Меню

Призыв подкормить зимующих птиц

Методическая разработка акции «Покормите птиц зимой!»

Ирина Полянская
Методическая разработка акции «Покормите птиц зимой!»

Методические рекомендации и разработки — Методическая разработка акция «Покормите птиц зимой!»

Пояснительная записка

Предлагаемый вариант проводимой в детском саду экологической акции «Покормите птиц зимой!» разработан и проводится в ДОО с 2008 года. Реализуется через все виды совместной деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития воспитанников. Кроме того, тема, в рамках которой решаются образовательные задачи, с одной стороны, социально значима, с другой стороны вызывает личностный интерес детей.

Итоговое мероприятие: экологическая акция «Покормите птиц зимой!».

Содержание работы:

Чтобы наши пернатые друзья

комфортно пережили суровые холода,

обеспечим их зимними «столовыми»

Актуальность:

Во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много диких птиц. Если все зимой будут подкармливать птиц, то гибнущих птиц станет меньше. Экологические представления у детей формируются лишь при непосредственном наблюдении природы. Используя прогулки, экскурсии, наблюдения мы формируем у детей любознательность, понимание явлений природы, эмпатию ко всему живому. Ухаживая за птицами ребенок приучается к трудолюбию, ответственности.

«Покормите птиц зимой!». Таким призывом начинается ежегодная экологическая акция в детском саду. Как правило, акции имеют «говорящее название» т. е. смысл самой акции заложен в ее названии. Последовательность – обязательная черта акции. Одноразовой акцией много не достигнешь.

Цель акции: привлечь внимание детей и родителей к природоохранной деятельности.

Задачи: сформировать у детей и взрослых экологическую культуру; развивать экологическое сознание, экологическое мировоззрение; расширять познавательный интерес к природным ценностям родного края; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им.

Участники акции: воспитатели, дети, специалисты ДОО, родители.

Разработан поэтапный план проведения данной акции, который размещается в родительских уголках, в специальном выпуске газеты для родителей «Катится яблочко по тарелочке…».

План мероприятий, проводимых с детьми с ноября по март.

1. Знакомство с птицами родного края.

2. Беседы, занятия: «Холодно птицам, голодно!»

3. Выставка рисунков и поделок «Покормите птиц!»

4. Изготовление кормушек, конкурс разнообразных кормушек совместного творчества детей, родителей и педагогов ДОУ.

5. Наблюдение за птицами.

6. Ежедневная подкормка птиц.

7. Ведение «Календаря наблюдений за птицами».

8. Разучивание стихов о птицах.

9. Просмотр мультфильма «Синичкин календарь» реж. Ю. Калишера

10. Сочинение авторских сказок и загадок о птицах.

11. Фоторепортаж «А у нас на кормушке…».

На первоначальном этапе проводится организованная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с птицами нашего края. Дети узнают названия зимующих птиц, характерные особенности внешнего облика, поведения, питания. Чтение художественной литературы формирует у детей желание помогать птицам в трудный период года: мало корма, холодно, глубокий снег, короткий световой день.

Например: «Звуки зимы».

Зимнее утро. Тихо, морозно в лесу. Падают снежинки. Давайте послушаем зимние звуки. Журчит и потрескивает ручей, одетый сверху льдом. Поскрипывают во сне деревья. Хруст, хруст – это прошли в поисках лакомых веток лосиха с лосенком. Тук, тук, тук – слышно, как трудится дятел, лесной санитар. “Пи-пи-пи”, – тоненько попискивают под снегом мыши в поисках корма. “Ци-ци. Холодно и голодно. Почему мы не улетели на юг, как другие птицы?”, – спрашивает молодая синичка. “Пинь-пинь, нам и здесь хорошо. Полетим к кормушке, там ребята положили семечки и несолёное сало, – отвечает взрослая птица. – Люди покормят нас зимой, а мы будем спасать сады летом от прожорливых насекомых”. И снова тихо в лесу. Падают снежинки.

После прочтения совместно с детьми сочиняются заклички, стихотворные обращения, как призыв о помощи птицам.

Читайте также:  Физическая сухость почвы это

Дайте кушать нам пшена…

Ешьте птички, и не бойтесь,

Мы накормим вас еще!

