятивные

Формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль (Р-1), умение вносить коррективы при оценке утверждений (Р-3)

— коммуникативные

Формирование умения высказывать и доказывать свою точку зрения.(К-1)

Предметные

Познакомить учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы — солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов).

Оборудование

Раздаточный материал, учебники, тетради на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, лупы.

Этапы урока (учебные ситуации)

Характеристики деятельности учителя

Характеристики деятельности учащегося

Формирование УУД

1. Постановка темы, цели урока. Мотивация.

Организует деятельность учащихся по определению темы (работа с оглавлением учебника), цели урока и мотивации(беседа)

Определяют тему и цели урока, отвечают на вопросы учителя

2 Изучение нового материала.

Организует деятельность учащихся по введению понятия «почва»

а) Работа над понятием «почва» через наблюдение

Рассматривают почву, отвечают на вопросы учителя, обобщают понятие «почва» при просмотре слайда.

К -1//Л-2

б) Интрига «Как образуется почва»

Сообщение мнения Маши и Миши.

Обсуждение в паре мнений.

в) Проверка утверждения Маши Ивановой «Почва образуется при разрушении горных пород»

Организует деятельность учащихся в паре по выявлению того, как солнце , воздух, вода влияют на образование почвы.

Организует работу по учебнику

(пункт-1)

Рассказывают друг другу о влиянии солнца, воздуха и воды при разрушении пород.

Осознанно читают, чтоб проверить своё предположение «Почему же на крыше дома вырос куст» Читают вывод (слайд)

Л-2//К -1

Физкультпауза

организует

выполняют

г)Заполнение таблицы «Почва – часть природы»

Работа с иллюстрацией учебника

Организует работу по заполнению таблицы, рассматриванию «жильцов» и «гостей» почвы

Изучают таблицу, дополняют, сверяют. Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы. Делают вывод: в почве воедино связана живая и неживая природа

П -1, П -3,

Л -2//К -1

д) Заполнение таблицы «Роль животных в образовании почвы»

Доказательство единства живой и неживой природы в почве.

Организует работу по заполнению таблицы

Проводит беседу «Почва как единство живой и неживой природы»

Изучают 1 и 3 столбцы, заполняют таблицу до конца при работе в паре, сверяют с таблицей Маши, доказывают.

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

П -1, П -3

Л -2//К -1

е) Цепи питания в почве

Организует работу по составлению цепей питания

Анализируют таблицу, рисунок, составляют цепи питания.

3.Домашнее задание

Запись на доске:

Т упр.11, 12, 13

Запись в дневнике

Умение пользоваться сокращениями

4.Итоги урока. Рефлексия.

Подведение итогов через работу над утверждениями Миши:

Нет горных пород – нет почвы. Нет воды и воздуха – не будет и почвы. Нет живых организмов не будет и почвы. Крот не мог погрызть морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны.

Рефлексия через дополнение предложений: (или выскажи своё мнение, вернувшись к целям)

Мне работать на уроке было…

Мне не понравилось, потому что…

Я узнал (а)

Читают, обсуждают, дополняют, исправляют.

Л -2//К -1

Тема урока «Почва как единство живой и неживой природы»

Тип урока – урок первичного предъявления новых знаний.

Личностные. Способствовать формированию способности учащихся к саморазвитию, принятию образа «хорошего ученика», воспитание уважительного отношения к иному мнению.

-Познавательные. Формирование умения извлекать информацию из разных источников, анализировать информацию, осуществлять смысловое чтение, выполнять логические операции ( подведение под понятие, классификация)

-Регулятивные. Формирование умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, умение вносить коррективы при оценке утверждений

-коммуникативные. Формирование умения высказывать и доказывать свою точку зрения

3. Предметные. Познакомить учащихся с процессом почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов)

Оборудование: раздаточный материал, учебники, тетради на печатной основе, карточки для индивидуальной работы, лупы, презентация по теме урока.

Оргмомент. Тема. Целеполагание. Мотивация.

— Мы сегодня начинаем новый раздел учебника «Почва». Когда Миша прочитал одноименную тему заседание клуба «Мы и окружающий мир», возмутился: «Ну и тема! Что тут размышлять, с первого класса знаем, без почвы невозможна жизнь растений.» «Загадок везде хватает, — возразила Маша, — может мы не всё знаем про почву».

— К чьему мнению присоединяешься ты? Проверь себя по оглавлению учебника.

— Прочитайте тему первого занятия.

— Сформулируйте общую цель урока, опираясь на тему (на доске: узнаем, уточним, проверим).

— Поставьте свои личные цели, проговорите их друг другу, в конце урока вернемся к ним.

— Тему почва будем изучать, опираясь на жизненный опыт, знания будут нужны и для изучения следующей темы «Растения и животные»., а также в практической деятельности по уходу за растениями. Чем активнее будем работать на уроке, тем успешнее справимся с домашними упражнениями.

