Меню

Проанализируй содержание схемы экологические проблемы почв

Экологические проблемы почвы

На протяжении нескольких предыдущих тысячелетий человеческая деятельность наносила небольшой ущерб экологии, но после технических революций равновесие между человеком и природой было нарушено, поскольку с тех пор природные ресурсы стали интенсивно использоваться. Истощению подверглись и почвы в результате сельскохозяйственной деятельности.

Деградация земли

Регулярное земледелие, выращивание сельскохозяйственных культур приводит к деградации земли. Плодородная почва превращается в пустыню, что приводит к гибели и человеческих цивилизаций. Истощение грунта происходит постепенно и к нему приводят следующие действия:

  • обильное орошение способствует засолению почвы;
  • утрата органических веществ из-за недостаточного количества удобрений;
  • чрезмерное использование пестицидов и агрохимикатов;
  • нерациональное использование посевных площадей;
  • бессистемный выпас скота;
  • ветровая и водная эрозия из-за вырубки лесов.

Почва формируется длительное время и восстанавливается очень медленно. В местах, где пасется скот, растения выедаются и гибнут, а дождевая вода размывает грунт. В результате этого могут образоваться глубокие ямы и овраги. Чтобы замедлить и прекратить данный процесс, нужно переселить людей и животных в другие районы и садить лес.

Загрязнение почвы

Кроме проблемы эрозии и истощения в результате сельского хозяйства существует еще одна проблема. Это загрязнение почвы различными источниками:

  • отходами промышленности;
  • разливом нефтепродуктов;
  • минеральными удобрениями;
  • отходами транспорта;
  • строительство дорог, транспортных узлов;
  • урабанизационные процессы.

Это и многое другое становится причиной разрушения почв. Если не контролировать антропогенную деятельность, то большая часть территорий превратится в пустыни и полупустыни. Почва потеряет плодородность, вымрут растения, погибнут животные и люди.

Источник

КСП 7 класс экологические проблемы почвы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Раздел долгосрочного плана:

Школа: Искровская средняя школа

Ф.И.О. учителя: Мусафирова Ж.У.

Экологические проблемы почвы.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

7.3.4.5 Классифицирует экологические проблемы почвы и делает анализ на его пути решения

К концу урока учащиеся смогут:

Все классифицировать экологические проблемы почвы;

Большинство анализировать экологические проблемы почвы;

Некоторые предложат пути решения экологических проблем почвы;

В конце урока учащиеся смогут:

классифицируют экологические проблемы почвы;

анализируют экологичсекие проблемы;

предлогают пути решения экологических проблем;

Языковые цели обучение: Чтение: Читая текст осмысляют распространение экологической проблемы почвы.

Слушание: Взаимообменивание мнениями учащихся

Говорение, письмо: Учащиеся могут классифицировать экологические проблемы почвы.

Плодородные вещества почвы ,

рельеф, климат, живые организмы,

чрезмерное пользование пастбищи,

засуха, ветер, ливень,

уплотнение почвы, плохой водяной дренаж,

неблагоприятные методы сельского хозяйства

Полезные фразы для чтения/письма :

Основная причина эрозии почвы в этом регионе.

Воспитание у учащихся взаимосотрудничества, умению выслушивать ответы друг друга, любви к окружающей среде, что входит учебную программу «М әңгілік ел » .

Экология, биология, история

Навыки использования ИКТ

Интерактивная доска, презентация

3.4 Биосфера. Виды почв Казахстана

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

— Психологический настрой на урок «Пожелание другу»

Опрос домашнего задания дифференцированным методом А. Прочитать пораграф и составить красворд

Б . Составть коцептуальную карту состав почв

С. Написать эссе по теме состоящей из 150-200 слов.

4-5 мин(1мин 40 сек).

Показать видео фильм BilimLan d

И . Р . Что такое загрязнение почвы?

Назовите виды загрязнение почвы?

Почему загрязенение почвы настолько опасно для природы и для человечества?

Из за чего неплодордные земли становятся непригодными?

Что такое эрозия почвы?