Наступил голодный год,

Птичка помощь от нас ждет!

Традиционная забота о зимующих птицах начинается со сбора корма, знакомства детей и родителей с памяткой:

«Как подкармливать птиц»

1. Укрепляя кормушки не обламывайте ветки.

2. Не прибивайте кормушку к стволу дерева.

3. Сметайте с кормушки снег.

4. Не кидайте в кормушку: куски хлеба, корки мандарина, макароны- это птицы не едят!

5. Им нужны: семечки подсолнуха, арбуза, тыквы, крошки хлеба, пшено, рассыпчатые каши, кусочки несоленого сала (синичкам).

Родителям и детям предлагаются различные варианты изготовления кормушек («Разным птицам – разные кормушки»). Родители с интересом откликаются на просьбы детей и изготавливают разнообразные кормушки (декоративные, «ретро», «экстерьерные», «эко» и т. д.). Некоторые даже в дальнейшем служат материалом для дидактической игры «Кто прилетит к нам?».

Все кормушки развешиваются на различных участках детского сада и вместе с воспитателями обсуждаются наиболее удобные формы организации регулярной подкормки птиц. Ежедневно проводятся наблюдения за этапами освоения птицами кормушек, необычным поведением птиц на кормушке или возле нее. На каждую кормушку заполняется паспорт.

Паспорт кормушки:

1. Район наблюдений.

2. Сколько лет «работает» кормушка.

3. Место расположения кормушки:

— на подоконнике и др.

6. Режим подкормки.

Отмечается: дата наблюдения, состав посетителей.

А сколько радости на детских лицах, когда они видят, как птички клюют зерна!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайкой на крыльцо.

Не богаты их корма,

Главное – как можно чаще подсыпать корм в кормушки. Если еда закончится, птицы непременно напомнят об этом: просто постучат в окно – нам пора есть, ВЫ НЕ ЗАБЫЛИ ОБ ЭТОМ?

Итог акции: презентация, в подготовке и осуществлении которой самое непосредственное участие принимают дети и родители. Фоторепортаж, выполненный родителями «А у нас на кормушке…». Книжки-самоделки с текстами и рисунками; выпуск стенной газеты; «электронного номера газеты»; благодарственные письма активным участникам экологической акции «Покормите птиц зимой!

Результаты реализации акции:

— расширен кругозор у детей о зимующих птицах;

— у детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

— воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Фотоотчет об организации акции «Покормите птиц зимой» Зима – трудное время года для пернатых. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы. Многие.

Фотоотчет об акции «Покормите птиц зимой» Акция «Покормите птиц зимой» Опарина Анна Станиславовна МБДОУ «Дебесский детский сад №1» Покормите птиц зимой! Путь со всех концов К вам.

Фотоотчет об акции «Покормите птиц зимой» Именно в период дошкольного детства происходит формирования начал экологической культуры, элементарных экологических знаний о зимующих птицах,.

Фотоотчет о проведении акции «Покормите птиц зимой» Уже много лет, начиная с 2002 года в России проводится экологическая акция «Покормите птиц зимой». Педагоги и дети нашего детского сада.

Фотоотчет о проведенной акции «Покормите птиц зимой» . Птичья столовая на нашем участке Забота о зимующих птицах, которым приходится нелегко в снежную и морозную пору – одна из самых добрых и трогательных наших традиций. Ежесезонные.

Фотоотчет об акции «Покормите птиц зимой» Фотоотчет по акции добра «Покормите птиц зимой», прошедшей 14.12.2017 в средней группе «Бабочки».Зима – это очень сложное и непростое время.

Информационный отчёт о проведенных мероприятиях в рамках экологической акции «Покормите птиц зимой» Цель акции: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой. Экологическая тревога: птицам нет еды! Задачи акции:- Воспитывать.

Читайте также:  Полифит удобрения способ применения

Отчет о проведении акции «Покормите птиц зимой» .

Отчёт об экологической акции «Покормите птиц зимой» Отчёт о проведении экологической акции «Покормите птиц зимой» Старшая группа. Цель: закрепление представлений воспитанников о зимующих птицах,.