Читайте также:  Овощи любящие свежий навоз

— Изучив материал нашего учебника, я по другому назвала тему «Почва как единство живой и неживой природы», в конце урока вернемся к моей точке зрения, может быть я окажусь не права.

2. Изучение нового материала.

а) Понятие почва через наблюдение.

— На огороде вы будите работать в перчатках, а теперь разрыхлите палочкой выданную вам почву. Рассмотрите под лупой внешний вид. Расскажите соседу, если что-нибудь заметите интересное.

— Это однородная масса или в ней вам что-то показалось знакомым. (Остатки растений, крылышки насекомых и др.)

— Назовите синоним к слову почва (грунт, земля)

— Дадим понятие, что такое почва (высказывания детей)

— Слайд. Почва это верхний плодородный слой земли.

— Назовите корень в слове плодородный, от каких слов образовалось это сложное слово.

б) Интрига «Как образуется почва»

– О том, как образуется почва, мнение Миши и Маши противоречивы.

Слайд. Почва образуется при разрушении горных пород.

Давным-давно бог своим всемогуществом сотворил землю и всё, что растет на ней. Обсуди с соседом по парте, кому принадлежит первое утверждение, а кому второе. (Первое утверждение Маши, так как мы изучаем горные породы.)

— К утверждению Миши мы вернемся в четвертом классе, при изучении нового предмета «Основы религиозных культур».

— Проверим Машино утверждение. Обсудите в паре, как Солнце влияет на разрушение горных пород (обсуждают, одну пару проверяем).

— Сидящие на первом варианте докажите, что вода тоже помогает разрушать горные породы, а сосед вам докажет, что и ветер влияет на разрушение горных пород (обсуждают).

— Объедините свои рассказы в один ответ (слушаем одну пару).

— Песок и глина это горные породы, пока еще не почва. На чистом песке и глине, на любом камне растения не растут. Вот на заседании клуба Миша и спросил (слайд): почему же тогда на крыше дома, покрытой черепицей (а это глина) вырос кустик. Сделайте своё предположение. Поделитесь мнением с соседом.

— Проверим свои предположения, прочитав первый пункт текста страница 31-32 (читают, отвечают).

— Что удивило вас в этой части текста? (Образование почвы длительный процесс). Маша сделал следующие выводы по первому пункту (слайд) основы образования почвы – это горные породы нашей планеты. Солнце, вода, воздух (ветер), живые организмы способствуют их разрушению.

в) Почва часть природы.

— Маша по теме урока составила часть таблицы.

— Сверьте с соседом по парте, если мнения не совпали докажите свою точку зрения (слайд всей таблицы).

— Что Маша положила в основу классификации? (Признаки живой и неживой природы).

— В почве воедино связана живая и неживая природа. Посмотрите страницу 33, найдите иллюстрацию. Рассмотрите с помощью лупы представителей живой природы.

— Кого узнали? Подумайте, для кого почва является домом, а кого можно назвать гостем.

г) Роль животных в образовании почвы.

Выясним, какую роль играют животные в образовании почвы. Будем работать в паре, заполним таблицу, (слайд) надо внимательно изучить первый и третий столбцы таблицы (выполняют)

— Проверим, как Маша заполнила таблицу. Как вы думайте, как она рассуждала, как узнала, то крот прокладывает ходы (доказывают)

— Расскажите про дождевого червя и других животных, используя таблицу.

— Посмотрите на доску, ваши рассказы доказывают моё мнение «Почва как единство живой и неживой природы».

— Между растениями почвы существуют пищевая зависимость, поэтому можно составит цепи питания. Чтобы крот не голодал (он съедает за день столько, сколько сам весит), кто должен быть в земле.

— Чтобы черви, личинки не голодали, что должно быть в почве?

— Какие цепи питания можно составит по таблице? (составляют, проверяем)

Миша по теме занятия сделал следующие выводы, прочитайте их. Нет горных пород – нет почвы. Нет воды и воздуха – не будет почвы. Нет живых организмов – не будет почвы. Крот не мог погрызть морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны.

— У кого есть иные мнения, дополнения. (Миша не назвал еще один компонент природы солнце, оно участвует в разрушении горных пород, значит и помогает образованию почвы.

— Ребята, а кто же все-таки погрыз морковку на грядках бабушки Евдокии Васильевны?

4. Домашнее задание. Упр. 11, 12, 13 в тетради. Загляните в хрестоматию на странице 89 (по желанию) кому захочется узнать про крота побольше, прочитайте, на следующем уроке поделитесь своими открытиями с остальными.

5. Рефлексия. Слайд.

— Мне сегодня на уроке было приятно работать с вами, а как вы оцените себя, дополните предложения или выскажите своё мнение, вернувшись к своим целям.

Источник

Adblock
detector