Причины эрозии почвы

(Каждому ученику раздаются конверты и на каждом конверте по 2 вопроса, отвечают по 1-2 ученику)

Ученики смотрят видео ролик должны запомнить термины которые относятся к нашей теме и их повторить

Ознакомиться с целями урока и с критериями успеха

П.Р. Прием «Чтение с пометками». Учащиеся читают текст учебника и делают соответствующие отметки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы:

Это для меня абсолютно новое-+,

Это противоречит тому, что я знал—,

Я хочу знать об этом больше- ?.

Критерий оценивание

Классифицируютэкологические проблемы почвы.

Классифицирую экологические проблемы почвы

«2 звезды 1 пожелание»

Деление класса на группы по методу « Композиция цвета»

Физминутка «Шум дождя»

Г.Р. Сотавление кластера

Причины экологической проблемы почв

Экологические проблемы почв .

Учитель предлагает разную информацию о экологической проблеме почв (текст, видео)

2.Называют экологические проблемы почвы

3.Объясняют эрозия почвы

1.Перечисляю экологические проблемы почвы.

экологические проблемы почвы

3.Объясняю эрозию почвы

Защита кластера. Взаимооценивание по критериям

(от1-3 -1 балл, 1-5 – 2 балла, 1- 6 и больше – 3 балла)

Учебник 7 класс

Картинки с изображением трех цветов

Атлас. Текст учебника

Оценивание фишками Проводит рефлексию.

— Скажите, добились ли мы цели, которую поставили перед собой?

— Чем сегодня на уроке мы занимались и что полезного вы узнали?

-Какую трудность вы ощутили в процессе выполнения заданий?

-Что вам понравилось?

А. Прочитать пораграф и ответить на вопросы в конце текста

Б . Обозначить на контурной карте области где более распространена эрозия почв.

С. Придумайте название на эту картинку и напишите эссе состоящей из 150-200 слов.

Читайте также:  Фикс прайс почва для цветов

Дифференциаця ученикам– каким образом

вы планируете оказать больше поддержки? Какие Вы планируете ставить задачи перед более способными учащимися?

«2 звезды 1 пожелание»

Взаимооценивание по критериям

(от1-3 -1 балл, 1-5 – 2 балла, 1- 6 и больше – 3 балла)

Оценивание фишками

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичным?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 956 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 652 человека из 81 региона

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 209 человек из 62 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-930055

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

МГУ откроет первую в России магистерскую программу по биоэтике

Время чтения: 2 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года

Время чтения: 1 минута

ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной

Время чтения: 1 минута

Международный конгресс-выставка «Молодые профессионалы» пройдет с 12 по 14 декабря в Москве

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лабораторный практикум по теме «Оценка экологического состояния почвы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КОЛЛЕДЖ ФГБОУ ВО «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОЧВЫ

Рекомендовано научно-методическим советом колледжа федерального

государственного бюджетного образовательного учреждения высшего

образования «Чеченский государственный университет»

для внутривузовского использования в качестве учебного пособия

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

Мастер производственного обучения

Садилова Айшат Бекхановна

Обработка и учет результатов химического анализа

1. Кислотность и засоленность почвы

Кислотность почвы – важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также аккумуляцию и подвижность загрязнителей в почве (в первую очередь металлов). При высокой кислотности угнетается рост и развитие многих сельскохозяйственных культур, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов. При высокой кислотности почвы необходимо проводить ее известкование. Кислотность почвы определяют, измеряя величину pH солевой вытяжки. В зависимости от величины pH почва может быть кислой, нейтральной или щелочной:

• pH=4 и менее – сильнокислая;

• pH=6 – слабокислая; • pH=7 – нейтральная;

• pH=8 и более – щелочная.

Засоленность почвы характеризуется повышенным содержанием легкорастворимых минеральных солей, что неблагоприятно сказывается на физических и химических свойствах почвы и создает неблагоприятные условия для развития и роста многих растений. Сильнозасоленные почвы обычно непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур. У растений, произрастающих на засоленных почвах, задерживаются набухание семян, цветение, рост, снижается урожайность. При больших концентрациях солей наступает гибель растений. Наиболее вредное влияние оказывают карбонаты, хлориды и сульфаты натрия и калия.