Фотоотчет об акции «Покормите птиц зимой» В Белоярском детском саду «Буратино»,Республики Хакасия,была объявлена акция » Покормите птиц зимой».В акции приняли участие все возрастные.

Источник

Экологический час «Покормите птиц зимой!»

Цели:

  • уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы;
  • дать представление о жизни птиц зимой;
  • уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц;
  • формировать у детей способность к самостоятельной и практической деятельности;
  • воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры.

Морозы жестокие в этом году.
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробушков, галок, синиц,
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Учитель: Наступила зима. Пушистым снегом покрыты поля и леса. Не слышно весёлых птичьих голосов, ещё осенью многие птицы улетели от нас за три девять земель. Когда у нас зима, там цветут сады. Иволги улетели в Китай, в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли, скворцы улетели во Францию, Италию. Но не все птицы покидают родные края. Многие из них не улетают и остаются с нами зимовать. Как называют таких птиц? (Зимующие)

Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Кошки не боится –
Собирает крошки,
А потом на ветку прыг
И чирикнет: «Чик-чирик!» (Воробей)

Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка! Это что за птица. (Галка)

Ей на месте не сидится; всё летает целый день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица? то весёлая … (Синица)

Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зелёных кронах,
А зовут её… (Ворона)

Кто летает, кто стрекочет –
Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

– Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? (Снегирь)

Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)

Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым –
Клё! Клё! Клё! – поёт со свистом. (Клёст)

Учитель: Тяжело птицам в суровую зимнюю пору. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синиц выживают только 2. А вот сытой птице и мороз не страшен. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Во второй половине зимы, когда большая часть зимних ягод и плодов съедена или пропала, дополнительные подкормки особенно важны для выживания птиц. В суровые зимы, наличие специального жирного, высококолорийного корма поистине становятся для многих птиц вопросом «жизни и смерти». Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

Учитель: Многие из ребят изготовили кормушки. А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм)

Основные зимние корма

Читайте также:  Удобрение для турецкой гвоздики

Птиц можно подкармливать:

– семенами подсолнечника, тыквы, арбуза;
– пшеничными отрубями;
– овсяными хлопьями, пшеном;
– птицам можно давать крошки белого хлеба (чёрный хлеб давать нельзя!);
– дятлы и синицы любят несолёное! сало.

Правила подкормки птиц зимой

– Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, пакеты, жестяные банки, коробки.
– Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.
– Корма в кормушке должно быть немного и только нужного птицам: крошки хлеба семена подсолнечника, кусочки несолёного сала.
– Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песни не пришлось
Нам встречать весну!
А.Яшин

Учитель: Впервые акция «Покормите птиц!» была проведена в Иркутской области зимой 2002–2003 года в память о писателе Е.Носове. Евгений Иванович Носов – писатель-фронтовик, родился, жил и умер в Курске. В своих произведениях он воспевал подвиг простых русских людей и совершенно преображался, когда общался с родной природой. Среди последних произведений Е. Носова есть рассказ «Покормите птиц». Его очень затронуло стихотворение А.Яшина «Покормите птиц зимой…».
В память о поэте Е.Носов каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц. Он пыталсяся привлечь к этому делу и жителей города Курска – расклеивал на видных местах листовки со стихами Яшина. В Курске недалеко от дома, где жил писатель, на пересечении улиц Челюскинцев и Блинова установлен памятник Е.Носову. Скульптор Владимир Бартенев изобразил писателя среди так им любимых птиц. Похоронен писатель в Курске. На его могиле, как он и завещал, высечены всего 2 слова: «Покормите птиц…». В этом завещании писателя отражена тревога и боль за тех, кто нуждается в людской помощи.
15 января – день рождения Е.Носова – объявлен Днём зимующих птиц России.
Союз охраны птиц России полностью поддержал эту инициативу.

Литература:

1. Экологическое воспитание в начальной школе. Авт.-сост. Н.В. Лободина. – Волгоград, 2007 г.
2. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года» / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград, 2007 г.
3. Т.А. Шорыгина «Птицы. Какие они?» – Москва, 2002 г.
4. Растительный и животный мир: сборник загадок. / сост. Е.М. Тихомирова. Москва, 2008 г.
5. Материалы из сети Интернет.
6. Для презентации использовались картинки из сети Интернет.

Источник

Adblock
detector