Концентрации легкорастворимых солей определяют в водной вытяжке, проводя ее химический анализ. При выявлении сильного засоления почв сельскохозяйственных угодий необходимо проводить специальные гидромелиоративные мероприятия (орошение, дренаж, промывка).

2. Антропогенные нарушения почвы

Антропогенное воздействие на почвы носит прямой и косвенный характер и обычно приводит к нарушениям почвы. Нарушения почвы состоят в изменениях в составе (механическом и химическом) и структуре почвы, а также в изменениях в функционировании агроэкосистем, что выражается в отклонениях от их естественного состояния и нарушении равновесных экологических процессов.

Читайте также:  Когда подкормить садовые хризантемы

Практически всегда нарушения почвы являются сложными, имеющими черты прямого и косвенного воздействий. Нарушения почвы могут быть вызваны и природными процессами – пожарами, сезонными климатическими явлениями, вулканическими процессами, стихийными бедствиями и др.

Почвы можно условно рассматривать как: ненарушенные, т.е. существующие в естественных природных условиях, и нарушенные, т.е. в разной степени преобразованные и измененные человеком (сельскохозяйственные угодья, почвы городов, агропромышленных и др. районов).

Почвы крупных городов и промышленных зон представляют собой, как правило, искусственные образования («урбаноземы»), созданные путем постоянной подсыпки смесью естественного материала, глины, песка, торфа и т.п. и антропогенных продуктов (переработанных строительных, бытовых, промышленных отходов). Естественные (ненарушенные) почвы сохранились лишь на окраинах городов и в пределах старых лесопарковых участков.

По признакам изменений различают следующие основные типы нарушений почвы.

1. Полное уничтожение почвы , т.е. удаление почвенного слоя, выход на поверхность почвообразующих пород.

2. Перекрытие почвенного профиля различными материалами – отходами, дорогами, покрытиями, застройками, затоплением. Только под города и прочие населенные пункты изъято из естественного биосферного процесса около 5% почвенного покрова, и эта величина неуклонно растет. Подсчитано, что ежегодно в мире теряется до 6–7 млн. га почв.

3. Эрозия почв – разрушение почв и вынос рыхлых компонентов почвенного материала водой и ветром. Водная эрозия происходит под воздействием поверхностного стока, дождевых и талых вод. Ветровая эрозия (дефляция) – представляет собой выдувание мелкозема верхних горизонтов, особенно в засушливые периоды, при сильных ветрах, особенно в условиях отсутствии растительности.

4. Механические нарушения – уплотнение; переувлажнение (подтопление); иссушение; образование плотных корок; пирогенные нарушения (являются результатом пожаров). Механические нарушения обусловливают ухудшение физических (воднотепловых, воздушных), химических свойств, замусоривание почв.

5. Загрязнение почв – накопление и распространение в них веществ, не связанных с почвообразованием: как относящихся к естественным компонентам (соли, закисляющие вещества, нефть и нефтепродукты, некоторые минеральные удобрения и др.), так и загрязнителей – токсикантов (тяжелые металлы, хлорорганические пестициды, радионуклиды и др.).

6. В результате загрязнения почв снижается плодородие почвы, а сама почва может стать губительной средой для существующих в ней (и находящихся в контакте с ней) организмов. Загрязнение почв сопровождается распространением загрязнений в другие среды и объекты окружающей среды – живой и косной природы.

Работа 1. Приготовление почвенной вытяжки

Цели работы: ознакомление с операциями приготовления почвенных вытяжек, приготовление почвенных вытяжек для их использования в дальнейших работах.

Информация. Химическое исследование почвы обычно проводится путем подготовки к анализу заблаговременно отобранного образца почвы и определения состава почвенных вытяжек – водной и солевой. От правильности приготовления почвенных вытяжек во многом зависят и результаты исследования почвенного образца. В водной вытяжке определяются концентрации водорастворимых солей (хлоридов, сульфатов, карбонатов и гидрокарбонатов, а также солей жесткости), а в солевой – кислотность, или значение pH вытяжки.

Оборудование из комплекта: воронка стеклянная, палочка стеклянная, стакан на 50 мл, фильтр бумажный, цилиндр мерный на 50 мл.

Оборудование из кабинета: весы учебные, стакан на 200 мл, штатив ШХЛ с кольцом, разновесы, кювета, сушильный шкаф.

Реактивы и материалы: раствор хлорида калия (1,0 н.), чистая вода, образец почвы.

1. Высушите отобранный образец почвы в сушильном шкафу или на воздухе, расположив почву в кювете слоем толщиной не более 2 см.

Примечание. Образец почвы необходимо предварительно подготовить; отобрать инородные включения, камни и т.п. Почва для анализа должна быть рассыпчатой.

2. Взвесьте пустой чистый стакан на 200 мл. В стакан поместите высушенную почву на 1 /3 высоты и снова взвесьте его, определив массу почвы (m) в граммах.

3. Добавьте к почве раствор хлорида калия в количестве 2,5 × m в мл (5 мл раствора на 2 г почвы), приготовив тем самым солевую вытяжку. Объем раствора хлорида калия отмерьте с помощью цилиндра.

4. Перемешивайте содержимое стакана в течение 3–5 мин. с помощью стеклянной палочки.

5. Отфильтруйте содержимое стакана через бумажный фильтр, собирая готовую вытяжку в нижний стакан на 50 мл, как показано на рисунке. Обратите внимание на ее внешний вид (цвет, мутность). Вытяжка должна быть однородной и не содержать частиц почвы.

6. Аналогично приготовьте водную вытяжку, используя вместо раствора хлорида калия чистую воду, в соотношении 5 × m (5 мл воды на 1 г почвы).

7. Солевую вытяжку используйте далее для определения кислотности почвы, а водную вытяжку – для определения засоленности почвы.

Работа 2. Определение pH почвенной вытяжки и оценка кислотности почвы

Цель работы: изучение экологического состояния почвы через оценку ее кислотности.

Информация. Кислотность почвы – важный экологический фактор, определяющий условия жизнедеятельности почвенных организмов и высших растений, а также аккумуляцию и подвижность загрязнителей в почве (в первую очередь металлов). При высокой кислотности угнетается рост и развитие многих сельскохозяйственных культур, подавляется жизнедеятельность микроорганизмов. При высокой кислотности почвы необходимо проводить ее известкование. Кислотность почвы определяют, измеряя величину pH солевой вытяжки. В зависимости от величины pH почва может быть кислой, нейтральной или щелочной:

Читайте также:  Торфяно болотные почвы влажность

• pH=4 и менее – сильнокислая;

• pH=8 и более – щелочная.

Оборудование из комплекта : ложка, оборудование для приготовления почвенной солевой вытяжки, пинцет, пипетка-капельница, пробирки – 2 шт., штатив для пробирок.

Оборудование из кабинета: штатив ШЛХ с кольцом, весы учебные, разновесы.

Реактивы и материалы: раствор индикатора универсального, готовая почвенная солевая вытяжка, pH-индикаторная бумага, фильтр бумажный.

1. Приготовьте солевую почвенную вытяжку для двух образцов почвы.

2. Определите pH почвенной вытяжки. Для этого налейте в две пробирки до метки «5 мл» почвенную вытяжку и протестируйте каждым из способов:

а) раствором индикатора универсального, добавив в первую пробирку 3–5 капель раствора индикатора;

б) pH-индикаторной бумагой, опустив

конец бумажной полоски пинцетом во вторую пробирку.

3. Результаты определите по цветной шкале значений pH для каждого образца.

Работа 3. Оценка экологического состояния почвы по солевому составу водной вытяжки

Цель работы: изучение засоленности почвы количественным методом.

Выполняется с помощью тест-комплектов «Хлориды», «Сульфаты», «Карбонаты». Может выполняться также с помощью комплектов-лабораторий «НКВ», «Пчелка-У/хим», «Пчелка-У/почва».

Оборудование: оборудование для определения хлоридов, сульфатов, карбонатов из состава тест-комплектов «Хлориды», «Сульфаты», «Карбонаты» и др.

Оборудование для приготовления почвенной водной вытяжки либо готовая почвенная водная вытяжка.

1. Приготовьте почвенную водную вытяжку.

2. Определите концентрации в почвенной вытяжке в мг/л:

в) карбонатов и гидрокарбонатов – как описано в карте-

инструкции к тест-комплекту «Карбонаты».

3. Умножьте каждое полученное значение концентрации в вытяжке на коэффициент 5 × 10 –4 , получив тем самым массовую долю соответствующей соли в почвенном образце в %.

Работа 4. Определение антропогенных нарушений почвы

1. Цели работы: ознакомление с различными антропогенными нарушениями на знакомом участке местности, прогноз отрицательных последствий для окружающей среды от различных нарушений.

2. Информация. Антропогенное воздействие на почвы обычно приводит к нарушениям почвы. Практически всегда нарушения почвы являются сложными, имеющими черты прямого и косвенного воздействий. Нарушения почвы могут быть вызваны и природными процессами – пожарами, сезонными климатическими явлениями, вулканическими процессами, стихийными бедствиями и др. Почвы можно условно рассматривать как: ненарушенные, т.е. существующие в естественных природных условиях, и нарушенные, т.е. в разной степени преобразованные и измененные человеком.

Работа 5. Влияние искусственных экологических сред на растения

(моделирование экологических ситуаций)

Цель работы : изучение влияния искусственных экологических сред, моделирующих экологические ситуации, на растения.

Информация . Искусственные экологические среды, используемые в данной работе, моделируют реальные экологические ситуации, вызванные химическим загрязнением почв и водных источников. К таким ситуациям относятся засоление, закисление, защелачивание, загрязнение почв тяжелыми металлами и органическими соединениями, а также загрязнения, обусловленные избыточным (нерациональным) внесением в почву минеральных удобрений, и загрязнения органическими соединениями.

Оборудование из комплекта: пробирки – 7 шт., штатив для пробирок.

Реактивы и материалы: раствор гидроксида натрия (20%), раствор сульфата меди (насыщенный), раствор хлорида калия (насыщенный), раствор нитрата калия (насыщенный), раствор соляной кислоты (1:3), раствор синтетического моющего средства (СМС), побеги растений.

1. Пронумеруйте каждую из 7 пробирок. В каждую пробирку налейте до метки «5 мл» один раствор согласно таблице.

2. Поместите в пронумерованные пробирки побеги одного и того же растения.

3. Наблюдайте за изменениями, происходящими с растениями через определенные промежутки времени, отмечая их по часам. Обращайте внимание на состояние всех органов растения.

Работа 6. Польза и вред полиэтилена

1. Цель работы. Изучение влияния скоплений твердых объектов на окружающую среду.

2. Информация. Важной экологической проблемой является скопление твердых отходов, среди которых значительную часть составляют изделия из синтетических полимерных материалов, обладающих высокой устойчивостью к разрушению. Для многих полимеров в природе не существует микроорганизмов, способных их разрушить. В результате накапливаются неразлагающиеся вещества, некоторые из которых могут давать токсичные и мутагенные продукты.

3. Оборудование из комплекта: ножницы, пинцет, стакан на 50 мл – 2 шт.

4. Оборудование из кабинета: спиртовка, спички.

5. Реактивы и материалы: раствор гидроксида натрия (20%), раствор соляной кислоты (1:3), вода, прозрачный полиэтиленовый пакет, кусочки полиэтиленовой пленки (пакета), лист бумаги. Приготовление растворов см. в п. 3.3.

7. Возьмите в руки полиэтиленовый пакет. Какие полезные качества он имеет? Заполните его воздухом, затем водой. Пропускает ли полиэтилен воздух, воду?

8. Сравните прочность писчей бумаги и полиэтилена, надорвав край руками.

9. Отрежьте кусочек 1×1 см полиэтилена, зажмите его пинцетом и подожгите в пламени. Чувствуете ли запах?

10. Соблюдайте осторожность: горящий полиэтилен может капать расплавленным материалом, приводя к ожогам.

11. Напишите уравнение реакции горения полиэтилена.

12. Опустите поочередно кусочки полиэтилена и бумаги

13. (размер 1×1 см) в растворы кислоты и щелочи. На следующий день посмотрите внешний вид кусочков и проверьте их прочность пинцетом.

14. Положите кусочки полиэтилена и бумаги в почву (можно в цветочный вазон). Через месяц проверьте внешний вид и прочность кусочков.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Adblock
detector